Судебный акт
Меры социальной поддержки
Документ от 07.10.2025, опубликован на сайте 13.10.2025 под номером 121754, 2-я гражданская, о признании права на социальные выплаты (пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет), ИСК (заявление) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2025-001015-73                    

Судья Елистратов А.М.                                                                       Дело № 33-3775/2025

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     7 октября 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Шлейкина М.И, Самылиной О.П.,

при секретаре Леонченко А.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Тумановской Марии Валентиновны на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 апреля 2025 года с учетом дополнительного решения того же суда от 9 июня 2025 года и определения от 20 июня 2025 года об исправлении описок и, по гражданскому делу № 2-1420/2025, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Тумановской Марии Валентиновны к Министерству социального развития Ульяновской области, областному государственному казённому учреждению социальной защиты населения Ульяновской области о возложении обязанности назначить ежемесячную выплату одинокой матери в сумме 400 руб. за период с октября 2016 года по декабрь 2017 года и с января 2018 года по декабрь 2020 года, а также пособия на детей от трёх до семи лет с 01.01.2020 по 31.12.2020 в размере 50% от прожиточного минимума и с 01.01.2021 по 31.12.2021 в размере 100% прожиточного минимума отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Тумановской М.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителей Министерства социального развития Ульяновской области Фроловой Е.В., областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения УЛьяновской области Полуяновой Е.А., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия 

 

у с т а н о в и л а:

 

Тумановская М.В. обратилась в суд с иском, изменённым в ходе рассмотрения дела, к Министерству социального развития Ульяновской области, областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области (далее - ОГКУСЗН Ульяновской области) о назначении  и выплате мер социальной поддержки. В обоснование иска указала, что она как мать двоих несовершеннолетних детей, родившихся в *** – Т*** Е*** В***, *** года рождения и Т*** А*** В***, *** года рождения, в период с 2015 года по 2021 год неоднократно обращалась в Министерство социального развития Ульяновской области за предоставлением ей мер социальной поддержки в виде различного рода пособий. Однако, в назначении таких выплат ей было необоснованно отказано по причинам ее непостоянного проживания на территории Ульяновской области и превышения уровня доходов ее семьи.  Выплату по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также другие выплаты ей пришлось оформлять по месту временной регистрации на территории *** по причине ее регистрации в квартире, предоставленной ей администрацией *** как ребенку, оставшемуся без попечения родителей. В период с июля 2015 года по январь 2018 года она не получала выплату как одинокая мать на основании Закона Ульяновской области от 01.11.2006 № 152-ЗО в размере 400 руб. на каждого ребенка. В период с сентября 2016 года по февраль 2018 года она не получала выплату, которая предоставляется студенческим семьям на основании Закона Ульяновской области от 02.11.2011 № 180-ЗО в размере 1000 руб. ежемесячно. В период с января 2020 года она имела право на ежемесячную денежную выплату в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 384 на дочь Е***, *** года рождения, а с *** года  - право на эту выплату уже на двоих детей. В период очного обучения в *** (далее – ***) в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» она получала государственную академическую стипендию, государственную социальную стипендию, пособие на питание, стипендию попечительского совета, материальную помощь, один раз в год – пособие на проезд, на обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем. Данные выплаты не должны были учитываться в доходе семьи. Просила признать за ней право на следующие меры социальной поддержки и обязать ответчиков произвести соответствующие выплаты:

- ежемесячную выплату, как одинокой матери, в сумме 400 руб. за период с октября 2016 года по декабрь 2017 года (за одного ребенка) и с января 2018 года по декабрь 2020 года (за двоих детей),

- ежемесячные выплаты студенческой семье, имеющей ребенка, за период с сентября 2016 года по февраль 2018 года,

- пособия на детей от трёх до семи лет с 01.01.2020 по 31.12.2020 в размере 50% от прожиточного минимума на ребенка в Ульяновской области и с 01.01.2021 по 31.12.2021 в размере 100% прожиточного минимума на ребенка в Ульяновской области (том 1, л.д. 31-34, том 2, л.д. 1).

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее - ОСФР по Ульяновской области), Ульяновское областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» (далее - УОГКУСЗН «ЕОЦСВ»), Тумановского  В.В. и, рассмотрев требования по существу, принял приведенное выше решение.

Дополнительным решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 09.06.2025 отказано в удовлетворении требований Тумановской М.В. о возложении обязанности назначить ежемесячное пособие студенческой семье за период с сентября 2016 года по февраль 2018 года (том 2, л.д. 64-65).

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней Тумановская М.В. просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на доводы, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении. Обращает внимание, что в процессе судебного разбирательства представителем ответчика ОГКУ СЗН Ульяновской области подтвержден факт незаконности учета выплат, получаемых ею как ребенком-сиротой в период обучения в *** с 2016 по 2020 годы, в доходе ее семьи. Считает, что отказ в назначении и выплате ей пособий на детей по причине ее непостоянного проживания на территории Ульяновской области нарушает ее конституционное право на свободное передвижение по всей территории Российской Федерации. Полагает, что в расчете среднедушевого дохода семьи за период с 01.12.2017 по 28.02.2018 необоснованно была учтена государственная социальная стипендия, а также выплата в размере 1000 руб. на каждого ребенка, которая входит в состав государственной социальной помощи в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 № 512. Считает, что она незаконно была лишена пособий на ребенка в возрасте от трех до семи лет за 2020 год, по вопросу назначения и выплат которых она обращалась в декабре 2020 года в многофункциональный орган в Засвияжском районе г. Ульяновска. В 2021 году на такое пособие могли рассчитывать уже двое ее детей, поскольку в брак она вступила только в феврале 2021 года  и при обращении в январе 2021 года ей могло быть назначено пособие на двоих детей и за весь период. По мнению автора жалобы, критической оценке подлежат представленные ОГКУСЗН по Ульяновской области сведения о ее обращениях в разные периоды за предоставлением мер социальной поддержки. Судом первой инстанции не были разрешены ее требования о праве на выплаты как студенческой семье, имеющей детей, а также о праве на спорные выплаты.

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство социального развития Ульяновской области и ОГКУ СЗН Ульяновской области просят оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Из материалов дела следует, что принятие решений о назначении спорных мер социальной поддержки отнесено к компетенции Министерства социального развития Ульяновской области и областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области, а выплату соответствующих пособий и компенсаций осуществляет Ульяновское областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» (г. Ульяновск, ул. Федерации, дом 60), который привлечен участию в деле в качестве  соответчика не был.

Тумановской М.В. были заявлены требования как о признании права на спорные меры социальной поддержки, их назначении, так и о выплате сумм пособий.

В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

Согласно ч. 5 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой данной статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.

В связи с допущенными судом первой инстанции нарушениями норм процессуального права судебная коллегия на основании определения суда от 23.09.2025 перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, к участи в деле в качестве соответчика привлечено Ульяновское областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат».

Разрешая по существу исковые требования Тумановской М.В., судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Тумановская М.В., *** года рождения, с 09.03.2021 зарегистрирована по адресу: *** (том 1, л.д. 54, 123).

С 12.02.2021 Тумановская М.В. состоит в зарегистрированном браке с Т*** В.В. (том 1, л.д. 112).

Тумановская М.В. и Т*** В.В. являются родителями детей: Т*** Е*** В***, *** года рождения, Т*** А*** В***, *** года рождения, Т*** В*** В***, *** года рождения (том 1, л.д. 109-111).

Дети истца зарегистрированы по адресу: ***: дочь Е*** и сын А*** – с 14.04.2021, дочь В*** – с 02.03.2023 (том 1, л.д. 54).

По этом же адресу с 31.03.2000 зарегистрирован супруг истца – Т*** В.В. (том 1, л.д. 54).

Вступившим в законную силу решением Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 02.06.2023 установлен факт постоянного проживания Тумановской В.В. на территории Ульяновской области более трех лет на момент рождения второго ребенка Т*** А*** В***, *** года рождения, в период с 15.01.2015 по 15.01.2018 (том 1, л.д. 75-76).

Этим же решением суда установлено, что Тумановская М.В. до 09.03.2021 была зарегистрирована в ***; с 2012 года обучалась в ***, проживала в общежитии при техникуме; с сентября 2016 года по июль 2020 года обучалась в ***.

Вступившим в законную силу решением Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 21.06.2023 установлен факт постоянного проживания Тумановской М.В. на территории Ульяновской области с 21.02.2020 по 21.02.2023 (том 1, л.д. 106-107).

Материалами дела подтверждено, что Тумановская М.В. в ОГКУСЗН Ульяновской области являлась получателем следующих мер социальной поддержки:

- ежемесячное пособие по уходу за ребенком на Т*** А***, на период с 15.01.2018 по 15.07.2019 в соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей»;

- единовременное пособие при рождении ребенка на Т*** А***, на период с 01.04.2018 по 30.04.2018, в соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;

- ежемесячная денежная выплата на Т*** А***, на период с 01.03.2018 по 31.08.2019, с 01.09.2019 по 31.08.2020 в соответствии с Законом Ульяновской области от 02.11.2011 № 180-ЗО «О некоторых мерах, способствующих улучшению демографической ситуации в Ульяновской области» (как студенческая семья);

- ежемесячная денежная выплата на Т*** Е***, на период с 01.03.2018 по 31.08.2019, с 01.09.2019 по 31.08.2020 в соответствии с Законом Ульяновской области от 02.11.2011 № 180-ЗО «О некоторых мерах, способствующих улучшению демографической ситуации в Ульяновской области» (как студенческая семья);

- ежемесячное пособие на ребенка до 16(18) лет на Т*** А***, на период с 01.06.2020 по 31.03.2021 в соответствии с Законом Ульяновской области от 01.11.2006 № 152-ЗО «О ежемесячном пособии на ребенка в Ульяновской области» (как одинокая мать);

- ежемесячное пособие на ребенка до 16(18) лет на Т*** Е***, на период с 01.06.2020 по 31.03.2021 в соответствии с Законом Ульяновской области от 01.11.2006 № 152-ЗО «О ежемесячном пособии на ребенка в Ульяновской области» (как одинокая мать);

- ежегодная выплата на приобретение школьной формы и спортивной одежды в соответствии с Законом Ульяновской области от 29.12.2005 № 154-ЗО «О мерах социальной поддержки многодетных семей на территории Ульяновской области», Указом Губернатора Ульяновской области от 15.05.2024 № 49;

- ежемесячная компенсация расходов за коммунальные услуги (многодетная семья) на период с 21.03.2023 по 31.08.2024, в соответствии с Законом Ульяновской области от 29.12.2005 № 154-ЗО «О мерах социальной поддержки многодетных семей на территории Ульяновской области» на период с 01.04.2024 по 31.07.2033 в соответствии с Указом Губернатора Ульяновской области от 15.05.2024 № 49;

- социальная выплата на уплату цены договора купли-продажи жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 25.03.2022 № 137-П;

- единовременная денежная выплата на основании социального контракта в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 25.12.2023 №729-П.

В настоящее время Тумановская М.В. является получателем ежемесячной денежной компенсации расходов за жилищно-коммунальные услуги в размере 50% фактически произведенных расходов на оплату коммунальных услуг в соответствии с Законом Ульяновской области от 29.12.2005 № 154-ЗО «О мерах социальной поддержки многодетных семей на территории Ульяновской области» (том 1, л.д. 120-122, 225-227).

Тумановская М.В., полагая, что в соответствии с Законом Ульяновской области от 02.11.2011 № 180-ЗО «О некоторых мерах, способствующих улучшению демографической ситуации в Ульяновской области» имеет право на ежемесячную выплату, как одинокая мать, в сумме 400 руб. за период с октября 2016 года по декабрь 2017 года (за одного ребенка) и с января 2018 года по декабрь 2020 года (за двоих детей), ежемесячные выплаты как студенческой семье, имеющей ребенка, за период с сентября 2016 года по февраль 2018 года, а также на пособия на детей в возрасте от трёх до семи лет за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 в размере 50% от прожиточного минимума на ребенка в Ульяновской области и с 01.01.2021 по 31.12.2021 в размере 100% прожиточного минимума на ребенка в Ульяновской области, обратилась в суд с настоящим иском.

Законом Ульяновской области от 02.11.2011 № 180-ЗО «О некоторых мерах, способствующих улучшению демографической ситуации в Ульяновской области» (далее – Закон Ульяновской области № 180-ЗО) установлены меры социальной поддержки, предоставляемые в том числе: одиноким матерям (отцам), размер среднедушевого дохода семей которых не превышает величину прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленную в Ульяновской области, воспитывающим несовершеннолетнего ребенка (несовершеннолетних детей);  студенческим семьям, имеющим ребенка (детей) (статья 1).

В соответствии со ст. 2 Закона Ульяновской области № 180-ЗО действие Закона распространяется на семьи, указанные в статье 1 данного Закона, в которых один или оба родителя (супруга) являются гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими на территории Ульяновской области.

В ст. 3 Закона Ульяновской области № 180-ЗО указано, что для целей данного Закона используются следующие основные понятия:

одинокая мать - мать ребенка, в свидетельстве о рождении которого запись об отце ребенка отсутствует или эта запись произведена в установленном порядке по указанию матери;

студенческая семья - семья, в которой оба родителя или одинокая мать (одинокий отец) обучаются в очной форме по образовательным программам среднего профессионального или высшего образования, реализуемым профессиональными образовательными организациями или образовательными организациями высшего образования, находящимися на территории Ульяновской области и имеющими лицензию на осуществление соответствующей образовательной деятельности и государственную аккредитацию образовательной деятельности по реализуемым ими образовательным программам.

Статьей 5 Закона Ульяновской области № 180-ЗО (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) было предусмотрено, что  одиноким матерям (отцам), среднедушевой доход семей которых не превышает величину прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленную в Ульяновской области, воспитывающим несовершеннолетнего ребенка (несовершеннолетних детей), оказываются следующие меры социальной поддержки: предоставление ежемесячной денежной выплаты в размере установленного Правительством Ульяновской области среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми, посещающими государственные и муниципальные образовательные организации, находящиеся на территории Ульяновской области и реализующие образовательную программу дошкольного образования, на каждого ребенка в возрасте от полутора до трех лет, родившегося до 01.01.2021 и не посещающего указанные образовательные организации.

Статьей 7 Закона Ульяновской области № 180-ЗО предусматривалось, что студенческим семьям, имеющим ребенка (детей), предоставляются следующие меры социальной поддержки: ежемесячная денежная выплата в размере 1000 рублей на каждого ребенка до окончания одним из родителей (одинокой матерью либо одиноким отцом) обучения в очной форме по образовательным программам среднего профессионального или высшего образования, реализуемым образовательными организациями, указанными в абзаце четвертом статьи 3 данного Закона.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 19.08.2013 № 368-П «О мерах, направленных на обеспечение реализации Закона Ульяновской области «О некоторых мерах, способствующих улучшению демографической ситуации в Ульяновской области»  в целях реализации Закона Ульяновской области от 02.11.2011 № 180-ЗО «О некоторых мерах, способствующих улучшению демографической ситуации в Ульяновской области» были утверждены Правила назначения и предоставления денежных выплат (далее – Правила № 368-П).

Правила № 368-П определяют порядок назначения и предоставления мер социальной поддержки семьям, в которых в результате многоплодных родов родились дети, студенческим семьям, имеющим ребенка (детей), в том числе в форме: ежемесячной денежной выплаты на ребенка (детей) студенческим семьям.

Пунктом 3 Правил № 368-П установлено, что право на обращение за единовременной выплатой при рождении детей предоставляется в течение 6 месяцев со дня рождения детей.

Согласно п. 4 Правил № 368-П решение о назначении выплат или решение об отказе в их назначении принимает Министерство социального развития Ульяновской области.

В п. 5 Правил № 368-П указано, что для получения выплат лица, указанные в пункте 2 данных Правил, представляют в уполномоченный орган заявление, составленное по форме, установленной уполномоченным органом, с приложением документов, указанных в пунктах 7 и 8 Правил соответственно.

Заявление и документы представляются в уполномоченный орган: лично при посещении уполномоченного органа; через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг; через областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения (далее - Учреждение).

Заявление и документы могут быть представлены в уполномоченный орган представителем заявителя.

Заявление представляется в отношении каждой выплаты. В случае представления одновременно нескольких заявлений приложение одних и тех же документов к каждому заявлению не требуется.

Отношения, связанные с установлением размеров, порядка назначения и выплаты пособий на детей в Ульяновской области установлены Законом Ульяновской области от 01.11.2006 № 152-ЗО (далее – Закон Ульяновской области № 152-ЗО).

В соответствии со ст. 2 Закона Ульяновской области № 152-ЗО действие Закона распространяется на граждан Российской Федерации, проживающих на территории Ульяновской области.

Статья 3 Закона Ульяновской области № 152-ЗО к видам пособий относит ежемесячное пособие на ребенка.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона Ульяновской области № 152-ЗО право на получение ежемесячного пособия имеет один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного (усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на ребенка, обучающегося в общеобразовательной организации, - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума, установленного в расчете на душу населения в Ульяновской области.

В соответствии со ст. 6 Закона Ульяновской области № 152-ЗО ежемесячное пособие на ребенка одинокой матери выплачивается в размере 400 рублей.

Статьей 9 Закона Ульяновской области № 152-ЗО установлено, что ежемесячное пособие на ребенка назначается на два года с первого числа месяца рождения ребенка, если обращение за его назначением последовало не позднее шести месяцев с месяца рождения ребенка, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 5 данной статьи.

При обращении за пособием по истечении шести месяцев с первого числа месяца рождения ребенка оно назначается на два года и выплачивается за истекшее время, но не более чем за шесть месяцев до месяца, в котором подано заявление о назначении и выплате пособия.

Из приведенных выше положений законодательства Ульяновской области следует, что назначение пособий, на которые претендует истец, - для одинокой матери и студенческой семье, осуществляется на заявительной основе.

Из материалов дела следует, что впервые за назначением данных пособий Тумановская М.В. обратилась в ОГКУСЗН Ульяновской области 15.03.2018 (том 2, л.д. 18-19).

Пособие истцу, как студенческой семье, было назначено по данному обращению на период  с 01.03.2018 по 31.08.2019, с 01.09.2019 по 31.08.2020, что следует из материалов дела и истцом не оспаривалось.

Доказательств, что Тумановская М.В. обращалась за назначением данного вида пособия ранее, материалы дела не содержат и истцом не представлено, в связи с чем оснований для назначения Тумановской М.В. пособия как студенческой семье, имеющей ребенка, за период с сентября 2016 года по февраль 2018 года судебная коллегия не усматривает.

В назначении Тумановской М.В. пособия как одинокой матери в размере 400 руб. в соответствии с Законом Ульяновской области № 152-ЗО истцу было отказано со ссылкой на то, что среднедушевой доход ее семьи превышает величину прожиточного минимума, установленного в расчете на душу населения в Ульяновской области.

Статьей 1 Федерального закона от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предусматривалось, что расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для решения вопроса о признании их малоимущими и об оказании им государственной социальной помощи осуществляется органом социальной защиты населения по месту их жительства либо пребывания, в который поступило письменное заявление гражданина или лица, являющегося его представителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 4 Федерального закона № 44-ФЗ было установлено, что расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи.

Статьей 5 Федерального закона № 44-ФЗ предусмотрено, что Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Среднедушевой доход семьи при решении вопроса о признании ее малоимущей и об оказании ей государственной социальной помощи рассчитывается путем деления одной трети суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи (ст. 15 Федерального закона № 44-ФЗ).

Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 № 512 (далее – Перечень № 512).

Пунктом 1 Перечня № 512 установлено, что при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе: социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, к которым относятся:

пенсии, компенсационные выплаты (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пенсионеров;

стипендии, выплачиваемые обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, аспирантам, обучающимся по очной форме по программам подготовки научно-педагогических кадров, и докторантам образовательных организаций высшего образования и научных организаций, обучающимся в духовных образовательных организациях, а также компенсационные выплаты указанным категориям граждан в период их нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям;

ежемесячное пособие на ребенка;

ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и ежемесячные компенсационные выплаты гражданам, состоящим в трудовых отношениях на условиях трудового договора и находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста (подп. «д»).

Пунктом 2 Перечня № 512 установлено, что в доходе семьи или одиноко проживающего гражданина не учитывается государственная социальная помощь, оказываемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи в виде денежных выплат и натуральной помощи.

Из материалов дела следует, что при расчете среднедушевого дохода семьи истца за период с 01.12.2017 по 28.02.2018 ОГКУСЗН Ульяновской области были учтены: за декабрь 2017 года: государственная академическая стипендия – 3785,00 руб.; государственная социальная помощь (стипендия) – 13 890 руб.; материальная помощь – 35 920 руб.; стипендия попечительского совета – 1500 руб., а всего доход 55 095 руб.;

- за январь 2018 года: государственная академическая стипендия – 2320 руб.; государственная социальная помощь (стипендия) – 8950 руб.; стипендия попечительского совета – 1500 руб., а всего доход – 12 770 руб.;

- за февраль 2018 года: государственная академическая стипендия – 2320 руб.; государственная социальная помощь (стипендия) – 8950 руб.; материальная помощь – 8700 руб.; стипендия попечительского совета – 1500 руб., а всего доход – 21 470 руб. (том 2, л.д. 21).

Общий доход семьи истца по расчету ответчика за период с 01.12.2017 по 28.02.2018 составил 89 335 руб. (55 095 руб.+12 770 руб.+21 470 руб.); ежемесячный доход – 29 778,33 руб. (89 335 руб./3), среднедушевой доход - 9926,11 руб. (29 778,33 руб./3 чел.), тогда как величина прожиточного минимума в Ульяновской области составляла 9619 руб.

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон № 178-ФЗ).

Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац 2 статьи 1 Федерального закона № 178-ФЗ).

Из преамбулы Федерального закона № 178-ФЗ следует, что указанный Федеральный закон определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно статье 2 Федерального закона № 178-ФЗ законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», данного Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, по смыслу приведенных положений законодательство Российской Федерации о государственной социальной помощи состоит не только из Федерального закона № 178-ФЗ, но и других законов и подзаконных актов федерального и регионального уровня, то есть включает в себя разнообразные правовые источники.

Статьей 3 Федерального закона № 178-ФЗ определены цели оказания государственной социальной помощи, в их числе - поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, правовое положение участников отношений в сфере образования определены Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №273-ФЗ).

Частями 1 и 2 статьи 5 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в том числе осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования (пункт 3 части 5 статьи 5 Федерального закона №273-ФЗ).

Согласно положениям части 1 статьи 36 Федерального закона № 273-ФЗ, стипендией признается денежная выплата, назначаемая обучающимся в целях стимулирования и (или) поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ.

Статьей 36 Федерального закона № 273-ФЗ в Российской Федерации предусмотрены, в том числе следующие виды стипендий: государственная академическая стипендия студентам и государственная социальная стипендия студентам.

Студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, назначается государственная академическая стипендия и (или) государственная социальная стипендия в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

Государственная академическая стипендия назначается студентам, соответствующим требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

Государственная социальная стипендия назначается:

- студентам, являющимся детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами, потерявшими в период обучения обоих родителей или единственного родителя, детьми-инвалидами, инвалидами I и II групп, инвалидами с детства, студентам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и иных радиационных катастроф, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, студентам, являющимся инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, и ветеранами боевых действий, а также студентам из числа граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенных с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами «б» - «г» пункта 1, подпунктом «а» пункта 2 и подпунктами «а» - «в» пункта 3 статьи 51 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;

- а также студентам, получившим государственную социальную помощь, которая назначается им со дня представления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, документа, подтверждающего назначение государственной социальной помощи, на один год со дня назначения указанной государственной социальной помощи.

Порядок назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплаты стипендий слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, утвержден приказом Минобрнауки России от 27.12.2016 № 1663 (далее – Порядок № 1663).

В соответствии с абзацами 1, 3 пункта 19 Порядка государственная социальная стипендия назначается студенту распорядительным актом руководителя организации со дня представления в организацию документа, подтверждающего соответствие одной из категорий граждан, указанных в пункте 13 данного Порядка, по месяц прекращения действия основания ее назначения (за исключением категории лиц, получивших государственную социальную помощь).

Из приведенных выше положений законодательства следует, что государственная социальная стипендия, в отличие от государственной академической стипендии, является особым видом государственной социальной помощи, оказываемой конкретной категории граждан, подпадающих под действие Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, то есть определенным в нем категориям студентов, обучающихся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в связи с чем государственная социальная стипендия, выплаченная Тумановской М.В., не подлежала учету при определении среднедушевого дохода ее семьи за период с 01.12.2017 по 28.02.2018.

За вычетом сумм социальной стипендии доход истца за период с 01.12.2017 по 28.02.2018 составит 57 545 руб. (89 335 руб.-13 890 руб.-8950 руб.-8950 руб.); ежемесячный доход – 19 181,66 руб. (57 545 руб./3), среднедушевой доход – 6393,89 руб. (19 181,66 руб./3 чел.), тогда как величина прожиточного минимума в Ульяновской области составляла 9619 руб.

При таких обстоятельствах истцу должно было быть назначено и выплачено пособие на детей как одинокой матери по обращению от 15.03.2018 в соответствии с нормами Закона Ульяновской области № 152-ЗО на два года с 01.03.2018 по 29.02.2019.

Основания для назначения данного вида пособия истцу за более ранний период не имеется, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства обращения истца к ответчику за назначением этих выплат ранее, чем 15.03.2018.

Оснований для назначения истцу ежемесячных денежных выплат на детей в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2020 № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», который утратил силу с 01.01.2023, но действовал в период спорных отношений, судебная коллегия также не усматривает.

Указом Президента № 199 в целях повышения доходов семей, имеющих детей, с 01.01.2020 была установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляемая нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.

Пунктом 3 Указа Президента устанавливалось, что ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты; размер ежемесячной выплаты составляет 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 384 были утверждены основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет (далее – Основные требования).

Пунктом 2 Основных требований было установлено, что ежемесячная выплата осуществляется в размере: 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты, - если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты .

Ежемесячная выплата осуществляется со дня достижения ребенком возраста 3 лет, но не ранее 01.01.2020, до достижения ребенком возраста 8 лет (пункт 5).

Пунктом 6 Основных требований предусматривалось, что ежемесячная выплата предоставляется в 2020 году за прошедший период начиная со дня достижения ребенком возраста 3 лет, если обращение за ней последовало не позднее 31.12.2020.

Начиная с 2021 года, ежемесячная выплата осуществляется со дня достижения ребенком возраста 3 лет, если обращение за ее назначением последовало не позднее 6 месяцев с этого дня. В остальных случаях ежемесячная выплата осуществляется со дня обращения за ее назначением.

В случае наличия в семье нескольких детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно ежемесячная выплата осуществляется на каждого ребенка (пункт 7).

Ежемесячная выплата устанавливается на 12 месяцев. Назначение ежемесячной выплаты в очередном году осуществляется по истечении 12 месяцев со дня предыдущего обращения (пункт 8).

В соответствии с п. 9 Основных требований заявление о назначении ежемесячной выплаты подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление ежемесячной выплаты, либо в организацию, находящуюся в ведении указанного уполномоченного органа, которой в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации переданы полномочия по осуществлению ежемесячной выплаты в том числе лично или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Перечень сведений, которые заявитель должен был представить одновременно с заявлением, установлены п. 13 Основных требований.

Пунктом 16  Основных требований устанавливалось, что основаниями для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты являются: превышение размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной в субъекте Российской Федерации на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты (подп. «б»); отсутствие у заявителя или трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов, предусмотренных подпунктами «а», «б» (в части пенсий), «в», «ж», «л», «н» - «п», «с» пункта 21 основных требований, за период, предусмотренный пунктом 22 основных требований для назначения ежемесячной выплаты, за исключением следующих случаев (их совокупности), приходящихся на указанный период:

заявитель или члены его семьи не более 6 месяцев имели статус безработного, ищущего работу;

заявитель или члены его семьи осуществляли уход за ребенком до достижения им возраста 3 лет;

заявитель или члены его семьи младше 23 лет, обучались в общеобразовательном учреждении либо образовательном учреждении среднего профессионального или высшего образования по очной форме обучения и не получали стипендию;

заявитель или члены его семьи осуществляли уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, или инвалидом с детства I группы, или инвалидом I группы, или престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет;

заявитель или члены его семьи проходили лечение длительностью свыше 3 месяцев, вследствие чего временно не могли осуществлять трудовую деятельность;

заявитель или члены его семьи проходили военную службу (включая период не более 3 месяцев со дня демобилизации);

заявитель или члены его семьи были лишены свободы (включая период не более 3 месяцев со дня освобождения);

заявитель являлся (является) единственным родителем (законным представителем), имеющим несовершеннолетних детей;

заявитель или один из членов его многодетной семьи не получает доходы;

иные случаи, предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (подп. «ж»).

Материалами дела подтверждено, что с заявлением о предоставлении ежемесячных денежных выплат на детей Тумановская М.В. обратилась 27.11.2021 (том 2, л.д. 18-19), когда уже состояла в зарегистрированном браке с Т*** В.В., при этом супруг истца, являющийся трудоспособным, не имел дохода без каких-либо уважительных причин.

При таких обстоятельствах основания для назначения Тумановской М.В. ежемесячной денежной выплаты на детей отсутствуют.

В п. 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2021 № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» разъяснено, что поскольку дополнительное решение является составной частью решения суда и не может существовать отдельно от него, отменяя решение суда, суд апелляционной инстанции вправе также отменить и дополнительное решение вне зависимости от того, было оно обжаловано или нет.

С учетом изложенного отмене подлежит как решение суда от 21.04.2025, так и дополнительное решение суда, которое является его составной частью и не может существовать отдельно от него; по делу надлежит принять новое решение о частичном удовлетворении требований Тумановской М.В. к областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области, Ульяновскому областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат».

Руководствуясь статьей 330 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

о п р е д е л и л а:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 апреля 2025 года, дополнительное решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 9 июня 2025 года с учетом определения того же суда от 20 июня 2025 года об исправлении описок отменить.

Принять по делу новое решение.

Исковые требования Тумановской Марии Валентиновны к областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области, Ульяновскому областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» удовлетворить частично.

Обязать областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области произвести назначение, а Ульяновское областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» - выплату Тумановской Марии Валентиновне, *** года рождения, ежемесячного пособия на детей Т*** Е*** В***, *** года рождения, Т*** А*** Вячеславовича!%, *** года рождения, в соответствии с Законом Ульяновской области от 01.11.2006 № 152-ЗО «О пособиях на детей в Ульяновской области» как одинокой матери за период с 01.03.2018 по 28.02.2020.

В удовлетворении остальной части требований, а также в иске к Министерству социального развития Ульяновской области Тумановской Марии Валентиновне отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев                 со дня изготовления мотивированного апелляционного определения                                           в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции                         (город Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10.10.2025.