У Л
Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
73RS0009-01-2025-000163-71
Судья Жучкова Ю. П.
Дело № 33а-3653/2025
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ульяновск
21 октября 2025 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Лифановой З.А.,
судей Бахаревой Н.Н., Берхеевой Н.И.,
при секретаре Лазареве М.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Червякова Александра Васильевича на решение Карсунского районного суда
Ульяновской области от 29 апреля 2025 года по делу № 2а-1-127/2025, которым
постановлено:
административные исковые требования Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской
области удовлетворить.
Взыскать с Червякова
Александра Васильевича, ИНН ***, зарегистрированного по
адресу: *** в пользу Управления Федеральной налоговой службы по
Ульяновской области задолженность по налогам и пени в общем размере 13 327 рублей 73 копейки,
в том числе земельный налог в размере 2854,00 рубля за 2023 год, транспортный
налог в размере 9842,00 рубля за 2023 год, пени в размере 631 рубль 73 копейки за период с 14 декабря 2023 года по 17 января 2025 года.
Взыскать с Червякова Александра Васильевича в
доход бюджета муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской
области государственную пошлину в
размере 4000 рублей.
Заслушав доклад
судьи Лифановой З.А., пояснения Червякова А.В., поддержавшего доводы
апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
УФНС России по Ульяновской области обратилось в суд с административным
иском к Червякову Александру Васильевичу о взыскании задолженности по
транспортному, земельному налогам, пени.
Требования мотивировало тем, что Червяков А.В. состоит на налоговом
учёте в качестве налогоплательщика и обязан уплачивать установленные законом налоги.
На дату подачи заявления по данным информационного ресурса УФНС России
по Ульяновской области у Червякова Александра Васильевича имеется отрицательное
сальдо по ЕНС в сумме – 13 665 руб. 44 коп.
Объекты собственности и расчет налогов указан в налоговом уведомлении
от 09.07.2024 №***. Указанная задолженность образовалась в связи с неуплатой
(не полной уплатой) налогоплательщиком земельного налога за 2023 год в размере
2854,00 руб. и транспортного налога за 2023 год в размере 9842,00 руб.
Кроме того, ввиду несвоевременной уплаты задолженности по налогам
Червякову А.В. начислены пени в порядке ст.75 НК РФ в сумме 631,73 руб. за
период с 14.12.2023 по 17.01.2025.
Червякову А.В. было выставлено требование от 08.12.2023 № *** об уплате
налога, страховых взносов, штрафа в котором сообщалось о наличии задолженности
и о сумме, начисленной на сумму недоимки пени, которое не было исполнено в
установленный срок. В требовании указано, что в случае изменения суммы
задолженности направление дополнительного (уточненного) требования об уплате
задолженности законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не
предусмотрено. Вышеуказанное требование Червяков А.В. в установленный срок не
исполнил.
Административный истец просил взыскать с Червякова А.В. задолженность в общей сумме 13 327 руб. 73
коп., из которых земельный налог за 2023
год в размере 2854 руб.
00 коп., транспортный налог за 2023 год в размере 9842 руб. 00 коп., пени по
ЕНС (единый налоговый счет) - 631 руб. 73 коп. за период с 14.12.2023 по
17.01.2025.
Рассмотрев заявленные
требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Червяков А.В. не соглашается с решением суда первой инстанции, просит
его отменить.
В обосновании жалобы
указывает на то, что все три судебных заседания были проведены судьей *** судья
Жучкова Ю.П. на судебном заседании не присутствовала.
Обращает внимание на
то, что УФНС России по Ульяновской области бессрочно отнес его к льготной
категории граждан постоянно проживающих и работающих на территории зоны
проживания с льготным социально-экономическим статусом. По состоянию на
30.04.2025 был сделан перерасчет, согласно которому у него имеется переплата по
ЕНС, земельному налогу и налогу на имущество.
Считает, что указанная
налоговым органом сумма в размере 13 665 руб. 44 коп. уже была с него
взыскана.
В возражениях на
апелляционную жалобу УФНС России по Ульяновской области просит решение суда
первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без
удовлетворения.
В судебное заседание
представитель УФНС России по Ульяновской области не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте
судебного заседания.
Судебная коллегия с учетом положений
ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений судебная коллегия
приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57
Конституции Российской Федерации, статьей 23
Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить
законно установленные налоги и сборы.
В силу части 1
статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации налоговая инспекция (как контрольный орган) вправе обратиться в суд с
административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм
в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у
этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование
контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в
добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты
денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания
обязательных платежей и санкций.
Абзацем 1
статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что
налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в
соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы
транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358
данного Кодекса, если иное не предусмотрено названной статьей.
Согласно пункту 1
статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на
имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными
правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в
действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и
нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных
образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных
образований.
Налоговым кодексом
Российской Федерации установлено, что земельный налог является местным налогом (статья 15),
устанавливается данным Кодексом (глава 31)
и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных
образований (законодательных (представительных) органов государственной власти
городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (пункт 1
статьи 387); устанавливая налог, эти органы определяют налоговые
ставки в пределах, предусмотренных данным Кодексом, порядок и сроки уплаты
налога, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения (пункт 2
статьи 387).
В силу статьи 388
Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками земельного налога
признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, на
праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве
пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с частью 1
статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом
налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах
муниципального образования, на территории которого введен налог.
Расчет земельного
налога для физических лиц осуществляется налоговым органом посредством
направления налогового уведомления в текущем году за предыдущий налоговый
период в порядке статьи 397
Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 45
Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно
исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством
о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок,
установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе
исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее
исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления
налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате
налога.
Федеральным законом
№263-ФЗ от 14.07.2022 года «О внесении изменений в части первую и вторую
Налогового Кодекса Российской Федерации» внесены изменения в положения
Налогового Кодекса Российской Федерации, которые вводят институт Единого
налогового счета с 01.01.2023.
Отрицательное сальдо
ЕНС формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или)
признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения
совокупной обязанности.
В силу положений статьи 75
Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная
настоящей статьей
денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты
причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние сроки. Пеня начисляется
за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога,
начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня
уплаты налога.
Частями 2,
3 статьи 48
Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что заявление подается в
суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения
срока исполнения требования об уплате налога. Требование о взыскании налога,
сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица
может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не
позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного
приказа.
Как следует из
материалов дела и установлено, Червяков А.В. состоит на налоговом учете как
плательщик, в том числе земельного и транспортного налогов.
В его собственности
находятся следующие объекты налогообложения:
с 29.08.2007 -
земельный участок, площадью 1997,8 кв.м, кадастровый номер ***,
расположенный по адресу: ***
с 30.07.2010 - земельный
участок площадью 1577 кв.м, кадастровый номер ***, и жилое здание, площадью
153,02 кв.м, расположенные по адресу: *** ( л.д.47-48)
Также в спорный
период на имя Червякова А.В. с 07.10.2022
зарегистрированы транспортные средства: автомобиль TOYOTA CROWN HYBRID, мощностью 187,6 л/с, государственный
регистрационный номер ***, с 13.07.2022 по 16.03.2023 было
зарегистрировано транспортное средство
без марки, грузовой автомобиль 2834 DF, государственный регистрационный номер ***
(л.д.14,54).
Налогоплательщику
было направлено налоговое уведомление от 27.07.2023 № *** по уплате налогов на общую сумму
39 173 руб. за 2022 (срок уплаты 01.12.2023).
В указанный в
уведомлении срок налоги административным ответчиком не были уплачены, в связи с
чем в его адрес выставлено требование об уплате задолженности от 08.12.2023 №***
в котором сообщалось о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и
сумме задолженности с указанием налогов (транспортный, земельный, налог на
имущество физических лиц), пеней на
момент направления требования, а также об обязанности уплатить в срок до 04.03.2024
сумму задолженности (л.д.10).
Оплата налогов по налоговому уведомлению № *** от 27.07.2023
была произведена 27.12.2023, то есть позднее установленного
срока (л.д.57, 59).
Произведенный
27.12.2023 платеж в сумме 30 580 руб. 39 коп. был зачтен в счет погашения
задолженности по налогам за 2022 год (транспортному, земельному и налогу на
имущество) и пени (л.д.78-79).
По сроку 02.12.2024
за 2023 год Червякову А.В. начислен транспортный налог на сумму 9842 руб. и
земельный налог в сумме 2854 руб.
В соответствии со
ст.ст. 69 и 70 НК РФ налогоплательщику было направлено уведомление об уплате транспортного налога и земельного налога за
2023 год от 09.07.2024 № *** (л.д.12).
Решением Совета
депутатов муниципального образования Карсунское городское поселение «О
земельном налоге» от 01 ноября 2017 года №*** (с последующими изменениями)
установлены ставки земельного налога – 0,3% в отношении земельных участков,
занятых жилищным фондом, 1,5% - в отношении прочих земельных участков.
С 14 сентября 2022 года Червяков А.В.
является пенсионером, ему назначена государственная пенсия по старости в
соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О
государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», что следует из
сообщения ОСФР по Ульяновской области от 08 сентября 2025 года.
Поскольку в собственности Червякова А.В. имелось
два земельных участка, то в соответствии с пп.8 п.5 ст.391 НК РФ он, как
пенсионер, получающий государственную пенсию, был освобожден от уплаты налога с
6 соток по одному из земельных участков, что видно из уведомления № ***
Транспортный налог
начислен по ставкам, установленным Законом Ульяновской области от 06 сентября
2007 года №130-ЗО «О транспортном налоге в Ульяновской области»,
пропорционально времени владения транспортными средствами.
В установленный уведомлением
от 09.07.2024 № *** срок Червяков А.В. налоги не
уплатил.
Поскольку в случае
изменения суммы задолженности направление дополнительного (уточненного)
требования об уплате задолженности законодательством Российской Федерации о
налогах и сборах не предусмотрено, то налоговый орган обратился к мировому
судье с заявлением о выдаче судебного
приказа о взыскании с Червякова А.В. недоимки.
В последующем определением
мирового судьи судебного участка №*** Карсунского района Карсунского судебного
района Ульяновской области от 19.02.2025 судебный приказ от 14.02.2025 №*** был
отменен по заявлению должника Червякова А.В. (л.д.9).
С настоящим
административным иском УФНС России по Ульяновской области обратилось в суд
10.03.2025, то есть в пределах шести месяцев после отмены судебного приказа.
Удовлетворяя
заявленные налоговым органом требования, суд первой инстанции исходил из того,
что налоговым органом соблюдена процедура по своевременному направлению
уведомления и требований об уплате недоимки, однако административным ответчиком
возложенная на него законом обязанность по уплате налогов не исполнена.
Обстоятельств, свидетельствующих о необходимости его освобождения от уплаты
образовавшейся недоимки, не имеется. Расчет недоимки по налогам и страховым
взносам, а также пени проверен и является правильным.
С выводами районного
суда судебная коллегия соглашается.
Как верно указано
судом, оснований для освобождения Червякова А.В. от уплаты налогов в связи с
тем, ему досрочно была назначена пенсия в связи с проживанием в населенном
пункте, который ранее был отнесен к территории зоны проживания с льготным
социально-экономическим статусом, не имеется.
Доводы апелляционной
жалобы Червякова А.В. о том, что он относится к категории лиц, пострадавших от
аварии на Чернобыльской АЭС, судебной коллегией отклоняются как основанные на
неверном толковании закона.
Так, согласно пункту 6
части 1 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации правом на
налоговую льготу обладают лица, имеющие право на получение социальной поддержки
в соответствии с Законом
Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-I «О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»,
в соответствии с Федеральным законом
от 26 ноября 1998 года №175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской
Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на
производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»
и Федеральным законом
от 10 января 2002 года №2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся
радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском
полигоне».
Закон Ульяновской области от 06 сентября 2007
года №130-ЗО «О транспортном налоге в Ульяновской области» предусматривает
льготу для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС, а также приравненных к ним категорий лиц - в отношении
мотоциклов, мотороллеров и автомобилей легковых с мощностью двигателя до 150
лошадиных сил или с года выпуска которых прошло более 15 лет (для владельцев
двух и более транспортных средств - по выбору за одно транспортное средство)
(ст.3 Закона).
К гражданам,
подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, отнесены
граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с
льготным социально-экономическим статусом (п.8 ст.13 Закона
Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-I «О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).
При этом льготы по
уплате налогов, предусмотренные для граждан, имеющих право на получение
социальной поддержки в соответствии с Законом
Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», лицам, покинувшим
территорию данной зоны, либо которые
перестали относиться к названной категории в связи с тем, что населенный пункт,
где они проживают, не был включен в соответствующий перечень при его
пересмотре, не предоставляются.
При этом льгота в виде досрочного выхода на
пенсию гарантируется гражданам, проживавшим в зоне проживания с льготным
социально-экономическим статусом, независимо от места жительства на момент
обращения за ее реализацией.
Указанная правовая позиция изложена в
Определении Конституционного Суда РФ от 29 сентября 2016 года №2054-О «Об
отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Зиновьева Владимира
Николаевича на нарушение его конституционных прав пунктом 8 части первой статьи
13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Определении
Конституционного Суда РФ от 26 ноября
2018 года №2916-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина
Крючкова Владимира Николаевича на нарушение его конституционных прав пунктом 8
части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС».
Червяков А.В. зарегистрирован и проживает в ***,
который не входит в Перечень населенных пунктов, находящихся в границах
радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,
утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 08 октября
2015 года №1074.
Ранее Червяков А.В.
был зарегистрирован по месту жительства в *** с 19.11.1985 по 11.02.1987 и с 25.04.1985 по 26.06.1991, а с 26.06.1991 по
12.02.1993 и с 10.12.1993 по 13.08.2010 – ***
Распоряжением
Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-р «Об утверждении перечня
населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения»,
Распоряжением Правительства РФ от 05 апреля 1993 года №557-р «Об изменении и
дополнении Перечня, утвержденного распоряжением Правительства РСФСР от
28.12.1991 №237-р» населенные пункты - *** были отнесены к местности со
льготным социально-экономическим статусом.
Распоряжение Правительства РСФСР от
28.12.1991 № 237-р признано утратившим силу с 01 февраля 1998 года постановлением
Правительства РФ от 18
декабря 1997 года №1582, которым также
утвержден новый перечень населенных пунктов, в котором *** не значились.
В утвержденный постановлением Правительства
РФ от 08.10.2015 №1074 перечень, действовавший на дату рассматриваемых
отношений, данные населенные пункты также не входили.
В настоящее время, с 01 января 2024 года,
действует перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 28 марта
2023 №745-р, также не содержащий ***, в котором проживает административный
ответчик.
Ссылка заявителя жалобы на то, что налоговый
орган признал его право на льготы, как лица, проживающего в зоне с льготным
социально-экономическим статусом, и произвел перерасчет налогов, на
правильность выводов суда не влияет и не может служить основанием для отмены
правильного решения суда.
Данный перерасчет
был произведен после вынесения судом обжалуемого решения.
При этом УФНС России
по Ульяновской области не является уполномоченным органом, определяющим меры
социальной поддержки и отнесению граждан к категории лиц, имеющих право на
получение мер социальной поддержки в соответствии с Законом Российской
Федерации от 15 мая 1991 года №1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В ходе судебного
разбирательства УФНС России по Ульяновской области направило суду информацию от
25.04.2025 об отсутствии оснований для применения к Червякову А.В. налоговых
льгот, предоставляемых лицам, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС,
указывая, что Червяков А.В. представил 24.04.2025 справку о проживании в период
с ноября 1985 года по июнь 1991 года в местностях, ранее относившихся к
территориям зон радиоактивного загрязнения (л.д.120-121).
Как следует из информации от 09 сентября 2025
года, предоставленной Отделением Фонда пенсионного и социального страхования
Российской Федерации по Ульяновской области суду апелляционной инстанции,
Червяков А.В. специальным удостоверением единого образца не документирован,
меры социальной поддержки ему не предоставлялись, он не относится к категории
лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в соответствии с
Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-I «О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС». Ввиду того, что Червяков А.В. 8 лет 8 месяцев проживал на
территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, у него
возникло право на снижение пенсионного возраста на 3 года, с 14 сентября 2022
года ему назначена государственная пенсия по старости.
В суде апелляционной инстанции Червяков А.В.
данное обстоятельство не оспаривал, подтвердив, что удостоверение специального
образца ему не выдавалось, имеется только справка о периодах проживания в
населенных пунктах *** и ***.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к
правильному выводу о правомерности заявленных к Червякову А.В. требований,
поскольку льгота в виде досрочного выхода на пенсию, гарантированная гражданам,
проживавшим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом,
независимо от места жительства на момент обращения за ее реализацией, не влечет
безусловного основания для применения налоговых льгот. Такие льготы в силу
ст.13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-I «О социальной
защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС» предоставляются только гражданам, постоянно проживающим
(работающим) в зонах с льготным социально-экономическим статусом.
Довод жалобы о том,
что на проект Решения Совета депутатов муниципального образования Карсунское
городское поселение «О земельном налоге» прокурором района было дано
отрицательное заключение, правового значения для настоящего спора не имеет.
Данное решение было принято и официально опубликовано, вступило в законную
силу, действует до настоящего времени с учетом актуальных изменений, что
следует из представленных 18 сентября 2025 года администрацией муниципального
образования «Карсунский район» Ульяновской области в суд апелляционной
инстанции соответствующих решений.
Вопреки утверждению
Червякова А.В. сведений о рассмотрении дела, проведении судебных заседаний по
делу судьей Азизовой М.В. материалы дела не содержат. Согласно протоколам
судебных заседаний и аудио-протоколов судебных заседаний они проводились судьей
Жучковой Ю.П., состав суда объявлялся в каждом судебном заседании. Данное
обстоятельство также подтверждается возражениями на апелляционную жалобу от
представителя УФНС России по Ульяновской области, принимавшей участие в
судебных заседаниях (л.д.210 оборот).
При таких
обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, нормы
материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его
отмены не имеется.
На основании
изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Карсунского
районного суда Ульяновской области от 29 апреля 2025
года оставить без изменения,
апелляционную жалобу
Червякова Александра Васильевича – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 23 октября 2025 года