УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2025-001512-37
Судья Яковлева Н.А.
Дело № 33-4104/2025
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
7 октября 2025 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Богомолова С.В.,
судей Санатулловой
Ю.Р., Малышева Д.В.,
при секретаре
Леонченко А.П.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение
Ленинского районного суда города Ульяновска от 5 мая 2025 года с учетом определения
того же суда от 4 июля 2025 года об исправлении описки по гражданскому делу №
2-1407/2025, по которому постановлено:
исковые требования
прокурора Тереньгульского района Ульяновской области, действующего в интересах
несовершеннолетнего *** к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования
Российской Федерации по Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить
средствами технической реабилитации, взыскании компенсации морального вреда,
удовлетворить частично.
Обязать Отделение
Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области обеспечить *** года рождения (СНИЛС ***) техническими средствами
реабилитации, а именно: ***.
Взыскать с Отделения
Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области в пользу несовершеннолетнего *** года рождения (СНИЛС ***) в лице
законного представителя Дудиной Натальи Дмитриевны (паспорт ***) в счет
компенсации морального вреда 10 000 рублей.
В удовлетворении
остальной части требований о взыскании компенсации морального вреда отказать.
Заслушав доклад
судьи Санатулловой Ю.Р., судебная коллегия
установила:
прокурор
Тереньгульского района Ульяновской области, действующий в интересах
несовершеннолетнего ***, обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного
и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее –
ОСФР по Ульяновской области) о возложении обязанности обеспечить средствами
технической реабилитации, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование
заявленных требований указано на то, что *** является ***, в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации *** от 23.10.2014 он подлежит
обеспечению техническими средствами реабилитации: ***. Однако данными
техническими средствами реабилитации *** до настоящего времени не обеспечен.
Просил суд обязать
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по
Ульяновской области обеспечить *** указанными техническими средствами
реабилитации, взыскать с ответчика в пользу *** компенсацию морального вреда в
размере 30 000 руб.
Судом к участию в
деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований
относительно предмета спора, привлечено федеральное казенное учреждение
«Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации.
Определением
Ленинского района г. Ульяновска от 05.05.2025 производство по делу в части
требований истца к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по Ульяновской области о возложении обязанности на обеспечить ***
техническими средствами реабилитации – *** прекращено, в связи с отказом истца
от иска в указанной части.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по Ульяновской области просит решение суда отменить, принять по делу
новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование
доводов жалобы указано на то, что обеспечение инвалидов техническими средствами
реабилитации осуществляется территориальными органами Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по месту жительства заявителя на
основании государственных контрактов, заключенных с организациями, отобранными
на конкурсной основе в соответствии с законодательством о контрактной системе.
Выдача направления на получение технических средств реабилитации осуществляется
только после конкурсного отбора организации и заключения территориальным
отделением Фонда государственного контракта на изготовление либо получение
технических средств реабилитации.
Для обеспечения
инвалидов *** в единой информационной системе неоднократно размещались запросы
ценовой информации.
Для обеспечения
инвалидов *** 10.10.2024, 15.11.2024, 12.12.2024, 24.12.2024 ОСФР по
Ульяновской области размещались в единой информационной системе запросы ценовой
информации, поступивших ценовых предложений было недостаточно для формирования
начальной максимальной цены контракта. По запросу ценовой информации от
10.01.2025 была сформирована начальная максимальная цена контракта, в единой
информационной системе размещена конкурентная закупочная процедура от
13.03.2025, по результатам которой 07.04.2025 заключен государственный контракт
№ ***, в рамках исполнения которого *** будет обеспечен ***.
После принятия
решения 15.05.2025 ОСФР по Ульяновской области в единой информационной системе
размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по
изготовлению *** для обеспечения детей-инвалидов в 2025 году. Указанная закупка
состоялась, определен победитель, с которым установлены сроки заключения
государственного контракта. После заключения контракта, поставки товара в
регион и проведения выборочной проверки *** будет сформировано направление на
изготовление технического средства реабилитации.
Дополнительно отмечено,
что право инвалида на обеспечение техническим средством реабилитации могло быть
реализовано путем выплаты денежной компенсации за самостоятельное приобретение
технических средств реабилитации либо путем получения электронного сертификата,
однако истец таким способом обеспечения не воспользовался.
Также в жалобе
указано на то, что право на обеспечение техническими средствами реабилитации
относится к имущественным правам, а компенсация морального вреда в отношении
имущественных прав действующим законодательством не предусмотрена. Доказательств
невозможности продолжения инвалидом активной общественной жизни, совершения
ответчиком виновных действий, нарушающих личные неимущественные права истца
либо посягающих на принадлежащие ему другие нематериальные блага, не
представлено.
В соответствии со
статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц,
участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте
рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Согласно части 1
статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в
апелляционных жалобе.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит
оснований для отмены решения.
Как установлено
судом и следует из материалов дела, ***
года рождения, является ***, в соответствии с индивидуальной программой
реабилитации *** от 23.10.2014 он подлежит обеспечению техническими средствами
реабилитации: ***
06.08.2024 законный
представитель *** – Дудина Н.Д. обратилась к ответчику с заявлением об
обеспечении указанными техническими средствами реабилитации в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации ***.
На период
рассмотрения дела в суде первой инстанции *** был обеспечен: ***. Иными
техническими средствами реабилитации обеспечен не был.
Разрешая заявленные
прокурором требования и принимая решение об их частичном удовлетворении, суд
исходил из того факта, что ответчиком нарушены установленные сроки обеспечения
инвалида положенным ему техническим средством реабилитации, и, учитывая
нарушение прав инвалида на своевременное обеспечение положенными техническими
средствами реабилитации, имеются предусмотренные законом основания для
взыскания в пользу инвалида компенсации морального вреда.
Судебная коллегия в
полной мере соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они
основаны на верном установлении юридически значимых обстоятельств дела и
правильном применении норм материального и процессуального права.
В соответствии с
частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется
социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца,
для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственную политику в области социальной
защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение
инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских,
экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных
Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными
принципами и нормами международного права и международными договорами
Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ
«О социальной защите инвалидов Российской Федерации».
Одной из мер социальной поддержки инвалидов
является реабилитация инвалидов – система и процесс полного или частичного
восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной
и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ
«О социальной защите инвалидов Российской Федерации»).
Медицинская реабилитация, как следует из
содержания частей 2 и 3 статьи 9 названного Федерального закона, – одно из
направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее в том числе использование
инвалидами технических средств реабилитации.
Согласно статье 10
Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение
реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг,
предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических
средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств
федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий,
технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду,
утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии со
статьей 11 указанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации
инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа,
осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной
экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий,
включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации
медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на
восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма,
восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных
видов деятельности.
Индивидуальная программа
реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими
органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также
организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Постановлением Правительства
Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения
инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из
числа ветеранов протезами (***), *** (далее – Правила), согласно пункту 4
которых заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается
инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в
территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания)
инвалида (ветерана) или в исполнительный орган субъекта Российской Федерации по
месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление
переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты
Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской
Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер
социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов
(далее – уполномоченный орган).
В силу пункта 5
Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4
настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления
инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом,
представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и в
письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по
обеспечению техническим средством (изделием).
При отсутствии
действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана)
техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в
пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду
(ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты
заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении
закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено
уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не
позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления,
указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Срок обеспечения
инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в
рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую
выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида,
нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со
дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении
технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с
привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного
использования, - 60 календарных дней.
Доказательств
своевременного обеспечения *** *** не представлено.
Предпринятые меры по
обеспечению инвалида техническим средством реабилитации, которые остались
безрезультатными, не могут умалять *** на своевременное обеспечение техническим
средством реабилитации, необходимым ввиду состояния здоровья.
Предусмотренные
законом варианты обеспечения инвалида техническими средствами реабилитации
являются правом инвалида, тогда как на соответствующий государственный орган
законом возложена обязанность по обеспечению инвалида необходимыми техническими
средствами реабилитации.
Суд первой инстанции
пришел к правильному выводу о возложении на ответчика ОСФР по Ульяновской
области обязанности по обеспечению ***
В отсутствие реального обеспечения истца
спорными техническими средствами реабилитации на момент вынесения обжалуемого
решения принятие ответчиком мер в целях обеспечения инвалида техническим
средством реабилитации не влечет отмену либо изменение решения суда.
Ссылка ОСФР по
Ульяновской области в апелляционной жалобе на то, что непредставление
технических средств реабилитации произошло по объективным, независящим от
ответчика причинам, подлежат отклонению. Право истца на получение технического
средства реабилитации не может ставиться в зависимость от обстоятельств, на
которые указано в апелляционной жалобе. Иное означало бы отказ в защите
нарушенных прав гражданина, что противоречит положениям Конституции Российской
Федерации и федеральному законодательству в области социальной защиты.
Доводы жалобы о том,
что после вынесения обжалуемого решения в единой информационной системе в сфере
закупок было размещено извещение о проведении электронного аукциона на
выполнение работ по изготовлению ***, при положительном результате по итогам
проведения закупочной процедуры будет заключен государственный контракт, не
свидетельствуют о незаконности решения суда и не могут являться основанием для
его отмены, а свидетельствует лишь о принятии мер к добровольному его
исполнению ответчиком.
Выводы суда
мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам, оснований для
признания их неправильными не имеется.
Разрешая исковые
требования прокурора о взыскании компенсации морального вреда, суд первой
инстанции, установив нарушение прав *** на своевременное обеспечение его
техническим средством реабилитации, пришел к обоснованному выводу об их
частичном удовлетворении.
Пунктом 2 статьи 2
Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что неотчуждаемые права
и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским
законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.
Пунктом 1 статьи 150
Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что жизнь и здоровье,
достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая
репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная
и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и
жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие
гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным
способом.
Согласно части 1
статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен
моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его
личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину
нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд
может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного
вреда.
По смыслу приведенных
правовых норм, по общему правилу обязательными условиями наступления
ответственности за причинение вреда (как материального, так и морального вреда)
являются противоправность поведения причинителя вреда, вина и
причинно-следственная связь между названными действиями и причиненным вредом.
В соответствии с
пунктом 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер
компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера
причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени
вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения
вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования
разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий
оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен
моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Исходя из
предназначения социального государства, механизм социальной защиты,
предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым
категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны
государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие
охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих
прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при
реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том
числе в виде обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, может
порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем,
что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными
благами и личными неимущественными правами.
С учетом указанных
требований закона, суд пришел к верному выводу о том, что бездействие ОСФР по
Ульяновской области, выразившееся в не обеспечении *** *** полагающимися ему
техническими средствами реабилитации существенно нарушает личные
неимущественные права истца, поскольку с учетом его индивидуальных
особенностей, возраста, состояния здоровья, причиняет нравственные и физические
страдания относительно непредоставления средств реабилитации, свидетельствует о
социальной незащищенности инвалида и является основанием для компенсации
морального вреда.
Меры социальной
поддержки, предоставляемые в силу закона отдельным категориям граждан,
направлены на создание им достойных условий жизни, поддержание их
жизнедеятельности, сохранение их здоровья и в связи с этим на обеспечение
достоинства их личности.
При таких
обстоятельствах доводы жалобы о том, что требования истца о компенсации
морального вреда вытекают из имущественных отношений, несостоятельны и подлежат
отклонению.
Учитывая приведенные обстоятельства, характер имеющегося у ***
заболевания, нуждаемость *** в технических средствах реабилитации, его
необеспечение ими на момент вынесения решения суда, период нарушенного права,
степень вины ответчика, не исполнившего возложенную законом обязанность, что
повлекло нарушение прав истца как инвалида, гарантированных Конституцией
Российской Федерации, а также принцип разумности и справедливости,
необходимость соблюдения баланса интересов сторон, суд пришел к правильному
выводу о компенсации истцу морального вреда в размере 10 000 руб.
Определенный судом
первой инстанции размер компенсации морального вреда соответствует принципам
разумности и справедливости и снижению не подлежит.
Ссылка в
апелляционной жалобе на отсутствие причинно‑следственной связи между
непредставлением технических средств реабилитации и моральными страданиями
истца, не опровергают выводов суда о том, что в результате виновного
бездействия ответчика истцу причинен моральный вред.
Доводы жалобы об
обратном не могут быть приняты во внимание, так как они не основаны на законе и
фактических обстоятельствах дела.
Ссылка ответчика на иную судебную практику в
обоснование своих доводов является несостоятельной, поскольку обстоятельства по
каждому конкретному делу устанавливаются непосредственно при его рассмотрении,
и решение принимается судом в соответствии с представленными доказательствами с
учетом норм права, регулирующих спорные правоотношения.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы
применены судом правильно.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь
статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города
Ульяновска от 5 мая 2025 года с учетом определения того же суда от 4 июля 2025
года об исправлении описки оставить без изменения, апелляционную жалобу
Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по
Ульяновской области – без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное
определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд
общей юрисдикции (г. Самара) в течение трех месяцев со дня изготовления
мотивированного апелляционного определения по правилам, установленным главой 41
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение
изготовлено 21 октября 2025 года