Судебный акт
Пенсионный спор
Документ от 14.10.2025, опубликован на сайте 06.11.2025 под номером 122184, 2-я гражданская, об обязании назначить страховую пенсию по старости, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0002-01-2025-001691-29

Судья         Лисова Н.А.                                                                               Дело № 33-4199/2025

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    14 октября 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Санатулловой Ю.Р., Хайбуллова И.Р.,

при секретаре Леонченко А.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска  от 19 мая 2025 года по гражданскому делу № 2-1652/2025, по которому постановлено:

 

исковые требования Абдурашидова Рустама Саатовича удовлетворить.

Обязать ОСФР по Ульяновской области назначить Абдурашидову Рустаму Саатовичу страховую пенсию по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона РФ от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 01.07.2024 года.

 

Заслушав доклад судьи Санатулловой Ю.Р., пояснения Абдурашидова Р.С. и его представителя Иванова С.М., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

 

Абдурашидов Р.С. обратился в суд с иском к ОСФР по Ульяновской области о назначении страховой пенсии по старости. 

В обоснование заявленных требований указал на то, что с 01.02.2025 является получателем страховой пенсии по старости.

04.06.2024 он обратился к ответчику за назначением страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ  «О страховых пенсиях», но решением от 17.09.2024 ему отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемой величины индивидуального коэффициента, рекомендовано обратиться с заявлением о назначении социальной пенсии по старости в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по достижении возраста *** лет при условии постоянного проживания в Российской Федерации.

При этом в его стаж при назначении страховой пенсии по старости ответчиком не были засчитаны следующие периоды: с 01.01.1991 по 01.12.2000 (9 лет 11 месяцев 1 день) – работа ***; с 01.12.2000 по 24.07.2001 (7 месяцев 23 дня) – работа ***; с 03.12.2001 по 30.06.2005 (3 года 6 месяцев 28 дней) – работа ***; с 01.07.2005 по 07.02.2011 (5 лет 7 месяцев 7 дней) — работа ***.

В целях оказания содействия ОСФР по Ульяновской области были направлены запросы на предоставление справок о его заработной плате, но поступил ответ, подтверждающий только его период работы в ***, иные ответы не поступили.

24.06.2024, 04.09.2024, 25.12.2024 он повторно обращался к ответчику, были приняты его заявления по истребованию документов с территории ***. 

Не согласен с назначением ему пенсии с 01.02.2025, поскольку его стаж работы с 09.08.1983 по 31.12.1990 в должности *** подтвердился, с заявлением о назначении пенсии он первоначально обращался 24.06.2024, но ему было отказано из-за непоступления ответов из ***. Полагает, что его вины в этом не имеется, поскольку ответчик направлял запросы по неправильным адресам. 

Просил суд обязать ОСФР по Ульяновской области назначить ему страховую пенсию по старости с 01.07.2024.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Абдурашидова Р.С. в полном объеме.

В обоснование доводов жалобы указано на то, что решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, судом не приняты во внимание доводы ответчика о том, что назначении страховой пенсии по старости осуществляется на заявительной основе. Обращено внимание на то, что истцу при приеме документов для назначения пенсии был предоставлен трехмесячный срок для предоставления недостающих документов, но документы до 04.09.2024 представлены не были, по заявлению истца документы были истребованы с территории ***. При этом отмечено, что ОСФР по Ульяновской области не несет ответственности за исполнение запросов другим государством. Сроки исполнения запросов в *** определяются законодательством данного государства, а не законодательством Российской Федерации.

В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 04.06.2024 Абдурашидов Р.С., *** года рождения, обратился в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ОСФР по Ульяновской области от 17.09.2024 № *** Абдурашидову Р.С. было отказано в установлении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) (л.д. 16-18).

При этом, по имеющимся документам и сведениям индивидуального лицевого счета в стаж при назначении страховой пенсии по старости Абдурашидову Р.С. включены следующие периоды работы: с 01.09.1976 по 22.07.1979 – ***; с 23.07.1979 по 10.10.1979 – ***; с 02.11.1979 по 17.11.1981 – ***; с 10.03.1982 по 17.06.1982 – работа ***; с 07.07.1982 по 15.07.1983 – работа ***; с 09.08.1983 по 31.12.1990 – работа ***; с 01.04.2012 по 19.09.2013 – работа в ***; с 21.01.2014 по 28.07.2014 – работа ***; с 19.03.2015 по 31.08.2015 – работа в ***; с 01.10.2018 по 01.09.2019, с 14.09.2019 по 31.07.2022, с 10.08.2022 по 30.12.2022 – работа в *** с 29.06.2023 по 31.12.2023 – работа в ***.

По имеющимся документам и сведениям индивидуального лицевого счета не включены в стаж при назначении страховой пенсии по старости следующие периоды работы истца: с 01.01.1991 по 01.12.2000 – работа *** с 01.12.2000 по 24.07.2001 – работа ***; с 03.12.2001 по 30.06.2005 – работа ***; с 01.07.2005 по 07.02.2011 – ***; с 02.09.2019 по 13.09.2019, с 01.08.2022 по 09.08.2022 – периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы.

ОСФР по Ульяновской области при приеме документов истцу был представлен трехмесячный срок для предоставления недостающих документов (в том числе справок о заработной плате за периоды работы на территории ***) до 04.09.2024 в соответствии с частью 3 статьи 22 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

24.06.2024 ОСФР по Ульяновской области от истца было принято заявление по истребованию документов с территории иностранного государства о заработной плате за периоды работы с 10.03.1982 по 17.06.1982 в должности *** и с 09.08.1983 по 31.12.1990 в должности ***») (л.д. 59-60, 64).

27.06.2024 на основании заявления Абдурашидова Р.С. ОСФР по Ульяновской области были направлены запросы с СФР для дальнейшего их направления в компетентный орган *** (л.д. 71-75).

По истечении трехмесячного срока ответы на запросы не поступили.

04.09.2024 истец обратился в адрес ответчика с заявлением об оказании содействия в направлении запроса об истребовании сведений о заработной плате за период работы с 09.08.1983 в архив *** (преобразованного ***) (л.д. 58).

Согласно поступившему ответу от 23.09.2024 № *** на запрос ОСФР по Ульяновской области от 27.06.2024 документы И*** в архив Центрального государственного архива на хранение не поступали.

12.12.2024 ОСФР по Ульяновской области в адрес архива *** был направлен запрос о предоставлении в отношении Абдурашидова Р.С. справки о его заработной плате в период работы с 09.08.1983 по 31.12.21990 *** (л.д. 68).

25.12.2024 ответчиком повторно было принято заявление истца об истребовании документов с территории иностранного государства о заработной плате за период работы с 09.08.1983 по 31.12.1990 в должности *** с указанием местонахождения документов                (л.д. 113).

На запрос ОСФР по Ульяновской области 20.01.2025 из *** поступила архивная справка от 06.01.2025 о заработной плате Абдурашидова Р.С. за период работы с августа 1983 г. по декабрь 1991 г. (л.д. 119).

С учетом указанных сведений величина индивидуального пенсионного коэффициента истца составила 39,298 при требуемой – 28,2, в связи с чем на основании повторного заявления Абдурашидова Р.С. от 01.02.2025 ему назначена страховая пенсия по старости с 01.02.2025.

Абдурашидов Р.С., полагая, что пенсия ему должна быть назначена с 01.07.2024, поскольку он первоначально обращался к ответчику за назначением пенсии в июне 2024 г., обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об удовлетворении иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

По общему правилу, установленному частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ), право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному Федеральному закону).

Согласно статье 35 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ при назначении страховой пенсии по старости продолжительность страхового стажа и величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 данного закона.

С учетом переходных положений страховая пенсия по старости назначается мужчинам, достигшим возраста 63 лет в 2024, при наличии страхового стажа продолжительностью 15 лет и при наличии величины ИПК не менее 28,2 (в 2024 году).

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ) в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001                 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией (часть 1 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

В силу части 9 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.

Согласно частей 1, 2 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

В случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые для подтверждения права на страховую пенсию документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (часть 3 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе (часть 4 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Исходя из положений части 2 статьи 26 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

Судом первой инстанции с учетом установленных по делу обстоятельств, подтверждающих неоднократное обращение истца к ответчику с заявлениями об  истребовании документов с территории *** о его заработной плате за периоды работы с 10.03.1982 по 17.06.1982 и с 09.08.1983 по 31.12.1990, а также указание в повторном заявлении от 04.09.2024 просьбы о направлении запроса об истребовании сведений о заработной плате именно в архиве *** откуда и поступили 20.01.2025 запрашиваемые сведения, правомерно указано на наличие оснований для назначения истцу пенсии с 01.07.2024.

С учетом поступивших сведений о заработной плате ОСФР по Ульяновской области не оспаривается возникновение у истца права на назначение пенсии по старости. Величина ИПК истца с учетом имеющихся документов и поступившей архивной справки о заработной плате составила 39,298 (при требуемой 28.2).

Согласно статьи 21 Закона от 28.12.2013 страховая, пенсия по старости назначается путем подачи заявления гражданином об установлении пенсии в соответствующий орган.

01.02.2025 Абдурашидовым P.С. было подано соответствующее заявление об установлении пенсии по старости. В результате чего, 05.02.2025 ответчиком вынесено решение о назначении истцу с 01.02.2025 страховой пенсии по старости.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Иные необходимые документы в силу части 8 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе.

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ по общему правилу страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Истец просил назначить пенсию по старости с 01.07.2024, в связи с первичным обращением 04.06.2024, при этом он обращался к ответчику с заявлениями об истребовании документов с территории иностранного государства о размере его заработной платы, но ОСФР по Ульяновской области запрос в архив ***, о чем ходатайствовал истец, был направлен лишь 12.12.2024, ответ получен 20.01.2025 с архивной справкой о заработной плате истца за спорный период.

Вопреки доводам жалобы ответчика, суд первой инстанции, удовлетворяя требования истца о назначении пенсии по старости с 01.07.2024, обоснованно учел то обстоятельство, что пенсионным органом только по истечении трехмесячного срока с момента обращения истца, а именно 12.12.2024 был направлен запрос о представлении сведений о его заработной плате в архив ***, а после получения ответа из данного архива ответчик произвел перерасчет величины индивидуального пенсионного коэффициента истца в сторону увеличения до 39,298.

Оснований для иной оценки имеющихся в деле доказательств судебная коллегия не усматривает.

Доводы апелляционной жалобы с указанием на отсутствие оснований для удовлетворения исковых требований, а также иные доводы жалобы, с учетом приведенных выше норм материального права и установленных обстоятельств, не являются основанием для отмены обжалуемого решения, не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, не содержат каких‑либо обстоятельств, которые не были исследованы судом или опровергали бы выводы обжалуемого решения, по существу сводятся к иному толкованию действующего законодательства, иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и обоснованность обжалуемого решения не влияют.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 19 мая 2025 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­Засвияжский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28 октября 2025 года.