Судебный акт
О перерасчете индивидуального пенсионного коэффициента
Документ от 21.10.2025, опубликован на сайте 29.10.2025 под номером 121925, 2-я гражданская, о возложении обязанности произвести перерасчет ИПК, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2025-000067-07

Судья Алексеева Е.В.                                                                      Дело № 33-4091/2025

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               21 октября 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Карабанова А.С.,

судей Самылиной О.П., Шлейкина М.И.,

при секретаре Синчуговой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-800/2025 по апелляционной жалобе Семеновой Полины Валерьевны на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 26 марта 2025 года, с учетом определения того же суда от 2 июля 2025 года об исправлении описки, по которому постановлено:

в удовлетворении исковых требований Семеновой Полины Валерьевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о возложении обязанности произвести перерасчет индивидуального пенсионного коэффициента отказать.

Заслушав доклад судьи Самылиной О.П., пояснения Семеновой П.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

установила:

 

Семенова П.В. обратилась в суд с исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о возложении обязанности произвести перерасчет индивидуального пенсионного коэффициента.

Исковые требования мотивированы тем, что Семенова П.В. является индивидуальным предпринимателем, а также осуществляет деятельность в качестве лица, занимающегося частной практикой. В связи с чем оплачивает страховые взносы в размере фиксированной части до предела дохода 300 000 руб. и в размере 1% от суммы превышения дохода в размере 1% от суммы, превышающий доход. На Едином портале государственных услуг истцом запрошены сведения о состоянии индивидуального лицевого счета, из которых усматривается, что уплаченные страховые взносы не учтены в полном объеме при расчете индивидуального пенсионного коэффициента для дальнейшего назначения пенсии. Полагает, что размер индивидуального пенсионного коэффициента зависит от размера реально уплаченных страховых взносов за период с 01.01.2017 по 2033 год.

С учетом уточненных исковых требований Семенова П.В. просила суд обязать ОСФР по Ульяновской области произвести перерасчет индивидуального пенсионного коэффициента исходя из размера реально уплаченных страховых взносов за период с 01.01.2017 по 2023 годы: 2017 год – 34 760 руб., 2018 год – 42 172 руб. 25 коп., 2019 год – 60 445 руб., 2020 год – 71 456 руб., 2022 год – 58 222 руб. 31 коп., 2023 год – 135 156 руб. 29 коп. (л.д. 7-9, 29).

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено                     УФНС России по Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Семенова П.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные доводам искового заявления. Обращает внимание, что письменные пояснения УФНС России по Ульяновской области не соответствуют действительности, что подтверждается выписками из личного кабинета налогоплательщика о начисленных/уплаченных страховых взносов, справками о распределении поступивших на единый налоговый счет налогоплательщика денежных средствах.

В возражениях на апелляционную жалобу и дополнении к возражениям ОСФР просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно апелляционной жалобы.

Выслушав пояснения истца, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013                     № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В числе этих условий возраст, страховой стаж, индивидуальный пенсионный коэффициент (статья 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Индивидуальный пенсионный коэффициент (далее – ИПК) – параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии (пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Величина ИПК за периоды, имевшие место после 01.01.2015, определяется в соответствии с частью 11 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

ИПК определяется за каждый календарный год, начиная с 01.01.2015, с учетом ежегодных отчислений страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с законодательством о налогах и сборах и законодательством об обязательном социальном страховании.

Для определения величины ИПК учитывается сумма ежегодных отношений страховых взносов застрахованного лица к предельной величине базы для начисления страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствующем году.

Согласно части 18 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется за каждый календарный год, начиная с 01.01.2015, с учетом ежегодных отчислений страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах по формуле:

ИПКi = (СВгод,i / НСВгод,i) x 10,

где ИПКi – индивидуальный пенсионный коэффициент, определяемый за каждый календарный год, начиная с 01.01.2015, с учетом ежегодных отчислений страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании;

СВгод,i – сумма страховых взносов на страховую пенсию по старости в размере, рассчитываемом исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование страховой пенсии по старости, начисленных (для лиц, указанных в части 3 статьи 13 настоящего Федерального закона, уплаченных) за соответствующий календарный год за застрахованное лицо в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании;

НСВгод,i – нормативный размер страховых взносов на страховую пенсию по старости, рассчитываемый как произведение максимального тарифа отчислений на страховую пенсию по старости в размере, эквивалентном индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование страховой пенсии по старости, и предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации за соответствующий календарный год.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 01.04.1996                    № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в общей части индивидуального лицевого счета указываются, в том числе: сведения о размере индивидуального пенсионного коэффициента, периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения страховой пенсии, продолжительность профессионального стажа.

Информация, отраженная на индивидуальном лицевом счете зарегистрированного лица, формируется на основании данных, предоставленных страхователями, начиная с 1998 года. Данная информация изменяется и дополняется в соответствии с предоставленными страхователями в органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации Российской Федерации и Федеральной налоговой службы России отчетностями, предусмотренными действующим законодательством.

Согласно статье 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – обязательные платежи, целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений (абзац седьмой статьи 3 названного Федерального закона).

Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:                  1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица; 2) индивидуальные предприниматели (за исключением лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» и не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию или прекративших такие правоотношения в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона), адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой (за исключением индивидуальных предпринимателей, адвокатов, арбитражных управляющих, нотариусов, занимающихся частной практикой, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» и не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию или прекративших такие правоотношения в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона).

Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию (пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

Статья 419 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает две категории плательщиков страховых взносов. К первой категории относятся лица, которые уплачивают страховые взносы в связи с тем, что они производят вознаграждения и иные выплаты физическим лицам. К второй категории относятся лица, которые работают сами на себя и производят выплаты в свою пользу. Данная категория включает в себя индивидуальных предпринимателей, адвокатов, медиаторов, нотариусов, занимающихся частной практикой, арбитражных управляющих, оценщиков, патентных поверенных и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Исходя из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 419 и пункта 1 статьи 430 Налогового  кодекса Российской Федерации плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в частности индивидуальные предприниматели, арбитражные управляющие, исчисляют и уплачивают за себя страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование.

За расчетные периоды до 01.01.2023 (подпункт 1 пункта 1 статьи 430 Налогового  кодекса Российской Федерации) данная  категория плательщиков уплачивает: если величина дохода за расчетный период не превышает                                300 000 рублей – страховые  взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за каждый расчетный период; если величина дохода за расчетный период превышает 300 000 рублей – страховые  взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за  расчетный период плюс 1,0% суммы дохода, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Семенова П.В. состоит на учете в качестве плательщика страховых взносов:

– с 24.05.2004 по настоящее время как индивидуальный предприниматель (ИНН 732703708840),

– с 30.09.2011 по настоящее время как арбитражный управляющий,

– с 30.07.2020 по 01.01.2022 состояла на учете в налоговом органе в качестве плательщика налога на профессиональный доход.

Ссылаясь на то, что пенсионным органом неверно рассчитан  индивидуальный пенсионный коэффициент за период с 01.01.2017 по 2023 годы, уплаченные страховые взносы не учтены в полном объеме при расчете индивидуального пенсионного коэффициента для дальнейшего назначения пенсии, Семенова П.В. обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что в действиях ответчика нарушений закона при расчете индивидуального пенсионного коэффициента не допущено.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на верном применении норм материального права, соответствует фактическим обстоятельствам дела, собранным по делу доказательствам, правильная оценка которым дана в судебном решении.

В связи с вступлением в силу с 01.01.2017 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» администрированием страховых взносов занимаются налоговые органы.

В соответствии с соглашением ФНС России и Социального фонда России «Об информационном взаимодействии Федеральной налоговой службы и Фонда пенсионного и социального страхования. Российской Федерации» за периоды, начиная с 01.01.2017, налоговые органы передают в СФР на федеральном уровне сведения о суммах начисленных и уплаченных страховых взносов, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.

Данные сведения отражаются на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц.

Представленные в суд апелляционной инстанции сведения УФНС России по Ульяновской области и ОСФР по Ульяновской области относительно начисленных, уплаченных и учтенных страховых взносов по двум видам деятельности (как индивидуального предпринимателя и арбитражного управляющего) за период с 2017 по 2023 годы между собой идентичны.

ИПК за спорный период исчислен пенсионным органом на основании выгруженных УФНС России по Ульяновской области данных о начисленных и уплаченных страховых взносах по двум видам деятельности налогоплательщика.

При этом реально уплаченные Семеновой П.В. страховые взносы не могут быть учтены в 100% выражении при расчете индивидуального пенсионного коэффициента, так как согласно статье 22 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определение суммы страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию на финансирование страховой части трудовой пенсии и накопительной части трудовой пенсии (с 01.01.2015 – на финансирование страховой пенсии и накопительной пенсии) в отношении застрахованных лиц осуществляется СФР на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с выбранным застрахованным лицом вариантом пенсионного обеспечения по установленному тарифу страхового взноса.

С 01.01.2023 доля единого тарифа составляет 72,8% на финансирование страховой пенсии, из них: 19,4% – на солидарную часть тарифа страховых взносов;

53,4% – на индивидуальную часть тарифа страховых взносов.

Страховые взносы, исчисленные свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, направляются на финансирование страховой пенсии в размере 72,8% на солидарную часть тарифа страховых взносов.

Согласно пунктам 2, 3 статьи 22 Федерального закона от 15.12.2001                       № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» при исчислении страхового взноса в фиксированном размере, уплачиваемого страхователями, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации, применяются тарифы страховых взносов (доли совокупного фиксированного размера), установленные настоящим пунктом, которые определяются: 1) за периоды до 31 декабря 2022 года – пропорционально тарифам страховых взносов, установленным подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи; 2) за периоды с 1 января 2023 года – в соответствии с долей совокупного фиксированного размера, которая составляет 80,1078% на финансирование страховой пенсии, из них: 21,8475% – на солидарную часть тарифа страховых взносов, 58,2603% – на индивидуальную часть тарифа страховых взносов. Страховые взносы, исчисленные сверх страхового взноса в фиксированном размере, направляются на финансирование страховой пенсии в размере, определяемом пропорционально тарифам страховых взносов, установленным пунктом 2 настоящей статьи.

Также согласно подпункту 14.1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» в общей части индивидуального лицевого счета указывается сумма страховых взносов, уплаченных физическими лицами, самостоятельно уплачивающими  страховые взносы в фиксированном размере в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Так, для лиц *** года рождения и моложе, в отношении которых осуществляется формирование накопительной пенсии в СФР, за исключением лиц, указанных в абзаце восьмом указанного подпункта: за периоды до 31.12.2022  включительно – исходя из фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по тарифу 16,0 процентного пункта тарифа страхового взноса; за периоды с 01.01.2023 – исходя из доли совокупного фиксированного размера, равной 58,2603 процента.

Следует отметить, что УФНС России по Ульяновской области представляет общие начисления страховых взносов без разделения по категориям, в то время как ОСФР по Ульяновской области учитывает страховые взносы отдельно по каждому виду деятельности.

Поскольку с 01.01.2023 изменились тарифы страховых взносов, за 2023 год в ОСФР по Ульяновской области применены данные с учетом доли совокупного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Таким образом, начисленные УФНС России по Ульяновской области за  2023 год страховые взносы в размере 92 607 руб. 32 коп. (ОПС – 45 842 руб., ОПС1% – 46 765 руб. 32 коп.) отражаются в ОСФР по Ульяновской области в размере 83 488 руб. 33 коп. (36 723 руб. 01 коп. (45 842 руб. (совокупный фиксированный размер, который дает ФНС) х 80,1078 (доля совокупного фиксированного размера)) + 43 244 руб. 33 коп. (как индивидуальный предприниматель) + 3520 руб. 99 коп. (как арбитражный управляющий), то есть 36 723 руб. 01 коп. + 43 244 руб. 33 коп. + 3520 руб. 99 коп. = 83 488 руб. 33 коп.).

Приведенный ОСФР по Ульяновской области расчет величины ИПК за спорный период осуществлен в соответствии с действующим законодательством и оснований для иного расчета ИПК в настоящее время не имеется.

Согласно пояснениям УФНС России по Ульяновской области по состоянию на 20.03.2025 (период рассмотрения спора в Ленинском районном суде                                 г. Ульяновска) в ОСФР по Ульяновской области выгружена сумма на                                     3520 руб. 99 коп. больше фактически начисленной за 2023 год, то есть для расчета ИПК должна быть использована сумма меньше на указанную величину. В настоящее время сумма выгрузки за 2023 год откорректирована и соответствует сумме начисленного страхового взноса.

Вопреки доводам Семеновой П.В., уплаченные за 2021 год страховые взносы в размере 33 037 руб. 67 коп. учтены ответчиком на индивидуальном лицевом счете как арбитражному управляющему в размере 24 027 руб. 40 коп., в связи с чем ИПК за 2021 год составил 1,025 (24 027,40 / 234 400,00 х 10).

Кроме того, по материалам дела усматривается, что излишне уплаченные страховые взносы были возвращены налогоплательщику на расчетный счет на общую сумму 73 966 руб. 31 коп.

Нарушение пенсионных прав истца не установлено.

Аргументы о том, что в материалы гражданского дела не представлены протоколы, подтверждающие передачу в Социальный фонд России по системе межведомственного электронного взаимодействия сведений о начисленных и уплаченных суммах страховых взносов, не свидетельствуют о допущенном при разрешении спора существенном нарушении норм материального и норм процессуального права. Собранные по делу доказательства достаточны для установления всех имеющих значение для дела обстоятельств и правильного разрешения спора по существу, необходимости в истребовании дополнительных доказательств не имеется.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного постановления, а по существу сводятся к иному толкованию действующего законодательства, иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и обоснованность состоявшегося судебного акта не влияют.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от                                                26 марта 2025 года, с учетом определения того же суда от 2 июля 2025 года об исправлении описки, оставить без изменения, апелляционную жалобу                     Семеновой Полины Валерьевны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев  со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24.10.2025