Судебный акт
Назначение досрочной страховой пенсии
Документ от 30.09.2025, опубликован на сайте 13.10.2025 под номером 121677, 2-я гражданская, о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, и понуждении к назначению пенсии, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0013-01-2025-001023-92

Судья Кудряшева Н.В.                                                                         Дело № 33-3748/2025

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                 30 сентября 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Самылиной О.П., Шлейкина М.И.,

при секретаре Леонченко А.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ивановой Татьяны Петровны на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 5 мая 2025 года по гражданскому делу № 2-831/2025, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Ивановой Татьяне Петровне к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии на основании  п.1 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 № 400 ФЗ «О страховых пенсиях», понуждении к назначению досрочно  страховой пенсии  по старости отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения  Ивановой Т.П., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

установила:

 

Иванова Т.П. обратилась  в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости. В обоснование иска указала, что обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по п.1 ч. 1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Решением ответчика от 04.12.2024 в ее специальный стаж не засчитаны периоды работы: с 16.12.2020 по 16.02.2021 – в должности медицинской сестры  процедурной отделения ***; с 17.02.2021  по 30.045.2021 – в должности медицинской сестры  процедурной отделения  ***; с 01.05.2021 по 15.09.2024  - в должности медицинской сестры процедурной отделения  ***, так как документально не подтверждается обоснованность представления страхователем индивидуальных сведений с кодом профессии 27-1, 12300000-17541, 12300000-24577, предусмотренных Списком № 1 от 26.01.1991. Льготно-уточняющая справка от 27.08.2024 № *** также не принята ответчиком во внимание, поскольку не содержит  информацию о документах, подтверждающих льготный характер работы, а именно постоянную и непосредственную работу с радиоактивными веществами с активностью таких  веществ на рабочем месте  свыше 10 милликюри радия 226 или эквивалентного  по радиотоксичности   количества радиоактивных веществ. С решением ОСФР по Ульяновской области она не согласна. Работодателем в адрес ответчика 09.01.2025 был  предоставлен пакет документов, подтверждающих относимость сотрудников к Списку №1 от 26.01.1991. Также работодателем произведена оплата страховых взносов за нее в повышенном размере. Просила обязать ОСФР по Ульяновской области  включить в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение по Списку № 1 периоды ее работы: с 16.12.2020 по 16.02.2021 – в должности медицинской сестры  процедурной отделения ***; с 17.02.2021  по 30.04.2021 – в должности медицинской сестры  процедурной отделения  ***;  с 01.05.2021 по 15.09.2024 – в должности медицинской сестры процедурной отделения  ***   и назначить досрочную пенсию по старости с 16.09.2024.

Рассмотрев спор по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Иванова Т.П. считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные доводам искового заявления. Настаивает на том, что льготный характер ее работы по Списку № 1 подтвержден документально. Полагает, что отсутствие в должностной инструкции и трудовом договоре указаний на то, что условия ее труда не являются вредными, не может являться основанием для отказа в иске. Просит учесть, что работодатель представлял в ОСФР по Ульяновской области сведения о ее работе, как о работе по Списку № 1, производил отплату страховых взносов в повышенном размере. Указывает, что на дату обращения к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости у нее имелся стаж, необходимый для назначения пенсии в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В возражениях на жалобу ОСФР по Ульяновской области  считает решение суда законным и обоснованным.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика и третьего лица, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 16.09.2024 Иванова Т.П., *** года рождения, обратилась в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (том 1, л.д. 56-58).

Решением ОСФР по Ульяновской области от 04.12.2024 Ивановой Т.П. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ (том 1, л.д. 54-56).

В стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» ответчиком не засчитаны периоды работы Ивановой Т.П.:

- с 16.12.2020 по 16.02.2021 – в должности медицинской сестры процедурной отделения ***!озитронной эмиссионной томографии ПЭТ-центра ФГБУ ФВЦМО ФМБА России!%;

- с 17.02.2021 по 30.04.2021 – в должности медицинской сестры процедурной отделения ***;

- с 01.05.2021 по 15.09.2024 – в должности медицинской сестры процедурной отделения ***, так как сведения о ее работе за период с 16.12.2020 по 31.12.2021 представлены с кодом условий труда 27-1, 12300000-17541 – работники учреждений здравоохранения, постоянно и непосредственно работающие с радиоактивными веществами с активностью таких веществ на рабочем месте свыше 10 милликюри радия 226 или эквивалентного по радиотоксичности количества радиоактивных веществ, а также на гаммо-терапевтических аппаратах; а за период работы с 01.01.2022 по 15.09.2024 – с кодом 27-1, 12300000-24577 – рентгенлаборанты, в том числе в рентгеноперационных, ангиографических и флюрографических кабинетах (позиция 12300000-24577). Однако в должности рентгенлаборанта Иванова Т.П. не работала.

Кроме того, документально не подтверждается постоянная занятость истца на работах с открытыми радиоактивными веществами по классу I.

Полагая незаконным отказ в зачете в стаж по Списку № 1 от 26.01.1991 указанных периодов работы, а также в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Иванова Т.П. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что периоды работы истца с 16.12.2020 по 15.09.2024 не подлежат зачету в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку  правом на льготное  пенсионное обеспечение  по Списку №1 от 26.01.1991 (раздел XIX позиция 12300000-17541) пользуются только работники постоянно занятые  на работах с открытыми  радиоактивными веществами по классу I, в отношении Ивановой Т.П. отсутствуют достаточные доказательства, подтверждающие постоянную занятость истца непосредственно на работах с радиоактивными веществами активностью на рабочем месте  свыше 10 милликюри эквивалентного по радиотоксичности количества радиоактивных веществ радию 226.

Однако, данные выводы суда противоречат обстоятельствам дела, что в силу ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного решения.

По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному Федеральному закону).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона по состоянию на 31.12.2018, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.

Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В силу ч. 3 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ).

Частью 6 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, что периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 данной статьи, имевшие место после 01.01.2013, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 данной статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 данной статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Подпунктом «а» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах:

Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;

список № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992;

Списком № 1, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, установлено, что право на льготную пенсию имеют работники учреждений здравоохранения, постоянно и  непосредственно  работающие с радиоактивными веществами с активностью на рабочем месте свыше 10  милликюри радия 226 или эквивалентного по радиотоксичности количества радиоактивных веществ, а также на гамма – терапевтических аппаратах (раздел 12300000 XIX. Учреждения здравоохранения, код профессии 12300000-17541), а также рентгенолаборанты, в том числе в рентгенооперационных, ангиографических и флюорографических кабинетах (код процессии 12300000-24577).

Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 (далее – Правила № 516), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Пунктом 5 разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» предусмотрено, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня; под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

Как указано в письме Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.04.1998 № 2510/3055-98-32 «О льготном пенсионном обеспечении работников учреждений здравоохранения, занятых на работах с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений», работники учреждений здравоохранения, постоянно и непосредственно работающие с радиоактивными веществами с активностью на рабочем месте свыше 10 милликюри радия 226 или эквивалентного по радиотоксичности количества радиоактивных веществ имеют право на льготную пенсию по Списку № 1, раздел XIX, поз. 12300000.

Поскольку в указанных разделах Списков не указано (в закрытом или открытом виде) применяются радиоактивные вещества, то основным условием является активность на рабочем месте. Под рабочим местом понимается место (помещение) пребывание персонала для выполнения своих функциональных обязанностей в течение не менее половины своего рабочего времени или 2-х часов непрерывно. Если для выполнения своих производственных обязанностей работник должен находиться в различных местах помещения, то рабочим местом считается все помещение.

Активность на рабочем месте подтверждается документами замеров, проведенных промсанлабораторией или центром Госсанэпиднадзора.

Право на эти пенсии распространяется на врачей, средний и младший медицинский персонал.

«Активные» палаты - это специально оборудованные помещения для пребывания в них больных в процессе внутриполостной гамматерапии. Каждый из этих больных является носителем источников гамма-излучения. За медицинским персоналом «активных палат» ведется дозиметрический контроль, показывающий, что они имеют достаточно высокую лучевую нагрузку.

Средний и младший медицинский персонал радиологических отделений, обслуживающий «активные» палаты, относится к категории работников, непосредственно и постоянно работающих с радиоактивными веществами с активностью на рабочем месте свыше 10 милликюри радия 226 или эквивалентного по радиотоксичности количества радиоактивных веществ и имеет право на льготную пенсию по Списку № 1.

Медицинский персонал отделения радиоизотопной диагностики проводит исследования больных, которые после введения радионуклидов сами становятся источниками излучения. Во время работы персонал находится около пациента и облучается радионуклидами той же активности, которая введена больному, поэтому указанному персоналу также должна устанавливаться льготная пенсия.

Согласно записям в трудовой книжке Ивановой Т.П. 16.12.2020 она была принята в *** в отделение *** на должность медицинской сестры процедурной; 16.02.2021 *** реорганизовано в форме присоединения в ***; 17.02.2021 – истец переведена в отделение ***; 01.05.2021 – переведена в отделение *** на должность медицинской сестры процедурной (том 1, л.д. 76-77).

В трудовом договоре с Ивановой Т.П. от 16.12.2020 указано, что она обязуется выполнять обязанности по должности медицинской сестры процедурной (п. 1.2), местом работы является *** (п.1.3) (том 1, л.д. 94-97).

Согласно дополнительному соглашению к трудовому договору от 17.02.2021 работник переводится на работу в отделение *** на должность медицинской сестры процедурной (п. 1.2); трудовые обязанности работника определяются в соответствии с должностной инструкцией медицинской сестры процедурной (по приложению № 1) (том 1, л.д. 101-105).

Согласно дополнительному соглашению к трудовому договору от 30.04.2021 работник переводится на работу в отделение *** на должность медицинской сестры процедурной (том 1, л.д. 106).

Из должностной инструкции медицинской сестры процедурной *** следует, что в ее должностные обязанности входят  такие, как: по внутреннему графику отделения проводить работу по генерированию ***, с соблюдением всех норм и правил радиационной безопасности и санитарно-эпидемиологического режима в процедурном кабинете; осуществлять ***; производить ***; обеспечить строгий учет и хранение *** (том 1, л.д. 98-100).

В должностные обязанности медицинской сестры процедурной отделения *** входят следующие: выполняет назначенные лечащим врачом процедуры, разрешенные к выполнению средним медицинским персоналом; помогает при проведении манипуляций, которые имеет право выполнять только врач; обеспечивает учет и хранение *** в специальных шкафах; выполняет расчет величины ***, необходимого для исследования, приготавливает и вводит *** пациентам (том 1, л.д. 107-111).

Согласно карте специальной оценки условий труда № *** от 16.04.2021 по должности медицинской сестры *** установлен итоговый класс условий труда 3.3, в том числе такой класс установлен по биологическому фактору производственной среды и по ионизирующему излучению. Также установлено право на досрочное назначение пенсии по Списку № 1 от 26.01.1991 (том 1, л.д. 223-224).

Согласно карте специальной оценке условий труда № *** от 30.10.2023 по должности медицинской сестры *** итоговый класс условий труда установлен 3.3; также указано о наличии права на досрочное назначение страховой пенсии по старости по Списку № 1 от 26.01.1991, раздел XIX. Учреждения здравоохранения, код профессии 12300000-17541 - работники учреждений здравоохранения, постоянно и непосредственно работающие с радиоактивными веществами с активностью на рабочем месте свыше 10 милликюри радия 226 или эквивалентного по радиотоксичности вещества, а также на гамма-терапевтических установках (том 1, л.д. 112-113).

Материалами дела подтверждено, что отделение *** и предназначено для проведения радионуклидных диагностических исследований.

В п. 1.3 лицензии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.09.2019 № ВО-03-210-3684, от 09.04.2021 № ВО-03-210-3836 работы с радиоактивными веществами допускается выполнять по II-III классу работ с открытыми источниками излучения; в качестве объекта расположения использования атомной энергии указан ПЭТ-центр (том 1, л.д. 148-153).

Изменениями № 1 от 11.04.2022 и № 2 от 15.02.2024 Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору внесены изменения в лицензию от 09.04.2021 № ВО-03-210-3836, в п. 1.4 в качестве расположения объектов использования атомной энергии указаны: радиологический корпус; ПЭТ-центр; отделение радионуклиной диагностики (том 1, л.д. 154-160).

В радиационно-гигиеническом паспорте по состоянию за 2021 год указано, что на территории *** находятся три корпуса, в которых производятся работы с радиоактивными веществами: *** (том 1, л.д. 127-132).

В радиационно-гигиеническом паспорте за 2022 год указан II класс работ, за 2023 год – II-III класс работ у персонала, проводящего работы с открытыми источниками излучения. Персонал, проводящий работы с открытыми источниками излучения по I классу, отсутствует (том 1, л.д. 133-147).

В инструкции по радиационной безопасности в отделении *** (пункт 15.5) указано, что при осуществлении работ с источниками ионизирующего излучения в подразделениях отделения *** в штатном режиме персонал подвергается воздействию следующих радиационных производственных факторов: гамма-излучение от радиофармацевтического препарата при фасовке на дозировки для введения пациентам, от радиофармацевтического препарата в шприцах при введении, от пациентов с введенным радиофармацевтическим препаратом, от радиоактивных отходов; загрязнений поверхностей оборудования, стен и пола помещений альфа-бета-активными веществами. Для контроля индивдуальных доз внешнего облучения каждому сотруднику, отнесенному к группе А, выдается индивидуальный дозитметр (том 2, л.д. 61-82).

Карточкой учета индивидуальных доз облучения персонала подтверждается постановка истца на индивидуальный дозиметрический контроль (том 1, л.д. 114-115).

Приказами работодателя Иванова Т.П. отнесена к персоналу группы *** (том 2, л.д. 31-60).

Согласно справке от 27.08.2024 № ***, выданной ***, в период с 16.12.2020 по настоящее время Иванова Т.П. постоянно и непосредственно работает с радиоактивными веществами с активностью на рабочем месте свыше 10 милликюри радия 226 или эквивалентного по радиотоксичности вещества. Данные виды работ предусмотрены Списком № 1 от 26.01.1991, код профессии 12300000-17541. В период с 16.12.2020 по настоящее время Иванова Т.П. имеет нагрузку, установленную за ставку заработной платы, предусмотренную трудовым законодательством для должности медицинской сестры процедурной (том 1, л.д. 60-61).

Из материалов дела, пояснений истца в суде апелляционной инстанции следует, что Иванова Т.П. работает с такими радиоактивными веществами как 99mTc (технеций), F18 (Фтор18) (том 2, л.д. 137-139,157-192).

Согласно справке ФГБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии № 172 радиоактивность данных веществ на рабочем месте истца превышает 10 милликюри радия 226 (том 2, л.д. 130).

Из устава ***, представленного по запросу суда апелляционной инстанции, следует, что целью деятельности данного учреждения является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения отдельных территорий в соответствии с перечнем обслуживаемых *** организаций и территорий, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Таким образом, активность на рабочем месте истца подтверждена документами замеров, эквивалент которых определен ***, а данное учреждение, исходя из положений  приведенного выше письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.04.1998 № 2510/3055-98-32, является промсанлабораторией.

Кроме того, материалами дела также подтверждено, что за весь спорный период работы Ивановой Т.П. работодателем представлены сведения в ОСФР по Ульяновской области как о работе по Списку № 1: за период с 16.12.2020 по 31.12.2021 – с кодом особых условий труда 27-1, 12300000-17541 (работники учреждений здравоохранения, постоянно и  непосредственно  работающие с радиоактивными веществами с активностью на рабочем месте свыше 10  милликюри  радия  226 или эквивалентного по радиотоксичности    количества    радиоактивных веществ,   а  также на  гамма – терапевтических аппаратах), с 01.01.2022 по 31.10.2024 – с кодом особых условий труда 27-1, 12300000-24577 (рентгенлаборанты).

Несмотря на то, что представленные сведения о работе истца с 01.01.2022 по 31.10.2024 – с кодом особых условий труда 27-1, 12300000-24577 (рентгенлаборанты) до настоящего времени не скорректированы работодателем, судебная коллегия на основании изложенных выше доказательств приходит к выводу о том, что фактически истец работала весь спорный период в учреждении здравоохранения, постоянно и  непосредственно  с радиоактивными веществами с активностью на рабочем месте свыше 10  милликюри  радия  226 или эквивалентного по радиотоксичности    количества    радиоактивных веществ, что соответствует коду профессии 12300000-17541 по Списку № 1 от 26.01.1991.

Указанный работодателем код условий труда истца за период с 01.01.2022 по 31.10.2024 – 27-1, 12300000-24577 (рентгенлаборанты) также предусмотрен Списком № 1 от 26.01.1991 и дает право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.

Факт уплаты страховых взносов за спорный период истца в повышенном размере лицами, участвующими в деле, не оспаривался.

Таким образом, работодателем в соответствии с действующим законодательством подтверждена занятость истца в спорный период на работах, дающих право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по Списку № 1 от 26.01.1991.

Доводы ОСФР по Ульяновской области, приведенные в возражениях на иск и жалобу о том, что для учета периодов работы по Списку № 1 необходима занятость работника с веществами I класса опасности, судебной коллегией отклоняются, поскольку, как указано выше, в данном случае имеет значение активность вещества на рабочем месте.

Данное условие у истца соблюдено.

Периоды работы Ивановой Т.П. с 16.12.2020 по 16.02.2021, с 17.02.2021 по 30.04.2021, с 01.05.2021 по 15.09.2024 общей продолжительностью 3 года 9 месяцев дают истцу право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ по достижении возраста 52 лет, которого истец достигла 13.01.2024, но поскольку с заявлением о назначении пенсии она обратилась 16.09.2024 досрочная страховая пенсия подлежит назначению Ивановой Т.П. с этой даты в соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ, согласно которой страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Таким образом, решение суда подлежит отмене, исковые требования Ивановой Т.П. – удовлетворению.

 

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила: 

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 5 мая 2025 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Исковые требования Ивановой Татьяны Петровны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области удовлетворить.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области включить в специальный стаж Ивановой Татьяны Петровны (СНИЛС ***), дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии  с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды ее работы с 16.12.2020 по 16.02.2021 – в должности медицинской сестры процедурной ***, с 17.02.2021 по 30.04.2021 – в должности медицинской сестры процедурной ***, с 01.05.2021 по 15.09.2024 – в должности медицинской сестры процедурной отделения ***; и назначить Ивановой Татьяне Петровне досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от  28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 16.09.2024.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Димитровградский городской суд Ульяновской области.

 

Председательствующий 

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 08.10.2025.