Судебный акт
Компенсация
Документ от 09.10.2025, опубликован на сайте 30.10.2025 под номером 121728, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО

                                                        Дело № 3а-156/2025

73OS0000-01-2025-000263-79

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

9 октября 2025 года                                                                            г. Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Трифоновой Т.П.

при секретаре Мытаревой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Хорьковой Елены Сергеевны к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области, Министерству финансов Ульяновской области о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

 

у с т а н о в и л :

 

Хорькова Е.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Ульяновской области, Министерству финансов Ульяновской области о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В обоснование заявленных требований указала, что решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 8 декабря 2023  года по делу №*** на Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области была возложена обязанность  обеспечить её жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.

Решение суда вступило в законную силу 28 мая 2024 года.

После вступления решения суда в законную силу в СОСП ГМУ ФССП России по Ульяновской области в отношении должника было возбуждено исполнительное производство № *** от *** года, однако договор найма специализированного жилого помещения с ней был заключен только *** года.

В связи с этим Хорькова Е.С. просила взыскать с Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 40 000 руб., а также расходы по оплате госпошлины в сумме 300 руб.

Судом к участию в деле в качестве административного ответчика была привлечена Ульяновская область в лице Министерства финансов Ульяновской области, в качестве заинтересованных лиц –  Главное межрегиональное (специализированное) управление Федеральной службы судебных приставов (далее также ГМУ ФССП России), областное государственное казенное учреждение «Центр управления недвижимым имуществом Ульяновской области».

В судебном заседании Хорькова Е.С. и её представитель Сотников И.А. поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске.

Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие невившихся лиц.

Представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области в письменном  отзыве на иск просил отказать в удовлетворении административного иска, считая необоснованным размер заявленных требований.

Указал на то, что в соответствии со ст. 5 Федерального закона № 159-ФЗ дополнительные гарантии жилищных прав для детей-сирот являются расходными обязательствами субъектов РФ.

Просил учесть, что Министерство является исполнительным органом Ульяновской области и все денежные средства, находящиеся в распоряжении Министерства, имеют целевой характер и используются в соответствии с утвержденной «Ведомственной структурой расходов бюджета Ульяновской области».

Также сообщил, что распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области от *** года № *** Хорьковой Е.С. предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: ***.

*** года с Хорьковой Е.С. заключен договор найма указанного жилого помещения, *** года исполнительное производство окончено фактическим исполнением обязательств, указанных в исполнительном документе.

Представитель Министерства финансов Ульяновской области в письменном отзыве на иск просил отказать в удовлетворении требований истца. Не считает себя надлежащим ответчиком по делу, поскольку судебный акт, на неисполнение которого указывает истец, не предусматривает обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, а возлагает исполнение решения на орган государственной власти субъекта – Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области.

Полагает  завышенным размер компенсации, не отвечающим требованиям разумности и справедливости.

Кроме того указал, что нарушение установленных законодательством РФ сроков исполнения  судебного акта, само по себе не означает нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Министерство систематически проводит работу по приобретению в государственную собственность Ульяновской области благоустроенного жилья для детей-сирот посредством проведения электронных торгов.

В целях финансовой поддержки детей-сирот, временно не получивших жилые помещения, в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 14 октября 2014 года № 466-П «О предоставлении ежемесячной денежной компенсации расходов на наём (поднаем) жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  на территории Ульяновской области» определена сумма ежемесячной денежной компенсации в размере 5 тысяч руб.

В Законе Ульяновской области от 8 декабря 2023 года № 142-ЗО «Об областном бюджете Ульяновской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» предусмотрены средства в целях предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам специализированных жилых помещений.

Кроме того, указал, что согласно части 2 статьи 83 Бюджетного кодекса РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменении в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав пояснения Хорьковой Е.С. и её представителя Сотникова И.А., исследовав  материалы дела, обозрев гражданское дело Ленинского районного суда г.Ульяновска  № ***, материалы исполнительного производства №***,  суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 1-3 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Согласно части 1 статьи 2 данного Федерального закона компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом в денежной форме.

В силу части 8 статьи 3 указанного Федерального закона, части 4 статьи 250 КАС РФ заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

В абзаце 5 п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» разъяснено, что в случае, если исполнение судебного акта по неденежному требованию имущественного характера или требованию неимущественного характера осуществляется органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом или организацией, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим без выдачи судом исполнительного документа, возбуждения исполнительного производства и законодательством не установлен срок исполнения соответствующих требований, заявление о компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подается не ранее чем через шесть месяцев со дня вступления судебного акта в законную силу или истечения установленного судом срока его исполнения либо не позднее чем через шесть месяцев со дня завершения (окончания, прекращения) исполнения судебного акта (часть 8 статьи 3 Закона о компенсации, часть 4 статьи 250 КАС РФ, часть 3 статьи 222.1 АПК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 10 КАС РФ, частью 1 статьи 6.1 ГПК РФ исполнение судебных актов осуществляется в разумные сроки.

Как разъяснено в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

Согласно абзацу 2 указанного пункта в случае, если исполнение судебного акта по требованиям имущественного или неимущественного характера осуществляется органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом или организацией, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим без выдачи исполнительного документа и возбуждения исполнительного производства или производства по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня вступления в законную силу соответствующего судебного акта до дня завершения (окончания, прекращения) исполнения судебного акта.

В силу разъяснений, данных в пункте 46 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ, действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.

При этом необходимо учитывать, в частности, своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного документа, направления его и документов, предусмотренных статьей 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, судом или взыскателем в орган, организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче или направлении исполнительного документа поведением заявителя, например путем непредставления им реквизитов банковского счета (часть 5 статьи 253 КАС РФ, пункт 13 статьи 242.3, пункт 12 статьи 242.4, пункт 12 статьи 242.5 БК РФ).

Судом   установлено,   что  решением   Ленинского районного суда г.Ульяновска от 8 декабря 2023 года по гражданскому делу № *** удовлетворены исковые требования Хорьковой Е.С. -  на Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области возложена обязанность обеспечить ее специализированным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования «город Ульяновск». 

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 28 мая 2024 года решение суда оставлено без изменения. 

Исполнительный лист получен Хорьковой Н.С. 19 августа 2024 года и          22 августа 2024 года предъявлен в СОСП  по Ульяновской области ГМУ ФССП России, где в этот же день возбуждено исполнительное производство №***. Должнику предоставлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор.

В ходе исполнительного производства судебным приставом-исполнителем неоднократно проверялся факт исполнения решения суда. Поскольку решение суда исполнено не было, должнику предоставлялся новый срок для  его исполнения. С  должника взыскивался исполнительский сбор, должник привлекался к административной ответственности за  по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.

Распоряжением Министерства ЖКХ и строительства Ульяновской области № *** от *** года Хорьковой Е.С.  предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: ***.

*** года между ОГКУ «Центр управления недвижимым имуществом Ульяновской области» и Хорьковой Е.С. заключен договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей - оставшихся без попечения родителей, №***, на квартиру по адресу: ***.

*** года исполнительное производство окончено. 

Хорькова Е.С. обратилась в суд 9 августа 2025 года, т.е. в установленный законодательством срок.

Общая продолжительность неисполнения судебного решения суда исчисляется судом в соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце          2 пункта 55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от    29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»,  со дня, следующего за днем вступления в законную силу решения Ленинского районного суда г.Ульяновска от  8 декабря 2023 года, то есть с 29 мая 2024 года, по *** года включительно (день заключения с Хорьковой Е.С. договора найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

С учетом этого общий период исполнения судебного решения составляет       1 год 9 дней.

Указанный срок исполнения судебного решения нельзя признать разумным.

Приведенные административными ответчиками в качестве причин, препятствующих исполнению решения суда, обстоятельства свидетельствуют о том, что должником принимались определенные меры по исполнению решения суда, однако эти действия нельзя признать своевременными, достаточными и эффективными.

Доказательств того, что длительное неисполнение решения суда вызвано действия заявителя, суду не представлено.

При таких обстоятельствах Хорькова Е.С. имеет право на присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 5 Федерального закона № 68-ФЗ судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.

Как разъяснено в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ     от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», в резолютивной части решения о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок указывается на взыскание денежных средств с соответствующего публично-правового образования в лице соответствующего финансового органа за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Следовательно, компенсация за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта должна быть взыскана с Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области.

При определении размера компенсации, суд учитывает положения            части 2 статьи 2 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии с которой размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости.

Учитывая обстоятельства дела, продолжительность срока исполнения судебного акта, значимость его последствий для взыскателя, не имеющего собственного жилого помещения, суд считает необходимым присудить     Хорьковой Е.С. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 15 000 рублей. Заявленный истцом размер компенсации в сумме 40 000 руб. не отвечает требованиям разумности.

На основании ч. 1 ст. 111 КАС РФ в пользу истца подлежат взысканию расходы по госпошлине в сумме 300 руб.

Руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление Хорьковой Елены Сергеевны удовлетворить частично.

Взыскать с Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области в пользу Хорьковой Елены Сергеевны  компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 15 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований Хорьковой Елены Сергеевны отказать.

Решение подлежит исполнению Министерством финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области.

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 

Судья                                                        Трифонова Т.П.

 

Решение изготовлено 10 октября 2025 года.