Судебный акт
По делу по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ
Документ от 16.10.2025, опубликован на сайте 06.11.2025 под номером 122139, Админ. 2 пересмотр, ст.17.15 ч.1 КоАП РФ, Вынесено решение по существу

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Пиунова Е.В.                                                                       Дело №7-817/2025

73RS0002-01-2025-004147-33

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                16 октября 2025 года

 

Судья Ульяновского областного суда Логинов Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника администрации города Ульяновска Болотиной Екатерины Александровны на постановление заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России от 16 июня 2025 года и решение судьи Засвияжского районного суда города Ульяновска от 29 июля 2025 года, вынесенные по делу по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, в отношении администрации города Ульяновска (дело № 12-1035/2025),

 

установил:

 

постановлением заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России от 16.06.2025 администрации города Ульяновска назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.

Решением судьи Засвияжского районного суда города Ульяновска от 29.07.2025 указанное постановление изменено, из мотивировочной части постановления исключен вывод «Часть 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа».

В остальной части постановление оставлено без изменения.

В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, защитник администрации города Ульяновска Болотина Е.А. не соглашается с вынесенными постановлением и решением суда, полагает их подлежащими отмене, производство по делу - прекращению. 

В обоснование жалобы указывает, что администрация города Ульяновска не устраняется от исполнения решения суда, однако исполнить требование в установленный судебным приставом-исполнителем срок в полном объеме из-за отсутствия финансовых средств и  без соблюдения всех процедур, предписанных нормами действующего законодательства, не представляется возможным.

Отмечает, что администрация города Ульяновска не вправе производить перераспределение финансовых средств из других статей бюджета, имеющих иное целевое назначение. Администрация города Ульяновска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, денежные средства которого имеют целевой характер, используются в соответствии с местным бюджетом, утверждаемым Ульяновской Городской Думой.

Одновременно заявлено ходатайство о восстановлении срока на обжалование решения суда.

Подробно позиция защитника администрации города Ульяновска          Болотиной Е.А. изложена в жалобе.

Изучив доводы ходатайства о восстановлении срока на обжалование и материалы дела в части, касающейся заявленного ходатайства, прихожу к выводу о том, что срок на обжалование решения суда не пропущен, в связи с чем заявленное ходатайство удовлетворению не подлежит.

В судебное заседание участники производства по делу не явились, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Изучив доводы жалобы и материалы дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, прихожу к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что вмененное администрации города Ульяновска деяние квалифицировано по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Так, вступившим в законную силу решением Заволжского районного суда города Ульяновска от 02.08.2012, на мэрию города Ульяновска (в настоящее время администрация города Ульяновска) возложена обязанность провести капитальный ремонт трубопровода центрального отопления с заменой разводящих магистралей, запорной арматуры в подвале жилого дома №19 по ул.Карбышева в городе Ульяновске; ремонт трубопроводов системы горячего водоснабжения с заменой ТРЖ, разводящих магистралей, запорной арматуры в подвале жилого многоквартирного дома №19 по ул.Карбышева в городе Ульяновске; ремонт трубопроводов системы холодного водоснабжения с заменой водомерных узлов, разводящих магистралей, запорной арматуры в подвале жилого многоквартирного дома №19 по ул.Карбышева в городе Ульяновске; ремонт трубопроводов системы канализации с заменой выпусков, трубопроводов в подвале жилого многоквартирного дома №19 по ул.Карбышева в городе Ульяновске; ремонт межпанельных швов по периметру 2 подъезда жилого многоквартирного дома №*** по *** в городе Ульяновске (л.д. 14-15).

21.06.2013 возбуждено исполнительное производство и должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения исполнительного документа (л.д. 16).

В установленный для добровольного исполнения срок решение суда исполнено не было.

01.08.2013 в отношении администрации города Ульяновска в рамках исполнительного производства вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора (л.д. 17).

05.11.2024 судебным приставом-исполнителем СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России в отношении должника вынесено постановление о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа до 06.01.2025 (л.д. 19).

13.01.2025 составлен акт совершения исполнительных действий, из которого следует, что решение суда не исполнено (л.д. 20).

По данному факту 06.06.2025 судебным приставом-исполнителем в отношении администрации города Ульяновска составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ (л.д. 23).

Как указано выше, постановлением заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России от 16.06.2025 администрация города Ульяновска признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ (л.д.26-27).

Решением судьи Засвияжского районного суда города Ульяновска от 29.07.2025 указанное постановление изменено, из мотивировочной части постановления исключен вывод «Часть 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа».

В остальной части постановление оставлено без изменения.

Вместе с тем, в настоящее время имеются основания для отмены постановления и прекращения производства по делу.

Статьей 54 Конституции РФ гарантировано, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

В соответствии с п.5 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае признания утратившим силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность

Согласно ч.2 ст.1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Положения ч.2 ст.1.7 и п.5 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ являются взаимосвязанными, поскольку воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции РФ применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно этим нормам, действие закона, отменяющего административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания.

Федеральным законом от 31.07.2025 №272-ФЗ «О внесении изменений в статьи 105 и 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и статью 18 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены следующие изменения:

1) ч.1 ст.105 после слов «о взыскании исполнительского сбора» дополнить словами «, за исключением случаев, предусмотренных ч.5 ст.112 настоящего Федерального закона,»;

2) ч.5 ст.112 дополнить п.10 следующего содержания:

«10) по исполнительным документам, содержащим требования неимущественного характера, в отношении должника - органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления или государственного (муниципального) казенного учреждения.».

Данные изменения вступили в законную силу 11.08.2025.

С указанной даты ч.1 ст.105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» изложена в следующей редакции Федерального закона №272-ФЗ: «В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора, за исключением случаев, предусмотренных ч.5 ст.112 настоящего Федерального закона, и устанавливает должнику новый срок для исполнения».

Соответственно, ч.5 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» с учетом пункта 10, добавленного Федеральным законом №272-ФЗ, изложена в следующей редакции: «Исполнительский сбор не взыскивается в случаях, когда исполнительное производство возбуждено по исполнительным документам, содержащим требования неимущественного характера, в отношении должника - органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления или государственного (муниципального) казенного учреждения».

Таким образом, исходя из приведенных норм, с указанной даты исполнительский сбор не взыскивается в случаях, когда исполнительное производство возбуждено, в том числе по исполнительным документам, содержащим требования неимущественного характера, в отношении должника - органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления или государственного (муниципального) казенного учреждения.

Одновременно Федеральным законом от 31.07.2025 №273-ФЗ «О внесении изменений в статьи 17.15 и 23.68 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» ст.17.15 дополнена ч.1.3 следующего содержания: «Неисполнение должником - органом государственной власти (государственным органом), органом местного самоуправления или государственным (муниципальным) казенным учреждением содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный законодательством об исполнительном производстве, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.».

Анализ взаимосвязанных положений Федеральных законов от 31.07.2025 №272-ФЗ и №273-ФЗ свидетельствует о том, что в отношении должников - органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления или государственных (муниципальных) казенных учреждений, не исполнивших содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный законодательством об исполнительном производстве, введена специальная норма (ч.1.3), по которой ответственности подвергаются только должностные лица указанных органов и учреждений.

Таким образом, норма, устанавливающая ответственность должников – юридических лиц, не исполнивших содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера, предусмотренная ч.1 ст.17.15 КоАП РФ (неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора) в части, касающейся должников - органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления или государственных (муниципальных) казенных учреждений, прекратила свое действие с 11.08.2025 в отношении указанных органов и учреждений, поскольку они исключены из числа субъектов, в отношении которых подлежит взысканию исполнительский сбор, являющийся обязательным признаком состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, и соответственно, из числа субъектов ответственности по указанной норме.

При этом специальная норма (ч.1.3 ст.17.15 КоАП РФ) также не предусматривает ответственности указанных органов и учреждений.

В материалах дела сведений об исполнении администрацией города Ульяновска постановления о назначении административного штрафа не имеется.

В соответствии с  п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России от 16.06.2025 и решение судьи Засвияжского районного суда города Ульяновска от 29.07.2025, вынесенные в отношении администрации города Ульяновска по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению по основаниям, установленным п.5 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

Руководствуясь ст.30.3 – 30.9 КоАП РФ, судья

 

решил:

 

постановление заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России от 16 июня 2025 года и решение судьи Засвияжского районного суда города Ульяновска от 29 июля 2025 года, вынесенные по делу по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, в отношении администрации города Ульяновска, отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении на основании п.5 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ прекратить.

Решение суда вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).

 

Судья                                                                                            Д.А. Логинов