УЛЬЯНОВСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ СУД
 
73RS0001-01-2025-000451-19
Судья Сизов И.А.                                                                           
Дело № 33-3947/2025
 
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
 
город Ульяновск                                                                                 7
октября 2025 года
 
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Герасимовой Е.Н.,      
судей Самылиной
О.П., Шлейкина М.И., 
при секретаре
Синчуговой А.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1042/2025 по апелляционной
жалобе Борисенко Игоря Владимировича на решение Ленинского районного суда
города Ульяновска от 31 марта 2025 года, по которому постановлено:
в удовлетворении
исковых требований Борисенко Игоря Владимировича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по Ульяновской области о перерасчете пенсии отказать.
Заслушав доклад судьи Самылиной О.П., пояснения Борисенко И.В., его представителя Солнцевой Т.Г.,
поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
 
установила:
 
Борисенко
И.В. обратился в суд с исковым
заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, к Отделению Фонда пенсионного
и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее –
ОСФР по Ульяновской области) о перерасчете страховой пенсии по старости.
Исковые требования мотивированы тем, что с 15.12.2017 Борисенко И.В. является получателем страховой пенсии
по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда. В период с 01.06.2007
по 30.06.2024 он осуществлял трудовую деятельность в районах Крайнего Севера,
что согласно пункту 4 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О
страховых пенсиях» дает ему право на установление повышения фиксированной
выплаты к страховой пенсии по старости в сумме, равной 50% суммы установленной
фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной
частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона. 01.06.2022 у истца подошёл
срок 15 лет работы в районах Крайнего Севера, в связи с чем он обратился в
пенсионный орган по вопросу о перерасчёте страховой пенсии по старости с учётом
повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, однако
перерасчёт произведен не был. Истец полагает, что страховая пенсия по старости
рассчитана неверно, выплачивается в заниженном размере, при этом при расчете
пенсии неправильно применено законодательство. Указывает, что при исчислении
размера страховой пенсии по старости не применен «северный» коэффициент 1,8,
тем самым ответчик нарушил права истца при назначении страховой пенсии по
старости.
С учетом уточненных исковых
требований Борисенко И.В. просил
суд обязать ОСФР по Ульяновской области установить повышение фиксированной
выплаты к страховой пенсии по старости в сумме, равной 50% суммы установленной
фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, произвести перерасчёт
страховой пенсии по старости с учётом повышения фиксированной выплаты к
страховой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера с
01.06.2022, установить размер повышенной пенсионной выплаты «северного»
коэффициента 1,8 (л.д. 3-8, 31-33).
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Борисенко И.В. просит решение суда
отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в
части возложения на ОСФР по Ульяновской области обязанности произвести
перерасчет страховой пенсии по старости с учётом повышения фиксированной
выплаты к страховой пенсии по старости в размере 50% в связи с работой в
районах Крайнего Севера с 01.06.2022.
В
обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные доводам искового заявления.
Обращает внимание, что в соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона
от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при определении права на
перерасчет страховой пенсии по старости, предусмотренный указанной нормой
закона, не установлено требований к факту проживания и осуществления работы не
менее 15 лет до 01.01.2002 в районах Крайнего Севера. В районах Крайнего
Севера он работал с 01.06.2007 по 30.06.2024, что составляет 17 лет.
Соответственно, 15 лет требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера были
выработаны истцом 01.06.2022, что влечет перерасчет страховой пенсии по
старости по указанному основанию.
В соответствии с
положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации (далее
– ГПК РФ) судебная
коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих
в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим
образом. 
На основании части 1
статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах
доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Выслушав
пояснения участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы
апелляционной жалобы, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле
доказательствам и правильность применения судом норм материального и
процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия приходит к
следующему.
Пенсионное обеспечение в Российской Федерации
в настоящее время регулируется нормами Федерального закона
от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с применением норм ранее
действовавшего законодательства в той мере, в которой это предусмотрено
указанным Федеральным законом.
Порядок расчета пенсии по старости определен положениями
статьи 15
Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». 
Согласно нормам части 1 статьи 16
Федерального закона от 28.12.2013                     № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях» к страховой пенсии по старости устанавливается фиксированная выплата в
сумме 4982 руб. 90 коп. в месяц.
Фиксированная выплата к страховой пенсии
устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии в соответствии с
настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 16
Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
В соответствии с частью 4 статьи 17
Федерального закона от 28.12.2013                         № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего
Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у
женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по
старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам
суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии,
предусмотренной частями 1
и 2 статьи 16
настоящего Федерального закона. Указанным лицам, достигшим возраста 80 лет либо
являющимся инвалидами I группы и (или) имеющим право на повышение фиксированной
выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в
соответствии с частями 3
и 3.1
настоящей статьи, повышения фиксированной выплаты, предусмотренные частями 1
– 3.1
настоящей статьи, дополнительно увеличиваются на сумму, равную 50 процентам
суммы соответствующего повышения фиксированной выплаты.
Лицам, работавшим как в районах Крайнего
Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества
календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения
фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по
инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам
Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера
(часть 6 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях»).
Основания перерасчета размера страховой
пенсии, фиксированной выплаты к страховой выплате закреплены в статье 18
Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Как
установлено судом и следует из материалов дела, с 15.12.2017
Борисенко И.В., *** года рождения, является получателем страховой пенсии
по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от
28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». 
В
период с 01.06.2007 по 30.06.2024 он осуществлял трудовую деятельность в
районах Крайнего Севера, в связи с чем обратился в пенсионный орган по вопросу
перерасчета страховой пенсии по старости.
В
ответ на его обращения ОСФР по Ульяновской области направлены соответствующие
разъяснения, в которых указано на отсутствие правовых оснований для перерасчета
страховой пенсии по старости.
При исчислении
размера страховой пенсии по старости  в
соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №
400-ФЗ «О страховых пенсиях» Борисенко И.В.
учтены его индивидуальные показатели: 
– общий трудовой
стаж по состоянию на 01.01.2002 продолжительностью                                  20 лет 4 дня, при
этом для определения права на страховую пенсию по старости учтена
продолжительность страхового стажа на дату назначения пенсии – 33 года 12 дней,
в том числе работа по Списку № 2 – 24 года 1 месяц 23 дня,
– 9 полных лет
работы в «советское» время до 01.01.1991 в целях повышения (валоризации)
пенсии, коэффициент валоризации составил 19% – базовые 10% и 1% за каждый
полный год общего трудового стажа, приобретенного до 01.01.1991,
– среднемесячный
заработок за период работы с января 2000 года по                    ноябрь 2001 года в размере
2338 руб. 97 коп. Отношение заработка к среднемесячной заработной плате по
стране за аналогичный период (1486 руб. 83 коп.) составило 1,573. Поскольку
законодательством установлено, что отношение среднемесячного заработка
гражданина к среднемесячной заработной плате по стране учитывается в размере не
свыше 1,2, при исчислении страховой пенсии по старости истцу применено
максимально допустимое отношение заработков – 1,2,
– страховые взносы,
начисленные работодателями на заработную плату за период с 01.01.2002 по
31.12.2014 и отраженные на индивидуальном лицевом счете 764 934 руб. 49
коп.,
а также общие показатели для всех получателей трудовых
пенсий: 
–
среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с                        1 июля по 30 сентября 2001 года, установленная для
определения размера пенсии, равная 1671 руб.,
– ожидаемый период
выплаты страховой пенсии по старости – Т (на 2015 год «Т» установлен продолжительностью
252 мес.).
Общая сумма
пенсионных выплат на дату установления страховой пенсии по старости составила
14 002 руб. 66 коп., из которых: 9197 руб. 55 коп. – страховая пенсия по
старости, 4805 руб. 11 коп. – фиксированная выплата. Размер пенсии с 01.04.2024
равен 27 064 руб. 44 коп. – из которых: 18 929 руб. 56 коп. –
страховая пенсия по старости, 8134 руб. 88 коп. – фиксированная выплата.
По записям в
трудовой книжке и сведениям индивидуального (персонифицированного) учета
трудовая деятельность истца в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях началась с 30.05.2003 (л.д. 61 оборот). 
Полагая, что расчет
размера страховой пенсии по старости произведен неверно, ответчиком
необоснованно отказано в установлении повышения фиксированной выплаты к
страховой пенсии по старости в сумме, равной 50% суммы установленной
фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, в соответствии с
пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013  № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Борисенко И.В. обратился в суд с настоящим
исковым заявлением. 
Отказывая в удовлетворении исковых
требований, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными нормами закона,
пришел к выводу о том, что оснований для перерасчета страховой пенсии по
старости, установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по
старости в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностям не имеется. 
Судебная коллегия соглашается с выводом суда
первой инстанции, поскольку он основан на верном применении норм материального
права, соответствует фактическим обстоятельствам дела, собранным по делу
доказательствам, правильная оценка которым дана в судебном решении.
В соответствии с
пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001                            № 173-ФЗ «О
трудовых пенсиях в Российской Федерации» отношение среднемесячного заработка
застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации
(ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
В абзаце
одиннадцатом пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 №
173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что для лиц,
проживавших по состоянию на 01.01.2002 в районах Крайнего Севера и приравненных
к ним местностях (пункт 2
статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены
районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка
застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации
(ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах: не свыше 1,4 – для лиц, проживавших
в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен
районный коэффициент в размере до 1,5; не свыше 1,7 – для лиц, проживавших в
указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников
установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8; не свыше 1,9 – для
лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате
работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.
Установив, что истец по состоянию на
01.01.2002 не проживал в районах Крайнего Севера, его трудовая деятельность
истца в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях началась только
с 30.05.2003, соответственно, стажа работы в районах Крайнего Севера
продолжительностью не менее 15 лет Борисенко И.В.
на момент назначения страховой пенсии по старости не имел, досрочное назначение
страховой пенсии по старости ему произведено в соответствии с пунктом 2 части 1
статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а
не по пункту 6
части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О
страховых пенсиях», суд первой инстанции правомерно отказал в применении
повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к
среднемесячной заработной плате в Российской Федерации – 1,8 при расчете
размера страховой пенсии по старости. 
Вопреки доводам апелляционной жалобы, одним
из условий для установления и, соответственно, перерасчета фиксированной
выплаты к страховой пенсии в размере, предусмотренном частью 4
статьи 17 (за работу в районах Крайнего Севера) и частью 6
статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях» (за работу в приравненных к ним местностях), является наличие
необходимой продолжительности стажа, выработанного календарно в районах
Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, а также страхового стажа у
мужчин продолжительностью не менее 25 лет, независимо от места жительства и
возраста гражданина.
Частью 1
статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях» установлено, что размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к
страховой пенсии, с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии,
определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении
органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который
этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении о
перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с
нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Таким образом, в целях установления повышения
фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 4
статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях» определение количества календарных лет работы в районах Крайнего
Севера производится в соответствии с действующим законодательством, без
применения ранее действовавших норм.
Поскольку одним из условий установления
фиксированной выплаты в повышенном размере является наличие необходимой
продолжительности стажа, выработанного календарно в районах Крайнего Севера и в
приравненных к ним местностях, а соблюдение данного условия при рассмотрения
настоящего гражданского дела не установлено, оснований для назначения истцу
фиксированной выплаты в повышенном размере как у пенсионного органа, так и у
суда первой инстанции, не имелось.
Доводы
апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и
процессуального права, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были
предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного постановления,
а по существу сводятся к иному толкованию действующего законодательства, иной
субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных
обстоятельств, в связи с чем на законность и обоснованность состоявшегося
судебного акта не влияют. 
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене либо изменению по доводам
апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского
процессуального кодекса                    
Российской Федерации, судебная коллегия
 
определила:
 
решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от                                            31
марта 2025 года оставить без изменения, апелляционную жалобу                        Борисенко Игоря
Владимировича – без удовлетворения. 
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное
определение может быть обжаловано в течение трех месяцев              со дня изготовления
мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным
главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через
Ленинский районный суд города Ульяновска.
 
Председательствующий 
 
Судьи
 
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 10.10.2025