Судебный акт
Пенсионный спор
Документ от 30.09.2025, опубликован на сайте 22.10.2025 под номером 121887, 2-я гражданская, о включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и понуждении к назначению пенсии, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0013-01-2025-001549-66

Судья         Берхеева А.В.                                                                            Дело № 33-3992/2025

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  30 сентября 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Санатулловой Ю.Р., Федоровой Л.Г.,

при секретаре Дементьевой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Дюкиной Розы Насыховны, Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 2 июня 2025 года по гражданскому делу                   № 2-1112/2025, по которому постановлено:

 

исковые требования Дюкиной Розы Насыховны удовлетворить частично. 

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области включить в специальный стаж Дюкиной Розы Насыховны, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по п.п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона РФ «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013, периоды ее работы с 01.05.2021 по 27.05.2024 – в должности *** в ***

В удовлетворении исковых требований Дюкиной Розы Насыховны о включении  в  специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по п.п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона РФ «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013, периодов работы с 24.08.2020 по 16.02.2021, с 17.02.2021 по 30.04.2021, понуждении к назначению пенсии отказать.

 

Заслушав доклад судьи Санатулловой Ю.Р., пояснения Дюкиной Р.Н., поддержавшей доводы своей апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

установила:

 

Дюкина Р.Н. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о включении периода работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, назначении досрочной страховой пенсии по старости.

В обоснование заявленных требований указала, что решением ОСФР по Ульяновской области от 02.11.2024 *** ей было отказано в назначении  досрочной страховой пении по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 Федерального закона «О страховых пенсиях», при этом в ее специальный стаж не засчитаны периоды работы: с 24.08.2020 по 16.02.2021 – в должности *** ***; с 17.02.2021 по 30.04.2021 – в должности *** ***; с 01.05.2021 по 27.05.2024 – в должности *** в ***, поскольку документально не подтверждается обоснованность представления страхователем индивидуальных сведений с кодом профессии ***, предусмотренных Списком № *** от 26.01.1991.

С 08.11.2024 ей назначена досрочная страховая пенсии по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», однако полагает, что имеет право на досрочную страховую пенсию по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Льготно-уточняющей справкой от 14.03.2024 подтверждается льготный характер ее  работы, а именно постоянную и непосредственную работу с *** таких  веществ на рабочем месте  свыше ***. Работодатель произвел уплату страховых взносов в повышенном размере исходя из выполняемой ею работы с вредными и тяжелыми условиями труда по Списку №1.

Просила суд обязать ответчика включить в льготный стаж для назначения пенсии в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсия» периоды работы с 24.08.2020 по 16.02.2021 – в должности *** ПЭТ-центра ***; с 17.02.2021 по 30.04.2021 – в должности *** ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России; с 01.05.2021 по 27.05.2024 – в *** в *** и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости на основании в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсия» с 28.05.2024.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Дюкина Р.Н. не соглашается с решением суда, просит его отменить в части отказа во включении в ее специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периодов работы с 24.08.2020 по 16.02.2021, с 17.02.2021 по 30.04.2021, принять в указанной части новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Полагает, что судом первой инстанции при вынесении решения не в полной мере исследованы обстоятельства дела, дана неверная оценка представленным доказательствам, нарушены нормы материального права. Отмечает, что работодателем *** начислялись и уплачивались страховые взносы за спорные периоды ее работы по дополнительному тарифу. Тот факт, что работодателем в спорные периоды с 24.08.2020 по 16.02.2021, с 17.02.2021 по 30.04.2021 не проведена специальная оценка условий труда на рабочем месте не свидетельствует об отсутствии факта ее работы с вредными условиями труда.

Просит учесть, что должностные обязанности *** в период с 24.08.2020 по 16.02.2021 и должностные *** в период с 17.02.2021 по 30.04.2021 были теми же, что и в период с 01.05.2021 по 27.05.2024, который решением суда первой инстанции был включен в ее специальный стаж.

Содержание должностных *** подтверждает ее работу в зоне ***. Фактически в период работы с 2020 года по 2024 год ее рабочее место и должностные обязанности не менялись, местом работы являлось ***.

В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области просит отменить решение суда в части удовлетворения исковых требований Дюкиной Р.Н., принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обосновании доводов жалобы указано на то, что факт работы истца на условиях постоянной занятости в течение полного рабочего дня с *** не нашел достаточного документального подтверждения. Правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку № *** от 26.01.1991 пользуются работники, постоянно занятые на работах ***. При этом работа непосредственно *** на рабочем месте должна подтверждаться документально, что относится к компетенции и обязанности работодателя.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей ответчика и третьего лица, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установленном судом первой инстанции и следует из материалов дела, 28.05.2024 Дюкина Р.Н., *** года рождения, обратилась в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (т. 1 л.д. 128-130).

Решением ОСФР по Ульяновской области от 02.11.2024 Дюкиной Р.Н. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ (т. 1 л.д. 123-125).

При этом в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», ответчиком не засчитаны периоды работы истца: с 24.08.2020 по 16.02.2021 – в должности ***; с 17.02.2021 по 30.04.2021 – в должности ***; с 01.05.2021 по 27.05.2024 – в должности ***, поскольку сведения о стаже ее работы за период с 24.08.2020 по 16.02.2021, с 01.01.2024 по 27.05.2024 представлены с кодом условий труда ***1 – работники *** или ***; а за период работы с 01.07.2022 по 31.12.2023 – с кодом ***, при этом документально не подтверждается постоянная занятость истца на работах с ***.

Полагая решение об отказе в зачете в стаж по Списку № *** от 26.01.1991 указанных периодов работы, а также в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» незаконным, Дюкина Р.Н. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении иска Дюкиной Р.Н. и включении в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», периода ее работы с 01.05.2021 по 27.05.2024 в должности ***; при этом суд отказал во включении в специальный стаж истца, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», периодов работы с 24.08.2020 по 16.02.2021 в должности ***, с 17.02.2021 по 30.04.2021 – в должности ***, поскольку правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку №*** от 26.01.1991 пользуются только работники постоянно занятые на работах с ***, в отношении Дюкиной Р.Н. отсутствуют достаточные доказательства, подтверждающие постоянную занятость непосредственно на работах с *** веществами активностью на рабочем месте свыше ***. Также суд отказал в назначении Дюкиной Р.Н. досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.

Соглашаясь с выводами суда первой инстанции в части включения в специальный стаж Дюкиной Р.Н., дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периода работы с 01.05.2021 по 27.05.2024 в должности ***, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда об отсутствии оснований для удовлетворения требований Дюкиной Р.Н. о включении в ее специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», периодов работы с 24.08.2020 по 16.02.2021 – в должности ***, с 17.02.2021 по 30.04.2021 – в должности *** и назначении пенсии.

По общему правилу, установленному частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ), право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному Федеральному закону).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013                        № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона по состоянию на 31.12.2018, на один год за каждый полный год такой работы – мужчинам и женщинам.

В силу части 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Частью 6 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ установлено, что периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 данной статьи, имевшие место после 01.01.2013, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 данной статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 данной статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Согласно подпункту «а» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах:

Список № *** производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;

Список № *** производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992.

Списком № ***, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, установлено, что право на льготную пенсию имеют работники учреждений здравоохранения, постоянно и непосредственно работающие с *** (раздел 12300000 XIX. Учреждения здравоохранения, ***), а также р***, в том числе в ***).

В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 (далее – Правила № 516), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Из пункта 5 разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» следует, что право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» предусмотрено, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня; под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

Согласно письму Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.04.1998 № 2510/3055-98-32 «О льготном пенсионном обеспечении работников учреждений здравоохранения, занятых на работах с ***, работники учреждений здравоохранения, постоянно и непосредственно работающие с *** имеют право на льготную пенсию по Списку № ***, раздел XIX, поз. ***

Поскольку в указанных разделах Списков не указано (в закрытом или открытом виде) применяются ***, то основным условием является активность на рабочем месте. Под рабочим местом понимается место (помещение) пребывание персонала для выполнения своих функциональных обязанностей в течение не менее половины своего рабочего времени или 2-х часов непрерывно. Если для выполнения своих производственных обязанностей работник должен находиться в различных местах помещения, то рабочим местом считается все помещение.

Активность на рабочем месте подтверждается документами замеров, проведенных промсанлабораторией или центром Госсанэпиднадзора.

Право на эти пенсии распространяется на *** средний и младший медицинский персонал.

«Активные» палаты - это специально оборудованные помещения для пребывания в них больных в процессе ***. Каждый из этих больных является носителем источников ***. За медицинским персоналом «активных палат» ведется ** контроль, показывающий, что они имеют достаточно высокую ** нагрузку.

Средний и младший медицинский персонал ***, обслуживающий «активные» палаты, относится к категории работников, непосредственно и постоянно работающих с *** и имеет право на льготную пенсию по Списку № ***.

Медицинский персонал отделения *** диагностики проводит исследования больных, которые после введения *** сами становятся источниками излучения. Во время работы персонал находится около пациента и ** *** той же активности, которая введена больному, поэтому указанному персоналу также должна устанавливаться льготная пенсия.

Из материалов дела следует, что с 24.08.2020 Дюкина Р.Н. работала ***; 16.02.2021 *** реорганизовано в форме присоединения в ***; 17.02.2021 Дюкина Р.Н. переведена в отделение ***; 01.05.2021 – переведена *** (т. 1 л.д. 194-195).

В соответствии с трудовым договором от 24.08.2020 Дюкина Р.Н. обязуется выполнять обязанности по должности *** (п. 1.2), местом работы является *** (п. 1.3) (т. 1 л.д. 199-202).

Согласно дополнительному соглашению к трудовому договору от 17.02.2021 работник переводится на работу в *** (п. 1.2); трудовые обязанности работника определяются в соответствии с должностной инструкцией *** (по приложению № ***) (т. 1 л.д. 207-215).

Из дополнительного соглашения к трудовому договору от 30.04.2021 следует, что истец переводится на работу *** (т. 1 л.д. 216).

Согласно должностной инструкции *** в ее должностные обязанности входит в том числе: ***, для введения пациенту согласно назначений *** и выбранной методике исследования; вводить внутривенно пациенту ***, ***, с соблюдением всех норм и правил *** и санитарно‑эпидемиологического режима в ***; осуществлять укладку пациента на стол аппарата при проведении исследования; производить ***; обеспечить строгий учет и хранение лекарств *** в специальных шкафах (т. 1 л.д. 203-206).

В должностные обязанности *** включается в том числе: выполняет назначенные ***, разрешенные к выполнению средним ***; помогает при проведении манипуляций, которые имеет право выполнять только ***; обеспечивает учет и хранение лекарства *** в специальных шкафах; выполняет расчет величины активности *** фармацевтического препарата, необходимого для исследования, приготавливает и вводит *** препарат пациентам (т. 1 л.д. 220-224).

Согласно карте специальной оценки условий труда от 16.04.2021 № *** по должности *** установлен итоговый класс условий труда ***, в том числе класс *** установлен по биологическому фактору производственной среды и по ***. В качестве гарантий, предоставляемых работнику, установлено право на досрочное назначение пенсии по Списку № *** от 26.01.1991 (т. 3 л.д. 122 оборот-123).

Из карты специальной оценки условий труда от 30.10.2023 № *** по должности *** установлен итоговый класс условий труда ***, также указано о наличии права на досрочное назначение страховой пенсии по старости по Списку № *** от 26.01.1991, раздел XIX. Учреждения здравоохранения, код профессии *** – работники учреждений здравоохранения, постоянно и непосредственно работающие с *** ***, а также ***                         (т. 2 л.д. 146-147).

Из имеющихся в материалах дела документов следует, что отделение *** является структурным подразделением центра *** и предназначено для проведения ***.

Согласно пунктам 1.3 лицензий *** от 16.09.2019 № ***, от 09.04.2021 № *** работы ***; в качестве объекта расположения использования *** (т. 2 л.д. 27-41).

11.04.2022 и 15.02.2024 *** внесены изменения в лицензию от 09.04.2021 № ***, в пункте 1.4 в качестве расположения объектов использования *** энергии указаны *** (т. 2 л.д. 42-46).

В *** паспорте по состоянию за 2021 год указано, что на территории *** находятся три корпуса, в которых производятся *** (т. 1 л.д. 16-21).

*** паспорте за 2022 год указан II класс работ, за 2023 год – II-III класс работ у персонала, проводящего работы ***. Персонал, проводящий работы *** отсутствует (т. 1 л.д. 59-65, 66-73).

Карточкой учета индивидуальных доз *** подтверждается постановка истца на индивидуальный *** (т. 1 л.д. 227-228).

Из приказов работодателя следует, что Дюкина Р.Н. отнесена к персоналу *** (т. 2 л.д. 49-78).

Согласно пункту 15.5 инструкции *** *** при осуществлении работ с источниками *** в подразделениях отделения *** в штатном режиме персонал подвергается ***. Для контроля индивдуальных доз внешнего *** каждому сотруднику, отнесенному к ***, выдается индивидуальный *** (т. 2 л.д. 79-101).

Из справок от 14.03.2023 № *** от 28.03.2025 № *** выданных ***, следует, что в период с 24.08.2020 по настоящее время Дюкина Р.Н. постоянно и непосредственно работает с ***. Данные виды работ предусмотрены Списком № *** от 26.01.1991, код профессии ***. В период с 24.08.2020 по настоящее время Дюкина Р.Н. выполняет работу в режиме нормальной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством и должностной инструкцией в объеме полной ставки по должности *** (т. 1 л.д. 40, 136-137).

Согласно материалам дела Дюкина Р.Н. работает *** (т. 2 л.д. 155-250, т. 3 л.д. 1-43, 44-86).

Согласно справке *** *** данных веществ на рабочем месте истца превышает *** (т. 2 л.д. 154).

Таким образом, активность на рабочем месте истца подтверждена документами замеров, эквивалент которых определен ***, а данное учреждение согласно письму *** от 03.04.1998 № *** является ***.

За все спорные периоды работы Дюкиной Р.Н. ее работодателем представлены в ОСФР по Ульяновской области сведения как о работе по Списку № ***: за период с 24.08.2020 по 30.06.2021 – с кодом особых условий труда ***), с 01.07.2021 по 31.12.2023 – с кодом особых условий труда ***, с 01.01.2024 по 27.06.2024 – с кодом особых условий труда ***

В рассматриваемом случае, условиями, при которых Дюкиной Р.Н. может быть предоставлено досрочное пенсионное обеспечение, являются занятость в течение полного рабочего дня работами ***

С учетом имеющихся в деле и приведенных выше доказательств, несмотря на то, что сведения о работе истца с 01.07.2021 по 31.12.2023 с кодом особых условий труда *** до настоящего времени не скорректированы работодателем, судебная коллегия приходит к выводу о том, что фактически Дюкина Р.Н. работала весь спорный период с 24.08.2020 по 27.05.2024 в учреждении здравоохранения, постоянно и непосредственно ***, что соответствует коду профессии *** по Списку № *** от 26.01.1991.

Указанный работодателем истца код условий труда истца за период с 01.01.2022 по 31.10.2024 – *** также предусмотрен Списком № *** от 26.01.1991 и дает право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.

Полная занятость Дюкиной Р.Н., а также факт уплаты страховых взносов за спорный период в повышенном размере лицами, участвующими в деле, не оспаривался.

Таким образом, работодателем в соответствии с действующим законодательством подтверждена занятость истца в спорный период на работах, дающих право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по Списку *** от 26.01.1991.

Ссылка ответчика на то, что для учета периодов работы по Списку *** необходима занятость работника *** ***, судебной коллегией отклоняется, поскольку в данном случае имеет значение активность вещества на рабочем месте, данное условие у истца соблюдено.

Кроме того, судебной коллегией учитывается, что работодателем Дюкиной Р.Н. признается за ней право на включение спорных периодов работы в специальный стаж по Списку № ***.

С учетом изложенного выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований Дюкиной Р.Н. о включении в ее специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», периодов работы с 24.08.2020 по 16.02.2021, с 17.02.2021 по 30.04.2021 и назначении пенсии противоречат обстоятельствам дела, что в силу части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного решения в указанной части. В связи с чем доводы апелляционной жалобы Дюкиной Р.Н. заслуживают внимания, а доводы жалобы ОСФР по Ульяновской области подлежат отклонению.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

С учетом включения в специальный стаж Дюкиной Р.Н. периодов работы по Списку № 1 с 24.08.2020 по 16.02.2021, с 17.02.2021 по 30.04.2021, с 01.05.2021 по 27.05.2024, продолжительность ее стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», составит 3 года 9 месяцев 4 дня. Учитывая, что Дюкина Р.Н. достигла возраста 52 лет (13.09.2023), с заявлением о назначении пенсии обратилась 28.05.2024, досрочная страховая пенсия подлежит назначению с указанной даты.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от                         2 июня 2025 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Дюкиной Розы Насыховны о включении в специальный стаж периодов работы с 24 августа 2020 года по 16 февраля 2021 года, с 17 февраля 2021 года по 30 апреля 2021 года и назначения досрочной страховой пенсии отменить.

Принять в  отмененной части новое решении.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области включить в специальный стаж Дюкиной Розы Насыховны, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости  в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды ее работы с 24 августа 2020 года по 16 февраля 2021 года – в ***, с 17 февраля 2021 года по 30 апреля 2021 года – ***, и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости  в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 28.05.2024.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации  по Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­Димитровградский городской суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14 октября 2025 года