У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
73RS0025-01-2020-000443-49
Судья Калянова
Л.А.
Дело №33а-4676/2025
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ульяновск
05 ноября 2025 года
Судья Ульяновского
областного суда Берхеева Г.И., рассмотрев частную жалобу администрации
муниципального образования «Красноярское сельское поселение» Чердаклинского
района Ульяновской области на определение Чердаклинского районного суда
Ульяновской области от 18 августа 2025 года об отказе в прекращении
исполнительного производства по делу № 2а-450/2020,
установила:
администрация МО
«Красноярское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области
обратилась в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства.
Требования мотивировала тем, что решением Чердаклинского
районного суда Ульяновской области от 11 июня 2020 года по делу № ***,
вступившим в законную силу 16 июля 2020 года, удовлетворены административные
исковые требования Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора.
На администрацию МО «Красноярское сельское
поселение» Чердаклинского района Ульяновской области возложена обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в
законную силу разработать проекты зон санитарной охраны источников питьевого и
хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенных в п. *** – 5 шт., с. *** – 7 шт. и
получить на них эпидемиологическое заключение, в течении 15 месяцев с момента
вступления решения суда в законную силу представить проекты зон санитарной
охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения,
расположенных в п. *** – 5 шт., с. *** – 7 шт. для
установления зон санитарной охраны в Министерство природы и цикличной экономики
Ульяновской области, в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в
законную силу предоставить в орган
государственного кадастрового учета документы, содержащие сведения о границах и
ограничениях по использованию земельных участков, входящих в зоны санитарной
охраны источников
питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенных в п. *** – 5
шт., с. *** – 7 шт. для постановки на государственный кадастровый
учет.
13 августа 2021 года
было возбуждено исполнительное № *** в отношении должника администрации МО
«Красноярское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области.
Администрация МО «Красноярское сельское поселение» Чердаклинского
района Ульяновской области просила прекратить исполнительное производство
ввиду отсутствия возможности исполнить
каким-либо способом указанный исполнительный документ.
Определением
Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 18 августа 2025 года отказано
в удовлетворении данного заявления.
В частной жалобе администрация
МО «Красноярское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области
просит отменить определение суда, прекратить исполнительное производство.
В обоснование жалобы
указывает на то, что в настоящее время полномочия по организации водоснабжения
населения в границах Красноярского сельского поселения Чердаклинского района
Ульяновской области, в том числе связанные с установлением и документальным
оформлением зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственного-бытового
водоснабжения, возложены на органы местного самоуправления МО «Чердаклинский
район» Ульяновской области.
Отмечает, что
исполнение администрацией поселения решения суда и выданного на его основании
исполнительного листа, предполагающее расходование органами местного
самоуправления МО «Красноярское сельское поселение» Чердаклинского района
Ульяновской области средств местного бюджета на мероприятия, выходящие за
пределы вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, будет
подпадать под критерии нецелевого использования бюджетных средств.
Просит учесть правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации,
согласно которой исполнение судебного решения не должно приводить к нарушению
прав и законных интересов должника.
В соответствии с частью 2, частью 2.1 статьи
315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации частная
жалоба рассматривается судьей суда апелляционной инстанции единолично без
извещения лиц, участвующих в деле, и без проведения судебного заседания.
Изучив материалы
дела, обсудив доводы частной жалобы, проверив правильность применения судом
норм процессуального права, прихожу к следующему.
В соответствии же с
частью 1 статьи 359 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации (глава 38 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации) суд по заявлению взыскателя, должника, судебного
пристава-исполнителя может приостановить или прекратить исполнительное
производство, возбужденное судебным приставом-исполнителем, в случаях,
предусмотренных Федеральным законом от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об
исполнительном производстве».
Согласно частям 1 и
2 статьи 43 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительное
производство прекращается судом в случаях: 1) смерти взыскателя-гражданина
(должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно
отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или
должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику
и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом
опеки и попечительства; 2) утраты возможности исполнения исполнительного
документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться
от совершения определенных действий); 3) отказа взыскателя от получения вещи,
изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего
требование о передаче ее взыскателю; 4) в иных случаях, когда федеральным
законом предусмотрено прекращение исполнительного производства.
Вышеуказанный
перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
По смыслу пункта 2
части 1 статьи 43 Федерального закона «Об
исполнительном производстве» прекращение исполнительного производства
допускается в случае возникновения на стадии исполнительного производства
объективных и неустранимых обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее
принудительное исполнение требований исполнительного документа.
Из материалов дела следует, что решением
Чердаклинского районного суда Ульяновской области по гражданскому делу № *** от
11 июня 2020 года административные исковые требования Ульяновского межрайонного
природоохранного прокурора удовлетворены (т.1 л.д.126-128).
Судом на администрацию МО «Красноярское
сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области возложена обязанность в течение 12
месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать проекты
зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового
водоснабжения, расположенных в п. *** – 5 шт., с. *** – 7 шт. и получить на них
эпидемиологическое заключение, в течении 15 месяцев с момента вступления
решения суда в законную силу представить проекты зон санитарной охраны источников
питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенных в п. *** – 5
шт., с. *** – 7
шт. для установления зон санитарной охраны в Министерство природы и цикличной
экономики Ульяновской области, в течение 18 месяцев с момента вступления
решения суда в законную силу предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие сведения
о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в зоны
санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения,
расположенных в п. *** – 5 шт., с. *** –
7 шт. для постановки на государственный кадастровый
учет.
Указанное решение вступило в законную силу 16 июля 2020 года, выдан
исполнительный лист, серии *** № *** от 03 июня 2021 года (т. 2 л.д.24-67).
13 августа 2021 года в ОСП по Чердаклинскому и Старомайнскому районам
УФССП России по Ульяновской области было возбуждено исполнительное производство,
которое впоследствии было передано на исполнение СОСП по
исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской
области, в отношении администрации МО «Красноярское сельское поселение»
Чердаклинского района Ульяновской области возбуждено исполнительное
производство № ***
На день вынесения
решения суда администрация на основании соглашения с администрацией МО
«Чердаклинский район» Ульяновской области на срок до 31 декабря 2020 года была наделена
полномочиями по организации в границах сельского поселения водоснабжения и
водоотведения населения (т. 1 л.д. 79-82).
31 декабря 2020 года
срок действия соглашения о передаче полномочий в сфере водоснабжения и
водоотведения истек. Соглашение не продлевалось. Новое соглашение не
заключалось.
Решением Совета депутатов МО «Красноярское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области от 21 января 2021 года № *** и решением Совета депутатов
МО «Чердаклинский район» Ульяновской области от 16 февраля 2021
года № *** была согласована передача безвозмездно из собственности МО
«Красноярское сельское поселение»
Чердаклинского района Ульяновской области в собственность МО «Чердаклинский район» МУП «ЖКХ
«Красноярское» как имущественного комплекса с муниципальным имуществом, в том
числе источниками водоснабжения, указанными в решении суда (т. 1 л.д. 143-157).
11 октября 2021 года Чердаклинским районным судом Ульяновской области
произведена замена должника по исполнительному производству с
администрации МО
«Красноярское сельское поселение» Чердаклинского
района Ульяновской области на администрацию МО «Чердаклинский район» Ульяновской
области (т.1 д.164-165).
25 января 2022 года Ульяновским областным судом определение Чердаклинского
районного суда Ульяновской области от 11 октября 2021 года отменено. В
удовлетворении заявления администрация МО «Красноярское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области о замене должника по
исполнительному производству отказано (т. 1 л.д. 194-197).
Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 29
июля 2022 года определение Ульяновского областного суда от 25 января 2022 года
оставлено без изменения (т.2 л.д.74-75).
Определением
Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 01 сентября 2022 года МУ
администрация МО «Красноярское сельское поселение» отказано в прекращении исполнительного
производства (т.2 л.д.80-81).
Апелляционным
определением Ульяновского областного суда от 29 ноября
2022 года определение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 01 сентября 2022 года оставлено без
изменения (т.2 л.д.100-101).
Обращаясь в суд с настоящим заявлением, администрация МО
«Красноярское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области
ссылалась на отсутствие возможности исполнить каким-либо способом указанный
исполнительный документ.
Суд первой
инстанции, рассматривая данное заявление, пришел к выводу об отсутствии
предусмотренных законом оснований, необходимых для прекращения исполнительного
производства, с которым следует согласиться.
По смыслу положений
статей 459 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и 43
Федерального закона «Об
исполнительном производстве» утрата возможности исполнения исполнительного
документа должна носить объективный характер, вызванный непреодолимыми
обстоятельствами.
Судом обоснованно
учтено, что заявителем не представлено доказательств невозможности совершения
указанных действий в исполнительном документе и утраты возможности исполнения
решения суда.
При таких
обстоятельствах вынесенное по делу определение суда законно и обоснованно,
отмене не подлежит.
Доводы частной
жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов,
которые не были учтены и не проверены судом первой инстанции, сводятся к иному
толкованию норм материального и процессуального права, примененных судом при
разрешении заявления, и не могут служить основанием к прекращению
исполнительного производства.
При таких
обстоятельствах оснований для отмены определения не имеется.
Руководствуясь
статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
судья
определила:
определение
Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 18 августа 2025 года оставить
без изменения, частную жалобу администрации муниципального образования
«Красноярское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области –
без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Судья