УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2025-001936-26
Судья Кузнецова
О.В.
Дело № 33-4228/2025
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
21 октября 2025 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Карабанова А.С.,
судей Шлейкина М.И., Самылиной О.П.,
при секретаре Синчуговой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу и
уточнения к ней отделения Фонда пенсионного и социального страхования
Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного
суда города Ульяновска от 21 мая 2025 года
по делу № 2-1693/2025, по которому постановлено:
исковые требования
Юдиной Натальи Викторовны удовлетворить.
Обязать Отделение
Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области включить Юдиной Наталье Викторовне в
специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии
по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьм 30 Федерального закона «О
страховых пенсиях», периоды ее работы с 01.12.1999 по 03.09.2003, с 05.06.2006
по 13.08.2007 в должности *** гериатрического центра с. Лесное Матюнино
Ульяновского областного клинического госпиталя ветеранов войн – Международного
центра по старению «Забота» в календарном исчислении.
Обязать Отделение
Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области досрочно назначить Юдиной Наталье Викторовне страховую пенсию по
старости с 21.03.2024.
Взыскать с Отделения
Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области в пользу Юдиной Натальи Викторовны расходы по оплате государственной
пошлины в размере 3000 руб.
Заслушав доклад
судьи Шлейкина М.И., пояснения Юдиной Н.В., которая полагала, что решение суда
первой инстанции является законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Юдина Н.В.
обратилась в суд с иском к отделению Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по
Ульяновской области) о включении в специальный стаж периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии по
старости.
Требования были
мотивированы тем, что 28.06.2023 она обратилась в ОСФР по Ульяновской области с
заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с
деятельностью в учреждениях здравоохранения в соответствии с пунктом 20 части 1
статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ОСФР по
Ульяновской области от 19.10.2023 в назначении пенсии ей было отказано в связи
с отсутствием требуемой продолжительности
медицинского стажа, дающего право на назначение досрочной страховой
пенсии по старости.
К зачету в
специальный стаж не приняты периоды ее работы с 01.12.1999 по 03.09.2003 и с 05.06.2006 по 13.08.2007 в должности ***
гериатрического центра с. Лесное Матюнино Ульяновского областного клинического
госпиталя ветеранов войн – Международный центр по старению «Забота» (в
настоящее время ГКЗ «Ульяновский областной клинический госпиталь ветеранов
войн»).
Считает, что отказ ответчика в зачете в специальный трудовой стаж
указанных периодов работы является необоснованным, поскольку она
в названные
периоды осуществляла
медицинскую деятельность, дающую право на досрочное назначение пенсии.
В связи с этим просила суд признать решение ОСФР по Ульяновской
области от 19.10.2023 незаконным, обязать ОСФР по Ульяновской области
включить указанные
периоды работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, назначить досрочную страховую пенсию по
старости с 20.03.2024, взыскать с ответчика расходы по уплате
государственной пошлины в размере 3000 руб.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего
самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено - ГУЗ «Ульяновский областной клинический
госпиталь ветеранов войн».
Рассмотрев
заявленные требования по существу, районный суд постановил приведенное выше
решение.
В апелляционной
жалобе ОСФР по Ульяновской области просит решение суда отменить и принять новое
решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование
доводов апелляционной жалобы указывает, спорные периоды работы истца в
должности *** необоснованно засчитаны судом первой инстанции в специальный
стаж, наименование учреждения не предусмотрено ни одними Списками. Кроме того,
в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица указанные
периоды представлены на истца общими условиями труда.
В возражениях на апелляционную жалобу Юдина
Н.В. просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а
апелляционную жалобу ОСФР по Ульяновской области - без удовлетворения.
Судебная коллегия
полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников
процесса, извещенных о месте и времени судебного разбирательства судом
апелляционной инстанции надлежащим образом.
В соответствии с
частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в
апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия
приходит к следующему.
Из материалов дела
следует, что истец Юдина Н.В. 28.06.2023 обратилась в ОСФР по Ульяновской
области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в
связи с деятельностью в учреждениях здравоохранения в соответствии с пунктом 20
части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях».
Решением ОСФР по
Ульяновской области от 19.10.2023 в назначении пенсии истцу было отказано в
связи с отсутствием требуемой продолжительности
медицинского стажа, дающего право на назначение досрочной страховой
пенсии по старости.
К зачету в специальный стаж не приняты
периоды работы истца с 01.12.1999 по 03.09.2003
и с 05.06.2006 по 13.08.2007 в должности ***!% *** гериатрического
центра с. Лесное Матюнино Ульяновского областного клинического госпиталя
ветеранов войн – Международный центр по старению «Забота», поскольку
наименование учреждения не предусмотрено соответствующими Списками.
Не согласившись с
данным отказом пенсионного органа, Юдина Н.В. обратилась в суд с настоящим
иском.
Разрешая возникший
спор, суд первой инстанции, оценив представленные по делу доказательства,
руководствуясь положениями действующего пенсионного законодательства,
установив, что истец Юдина Н.В. в периоды с 01.12.1999 по 03.09.2003 и с 05.06.2006 по 13.08.2007 осуществляла
лечебную деятельность в должности *** в лечебном учреждении, работа в котором
засчитывается в стаж, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии в
связи с осуществлением лечебной деятельности, пришел к выводу об удовлетворении
требований истца, в связи с чем возложил на ОСФР по Ульяновской области
обязанность зачесть истцу в специальный стаж, дающий право на
досрочное назначение страховой пенсии по старости в
соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №
400-ФЗ, указанные периоды работы и
назначить досрочную страховую пенсию по старости с 21.03.2024.
Оснований не
согласиться с указанными выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не
имеется, поскольку они основаны на правильном применении к спорным
правоотношениям норм материального права, подтверждены представленными при
разрешении спора доказательствами, которым судом дана соответствующая оценка,
отвечающая требованиям статьи 67 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации.
По общему правилу
право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет,
и женщины, достигшие возраста 60 лет (часть 1 статьи 8
Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Порядок и условия
реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости
определены статьей 30 Федерального
закона от 28.12.2013 №
400-ФЗ.
Устанавливая
правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных
категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью,
возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель
связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного
пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной
деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным
воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими
нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь
идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях
здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и
функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального
закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой
пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа
определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных
неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной
норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее
достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа,
дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости,
установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30
Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия
по старости назначается ранее достижения возраста, определенного статьей 8 названного
закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья
населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и
поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и
поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30
Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ определено, что списки
соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и
учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по
старости в соответствии с частью 1 данной статьи,
правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии
при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы
(деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в
стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение
страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в
соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной
работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30
Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Периоды работы
(деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться
с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при
назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30
Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
В целях реализации
положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации
16.07.2014 принято постановление № 665 «О
списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений
(организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по
старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на
досрочное пенсионное обеспечение».
Так, в подпункте «н» пункта 1
названного постановления указано, что при определении стажа на соответствующих
видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального
закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой
пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране
здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
список должностей и
учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на
досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную
и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения,
в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О
трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением
Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий,
должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается
трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О
трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления
периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по
старости в соответствии со статьей 27 Федерального
закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
список должностей, работа
в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в
связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением
Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066 «Об утверждении Списка
должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за
выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения
(далее также - Список должностей от 22.09.1999 № 1066), и Правил исчисления
сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной
работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей
деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;
список профессий и
должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических
учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает
право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров
РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей
работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и
иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за
выслугу лет» (далее также - Список профессий и должностей от 06.09.1991 № 464),
с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного
постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период
с 01.1992 по 31.10.1999 включительно;
перечень учреждений,
организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет
(приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О
пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского
хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место
до 01.01.1992.
Из приведенных
нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой
пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в
городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья
населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими
списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на
досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением
лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на
досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной
деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий:
работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Списками № 1066 и №
781 в графе «наименование учреждений»
предусмотрены «госпитали», а в графе «наименование должностей» -
«медицинская сестра».
Материалами дела
установлено, что истец Юдина Н.В. с 01.12.1999 по 03.09.2003 и с 05.06.2006 по 13.08.2007 осуществляла
трудовую деятельность в должности *** гериатрического центра с. Лесное Матюнино
Ульяновского областного клинического госпиталя ветеранов войн – Международный
центр по старению «Забота».
02.07.1997 был
учрежден Ульяновский областной госпиталь ветеранов войн – Международный центр
по старению «Забота». С 01.08.2007 ГУЗ «Ульяновский областной клинический
госпиталь ветеранов войн – Международный центр по старению «Забота»
переименован в ГУЗ «Ульяновский областной клинический госпиталь ветеранов
войн».
Таким образом, в
спорные периоды работы истец Юдина Н.В. занимала должность среднего
медицинского персонала в учреждении здравоохранения, осуществляла деятельность,
связанную непосредственно с охраной здоровья населения.
По характеру своей
работы истец Юдина Н.В. в спорные
периоды выполняла должностные обязанности ***. Несмотря на неоднократную смену
названия учреждения, в котором она работала, должностные и функциональные
обязанности медперсонала данного учреждения, как и самой Юдина Н.В., не
менялись независимо от переименования учреждения, поскольку указанное
учреждение фактически являлось госпиталем. При этом истец всегда выполняла свои
обязанности в течение полного рабочего дня.
Мотивы, по которым
суд пришел к выводам об удовлетворении
заявленных истцом требований, а также оценка доказательств, подтверждающих эти
выводы, подробно приведены в мотивировочной части решения суда, и считать их
неправильными у судебной коллегии оснований не имеется.
При разрешении спора
судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела,
правильно применены нормы материального права, собранным по делу
доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере
соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной
жалобы ответчика, со ссылкой на то обстоятельство, что в спорные периоды
работодатель отчитывался общими условиями труда, не могут быть приняты во
внимание ввиду следующего.
Как разъяснено в
пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от
11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией
прав граждан на трудовые пенсии», согласно пункту 1 статьи 9 Федерального
закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального
страхования» лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному
социальному страхованию (включая пенсионное) с момента заключения трудового
договора с работодателем. Уплата страховых взносов является обязанностью
каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному
страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не
включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части
страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую
пенсию. В связи с этим суд вправе удовлетворить требования граждан о
перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом указанных периодов. Причем
к моменту этого перерасчета размер страховой части трудовой пенсии должен
составлять сумму, которую гражданин получал бы в случае уплаты страхователем
страховых взносов полностью.
Конституционный Суд
Российской Федерации в своем Постановлении от 10.07.2007 № 9-П указал, что
неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме
страховых взносов в Пенсионный фонд России в пользу работающих у него по
трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения
обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц
не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме
получить трудовую пенсию.
Учитывая то, что в
спорные периоды с 01.12.1999 по 03.09.2003 и
с 05.06.2006 по 13.08.2007 Юдина
Н.В. работала на одной и той же
должности и в том же учреждении, которое предусмотрено соответствующими
списками, и характер ее работы не менялся, данные периоды подлежат включению в
специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по
старости.
Таким образом,
решение суда по настоящему делу является законным и обоснованным, принятым с
учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего
законодательства.
Нарушений норм
материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения,
судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно,
доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не содержат
предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
В силу изложенного,
оснований к отмене решения суда первой инстанции по доводам, приведенным в
апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь
статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л
И Л А:
решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 21 мая 2025 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отделения
Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области – без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное
определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления
мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой
41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский
районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение
изготовлено 05.11.2025.