Судебный акт
О вызскании налога
Документ от 28.10.2025, опубликован на сайте 05.11.2025 под номером 122127, 2-я гражданская, о взыскании задолженности по обязательным платежам, решение (осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0013-01-2025-000262-47

Судья Котельникова С. А.                                                                 Дело № 33а-3797/2025

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                         28 октября  2025 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Лифановой З.А.,

судей Бахаревой Н.Н., Берхеевой Г.И.,

при секретаре Лазареве М.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу                 Судневой Евгении Александровны на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 24 марта 2025 года по делу № 2а-508/2025, которым постановлено:

Административные исковые требования Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области удовлетворить частично.

Взыскать с Судневой Евгении Александровны, ***, в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области задолженность по единому налоговому счету в общей сумме 284 884 руб. 11 коп., в том числе, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемым плательщиками с дохода, превышающего 300 000 руб. за расчетный период 2023 года – 177 884 руб. 83 коп., штраф за непредставление налоговой декларации за полугодие 2023 года – 36 853 руб. 66 коп., пени за период  с 18 мая 2024 года по 28 августа 2024 года  – 70 145 руб. 62 коп.

Реквизиты для оплаты:

Наименование налога: ЕНП

КБК ***

Наименование банка получателя средств: Отделение Тула Банка России                  УФК по Тульской области, г. Тула

БИК ***

Счет ***

Получатель Казначейство России (ФНС России)

ИНН/КПП ***

Номер казначейского счета ***

В удовлетворении административных исковых требований Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области к Судневой Евгении Александровне в остальной части отказать.

Взыскать с Судневой Евгении Александровны, ИНН ******, государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 9547 руб.

 

Заслушав доклад судьи Бахаревой Н.Н., судебная коллегия

 

установила:

 

Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области (далее – УФНС России по Ульяновской области) обратилось в суд с административным иском  к Судневой Е.А. о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям.

В обоснование требований указало на то, что Суднева Е.А. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 14 декабря          2022 года по 21 апреля 2024 года.

За 2023 год ее доход составил 18 088 483 руб., что превышает 300 000 руб., в связи с чем у нее возникла обязанность по уплате страховых взносов в размере 1 % с суммы превышения. Сумма страховых взносов составила 177 884 руб. 83 коп. 

Кроме того, Суднева Е.А. несвоевременно представила расчет по страховым взносам за полугодие 2023 года, в связи с чем решением налогового органа от 27 мая 2024  года *** она привлечена к ответственности за налоговое правонарушение в виде штрафа в размере 36 853 руб. 66 коп.

На сумму недоимки начислены пени в размере 70 145 руб. 62 коп. за период с    07 мая 2024 года по 28 августа 2024 года.

Ранее налоговым органом направлено заявление о выдаче судебного приказа о взыскании указанной задолженности с административного ответчика, вместе с тем, судебный приказ  в связи с поступлением возражений от должника отменен.

Просило взыскать с Судневой Е.А. задолженность по обязательным платежам и санкциям в размере 284 884 руб. 11 коп., в том числе, по страховым взносам на ОПС, уплачиваемым плательщиками с дохода, превышающего 300 000 руб. за расчетный период 2023 год – 177 884 руб. 83 коп., штраф за непредставление налоговой декларации за полугодие 2023 год – 36 853 руб. 66 коп., пени – 70 145 руб. 62 коп. за период с 07 мая 2024 года по 28 августа 2024 года.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Суднева Е.А. просит решение суда первой инстанции изменить, принять по делу новое решение о взыскании с нее задолженности по ЕНС в общей сумме 224 000 руб. 93 коп., в удовлетворении остальных требований        УФНС России по Ульяновской области просит отказать, изменив также сумму подлежащей взысканию государственной пошлины.

Полагает,  что с нее  взысканы пени в размере 70 145 руб. 62 коп., что не соответствует  фактическому размеру суммы задолженности  по уплате пеней.  Указанная сумма  рассчитана налоговым органом за период с 07 мая 2024 года по       28 августа 2024 года, тогда как суд указал на необходимость взыскания пеней за период с 18 мая 2024 года по  28 августа 2024 года, то есть в  меньшем размере, чем заявлено в административном иске.

Считает, что с нее излишне взысканы пени в размере 60 006 руб. 18 коп., поскольку за  установленный судом период, исходя из размера недоимки по страховым взносам в размере 177 884 руб.  83 коп.,  размер пеней составит                            10 139 руб. 44 коп.

Сумма  государственной пошлины также должна быть взыскана пропорциональной сумме заявленных административных требований.

Обращает внимание на то, что судом первой инстанции были неправильно определены юридически значимые обстоятельства по делу. Выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

В возражениях на апелляционную жалобу УФНС России по Ульяновской области просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания и с учетом положений статей 150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия, определила, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций (часть 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы установлены статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1             статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога посредством перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе перечислить денежные средства в качестве единого налогового платежа до наступления установленного срока (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с подпунктом  1 пункта  1 статьи  419 Налогового кодекса Российской Федерации административный ответчик  являлся плательщиком страховых взносов.

Подпунктом  1 пункта  1 статьи  430 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что, в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, он обязан уплатить страховые взносы в фиксированном размере плюс 1,0 процент суммы дохода, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

Согласно пункту 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов   осуществляется не позднее                     15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе. 

В силу статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете (ЕНС), который ведется в отношении каждого физического лица. Исполнение обязанности, числящейся на ЕНС, осуществляется с использованием единого налогового платежа.

Сальдо ЕНС представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, и денежным выражением совокупной обязанности.

Отрицательное сальдо ЕНС формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, меньше денежного выражения совокупной обязанности.

В силу пункта 10 статьи 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 263-ФЗ                         «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» денежные средства, поступившие после 01 января 2023 года в счет погашения недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, процентам, учитываются в качестве единого налогового платежа и определяются по принадлежности в соответствии со статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации.

Положениями подпункта 1 пункта 3 статьи 44, подпункта 1 пункта 7 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; обязанность по уплате налога считается исполненной (частично исполненной) налогоплательщиком, если иное не предусмотрено пунктом 13 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, со дня перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа в бюджетную систему Российской Федерации или со дня признания денежных средств в качестве единого налогового платежа при наличии на соответствующую дату учтенной на едином налоговом счете совокупной обязанности в части, в отношении которой может быть определена принадлежность таких сумм денежных средств в соответствии с пунктом  8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 5 статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете налогоплательщика на основе, в том числе налоговых деклараций (расчетов), которые представлены в налоговый орган; уточненных налоговых деклараций (расчетов), которые представлены в налоговый орган; уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, представленных в налоговый орган; налоговых уведомлений; сообщений об исчисленных налоговым органом суммах налогов; решений налогового органа; судебного акта или решения вышестоящего налогового органа, отменяющего (изменяющего) судебный акт или решение налогового органа, на основании которых на едином налоговом счете ранее была учтена обязанность лица по уплате сумм налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов, - на дату вступления в законную силу соответствующего судебного акта или решения; исполнительных документов о взыскании с налогоплательщика государственной пошлины.

В силу пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате задолженности должно быть направлено налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно статье 72 Налогового кодекса Российской Федерации способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются пени.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов (пункт 3  статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).

При этом пеня не является мерой ответственности, а представляет собой компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в случае задержки уплаты налога (Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 17 декабря 1996 года № 20-П и Определении от 12 мая   2003 года № 175-О).

Как установлено судом и следует из материалов дела,   Суднева Е.А. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 14 декабря          2022  года по 21 апреля 2024 года, что подтверждается выпиской из ЕГРИП             (л.д. 40-44).

Согласно представленным налоговым органом сведениям  доход налогоплательщика за 2023 год составил 18 088 483 руб., следовательно,  уплате подлежали страховые взносы  в сумме  177 884 руб. 83 коп.  ((18 088 483 руб. –          300 000 руб.) × 1%).

Поскольку Суднева Е.А. снята с учета в качестве индивидуального предпринимателя 21 апреля 2024 года, следовательно, срок уплаты страховых взносов наступил 06 мая 2024 года.

Решением УФНС России по Ульяновской области от 27 мая 2024 года               *** налогоплательщик привлечен  к ответственности за совершение налогового
правонарушения в виде штрафа в размере 36 853 руб. 66 коп. (л.д. 45-51).

Расчет страховых взносов им был представлен 26 октября 2023 года, то есть с нарушением установленного срока. Указанное обстоятельство административным ответчиком не оспаривалось. 

Согласно расчету административного истца  административному ответчику начислены пени  в размере 70 145 руб. 62 коп. за период с 07 мая 2024 года  по           28 августа 2024 года (л.д. 17).

Также из материалов дела следует, что по заявлению налогового органа от       17 сентября 2024 года мировым судьей судебного участка № 2 г. Димитровграда Ульяновской области  вынесен судебный приказ от 30 сентября 2024 года по делу       № 2а-3091/2024 Судебный приказ по возражениям должника отменен 13 декабря     2023 (л.д. 111-121).

В исковом порядке налоговый орган обратился в суд 23 января 2025 года.

При принятии решения о частичном удовлетворении административных исковых  требований налогового органа предметом судебной проверки являлась правильность начисления налоговым органом сумм обязательных платежей и санкций.

Оснований для признания незаконными выводов суда о правомерности заявленных административным истцом к взысканию с Судневой Е.А. сумм обязательных платежей не имеется, сроки обращения в суд налоговым органом соблюдены.

При этом, суд первой инстанции  верно  указал на то, что с административного ответчика пени  подлежат взысканию за период с 18 мая 2024 года по 28 августа     2024 года.

Вопреки доводам  жалобы, осуществляя расчет  суммы пеней в размере             70 145 руб. 62 коп., налоговым органом  был ошибочно указал период с 07 мая       2024 года по    28 августа  2024 года. Так, за указанный период сумма пеней составила  76 214 руб. 28 коп., что явно следует из  приложенного к административному иску  расчета  (л.д. 17).

Расчет  суммы пеней,  изложенный административным ответчиком  в жалобе,  осуществлен только на сумму страховых взносов  в сумме  177 884 руб. 83 коп., что не соответствует требованиям административного  иска.

Как следует из материалов дела, решением Димитровградского городского суда Ульяновской области по делу № 2а-2607/2024 с Судневой Е.А. взысканы, в том числе,  пени за период по 17 мая 2024 года включительно, рассчитанные на сумму ЕНС в размере 1 212 316 руб. 29 коп.

Определением судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда  от 30 сентября 2025 года  вышеуказанное решение суда оставлена без изменения,  апелляционная  жалоба Судневой Е.А. – без удовлетворения.

Поскольку вышеуказанными судебными актами установлено наличие  отрицательного сальдо в размере 1 212 316 руб. 29 коп., то   пени подлежат начислению исходя из данной суммы.

Вместе с тем, суд первой инстанции, указывая на взыскание  с административного ответчика в пользу УФНС России по Ульяновской области суммы пеней в размере  70 145 руб. 62 коп. ее расчета не произвел.

Исходя  из суммы ЕНС в размере 1 212 316 руб. 29 коп. сумма пеней составит  69 102 руб. 03 коп.:

за период с 18 мая 2024  года по 28 июля 2024 года – 46 552 руб. 95 коп.          

(1 212 316 руб. 29 коп. / 300 ×  72 дня × 16 %);

за период с 29 июля 2024  года по 28 августа 2024 года – 22 549 руб. 08 коп.             (1 212 316 руб. 29 коп./ 300 ×  31 день × 18 %).

Итого с Судневой Е.А. в пользу УФНС России по Ульяновской области подлежат взысканию пени  в сумме  69 102 руб. 03 коп. за период с 18 мая 2024 года по 28 августа 2024 года.

Решение суда в указанной части подлежит изменению.

В силу части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В связи с тем, что  сумма задолженности, подлежащая взысканию с  административного ответчика в пользу налогового  органа, изменена,  то размер государственной пошлины  исходя из размера задолженности  283 840 руб. 52 коп. (177 884 руб. 83 коп.+ 36 853 руб. 66 коп. + 69 102 руб. 03 коп.) подлежит уменьшению до 9515 руб.

Согласно части 2 статьи 309  Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

Учитывая установленные по делу обстоятельства в совокупности с вышеприведенными требованиями  налогового законодательства по правилам    статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда подлежит изменению  в части удовлетворенных требований о взыскании пеней за период с 18 мая 2024 года по 28 августа 2024 года, государственной пошлины. Сумму взысканных с Судневой Е.А. в пользу              УФНС России по Ульяновской области пеней подлежит уменьшению до                69 102 руб. 03 коп.,  сумма государственной пошлины  - до 9515 руб.  

В остальной части принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от                               24 марта 2025 года изменить в части удовлетворенных требований о взыскании пеней за период с 18 мая 2024 года по 28 августа 2024 года, государственной пошлины, уменьшив сумму взысканных с Судневой Евгении Александровны в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области пеней до     69 102 рублей 03 копеек, уменьшив сумму государственной пошлины, подлежащей взысканию в доход местного бюджета, до 9515 рублей.  

В остальной части решение суда отставить без изменения, апелляционную жалобу Судневой Евгении Александровны - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 01 ноября 2025 года.