УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Кочергаева О.П.
Дело №7-801/2025
73RS0012-01-2025-000648-09
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ульяновск
16 октября 2025 года
Судья Ульяновского областного
суда Сайгин Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе
законного представителя общества с ограниченной ответственностью Мясокомбинат
«Лада» Плеханова Павла Михайловича на постановление государственного инспектора
МТУ Ространснадзора по ЦФО от 2 мая 2025 года и решение судьи Мелекесского
районного суда Ульяновской области от 21 июля 2025 года, вынесенные в отношении
общества с ограниченной ответственностью Мясокомбинат «Лада» по части 2 статьи
12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (дело
№ 12-1-150/2025),
установил:
постановлением государственного инспектора МТУ
Ространснадзора по ЦФО № *** от 02.05.2025 общество с ограниченной
ответственностью Мясокомбинат «Лада» (далее – ООО Мясокомбинат «Лада»)
привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.12.21.1 КоАП РФ, ему
назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере
375 000 рублей.
Решением судьи Мелекесского районного суда Ульяновской
области от 21.07.2025 указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, законный
представитель - управляющий – индивидуальный предприниматель ООО Мясокомбинат
«Лада» Плеханов П.М. не соглашается с вынесенными постановлением должностного
лица административного органа и решением судьи районного суда, полагает их
подлежащими отмене.
В обоснование жалобы указывает, что вменяемое правонарушение
зафиксировано в момент осуществления перевозки животных, которые не являются
статичным грузом и могут перемещаться внутри специального транспортного
средства.
Отмечает, что при весовом контроле, осуществляемом не в
автоматическом режиме, а специалистами грузоотправителя в момент размещения
груза, превышений допустимых осевых нагрузок, нагрузок по общей массе,
установлено не было.
Ссылается на отсутствие достоверных доказательств исправности
АПВГК, а также на массовый характер ошибочных фиксаций данным АПВГК.
Подробно позиция законного представителя ООО Мясокомбинат
«Лада» Плеханова П.М. изложена в жалобе.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в соответствии
с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме прихожу к следующему.
Частью 2 ст.12.21.1 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на
момент совершения правонарушения) была установлена административная
ответственность, в том числе, за движение тяжеловесного и (или)
крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимой массы
транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на
величину более 10, но не более 20 процентов без специального разрешения, за
исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.12.21.5 КоАП РФ, предусматривавшая
наказание в виде административного штрафа в размере трехсот семидесяти пяти
тысяч рублей.
Согласно п.23.1 Правил дорожного движения Российской
Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства
Российской Федерации от 23.10.1993 №1090 (далее – Правила дорожного движения),
масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать
величин, установленных предприятием-изготовителем для данного транспортного
средства.
В силу п.23.5 данных Правил движение тяжеловесного и (или)
крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства,
осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований
Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской
Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации».
Положения ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об
автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
определяют тяжеловесное транспортное средство как транспортное средство, масса
которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого превышают
допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось,
которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.29 Федерального закона от
08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в
Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации» пользователям автомобильными дорогами запрещается
осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных
средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых
более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства
и (или) допустимую нагрузку на ось без специальных разрешений, выдаваемых в
порядке, установленном данным законом.
Допустимые масса, нагрузка на ось, нагрузка на группу осей и
габариты транспортного средства установлены Постановлением Правительства РФ от
01.12.2023 №2060 «Об утверждении Правил движения тяжеловесного и (или)
крупногабаритного транспортного средства».
Из материалов дела следует, что 20.03.2025 в 12:50:49 на 31
км 740 м автодороги Димитровград-Узюково-Тольятти Ульяновская область,
водитель, управляя тяжеловесным транспортным средством ***, государственный
регистрационный номер ***, в составе 5-осного автопоезда, в нарушение п.23.5
Правил дорожного движения, ч.1 ст.29 Федерального Закона от 08.11.2007 №257-ФЗ
«Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,
постановления Правительства РФ от 01.12.2023 №2060 «Об утверждении Правил
движения тяжеловесного и крупногабаритного транспортного средства», осуществлял
движение тяжеловесного транспортного средства без специального разрешения,
согласно акту №2025032009541838 измерения параметров транспортного средства
превысил предельно допустимый показатель по осевой нагрузке автопоезда на
10,88% (1,088т) на ось №2 (погрешность измерения 10%), двигаясь с нагрузкой
11,088т на ось №2 при допустимой нагрузке 10,000т на ось.
Собственником (владельцем) данного транспортного средства в
соответствии со свидетельством о регистрации транспортного средства на момент
фиксации нарушения являлось ООО Мясокомбинат «Лада».
Указанное нарушение зафиксировано специальным техническим
средством, имеющим функцию фотосъемки, видеозаписи, работающим в автоматическом
режиме - «СВК-2-Р(М)ВС», заводской номер 73543, свидетельство о поверке №
С-ВЬ/04-07-2024/354876959, поверка действительна до 03.07.2025.
Вопреки доводам жалобы, при вынесении постановления по делу
об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП
РФ установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения,
предусмотренные ст.26.1 КоАП РФ, в том числе лицо, совершившее противоправное
деяние, и его виновность.
Порядок и срок давности привлечения ООО Мясокомбинат «Лада»
к административной ответственности соблюдены.
В силу положений ч.2 ст.2.6.1 КоАП РФ собственник (владелец)
транспортного средства освобождается от административной ответственности, если
в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном
правонарушении, вынесенное в соответствии с ч.3 ст.28.6 настоящего Кодекса,
будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации
административного правонарушения транспортное средство находилось во владении
или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в
результате противоправных действий других лиц.
Ссылки на характер перевозимого груза (животные), их
размещение в соответствии с ветеринарными правилами, на возможность перемещения
животных в ходе перевозки в пределах своего места, влекущее перераспределение
нагрузки на оси, как и ссылка на общую массу перевозимых животных, вопреки
доводам жалобы, не ставят под сомнение факт установленного нарушения.
Обозначенный характер груза, допускающий возможность его
частичного перемещения, не освобождает (в настоящем случае владельца
транспортного средства) от необходимости соблюдения обязательных нормативных
требований в части допустимых нагрузок на оси транспортного средства. Оснований
полагать, что измерения на АПВГК системой дорожной весового и габаритного
контроля фактической массы, являются недостоверными, не усматривается.
Доводы жалобы о том, что автоматизированная система весового
контроля работала некорректно, признаю несостоятельными.
Факт допущенного нарушения зафиксирован работающим в
автоматическом режиме специальным техническим средством», имеющим функцию
фотосъемки, видеозаписи, работающим в автоматическом режиме – СВК-2Р(М)ВС,
заводской номер 73543, поверка которого действительна до 03.07.2025
включительно.
Эксплуатация АПВГК соответствует требованиям Приказа
Минтранса России от 31.08.2020 №348 «Об утверждении Порядка осуществления
весового и габаритного контроля транспортных средств», комплекс весового и
габаритного контроля включен в государственный реестр средств измерений.
Оснований усомнится в том, что место установки оборудования
АПВГК не соответствует требованиям Приказа Минтранса России от 31.08.2020 №348
«Об осуществлении Порядка осуществления весового и габаритного контроля
транспортных средств» не имеется и при настоящем рассмотрении дела по жалобе не
представлено. Соответствие места установки оборудования АПВГК требованиям
Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств к
уклону, кривизне, ровности проезжей части дороги подтверждено представленными в
материалы дела сведениями инструментального контроля и актами от 04.07.2024,
28.11.2024 и 26.02.2025.
Стоит отметить, что при определении нагрузки на отдельные
оси грузового транспорта учитываются возможные отклонения при измерении весовых
параметров транспортного средства, возникающие по различным причинам
(особенности весового оборудования, природно-климатических условий, движения
транспортного средства и пр.) в размере погрешности средства измерения.
Таким образом, ответственное лицо обязано обеспечить
соответствующий способ перевозки такого груза, при котором будет исключено, в
том числе превышение допустимой осевой нагрузки транспортного средства.
В силу
п.77 Постановления Правительства РФ от 21.12.2020 №2200 «Об утверждении Правил
перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1
Правил дорожного движения Российской Федерации» размещение делимого груза на
транспортном средстве осуществляется таким образом, чтобы габариты
транспортного средства с таким грузом не превышали допустимые габариты
транспортного средства, предусмотренные приложением №1 к настоящим Правилам, а
общая масса транспортного средства с таким грузом и (или) нагрузка на ось
транспортного средства с таким грузом не превышали значения допустимой массы
транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства,
согласно которым в соответствии с настоящими Правилами транспортное средство
относится к тяжеловесным транспортным средствам.
При
этом, как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от
25.04.2023 №778-О, приведенная норма (п.77 указанных Правил), обусловленная
необходимостью сохранности автомобильных дорог, направлена на исключение
случаев, когда при перевозке делимого груза вследствие его произвольного
перемещения в кузове автомобиля возникало бы превышение допустимой нагрузки на
ось транспортного средства, что влекло бы причинение ущерба дорожному полотну.
Такое подзаконное регулирование обеспечивает соблюдение
законодательного запрета на осуществление движения по автомобильным дорогам на
тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и
(или) нагрузка на ось которых более чем на десять процентов превышают
допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, без
специального разрешения.
Иные доводы жалобы направлены на
переоценку выводов суда предыдущей инстанции, не опровергают установленных по
данному делу обстоятельств и не влекут отмену состоявшегося по делу судебного
решения.
Вместе с тем имеются основания для изменения постановления и
решения судьи.
Действия ООО Мясокомбинат «Лада» квалифицированы по ч.2
ст.12.21.1 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения
правонарушения).
Согласно ч.2 ст.1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий
административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом
улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет
обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило
административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в
отношении которого постановление о назначении административного наказания не
исполнено.
Федеральным законом от 07.07.2025 №209-ФЗ «О внесении
изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»,
вступившим в законную силу 18.07.2025, ч.2 ст.12.21.1 КоАП РФ признана
утратившей силу.
Этим же Федеральным законом от 07.07.2025 № 209-ФЗ, абзац 1
ч.4 ст.12.21.1 КоАП РФ изложен в следующей редакции: «движение тяжеловесного и
(или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых
габаритов транспортного средства на величину более 10, но не более 20
сантиметров без специального разрешения, либо с превышением габаритов,
указанных в специальном разрешении, на величину более 10, но не более 20
сантиметров, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или
допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 10, но не
более 20 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы
транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в
специальном разрешении, на величину более 10, но не более 20 процентов, за
исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 12.21.5 настоящего
Кодекса».
Таким образом, в настоящее время ч.4 ст.12.21.1 КоАП РФ
установлена административная ответственность, в том числе, за движение
тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением
допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось
транспортного средства на величину более 10, но не более 20 процентов без
специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или
нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на
величину более 10, но не более 20 процентов.
Совершение данного правонарушения влечет наложение
административного штрафа на собственника (владельца) транспортного средства в
размере трехсот тысяч рублей.
Поскольку санкция ч.4 ст.12.21.1 КоАП РФ (в редакции
Федерального закона от 07.07.2025 № 209-ФЗ) является менее строгой, чем санкция
ч.2 ст.12.21.1 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения
правонарушения), то действия общества подлежат переквалификации на ч.4
ст.12.21.1 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 07.07.2025 № 209-ФЗ), с
назначением административное наказания в виде административного штрафа в размере
300 000 рублей.
Оснований для применения положений ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ либо
для иного снижения размера назначенного наказания не установлено.
В остальной части состоявшиеся акты оставить без изменения.
Руководствуясь ст.ст.30.3 – 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление государственного инспектора МТУ
Ространснадзора по ЦФО от 2 мая 2025 года и решение судьи Мелекесского
районного суда Ульяновской области от 21 июля 2025 года, вынесенные по делу об
административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.21.1
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
общества с ограниченной ответственностью Мясокомбинат «Лада», изменить:
совершенное обществом с ограниченной ответственностью
Мясокомбинат «Лада» деяние переквалифицировать с части 2 статьи 12.21.1 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции
Федерального закона от 26.12.2024 № 490-ФЗ) на часть 4 статьи 12.21.1 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции
Федерального закона от 07.07.2025 № 209-ФЗ), с назначением административного
наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
В остальной части указанные акты оставить без изменения,
жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью
Мясокомбинат «Лада» Плеханова Павла Михайловича – без удовлетворения.
Решение суда вступает в законную силу со дня его вынесения и
может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город
Самара).
Судья
Н.В. Сайгин