Судебный акт
Решение 12.21.1
Документ от 23.10.2025, опубликован на сайте 29.10.2025 под номером 121960, Админ. 2 пересмотр, ст.12.21.1 ч.2 КоАП РФ, Вынесено решение по существу

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Трифонова Е.В.                                                                 Дело №7-843/2025

73RS0008-01-2025-000410-62

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                            23 октября 2025 года

 

Судья Ульяновского областного суда Сайгин Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе управляющего товарищества на вере «ООО Мордовское агропромышленное объединение и компания» Ютяева Николая Всеволодовича на постановление государственного инспектора МТУ Ространснадзора по ЦФО от 30 июня 2025 года и решение судьи Инзенского районного суда Ульяновской области от 18 августа 2025 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении товарищества на вере «ООО Мордовское агропромышленное объединение и компания» (дело № 12-1-58/2025),

 

установил:

 

постановлением государственного инспектора МТУ Ространснадзора по ЦФО № *** от 30.06.2025 товарищество на вере «ООО Мордовское агропромышленное объединение и компания»  (далее - ТНВ «ООО МАПО и К») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.12.21.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 375 000 рублей.

Решением судьи Инзенского районного суда Ульяновской области от 18.08.2025 указанное постановление изменено, снижен размер административного наказания в виде административного штрафа до 187 500 рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения.

В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, управляющий ТНВ «ООО МАПО и К» Ютяев Н.В. не соглашается с вынесенными постановлением должностного лица административного органа и решением судьи районного суда, полагает их подлежащими отмене с прекращением производства по делу.

В обоснование жалобы указывает, что судом не были проверены доводы относительно допущенных несоответствий в акте результатов измерения.

Судом не был учтен факт того, что в момент прохождения весогабаритного контроля масса перевозимого груза соответствовала допустимой и не была превышена. Более того в момент проезда весогабаритного контроля цистерна наклонилась, и в связи с этим груз переместился на заднюю ось.

Полагает, что на участке дороги размещения АПВГК имеется наклон вверх, что отразилось на правильности измерения.

Также отсутствует информация о других транспортных средствах, которые могли бы проехать вместе с грузовым автомобилем, в момент прохождения весогабаритного контроля, что также могло бы привести к неверным измерениям.

Отмечает, что судом не были проверены доводы заявителя относительно имеющихся нарушений требований Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств от 31.08.2020 № 348, которые позволяют поставить под сомнение результаты измерения параметров, поскольку общая масса транспортного средства измерена неправильно с учетом массы транспортного средства и перевозимого груза.

Утверждает, что при погрузке и выгрузке транспортное средство прошло весовой контроль. Согласно накладным масса груза составила 18 080 кг. Акт результатов измерения не содержат сведений о технических характеристиках транспортного средства.

Кроме того, в постановлении должностного лица отсутствуют выводы о том, по каким параметрам был произведен расчет нагрузки на ось.

Ссылается на презумпцию невиновности.

Обращает внимание суда, что в настоящее время ч.2 ст.12.21.1 КоАП РФ утратила силу. Полагает, что наказание за совершенное правонарушение в виде штрафа должно быть снижено.

Подробно позиция управляющего ТНВ «ООО МАПО и К» Ютяева Н.В. изложена в жалобе.

В судебное заседание участники производства по делу не явились, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме прихожу к следующему.

Частью 2 ст.12.21.1 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) была установлена административная ответственность, в том числе, за движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 10, но не более 20 процентов без специального разрешения, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.12.21.5 КоАП РФ, предусматривавшая наказание в виде административного штрафа в размере трехсот семидесяти пяти тысяч рублей.

Согласно п.23.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 №1090 (далее – Правила дорожного движения), масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для данного транспортного средства.

В силу п.23.5 данных Правил движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Положения ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определяют тяжеловесное транспортное средство как транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.29 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном данным законом.

Допустимые масса, нагрузка на ось, нагрузка на группу осей и габариты транспортного средства установлены Постановлением Правительства РФ от 01.12.2023 №2060 «Об утверждении Правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства».

Из материалов дела следует, что 15.05.2025 в 16:39:19 по адресу 8 км 385 м автомобильной дороги Инза-Оськино-граница области, Ульяновская область, водитель, управляя тяжеловесным транспортным средством ***, государственный регистрационный номер ***, в составе 5-осного одиночного транспортного средства, в нарушение п.23.5 Правил дорожного движения, ч.1 ст.29 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2023 №2060 «Об утверждении Правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства», осуществлял движение тяжеловесного транспортного средства без специального разрешения, поскольку согласно акта №*** измерения параметров транспортного средства превысил предельно допустимый показатель по осевой нагрузке одиночного транспортного средства на 12,84% (1,027 т) на ось №5 (погрешность измерения 10,00%), двигаясь с нагрузкой 9,027 т на ось №5 при допустимой нагрузке 8,000 т на ось.   

Собственником данного транспортного средства в соответствии со свидетельством о регистрации транспортного средства на момент фиксации нарушения являлось ТНВ «ООО МАПО и К».

Указанное нарушение зафиксировано специальным техническим средством, имеющим функцию фотосъемки, видеозаписи, работающим в автоматическом режиме «Архимед», заводской номер ARW06131, свидетельство о поверке С-ВЬ/21-08-2024/364617090, поверка действительна до 20.08.2025.

 

Вопреки доводам жалобы, при вынесении постановления по делу об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст.26.1 КоАП РФ, в том числе лицо, совершившее противоправное деяние, и его виновность.

Порядок и срок давности привлечения ТНВ «ООО МАПО и К» к административной ответственности соблюдены.

Доводы жалобы о том, что автоматизированная система весового контроля работала некорректно, обоснованно признаны судом первой инстанции несостоятельными.

Так, факт допущенного нарушения зафиксирован работающим в автоматическом режиме специальным техническим средством, имеющим функцию фотосъемки, поверка которого, вопреки доводам жалобы, на момент фиксации выявленного нарушения была действительна.

Эксплуатация АПВГК соответствует требованиям Приказа Минтранса России от 31.08.2020 №348 «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств», о чем также свидетельствует то, что комплекс весового и габаритного контроля включен в государственный реестр средств измерений.

При этом отсутствуют правовые основания для выводов о том, что место установки оборудования АПВГК не соответствует требованиям данного Приказа Минтранса России от 31.08.2020 №348, поскольку данное соответствие места установки оборудования АПВГК требованиям Порядка № 348 к уклону, кривизне, ровности проезжей части дороги подтверждено представленными в материалы дела сведениями инструментального контроля и актами от 21.08.2024, 27.11.2024 и 04.03.2025, достоверность которых не опровергнута допустимыми доказательствами.

Доводы жалобы о том, что при загрузке и выгрузке транспортного средства выполнялось контрольное взвешивание, при котором не было выявлено превышения установленных параметров, основанием для освобождения от административной ответственности служить не могут, поскольку из акта измерения от 16.05.2025 следует, что транспортное средство двигалось с превышением предельно допустимого показателя по осевой нагрузке одиночного транспортного средства на 12,84% (1,027 т) на ось №5 (погрешность измерения 10,00%), двигаясь с нагрузкой 9,027 т на ось №5 при допустимой нагрузке 8,000 т на ось.        

Доводы жалобы о неправильном измерении общей массы транспортного средства отклоняются, поскольку обществу нарушение, связанное с движением тяжеловесного транспортного средства с превышением допустимой массы транспортного средства в вину не вменялось.

Факт превышения установленной нагрузки на ось № 5 подтвержден допустимыми и достоверными доказательствами.

Стоит отметить, что при определении нагрузки на отдельные оси грузового транспорта учитываются возможные отклонения при измерении весовых параметров транспортного средства, возникающие по различным причинам (особенности весового оборудования, природно-климатических условий, движения транспортного средства и пр.) в размере погрешности средства измерения.

Таким образом, ответственное лицо обязано обеспечить соответствующий способ перевозки такого груза, при котором будет исключено, в том числе превышение допустимой осевой нагрузки транспортного средства.

Вопреки доводам жалобы акт результатов измерения транспортного средства №*** от 16.05.2025  содержит необходимые сведения о технических характеристиках транспортного средства ***, государственный регистрационный номер ***, а также расчеты допустимой нагрузка на оси, транспортного средства в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 01.12.2023 №2060 «Об утверждении Правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства».

Иные доводы жалобы направлены на переоценку выводов суда предыдущей инстанции, не опровергают установленных по данному делу обстоятельств и не влекут отмену состоявшегося по делу судебного решения.

Вместе с тем, принятые по делу акты подлежат изменению в силу следующего.

Действия ТНВ «ООО МАПО и К» квалифицированы по ч.2 ст.12.21.1 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения).

Согласно ч.2 ст.1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Федеральным законом от 07.07.2025 №209-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», вступившим в законную силу 18.07.2025, ч.2 ст. 12.21.1 КоАП РФ признана утратившей силу.

Этим же Федеральным законом от 07.07.2025 № 209-ФЗ, абз.1 ч.4 ст.12.21.1 КоАП РФ изложен в следующей редакции: «движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 10, но не более 20 сантиметров без специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину более 10, но не более 20 сантиметров, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 10, но не более 20 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 10, но не более 20 процентов, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.12.21.5 настоящего Кодекса».

Таким образом, в настоящее время ч.4 ст.12.21.1 КоАП РФ установлена административная ответственность, в том числе, за движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 10, но не более 20 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 10, но не более 20 процентов.

Совершение данного правонарушения влечет наложение административного штрафа на собственника (владельца) транспортного средства в размере трехсот тысяч рублей.

Поскольку санкция ч.4 ст.12.21.1 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 07.07.2025 № 209-ФЗ) является менее строгой, чем санкция ч.2 ст.12.21.1 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения), то действия общества подлежат переквалификации на ч.4 ст.12.21.1 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 07.07.2025 № 209-ФЗ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей, с учетом положений ч.ч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ.

В остальной части состоявшиеся акты оставить без изменения.

Руководствуясь ст.ст.30.3 – 30.9 КоАП РФ, судья

 

решил:

 

постановление государственного инспектора МТУ Ространснадзора по ЦФО от 30 июня 2025 года и решение судьи Инзенского районного суда Ульяновской области от 18 августа 2025 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении товарищества на вере «ООО Мордовское агропромышленное объединение и компания», изменить:

совершенное товариществом на вере «ООО Мордовское агропромышленное объединение и компания» деяние переквалифицировать с части 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 26.12.2024 № 490-ФЗ) на часть 4 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 07.07.2025 № 209-ФЗ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей, с учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Российской Федерации об административных правонарушениях.

В остальной части постановление государственного инспектора МТУ Ространснадзора по ЦФО от 30 июня 2025 года и решение судьи Инзенского районного суда Ульяновской области от 18 августа 2025 года, оставить без изменения, жалобу управляющего товарищества на вере «ООО Мордовское агропромышленное объединение и компания» Ютяева Николая Всеволодовича – без удовлетворения.

Решение суда вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).

 

Судья                                                                                        Н.В. Сайгин