Судебный акт
Обеспеченеи ТСР
Документ от 21.10.2025, опубликован на сайте 06.11.2025 под номером 122182, 2-я гражданская, об обязании обеспечения техническими средствами реабилитации, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0002-01-2025-002154-95

Судья         Лисова Н.А.                                                                               Дело № 33-4187/2025

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   21 октября 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Санатулловой Ю.Р., Хайбуллова И.Р.,

при секретаре Леонченко А.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 13 мая 2025 года по гражданскому делу № 2‑1996/2025, по которому постановлено:

 

исковые требования Прокурора Засвияжского района г.Ульяновска в интересах несовершеннолетнего ***     удовлетворить частично.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обеспечить несовершеннолетнего  *** года рождения ***, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации № *** от 27.11.2024.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области в пользу  несовершеннолетнего *** года рождения, в лице законного представителя *** (СНИЛС ***) в счёт компенсации морального вреда 10 000 руб.

 

Заслушав доклад судьи Богомолова С.В., судебная коллегия

 

УСТАНОВИЛА:

 

прокурор Засвияжского района города Ульяновска обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетнего *** к ОСФР по Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда.

Требования матированы тем, что прокуратурой Засвияжского района города Ульяновска проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, в ходе которой выявлены основания для прокурорского вмешательства.

Как показала проверка, права несовершеннолетнего *** г.р., на предоставление мер государственной социальной поддержки в виде обеспечения техническими средствами реабилитации были нарушены.

*** является ***, инвалидность установлена до 25.12.2039. Ему оформлена индивидуальная программа реабилитации № *** от 27.11.2024, в которой в разделе «технические средства реабилитации и услуги по реабилитации, предоставляемые инвалиду за счет средств федерального бюджета» указаны, в том числе: ***.

Однако до настоящего времени *** вопреки положениям приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.03.2021 №107н «Об утверждении сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями» не обеспечен ***.

Вместе с тем не обеспечение техническими средствами реабилитации в установленные сроки грубым образом ущемляет права *** на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

Просил суд, обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обеспечить *** г.р., техническими средствами реабилитации, а именно *** в соответствии с индивидуальной программой реабилитации № *** от 27.11.2024. Взыскать с ответчика в пользу *** г.р., в лице законного представителя *** в счет компенсации морального вреда 20 000 руб.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы указывает, что решение является незаконным, принятым с нарушением норм материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется территориальными органами фонда по месту жительства заявителя на основании государственных контрактов, заключенных с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с законодательством о контрактной системе. Выдача направления на получение технических средств реабилитации осуществляется только после конкурсного отбора организации и заключения территориальным отделением Фонда государственного контракта на изготовление либо получение технических средств реабилитации.

Сформировать направление на получение *** не представилось возможным по причине сложившейся очередности в обеспечении данным видом ТСР и отсутствия свободных единиц из поставленных в регион ТСР по государственному контракту № *** от 21.01.2025.

По факту недопоставки товара в регион ОСФР по Ульяновской области проводилась претензионная работа, поставщику направлено требование                                              *** об уплате неустойки. После поставки товара в регион *** сформировано направление № *** от 04.04.2025, государственная услуга оказана в полном объеме, в связи с чем, у суда первой инстанции не имелось оснований для обязания ОСФР по Ульяновской области обеспечить *** указанным видом ТСР.

Сформировать направление на получение *** не представилось возможным по причине отсутствия действующего государственного контракта.

Для обеспечения инвалидов *** ОСФР по Ульяновской области размещались в единой информационной системе в сфере закупок запросы ценовой информации № *** от 20.02.2025,                     № *** от 11.03.2025. Поступило 3 коммерческих предложения с учётом которых сформирована начальная (максимальная) цена контракта, направленная для согласования в ***. Получен отказ. Размещен новый запрос цен № *** от 27.03.2025. Поступило 3 коммерческих предложения, сформирована начальная (максимальная) цена контракта и направлена для согласования в *** (от 22.04.2025). После согласования будет размещена конкурентная процедура на выполнение работ по изготовлению ***

Сформировать направление на поставку ***, в том числе для больных *** не представилось возможным по причине отсутствия свободных единиц в действующем государственном контракте.

*** на осуществление единых централизованных закупок по отдельной номенклатуре, в том числе для жителей ***, проводится работа по осуществлению закупки на поставку ***.

ОСФР по Ульяновской области в соответствии с письмом *** от 26.02.2025 разрешено осуществить закупку *** по задолженности                       2024 года и потребности за 1 квартал 2025 года.

Для обеспечения инвалидов *** ОСФР по Ульяновской области размещался в единой информационной системе в сфере закупок запрос ценовой информации                                            № *** от 04.04.2025, на который ценовые предложения не поступили. Повторно размещен запрос ценовой информации № *** от 09.04.2025 со сроком подачи заявок до 16.04.2025. После заключения государственного контракта  станет возможным сформировать *** направления на получение необходимых технических средств реабилитации.

Отмечает, что право истца на обеспечение TCP за счет средств федерального бюджета уполномоченным органом могло быть реализовано как через выплату денежной компенсации за самостоятельно-приобретенные ТСР (до 01.01.2025), так и через формирование соответствующих электронных сертификатов. Однако с заявлением на выплату компенсации за самостоятельно-приобретенные ТСР или на формирование электронного сертификата, на приобретение ТСР, ***, в лице законного представителя, в ОСФР по Ульяновской области не обращался.

Обращает внимание, что право на обеспечение техническими средствами реабилитации относится к имущественным правам. Компенсация морального вреда в отношении имущественных прав действующим законодательством не предусмотрена.

В обоснование доводов жалобы также ссылается на судебную практику по аналогичным делам.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции своевременно и надлежащим образом.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, *** года рождения, является ***, инвалидность установлена до 25.12.2039. Ему оформлена индивидуальная программа реабилитации №*** от 27.11.2024,  в которой в разделе «технические средства реабилитации и услуги по реабилитации, предоставляемые инвалиду за счет средств федерального бюджета» указаны ряд необходимых для ребенка технических средств (л.д. 28-31).

Однако, до настоящего времени  ребенок не обеспечен ***, предусмотренными  вышеуказанной индивидуальной программой реабилитации.

Разрешая заявленные прокурором требования и принимая решение об их частичном удовлетворении, суд исходил из того факта, что ответчиком ОСФР по Ульяновской области нарушены установленные сроки обеспечения инвалида положенными ему техническими средствами реабилитации – ***, и, учитывая нарушение прав инвалида на своевременное обеспечение положенными техническими средствами реабилитации, имеются предусмотренные законом основания для взыскания с данного ответчика в пользу инвалида компенсации морального вреда.

С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации».

Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов – система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности  (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации»).

Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 названного Федерального закона, – одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.

Согласно статье 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 11 указанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а так же организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме ***), *** (далее – Правила), согласно пункту 4 которых заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в исполнительный орган субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее – уполномоченный орган).

В силу пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.

Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Доказательств своевременного обеспечения истца мочеприемником ножным (мешком для сбора мочи) дневным, парой ремешков для крепления мочеприемников (мешков для сбора мочи) к ноге не представлено.

Предпринятые меры по обеспечению инвалида техническим средством реабилитации, которые остались безрезультатными, не могут умалять права истца на своевременное обеспечение техническим средством реабилитации, необходимым ввиду состояния здоровья.

Предусмотренные законом варианты обеспечения инвалида техническими средствами реабилитации являются правом инвалида, тогда как на соответствующий государственный орган законом возложена обязанность по обеспечению инвалида необходимыми техническими средствами реабилитации.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возложении на ответчика ОСФР по Ульяновской области обязанности по обеспечению ***.

Ссылка ОСФР по Ульяновской области в апелляционной жалобе на то, что непредставление технического средства реабилитации произошло по объективным, независящим от ответчика причинам, подлежат отклонению. Право истца на получение технического средства реабилитации не может ставиться в зависимость от обстоятельств, на которые указано в апелляционной жалобе. Иное означало бы отказ в защите нарушенных прав гражданина, что противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству в области социальной защиты.

Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам, оснований для признания их неправильными не имеется.

Разрешая исковые требования прокурора о взыскании компенсации морального вреда, суд первой инстанции, установив нарушение прав инвалида на своевременное обеспечение его техническим средством реабилитации, пришел к обоснованному выводу об их частичном удовлетворении исковых требований.

Пунктом 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Согласно части 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

По смыслу приведенных правовых норм, по общему правилу обязательными условиями наступления ответственности за причинение вреда (как материального, так и морального вреда) являются противоправность поведения причинителя вреда, вина и причинно-следственная связь между названными действиями и причиненным вредом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Исходя из предназначения социального государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

С учетом указанных требований закона, суд пришел к верному выводу о том, что бездействие ОСФР по Ульяновской области, выразившееся в не обеспечении инвалида *** полагающимися ей техническими средствами реабилитации существенно нарушает личные неимущественные права истца, поскольку с учетом ее индивидуальных особенностей, состояния здоровья, причиняет нравственные и физические страдания относительно непредоставления средств реабилитации, свидетельствует о социальной незащищенности инвалида и является основанием для компенсации морального вреда.

Меры социальной поддержки, предоставляемые в силу закона отдельным категориям граждан, направлены на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности.

При таких обстоятельствах доводы жалобы о том, что требования истца о компенсации морального вреда вытекают из имущественных отношений, несостоятельны и подлежат отклонению.

Учитывая приведенные обстоятельства, характер имеющегося у *** заболевания, нуждаемость *** в технических средствах реабилитации и его необеспечение ими на момент вынесения решения суда, период нарушенного права, степень вины ответчика ОСФР по Ульяновской области, не исполнившего возложенную законом обязанность, что повлекло нарушение прав истца как инвалида, гарантированных Конституцией Российской Федерации, а также принцип разумности и справедливости, необходимость соблюдения баланса интересов сторон, суд пришел к правильному выводу о компенсации истцу морального вреда в размере 10 000 руб.

Определенный судом первой инстанции размер морального вреда соответствует принципам разумности и справедливости и снижению не подлежит.

Ссылка в апелляционной жалобе на отсутствие причинно‑следственной связи между непредставлением технических средств реабилитации и моральными страданиями истца, не опровергают выводов суда о том, что в результате виновного бездействия ответчика истцу причинен моральный вред.

Доводы жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, так как они не основаны на законе и фактических обстоятельствах дела.

Ссылка ответчика на иную судебную практику в обоснование своих доводов является несостоятельной, поскольку обстоятельства по каждому конкретному делу устанавливаются непосредственно при его рассмотрении, и решение принимается судом в соответствии с представленными доказательствами с учетом норм права, регулирующих спорные правоотношения.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 13 мая 2025 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Засвияжский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 05.11.2025.