У Л
Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О
Й   С У Д
 
73RS0004-01-2025-002280-96
Судья Постаногова А.Ф.                                                        
Дело № 33а-4047/2025 
 
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 
город Ульяновск                                                      
                30 сентября 2025 года
 
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе: 
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.,
судей Берхеевой
Г.И., Бахаревой Н.Н.,
при секретаре
Лазареве М.М. 
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу               Министерства имущественных
отношений и архитектуры Ульяновской области на решение Заволжского районного
суда города Ульяновска от 13 мая 2025 года по делу                  № 2а-1668/2025, которым
постановлено:
административные
исковые требования Губернатора Василия Ивановича удовлетворить. 
Признать незаконным
решение Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области
от *** об отказе                       Губернатору
Василию Ивановичу в предоставлении земельного участка с кадастровым номером ***
в собственность за плату. 
Обязать Министерство
имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области предоставить
Губернатору Василию Ивановичу в собственность за плату земельный участок с
кадастровым номером ***. 
 
Заслушав доклад
судьи Берхеевой Г.И., пояснения представителя административного истца
Губернатора В.И. -  Бочаровой О.В.,
полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия 
 
установила:
 
Губернатор В.И.
обратился в суд с административным иском к Министерству имущественных отношений
и архитектуры Ульяновской области о признании решения об отказе в
предоставлении земельного участка в собственность за плату незаконным,
понуждении совершения действий.
В обоснование иска
указал на то, что ему на праве собственности принадлежит жилой дом,
расположенный на земельном участке по адресу: ***, который предоставлен в
аренду на срок с 16 января 2025 года по 31 декабря 2052 года. 
Министерством
имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области ответами от 6 декабря
2024 года и 24 декабря 2025 года на его       
(Губернатор В.И.) обращения было отказано в представлении земельного
участка, поскольку участок расположен на территории зеленых насаждений общего
пользования, территории общего пользования. 
Просил признать
незаконным решение Министерства имущественных отношений и архитектуры
Ульяновской области от *** и возложить обязанность передать ему указанный
земельный участок в собственность за плату. 
К участию в деле в
качестве заинтересованных лиц привлечены Управление архитектуры и
градостроительства Ульяновской области, администрация города Ульяновска. 
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области
просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в
удовлетворении административных исковых требований. 
В обоснование жалобы
указывает на то, что в соответствии с информацией, представленной Управлением
архитектуры и градостроительства Ульяновской области администрации города
Ульяновска, согласно Генеральному плану города Ульяновска, утвержденному
решением Ульяновской Городской Думы от                               27 июня 2007
года № ***, земельный участок с кадастровым номером *** расположен в
функциональных зонах «территория 5-16-этажной застройки и территория зеленых
насаждений общего пользования. 
Ссылается на то, что
охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему
мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда, необходимых
для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей
среды. 
На территориях,
находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная
деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и
препятствующая осуществлению ими функций экологического,
санитарно-гигиенического и рекреационного назначения. 
Полагает, что
Губернатором В.И. был пропущен срок исковой давности. 
В возражениях на
апелляционную жалобу Губернатор В.И. просит решение суда оставить без
изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. 
В судебное
заседание, кроме представителя административного истца Губернатора В.И. -  Бочаровой О.В., другие лица, участвующие в
деле, не явились, извещены  надлежащим
образом о времени и месте судебного заседания. 
Судебная коллегия с
учетом положений статей 150, 306 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия
приходит к следующему.
В соответствии с частью 2
статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном
порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для
административного дела, недоказанность установленных судом первой инстанции
обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие
выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам
административного дела, нарушение или неправильное применение норм
материального права или норм процессуального права.
Нарушения такого
характера не были допущены судом.
Как установлено
судом и следует из материалов дела,  25
октября 2024 года и 6 ноября 2024 года представитель Губернатора В.И – ***.
обратилась в Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской
области с заявлением о предоставлении Губернатору В.И за плату земельного
участка с кадастровым №***. Согласно выписке из ЕГРН по состоянию на 13 марта
2025 года имеются сведения о месте нахождения земельного участка, находящегося
в государственной собственности, зарегистрированном договоре аренды и об
отсутствии каких-либо иных ограничений. 
Решением от ***
административным ответчиком отказано в удовлетворении заявления о
предоставлении земельного участка на основании пунктов 6, 19 статьи 39.16
Земельного кодекса Российской Федерации. При этом указано, что указанный
земельный участок согласно Генеральному плану города Ульяновска, утвержденного
решением Ульяновской Городской Думы от 27 июня 2007 года №***,  расположен в функциональных зонах «территория
5-16-этажной застройки (отдельные доминанты до 24 этажей) и «Территория зеленых
насаждений общего пользования». Согласно статье 13 «Карта градостроительного
зонирования» Правил землепользования и застройки муниципального образования
«город Ульяновск», утвержденных постановлением администрации города Ульяновска
от                                   10
августа 2021 года №***, земельный участок с кадастровым №*** расположен на
территории элемента планировочной структуры (жилые, общественно-деловые,
производственные, коммунально-складские микрорайоны и кварталы), на территории
общего пользования, планируемой для развития транспортной инфраструктуры (на
застроенных территориях) по решениям генерального плана г. Ульяновска, на
территории общего пользования (за линиями, обозначающими улицы, дороги,
проезды, площади, бульвары, территории линейных объектов). 
Данные
обстоятельства послужили основанием для обращения административного истца с
административным иском.
Установив
вышеуказанные обстоятельства, дав оценку всем представленным по делу
доказательствам в их совокупности, правильно применив нормы материального
права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, суд первой инстанции пришел
к обоснованному выводу об удовлетворении требований административного истца,
признав незаконным отказ Министерства имущественных отношений и архитектуры
Ульяновской области Губернатору В.И. в предоставлении спорного земельного участка в собственность, выраженный в письме от 6 ноября 2024 года и
письме от 24 декабря 2024 года, обязав административного ответчика  предоставить в собственность за плату земельный участок, расположенный по адресу: ***
С выводами районного
суда судебная коллегия соглашается.
В соответствии с
частью 1 статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник
здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке,
принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленной таким лицом
под эту недвижимость частью земельного участка. 
Как следует из статьи
35 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 271 Гражданского
кодекса Российской Федерации, при переходе права собственности на здание,
строение, сооружение, находящееся на чужом земельном участке, к другому лицу
оно приобретает право на использование соответствующей части земельного
участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их
использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Согласно части 9
статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, виды разрешенного
использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
Как установлено
судом и следует из материалов дела, административный истец  является собственником жилого дома, площадью
31,3 кв. м, с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: *** на
основании договора купли-продажи от ***, заключенным между *** и Губернатором
В.И., свидетельства о праве на наследство по закону от ***, выпиской из ЕГРН
(л.д. 9-16). 
Право собственности
истца на жилой дом по вышеуказанному адресу зарегистрировано в установленном
порядке. 
На основании
дополнительного соглашения от *** к договору аренды земельного участка от ***
между Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области и
Губернатором В.И. сторона договора земельного участка с кадастровым №*** с ***
заменена на Губернатора В.И., произведен расчет арендной платы (л.д.17-18,
21-24). Имеется ограничение прав - договор аренды от  30 сентября 2004 года, с учетом дополнительного
соглашения от *** срок действия с 16 января 2004 года по 31 декабря 2052 года.
В связи с переходом
права собственности на жилой дом по договору                   купли-продажи здания от ***
было заключено дополнительное соглашение к договору аренды от *** между
Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области и
Губернатор В.И., согласно которому после замены стороны арендатора на
Губернатора В.И. начисление арендной платы начисляется с площади 506 кв.м с 28
января 2025 года (л.д. 17-19).
В соответствии со
статьей 36 Конституции Российской Федерации, граждане и их объединения вправе
иметь в частной собственности землю. 
Предоставление
земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной
собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за
плату (статья 28 Земельного кодекса Российской Федерации,. 
В соответствии с
принципом единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов,
все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных
участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт
5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации). 
Согласно пункту 6
части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях,
предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса, продажа земельных участков,
находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых
расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо
помещений в них осуществляется без проведения торгов. 
Как следует из части
1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не
установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право
на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане,
юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных
на таких земельных участках. 
Порядок
предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в
государственной или муниципальной собственности без проведения торгов
установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. 
В соответствии с
подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, по
результатам рассмотрения заявления уполномоченный орган вправе принять решение
об отказе в предоставлении земельного участка при наличии оснований,
предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, в
решении должны быть указаны все основания отказа. 
Как установлено
судом, спорный земельный участок относится к категории земель - земли
населенных пунктов, вид разрешенного использования - под существующую жилым
домом (л.д. 24).
Таким образом, судом
установлено, что административный истец является собственником жилого дома,
расположенного на испрашиваемом земельном участке, возведенного в соответствии
с разрешительной документацией и зарегистрированного в установленном порядке,
земельный участок сформирован, поставлен на кадастровый учет, и с 2004 года
передан в аренду Губернатору В.И. для функционирования данного жилого дома,
соответственно.
Как верно указал
суд  и с чем соглашается судебная
коллегия, все основания отказа должны быть отражены в решении. 
Согласно
Генеральному плану города Ульяновска, утвержденного решением Ульяновской Городской
Думы от 27 июня 2007 года №***, рассматриваемый земельный участок расположен на
территории 5-16 - этажной застройки 
(отдельные доминанты до 24 этажей).
В соответствии со
статьей 13 «Карта градостроительного зонирования» Правил землепользования и
застройки муниципального образования «город Ульяновск», утвержденных
постановлением администрации города Ульяновска от                                     10 августа
2021 года № ***, земельный участок расположен в территориальной зоне Ж6 - зона
смешанной застройки территории инженерно - транспортной инфраструктуры.
Доводы жалобы о том,
что спорный земельный участок расположен на территории элемента планировочной
структуры (жилые, общественно-деловые, производственные, коммунально-складские
микрорайоны и кварталы), на территории общего пользования, планируемой для
развития транспортной инфраструктуры (на застроенных территориях) по решениям
генерального плана г. Ульяновска, на территории общего пользования (за линиями,
обозначающими улицы, дороги, проезды, площади, бульвары, территории линейных
объектов) являются несостоятельными, судебной коллегией отклоняются, поскольку
административным ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих
нахождение указанных объектов на спорном земельном участке, используемом для
жилого дома. 
Судебная коллегия
соглашается с выводами суда о том, что Губернатор В.И. имеет исключительное
право на его приобретение, поскольку согласуется с приведенными выше правовыми
нормами, являются законными и обоснованными.
Между тем, в суде
первой инстанции административным ответчиком не представлено доказательств в
подтверждение своих доводов, в то время как бремя доказывания законности
оспариваемого решения в силу положений части 11 статьи 226 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации лежит именно на
административном ответчике.
Доводы апелляционной
жалобы о расположении участка в зоне зеленых насаждений общего пользования
также не опровергают выводов суда первой инстанции, поскольку Министерством не
доказано, что эти обстоятельства исключают возможность предоставления участка.
Кроме того, как усматривается из фотоматериалов, спорный земельный участок с
домом, расположенным на нем, находятся фактически в частном секторе.  
На основании
изложенного, руководствуясь статей 309, 310 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
 
определила:
 
решение Заволжского
районного суда города Ульяновска от 13 мая 2025 года оставить без изменения,
апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений и архитектуры
Ульяновской области – без удовлетворения. 
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
 
Председательствующий                                      
 
Судьи
 
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 13 октября 2025 года.