УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ
СУД
Судья Рыбаков И.А. Дело №7-849/2025
73RS0012-01-2025-000816-87
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ульяновск
30 октября 2025 года
Судья Ульяновского областного суда Сайгин Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Чичкиной А.П.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по жалобе защитника Москаленко Павла
Викторовича – Кайзерова Сергея Николаевича на постановление государственного
инспектора МТУ Ространснадзора по ЦФО от 16 июня 2025 года и решение судьи Мелекесского
районного суда Ульяновской области от 14 августа 2025 года, вынесенные в отношении Москаленко
Павла Викторовича по части 5 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях (дело №12-1-229/2025),
установил:
постановлением
государственного инспектора МТУ Ространснадзора по ЦФО № *** от 16.06.2025 Москаленко
П.В. привлечен к административной ответственности по ч.3 ст.12.21.1 КоАП РФ,
ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в
размере 525 000 рублей.
Решением судьи Мелекесского
районного суда Ульяновской области от 14.08.2025 указанное постановление
изменено, переквалифицированы действия Москаленко П.В с ч.3 ст.12.21.1 КоАП РФ (ред.
Федерального закона от 04.08.2023 №425-ФЗ) на ч.5 ст.12.21.1 названного Кодекса
(в редакции Федеральный закон от 07.07.2025 №209-ФЗ) со снижением
назначенного административного наказания
в виде административного штрафа до 450 000 рублей.
В остальной части
постановление оставлено без изменения.
В жалобе, направленной
в Ульяновский областной суд, защитник
Москаленко П.В. – Кайзеров С.Н. не соглашается с вынесенными
постановлением должностного лица административного органа и решением судьи
районного суда, полагает их подлежащими отмене.
В обоснование жалобы
ссылается на приказ Министерства транспорта Ульяновской области от 30.01.2025 №
1 «О введении временных ограничений движения транспортных средств по
автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального
значения Ульяновской области», согласно которого временное ограничение движения
в весенний период не распространяется на перевозку пищевых продуктов.
Указывает, что на
автомобиле перевозился подсолнечник урожая 2024 года, что относится к продуктам
питания.
Также отмечает, что
1 и 4 оси загружены меньше, чем 2 и 3 при том, что груз сыпучий, следовательно,
это свидетельствует о некорректной работе автоматической системы контроля веса
и габаритов.
Ссылается на
отсутствие достоверных доказательств исправности АПВГК, а также на массовый
характер ошибочных фиксаций нарушений данным АПВГК.
Подробно позиция защитника
Москаленко П.В. – Кайзерова С.Н. изложена в жалобе.
Изучив доводы жалобы, выслушав Москаленко
П.В, поддержавшего жалобу по изложенным в ней основанииям, проверив материалы
дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, прихожу к выводу о том, что деяние Москаленко
П.В. верно квалифицировано по ч.5 ст.12.21.1 КоАП РФ, предусматривающей
административную ответственность за движение тяжеловесного и (или)
крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов
транспортного средства на величину более 20, но не более 50 сантиметров без
специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном
разрешении, на величину более 20, но не более 50 сантиметров, либо с
превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на
ось транспортного средства на величину более 20, но не более 50 процентов без
специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки
на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину
более 20, но не более 50 процентов, за исключением случаев, предусмотренных ч.3 ст.12.21.5
настоящего Кодекса.
Согласно п.23.1
Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением
Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 №1090
(далее – Правила дорожного движения), масса перевозимого груза и распределение
нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных
предприятием-изготовителем для данного транспортного средства.
В силу п.23.5 Правил
дорожного движения движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного
транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего
перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального
закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской
Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации».
Положения ст.3
Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о
дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации» определяют тяжеловесное транспортное
средство как транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и
(или) нагрузка на ось которого превышают допустимую массу транспортного
средства и (или) допустимую нагрузку на ось, которые устанавливаются
Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.2
ч.1 ст.29 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и
о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации» пользователям автомобильными
дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на
тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и
(или) нагрузка на ось которых более чем на десять процентов превышают
допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и
(или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах,
осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых
в порядке, установленном данным законом, а также осуществлять движение
транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным
дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет
возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального
значения такими транспортными средствами.
Согласно ч.2 ст.31
Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о
дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации» движение по автомобильным дорогам
тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и
(или) нагрузка на ось которого более чем на десять процентов превышают
допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось
допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с
положениями настоящей статьи.
Допустимые масса,
нагрузка на ось, нагрузка на группу осей и габариты транспортного средства
установлены Постановлением Правительства РФ от 01.12.2023 №2060 «Об утверждении
Правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного
средства».
Из материалов дела
следует, что 23.04.2025 в 17:16:40 на 31км 740м автодороги
Димитровград-Узюково-Тольятти, Ульяновская область, водитель, управляя
тяжеловесным транспортным средством ***, государственный регистрационный номер ***,
в составе 6-осного автопоезда, в нарушение п.23.5 Правил дорожного движения,
ч.1 ст.29 Федерального Закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и
о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановления
Правительства РФ от 01.12.2023 №2060 «Об утверждении Правил движения тяжеловесного
и крупногабаритного транспортного средства», осуществлял движение тяжеловесного
транспортного средства без специального разрешения, согласно акту №***
измерения параметров транспортного средства превысил предельно допустимый показатель
по осевой нагрузке автопоезда на 25,31% (1,645 т) на ось №4 (погрешность
измерения 10,00%), двигаясь с нагрузкой 8,145 т на ось №4 при допустимой
нагрузке 6,500 т на ось, по осевой нагрузке автопоезда на 25,31% (1,645 т) на
ось №5 (погрешность измерения 10,00%), двигаясь с нагрузкой 8,145 т на ось №5
при допустимой нагрузке 6,500 т на ось, по осевой нагрузке автопоезда на 13,26%
(0,862 т) на ось №6 (погрешность измерения 10,00%), двигаясь с нагрузкой 7,362
т на ось №6 при допустимой нагрузке 6,500 т на ось.
Собственником
(владельцем) данного транспортного средства в соответствии со свидетельством о
регистрации транспортного средства на момент фиксации нарушения являлся Москаленко
П.В. (л.д.71).
Указанное нарушение
зафиксировано специальным техническим средством, имеющим функцию фотосъемки,
видеозаписи, работающим в автоматическом режиме - «СВК-2-Р(М)ВС», заводской
номер 73543, свидетельство о поверке № С-ВЬ/04-07-2024/354876959, поверка
действительна до 03.07.2025 включительно.
Вопреки доводам жалобы,
при вынесении постановления по делу об административном правонарушении в
соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ установлены все юридически значимые
обстоятельства его совершения, предусмотренные ст.26.1 КоАП РФ, в том числе
лицо, совершившее противоправное деяние, и его виновность.
Порядок и срок
давности привлечения Москаленко П.В. к административной ответственности
соблюдены.
Доводы жалобы о том,
что автоматизированная система весового контроля работала некорректно, признаю
несостоятельными.
Так, факт
допущенного нарушения зафиксирован работающим в автоматическом режиме
специальным техническим средством, имеющим функцию фотосъемки, видеозаписи,
работающим в автоматическом режиме – СВК-2Р(М)ВС, заводской номер 73543,
поверка которого действительна до 03.07.2025 включительно.
Эксплуатация АПВГК
соответствует требованиям Приказа Минтранса России от 31.08.2020 №348 «Об
утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных
средств», комплекс весового и габаритного контроля включен в государственный
реестр средств измерений.
Оснований усомнится
в том, что место установки оборудования АПВГК не соответствует требованиям
Приказа Минтранса России от 31.08.2020 №348 «Об осуществлении Порядка
осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств» не имеется
и при настоящем рассмотрении дела по жалобе не представлено. Соответствие места
установки оборудования АПВГК требованиям Порядка осуществления весового и
габаритного контроля транспортных средств к уклону, кривизне, ровности проезжей
части дороги подтверждено представленными в материалы дела сведениями
инструментального контроля и актами от 04.07.2024, 28.11.2024 и 26.02.2025.
Стоит отметить, что
при определении нагрузки на отдельные оси грузового транспорта учитываются возможные
отклонения при измерении весовых параметров транспортного средства, возникающие
по различным причинам (особенности весового оборудования,
природно-климатических условий, движения транспортного средства и пр.) в
размере погрешности средства измерения.
Таким образом,
ответственное лицо обязано обеспечить соответствующий способ перевозки такого
груза, при котором будет исключено, в том числе превышение допустимой осевой
нагрузки транспортного средства.
Доводы защитника со ссылкой на приказ Министерства транспорта
Ульяновской области от 30.01.2025 № 1 «О введении временных ограничений
движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования
регионального и межмуниципального значения Ульяновской области», согласно
которому, временные ограничения не распространяются на перевозки пищевых
продуктов, не являются основанием для отмены состоявшихся по делу актов,
поскольку основаны на неверном толковании норм права, в связи с тем, что
Москаленко П.С. вменены нарушения постановления Правительства Российской
Федерации от 01.12.2023 № 2060, а не более строгие предельно допустимые
нагрузки на ось транспортного средства, установленные приказом Министерства транспорта
Ульяновской области от 30.01.2025 № 1.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку выводов суда предыдущей
инстанции, не опровергают установленных по данному делу обстоятельств и не
влекут отмену состоявшегося по делу судебного решения.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с
толкованием должностным лицом и судьей районного суда норм Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях и требований законодательства,
подлежащих применению, не свидетельствует о допущении существенных нарушений
закона и предусмотренных им процессуальных требований, не позволивших
всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не
допущено, нормы материального права применены правильно.
Вместе с тем полагаю,
что в части назначения наказания обжалуемые акты подлежат изменению с
назначением административного штрафа в размере менее минимального размера
административного штрафа, предусмотренного ч.5 ст.12.21.1 КоАП РФ, со снижением
его размера до размера не менее половины минимального размера, то есть, полагаю
возможным применить положения ч.2.2 и ч.2.3. ст.4.1 КоАП РФ, снизить размер
административного штрафа до 225 000 рублей.
Руководствуясь статьями 30.1 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление
государственного инспектора МТУ Ространснадзора по ЦФО от 16 июня 2025 года и
решение судьи Мелекесского районного суда Ульяновской области от 14
августа 2025 года, вынесенные по делу об
административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 12.21.1 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Москаленко
Павла Викторовича, изменить, снизить размер административного штрафа до 225 000
рублей с учетом части 2.2, части 2.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях.
В остальной части
указанные акты оставить без изменения, жалобу защитника Москаленко Павла
Викторовича – Кайзерова Сергея Николаевича - без удовлетворения.
Решение суда
вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).
Судья
Н.В. Сайгин