УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0021-01-2025-000149-59 Судья Горбачева Т.Ю.
Дело № 33-4019/2025
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
30 сентября 2025 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Богомолова С.В.,
судей Санатулловой Ю.Р., Федоровой Л.Г.,
при секретаре Дементьевой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Министерства социального развития Ульяновской области на решение
Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 29 мая 2025 года по
гражданскому делу № 2-1-165/2025, по которому постановлено:
исковые требования прокурора Сенгилеевского района
Ульяновской области, действующего в интересах Шулика Натальи Александровны,
Митрохиной Елены Юрьевны, Комаровой Елены Петровны к Министерству социального
развития Ульяновской области, Областному государственному казенному учреждению
социальной защиты населения Ульяновской области, о признании решения
незаконным, обязании совершить действия,
удовлетворить.
Признать незаконным действие Министерства социального
развития Ульяновской области выразившееся в издании распоряжений от 03.09.2024
о прекращении выплаты по мерам социальной поддержки «Ежемесячная денежная
компенсация расходов по оплате отопления и освещения (***)» и «Ежемесячная
денежная компенсация расходов по оплате жилого помещения» (***) Шулика Наталье
Александровне, Митрохиной Елене Юрьевне, Комаровой Елене Петровне.
Возложить на Министерство социального развития Ульяновской
области и на областное государственное казенное учреждение социальной защиты
населения Ульяновской области обязанность по возобновлению Комаровой Елене
Петровне, Митрохиной Елене Юрьевне, Шулика Наталье Александровне выплаты по
мере социальной поддержки «Ежемесячная денежная компенсация расходов по оплате
отопления и освещения (***)» и «Ежемесячная денежная компенсация расходов по
оплате жилого помещения» (***) с 01.10.2024.
В удовлетворении исковых требований прокурору Сенгилеевского
района Ульяновской области к областному государственному казенному учреждению
социальной защиты населения Ульяновской области по Сенгилеевскому району,
отказать.
Заслушав доклад судьи
Санатулловой Ю.Р., пояснения представителей Министерства социального развития
Ульяновской области Ходыкиной Е.Д., Гнусаревой М.В., поддержавших доводы
апелляционной жалобы, прокурора Курушиной А.А., полагавшей решение суда
законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
прокурор
Сенгилеевского района Ульяновской области, действуя в интересах Шулика Н.А.,
Митрохиной Е.Ю., Комаровой Е.П., обратился в суд с исковым заявлением к
Министерству социального развития Ульяновской области, областному
государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской
области, областному государственному казенному учреждению социальной защиты
населения Ульяновской области по Сенгилеевскому району о признании решения
незаконным, возложении обязанности возобновить предоставление меры социальной
поддержки.
В обоснование
заявленных требований указано на то, что постановлением ***» от 17.05.2024
№ *** реорганизована путем присоединения к школе в ***.
До реорганизации *** ***
работники *** Комарова Е.П., Шулика Н.А., Митрохина Е.Ю. были получателями меры
социальной поддержки – компенсации расходов на оплату коммунальных услуг, но
после реорганизации указанная выплата была прекращена (с 01.10.2024), в связи с
тем, что юридическим адресом образовательной организации после реорганизации
является: ***.
Вместе с тем,
фактический адрес осуществления трудовой деятельности указанных *** работников
не изменился и остался прежним (***).
Согласно выписке из
реестра лицензии *** имеет несколько адресов осуществления отдельного вида
деятельности, подлежащего лицензированию, где среди прочих указаны ***.
После реорганизации ***
является правопреемником по всем правам и обязанностям присоединяемого к нему ***.
Комарова Е.П., Шулика
Н.А., Митрохина Е.Ю. являлись получателями мер социальной поддержки,
установленной законодательством Ульяновской области, в связи с проживанием ***
и осуществлением там трудовой деятельности в ***, после реорганизации *** не
выезжали, продолжают там проживать, трудовые договоры с ними не расторгались, в
связи, с чем они не утратили право на указанную меру социальной поддержки.
С учетом изложенного
прокурор просил суд признать незаконным действие Министерства социального
развития Ульяновской области, областного государственного казенного учреждения
социальной защиты населения Ульяновской области по Сенгилеевскому району,
выразившееся в издании распоряжений от 03.09.2024 о прекращении выплаты по мере
социальной поддержки «Ежемесячная денежная компенсация расходов по оплате
отопления и освещения (педагогические работники)» и «Ежемесячная денежная
компенсация расходов по оплате жилого помещения» (***) Комаровой Е.П.,
Митрохиной Е.Ю., Шулика Н.А.; обязать Министерство социального развития
Ульяновской области, областное государственное казенное учреждение социальной
защиты населения Ульяновской области, областное государственное казенное
учреждение социальной защиты населения Ульяновской области по Сенгилеевскому
району возобновить Комаровой Е.П., Митрохиной
Е.Ю., Шулика Н.А. выплату по мере социальной поддержки «Ежемесячная
денежная компенсация расходов по оплате отопления и освещения (***)» и
«Ежемесячная денежная компенсация расходов по оплате жилого помещения» (***) с
01.10.2024.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не
заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство
финансов Ульяновской области, МОУ СШ г. Сенгилея им. Н.Н. Вербина.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял
приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство социального развития
Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить,
принять новое решение об отказе в
удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы
указано на то, что решение принято с нарушением норм материального и
процессуального права. Отмечено, что принятые
Министерством социального развития Ульяновской области распоряжения о прекращении предоставления истцам мер социальной
поддержки по оплате жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг
соответствуют действующему правовому регулированию. На основании постановления
*** от 17.05.2024 №*** произведена реорганизация
*** путем присоединения к ***, юридическим
адресом которой является ***. Однако, судом необоснованно учтено, что
нахождение образовательной организации в сельских населенных пунктах или
рабочих поселках тождественно адресу осуществления ее деятельности. Согласно выписке из реестра лицензий адресом места
нахождения ***, в котором работают истцы, является ***, несмотря на фактическое
осуществление деятельности в сельской местности.
В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие
неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного
разбирательства надлежащим образом.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Как установлено судом
и следует из материалов дела, на основании приказов *** истцы Шулика Н.А.,
Комарова Е.П., Митрохина Е.Ю. были приняты на работу в ***, с ними заключены
трудовые договоры (т. 1 л.д. 27-38, 38, 89-95).
На основании *** от
17.05.2024 № *** реорганизована в форме присоединения к ***. (т. 1 л.д. 23-24).
Распоряжениями
Министерства социального развития Ульяновской области от 03.09.2024 *** Шулика
Н.А., Комаровой Е.П.,
Митрохиной Е.Ю. с 01.10.2024 прекращена выплата мер социальной поддержки
в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате отопления и
освещения и ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого
помещения, в связи с утратой педагогическим работником основания, дающего право
на получение мер социальной поддержки (л.д. 41-46).
Не
согласившись с указанными распоряжениями, истцы обратились в прокуратуру
Сенгилеевского района Ульяновской области, а затем в суд с настоящим иском.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к
выводу об удовлетворении иска к Министерству социального развития Ульяновской
области и на областному государственному казенному учреждению социальной защиты
населения Ульяновской области, в иске к областному государственному казенному
учреждению социальной защиты населения Ульяновской области по Сенгилеевскому
району отказал.
Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним
судебная коллегия не усматривает.
В
соответствии с частью 8 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в
сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют
право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений,
отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных
с предоставлением указанных мер социальной поддержки *** работникам федеральных
государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством
Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований
федерального бюджета, а *** работникам образовательных организаций субъектов
Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются
законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет
бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
На
территории Ульяновской области указанные меры социальной поддержки для ***
работников, проживающих в сельской местности, установлены Законом Ульяновской
области от 30.12.2005 № 167-ЗО «О мерах социальной поддержки *** работников
образовательных организаций, работающих и (или) проживающих в сельских населенных
пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории ***».
Согласно
пункту 1 части 1 статьи 2 Закона Ульяновской области от 30.12.2005 № 167-ЗО «О мерах социальной поддержки ***
работников образовательных организаций, работающих и (или) проживающих в
сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на
территории Ульяновской области» (далее – Закон Ульяновской области от
30.12.2005 № 167-ЗО) меры социальной поддержки предоставляются *** работникам,
а также руководителям образовательных организаций, их *** структурных
подразделений образовательных организаций и их заместителям (далее -
руководители и иные работники образовательных организаций), проживающим в
сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на
территории *** и работающим в образовательных организациях субъектов Российской
Федерации или муниципальных образовательных организациях, находящихся в
сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), с
учетом проживающих совместно с ними членов их семей.
Постановлением
Правительства Ульяновской области от 02.06.2010 № 174-п утвержден Порядок
предоставления компенсаций расходов на оплату жилого помещения, отопления,
освещения *** работникам, работающим и (или) проживающим в сельских населенных
пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории *** (далее –
Порядок), который определяет механизм предоставления *** работникам, работающим
и (или) проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках
(поселках городского типа) на территории ***, мер социальной поддержки по
оплате жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг, установленных
Законом *** от 30.12.2005 №167-ЗО «О мерах социальной поддержки *** работников,
работающих и (или) проживающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках
(поселках городского типа) на территории ***», в виде: ежемесячной денежной компенсации
расходов на оплату жилого помещения с отоплением и освещением (далее –
ежемесячная денежная компенсация на оплату ЖКУ); ежемесячной денежной компенсации
расходов на оплату отопления и освещения жилого помещения (далее – ежемесячная
денежная компенсация на оплату коммунальных услуг); денежной компенсации
расходов на оплату приобретаемого твердого топлива и транспортных услуг по его
доставке.
Пунктом
2.10 указанных Правил предусмотрено, что прекращение предоставления ежемесячной
денежной компенсации на оплату ЖКУ или ежемесячной денежной компенсации на
оплату коммунальных услуг осуществляется на основании решения территориального
органа, которое оформляется в виде распоряжения руководителя территориального
органа.
Согласно
подпункту «в» пункта 2.10 Правил решение о прекращении предоставления
ежемесячной денежной компенсации на оплату ЖКУ или ежемесячной денежной
компенсации на оплату коммунальных услуг принимается территориальным органом в
случае утраты *** работником основания, дающего право на получение мер
социальной поддержки по оплате жилого помещения и отдельных видов коммунальных
услуг.
Как
следует из выписки из реестра лицензий ***, юридический адрес: ***,
осуществляет отдельный вид деятельности, подлежащий лицензированию, в том числе
по адресам: *** (т. 1 л.д. 25-26).
Судом
установлено, что истцы Шулика Н.А., Комарова Е.П., Митрохина Е.Ю.
зарегистрированы и проживают ***т. 1 л.д. 47-52) и осуществляют ***
деятельность по адресам: ***. Данные обстоятельства ответчиком не оспаривались.
По
смыслу приведенных выше положений законодательства *** *** работники имеют
право на получение ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату
жилищно-коммунальных услуг в случае
проживания в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках
городского типа) на территории *** и осуществляющие деятельность в
образовательных организациях субъектов Российской Федерации или муниципальных
образовательных организациях, находящихся в сельских населенных пунктах,
рабочих поселках (поселках городского типа), с учетом проживающих совместно с
ними членов их семей.
Таким образом,
вопреки доводам апелляционной жалобы, выводы суда первой инстанции о том, что
истцы, являясь получателями мер социальной поддержки, установленной
законодательством ***, в связи с проживанием и осуществлением *** деятельности
в ***, после реорганизации и присоединения ***, продолжают проживать в *** и
осуществлять в данном населенном пункте *** деятельность, в связи с чем, они не
утратили право на получение компенсации по Закону Ульяновской области № 167-ЗО,
являются правомерными. Прекращение предоставления истцам мер социальной
поддержки осуществлено Министерством социального развития Ульяновской области
по формальным основаниям, что является недопустимым, поскольку реорганизация
образовательных учреждений не должна нарушать права истцов как *** работников,
фактически работающих в сельской местности, на получение гарантированных
государством мер социальной поддержки.
При разрешении спора судом первой инстанции правильно
определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы
материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным
по делу обстоятельствам.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области
от 29
мая 2025 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального
развития Ульяновской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в
кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в
течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного
определения по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, через Сенгилеевский
районный суд Ульяновской области.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14
октября 2025 года