У Л
Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
73RS0004-01-2024-005448-82
Судья Оленин И. Г.
Дело № 33а-3631/2025
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
07 октября 2025 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.,
судей Бахаревой
Н.Н., Берхеевой Г.И.
при секретаре
Лазареве М.М.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Семенова Владимира Александровича на решение Заволжского районного
суда города Ульяновска от 05 сентября 2024 года по делу № 2а-2849/2024, которым
постановлено:
административные
исковые требования Управления
Федеральной налоговой службы по Ульяновской области удовлетворить.
Взыскать с Семенова Владимира Александровича *** 02.02.1977 года рождения
задолженность по ЕНС, том числе:
- транспортному налогу с
физических лиц за 2020 год в сумме 23 885,00 руб., за 2021 год в сумме 23 885,00
руб., за 2022 год в сумме 23 739,00 руб.;
- налог на
имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам
налогообложения, расположенным в границах городских поселений за 2022 год в сумме 354,00 руб.;
- пени за
период с 12.08.2023 по 10.01.2024 в размере 13 175,89 руб., а всего в сумме
85 038,55 руб.
Взыскать с Семенова Владимира Александровича в доход бюджета муниципального образования «город
Ульяновск» государственную пошлину в
размере 2751,16 руб.
Заслушав доклад
председательствующего судьи Пулькиной Н.А., судебная коллегия
установила:
Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области (далее
-УФНС России по Ульяновской области) обратилось в суд с административным
иском к Семенову В.А. о взыскании
задолженности по налогам, пени.
Требования мотивированы тем, что на налоговом
учете в УФНС России по Ульяновской
области состоит Семенов В.А.
В 2020, 2021, 2022 годах ответчик имел
транспортные средства, доли жилого дома, следовательно, является плательщиком
транспортного налога и налога на имущество с физических лиц. Направленные в его
адрес уведомление и требование об уплате недоимки по налогам и пени оставлены
без удовлетворения.
УФНС России
по Ульяновской области просило взыскать с Семенова В.А. задолженность по ЕНС,
том числе по транспортному налогу с физических лиц за 2020 год в сумме 23 885 руб., за 2021 год в сумме 23 885 руб., за 2022 год в сумме 23 739 руб.; налог на имущество физических лиц,
взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в
границах городских поселений за 2022 год в сумме 354 руб.; пени за период с 12.08.2023 по
10.01.2024 в размере 13 175,89 руб., а всего в сумме 85 038,55 руб.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное
выше решение.
В апелляционной
жалобе Семенов В.А. не соглашается с решением суда, просит его отменить,
производство по делу прекратить.
В обоснование жалобы
указывает о том, что административный истец, злоупотребляя своим правом,
повторно обратился в суд с требованиями, которые были рассмотрены Заволжским
районным судом г. Ульяновска 27.01.2023. Данное решение вступило в законную
силу.
Таким образом,
налоговый орган, повторно обращаясь с заявленными требованиями, своими
незаконными действиями ввел суд в заблуждение,
в связи с чем производство по делу подлежит прекращению.
В возражениях на
апелляционную жалобу УФНС России по Ульяновской области просит решение суда оставить без
изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционным
определением судебной коллегии по административным делам Ульяновского
областного суда от 24.12.2024 решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 05.05.2025 в части
взыскания с Семенова В.А. задолженности по транспортному налогу за 2020 год в
сумме 23 885 руб. отменено. Производство по административному делу в
указанной части прекращено. В остальной части решение суда было изменено,
уменьшены пени на отрицательное сальдо ЕНС за период с 12.08.2023 по 10.01.2024
до 11 516,91 руб., расходы по государственной пошлины до 1985 руб. В
остальной части решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба –
без удовлетворения.
Кассационным
определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 25.06.2025
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам
Ульяновского областного суда от 24.12.2024 отменено, дело направлено на новое
апелляционное рассмотрение в Ульяновский областной суд.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились,
извещены надлежащим образом о времени и
месте судебного заседания.
Судебная коллегия с учетом положений статей
150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, дополнительных пояснений
сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
В
соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные
государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы,
наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой
обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с
административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм
в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у
этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование
контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в
добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты
денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания
обязательных платежей и санкций.
Обязанность каждого
платить законно установленные налоги и сборы установлена статьей 57 Конституции Российской Федерации и
пунктом 1 статьи 23 Налогового
кодекса Российской Федерации. Обязанность по уплате налога должна быть
выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Как следует из
пункта 1 статьи 45
Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно
исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено
законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть
исполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или
ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для
направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в
порядке, предусмотренном статьями 69
и 70
Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 52 Налогового кодекса Российской
Федерации, в случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по
исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового
агента.
В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на
налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый
орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом
уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект
налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.
В соответствии со статьей 70
Налогового кодекса Российской Федерации
неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является
основанием для направления налогоплательщику требования об уплате задолженности
по налогу и предусмотренной
статьей 75
Налогового кодекса Российской Федерации пени, начисляемой за каждый календарный день просрочки исполнения
обязанности по уплате налога, начиная со следующего за
установленным законодательством о налогах
и сборах дня уплаты налога.
Согласно статьям
357, 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица,
на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации
зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в
соответствии со статьей 358
настоящего Кодекса; лица, обладающие правом собственности на имущество,
признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401
настоящего Кодекса.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими
лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым
периодом.
Согласно пункту 3 статьи
48 Налогового кодекса Российской Федерации административное исковое заявление о
взыскании обязательных платежей и санкций может быть предъявлено налоговым
органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести
месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как установлено судом
и следует из материалов дела, в собственности Семенова В.А. находились
транспортные средства, доли жилого дома, подробный перечень которых приведен в
исковом заявлении и оспариваемом решении, что подтверждается соответствующими
сведениями регистрирующих органов
(л.д. 24-27, 28-29).
В адрес
административного ответчика было направлено налоговое уведомление *** от
27.07.2023 об оплате в срок до
01.12.2023 транспортного налога за 2020 год в сумме 23 885 руб., за 2021 год в сумме 23 885 руб., за 2022 год в сумме 23 739 руб.; налога на имущество физических лиц за
2022 год в сумме 354 руб. (л.д.
7).
В срок,
указанный в уведомлении, налоги не были оплачены.
Налоговым органом
в отношении налогоплательщика также
выставлялось требование *** от
25.05.2023 об оплате налогов и сборов до 20.07.2023 в общей сумме 167 743,65 руб., пени 55 932,87 руб. (л.д.
9).
В связи с
неуплатой вышеуказанных налогов, пени административным ответчиком налоговый
орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
20.02.2024 вынесен
судебный приказ (дело № ***) о взыскании задолженности по налогам
за 2020, 2021 и 2022 годы, пени, который был
отменен 08.04.2024. С данным
иском налоговый орган обратился в суд 06.08.2024 (л.д. 34, 37).
Установив, что
налоговым органом соблюден порядок и сроки предъявления требования об уплате
задолженности по налогам и пени, расчет налогов и пени является правильным, суд
первой инстанции удовлетворил требования административного истца.
Задолженность по транспортному
налогу сложилась следующим образом:
1.
2020 год:
- «Мазда 626», государственный
регистрационный номер ***, - 1080 руб.,
- «ВАЗ-2107», государственный
регистрационный номер ***, - 870 руб.,
- «ВАЗ-21063», государственный
регистрационный номер ***, - 768 руб.,
- «ВАЗ-21053», государственный
регистрационный номер ***, - 857 руб.,
- «ВАЗ-21053», государственный
регистрационный номер ***, - 857 руб.,
- «ВАЗ-21093», государственный
регистрационный номер ***, - 840 руб.,
- «ВАЗ-21093», государственный
регистрационный номер *** - 864 руб.,
- «ВАЗ-2109», государственный
регистрационный номер ***, - 768 руб.,
- «БМВ 7301», государственный
регистрационный номер *** - 15 190 руб.,
- «ВАЗ-21043», государственный
регистрационный номер ***, - 857 руб.,
- «ВАЗ-21093», государственный
регистрационный номер ***, - 934 руб., итого 23 885 руб.
2. 2021 год:
- «Мазда 626», государственный
регистрационный номер ***, - 1080 руб.,
- «ВАЗ-2107», государственный
регистрационный номер ***, - 870 руб.,
- «ВАЗ-21063», государственный
регистрационный номер ***, - 768 руб.,
- «ВАЗ-21053», государственный
регистрационный номер ***, - 857 руб.,
- «ВАЗ-21053», государственный
регистрационный номер ***, - 857 руб.,
- «ВАЗ-21093», государственный
регистрационный номер ***, - 840 руб.,
- «ВАЗ-21093», государственный
регистрационный номер ***, - 864 руб.,
- «ВАЗ-2109», государственный
регистрационный номер ***, - 768 руб.,
- «БМВ 7301», государственный
регистрационный номер ***, - 15 190 руб.,
- «ВАЗ-21043», государственный
регистрационный номер ***, - 857 руб.,
- «ВАЗ-21093», государственный
регистрационный номер ***, - 934 руб., итого 23 885 руб.
3. 2022 год:
- «ВАЗ-2107», государственный
регистрационный номер ***, - 870 руб.,
- «ВАЗ-21063», государственный
регистрационный номер ***, - 768 руб.,
- «ВАЗ-21053», государственный
регистрационный номер ***, - 857 руб.,
- «ВАЗ-21053», государственный
регистрационный номер ***, - 857 руб.,
- «ВАЗ-21093», государственный
регистрационный номер ***, - 840 руб.,
- «ВАЗ-21102», государственный
регистрационный номер ***, - 934 руб.,
- «ВАЗ-21093», государственный
регистрационный номер ***, - 864 руб.,
- «ВАЗ-2109», государственный
регистрационный номер *** 768 руб.,
- «БМВ 7301», государственный
регистрационный номер ***, - 15 190 руб.,
- «ВАЗ-21043», государственный
регистрационный номер ***, - 857 руб.,
- «ВАЗ-21093», государственный
регистрационный номер ***, - 934 руб., итого 23 739 руб.
В суде апелляционной инстанции от
административного ответчика, не принимавшего участия в судебном заседании суда
первой инстанции, поступили сообщения о нахождении транспортных средств в угоне
и об оплате им налога на имущество в сумме 354 руб. за 2022 год.
Информация об угоне транспортных
средств «БМВ 7301», государственный регистрационный номер *** ***
государственный регистрационный знак ***, официально подтверждена сведениями из
ГИБДД, в связи с чем налоговым органом произведен перерасчет, уменьшен
транспортный налог за 2020 год на 16 104 руб., за 2021 год на 16 104
руб., за 2022 год на 15 958
руб.
Задолженность Семенова В.А. по
информации налогового органа по транспортному налогу составила: за 2020 год –
7781 руб., за 2021 год – 7781 руб., за 2022 год – 7781 руб. Сумма 354 руб.,
уплаченная Семеновым В.А. в августе 2025 года как имущественный налог за 2022
год, распределена административным истцом в счет погашения ранее взысканной
задолженности по транспортному налогу за 2014, 2015, 2016 годы в соответствии с
пунктами 8 и 10 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия
приходит к выводу о взыскании с Семенова В.А. задолженности по транспортному
налогу за 2021 и 2022 год, с учетом перерасчета задолженности, а также налога
на имущество за 2022 год, поскольку надлежащих
доказательств, подтверждающих
оплату указанных налогов, в материалы дела не представлено, а налог на
имущество правомерно распределен налоговым органом в погашение ранее
существовавшей задолженности.
Задолженность за
2021 год составляет:
- «Мазда 626», государственный
регистрационный номер ***, - 1080 руб.,
- «ВАЗ-2107», государственный
регистрационный номер ***, - 870 руб.,
- «ВАЗ-21063», государственный
регистрационный номер ***, - 768 руб.,
- «ВАЗ-21053», государственный
регистрационный номер ***, - 857 руб.,
- «ВАЗ-21053», государственный
регистрационный номер *** 857 руб.,
- «ВАЗ-21093», государственный
регистрационный номер *** - 840 руб.,
- «ВАЗ-21093», государственный
регистрационный номер ***, - 864 руб.,
- «ВАЗ-21043», государственный
регистрационный номер ***, - 857 руб.,
- «ВАЗ-21093», государственный
регистрационный номер ***, - 934 руб., итого 7927 руб.
Задолженность за 2022 год
составляет:
- «ВАЗ-2107», государственный
регистрационный номер *** - 870 руб.,
- «ВАЗ-21063», государственный
регистрационный номер *** - 768 руб.,
- «ВАЗ-21053», государственный
регистрационный номер ***, - 857 руб.,
- «ВАЗ-21053», государственный
регистрационный номер *** - 857 руб.,
- «ВАЗ-21093», государственный
регистрационный номер ***, - 840 руб.,
- «ВАЗ-21102», государственный
регистрационный номер ***, - 934 руб.,
- «ВАЗ-21093», государственный
регистрационный номер ***, - 864 руб.,
- «ВАЗ-21043», государственный
регистрационный номер ***, - 857 руб.,
- «ВАЗ-21093», государственный
регистрационный номер *** - 934 руб., итого 7781 руб.
При этом
заслуживают внимания доводы
апелляционной жалобы о необходимости прекращения производства по настоящему
делу в части взыскания с Семенова А.В. задолженности по транспортному налогу за
2020 год, поскольку ранее административный истец обращался за ее взысканием в судебном
порядке.
Как следует из представленных судебной
коллегии копий материалов административного дела № 2а-182/2023, определением Заволжского районного суда г. Ульяновска от 27.01.2023 по административному иску УФНС России по Ульяновской области к Семенову
В.А. о взыскании транспортного
налога за 2020 год прекращено производство по делу на основании
пункта 3 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации в связи с отказом
административного иска от
заявленных требований.
Последствия невозможности повторного
обращения в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же
предмете и по тем же основаниям, предусмотренные частью 1 статьи 195 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, административному
истцу были разъяснены.
По настоящему делу задолженность за
2020 год с учетом перерасчета налога в связи с нахождением транспортных средств
в угоне составляет:
- «Мазда 626», государственный
регистрационный номер *** - 1080 руб.,
- «ВАЗ-2107», государственный
регистрационный номер ***, - 870 руб.,
- «ВАЗ-21063», государственный
регистрационный номер ***, - 768 руб.,
- «ВАЗ-21053», государственный
регистрационный номер ***, - 857 руб.,
- «ВАЗ-21053», государственный
регистрационный номер ***, - 857 руб.,
- «ВАЗ-21093», государственный
регистрационный номер ***, - 840 руб.,
- «ВАЗ-21093», государственный
регистрационный номер ***, - 864 руб.,
- «ВАЗ-21043», государственный
регистрационный номер ***, - 857 руб.,
- «ВАЗ-21093», государственный
регистрационный номер *** - 934 руб., итого 7927 руб.
По административному делу № 2а-182/2023
транспортный налог взыскивался за следующие транспортные средства:
- «Мазда 626», государственный
регистрационный номер ***
- «ВАЗ-2107», государственный
регистрационный номер ***
- «ВАЗ-21063», государственный
регистрационный номер ***
- «ВАЗ-21053», государственный
регистрационный номер ***
- «Ксинкай НХК», государственный
регистрационный номер ***
- «ВАЗ-21053», государственный
регистрационный номер ***
- «ВАЗ-21093», государственный
регистрационный номер ***
- «ВАЗ-21102», государственный
регистрационный номер ***
- «ВАЗ-21093», государственный
регистрационный номер ***
- «ВАЗ-21093», государственный
регистрационный номер ***
- «ВАЗ-2109», государственный
регистрационный номер ***,
- «БМВ 7301», государственный
регистрационный номер ***,
- «ВАЗ-21043», государственный
регистрационный номер ***,
- «ВАЗ-21093», государственный регистрационный номер
***
Поскольку судебной коллегией усматривается
тождественность административных исковых
требований, решение суда подлежит отмене с прекращением производства по настоящему делу в части взыскания с Семенова В.А. в пользу УФНС России
по Ульяновской области задолженности по транспортному налогу за 2020 год
в размере 7927 руб. на основании пункта 2 части 1 статьи 194 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которому суд прекращает производство по
административному делу в случае, если имеется вступившее в законную силу
определение суда о прекращении производства по этому административному делу в
связи с принятием отказа административного истца от административного
иска.
Аннулирование расчета транспортного налога
за налоговый период 2020 год и осуществление налоговым органом нового
расчета по указанному виду налога в соответствии с положениями
пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации не свидетельствует
об изменении предмета и основания административного иска, поскольку
возможность уточнения суммы исковых
требований не была утрачена административным истцом при рассмотрении административного дела № 2а-182/2023.
Доводы
жалобы о том, что прекращению также подлежит производство по делу в части
взыскания задолженности по транспортному
налогу за 2021 год, являются не состоятельными, поскольку ранее административный истец от права взыскания указанной недоимки в судебном порядке не отказывался.
Таким
образом, с Семенова В.А. в пользу УФНС
России по Ульяновской области подлежит взысканию задолженность по транспортному налогу с физических лиц
за 2021 год в сумме 7927 руб., за 2022
год в сумме 7781 руб., по налогу на
имущество физических лиц за 2022 год в
сумме 354 руб., а всего 16 062 руб.
Согласно расчету, представленному в ходе
рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, налоговым органом рассчитаны
пени в размере 11 870,61 руб. за
период с 12.08.2023 по 01.12.2023 исходя
из суммы ЕНС в размере 167 443,65 руб., с 02.12.2023
по 10.01.2024 исходя из суммы ЕНС
в размере 175 036,65 руб.
Как следует из искового заявления и приложенных к
нему документов, в сумму ЕНС была включена задолженность, обеспеченная ранее принятыми мерами по ее
взысканию, а также сумма
транспортного налога за 2020 год, определенная судебной коллегией в 7927
руб. с учетом перерасчета налоговым органом задолженности (угон транспортных
средств).
Поскольку
производство по делу в части заявленных
требований о взыскании транспортного
налога за 2020 год подлежит прекращению, то пени также подлежат
перерасчету:
исходя из суммы ЕНС в
размере 159 516,65 руб.
(167 443,65 руб. – 7927 руб.) расчет пени производится следующим
образом:
159 516,65 руб. × 3 дня × 8,5 % /300 = 135,59 руб. (за период с 12.08.2023
по 14.08. 2023);
159 516,65 руб. × 34 дня × 12 % /300 = 2169,43 руб. (за период с 15.08.2023
по 17.09.2023);
159 516,65 руб. × 42 дня × 13 % /300 = 2903,20 руб. (за период с 18.09.2023
по 29.10.2023);
159 516,65 руб. × 33 дня × 15 % /300 = 2632,02 руб. (за период с 30.10.2023
по 01.12.2023 года).
Исходя из суммы ЕНС в размере
167 109,65 руб. (175 036,65 руб. - 7927 руб.) расчет пени
производится следующим образом:
167 109,65 руб. × 6 дней × 15 % /300 = 501,33 руб.
(за период с 02.12.2023 по 07.12.2023).
167 109,65 руб. × 10 дней × 15 % /300 = 835 55 руб.
(за период с 08.12.2023 по 17.12.2023);
167 109,65 руб. × 24 дня × 16 % /300 = 2139 руб. (за
период с 18.12.2023 по 10.01. 2024).
Всего задолженность
по пени за указанный период составит 11 316,12 руб.
Следовательно, в
указанной части решение суда подлежит изменению.
Решение суда в части
взыскания налога на имущество за 2022 год в сумме 354 руб. подлежит оставлению
без изменения.
В связи с
уменьшением суммы задолженности подлежит уменьшению и размер госпошлины,
взысканной с административного ответчика в доход местного бюджета, до 1021 руб.
На основании
изложенного, руководствуясь статьями 309-310 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Заволжского районного суда г.
Ульяновска от 05 сентября 2024 года отменить в части взыскания с Семенова Владимира Александровича
задолженности по транспортному налогу за 2020 год в сумме
7927 руб.
Производство по административному делу в указанной части прекратить.
Решение Заволжского районного суда г.
Ульяновска от 05 сентября 2024 года изменить, уменьшив транспортный налог за
2021 год до 7927 руб., транспортный налог за 2022 год до 7781 руб., пени на отрицательное сальдо ЕНС за период
с 12 августа 2023 года по 10
января 2024 года до 11 316,12 руб.,
государственную пошлину до 1021 руб.
В остальной
части решение суда оставить без
изменения, апелляционную жалобу Семенова
Владимира Александровича – без
удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 13.10.2025.