Судебный акт
О признании решения незаконным
Документ от 14.11.2025, опубликован на сайте 17.11.2025 под номером 122406, 2-я гражданская, о признании решения незаконным, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0021-01-2025-000316-43

Судья Горбачёва Т.Ю.                                                                      Дело №33а-4533/2025

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                                    14  ноября 2025 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Берхеевой Г.И., Трифоновой Т.П.,

при секретаре Лазареве М.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу                   Шашкиной Ксении Дмитриевны на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 30 июля 2025 года по делу №2а-1-291/2025, которым постановлено:

в удовлетворении административных исковых требований                               Шашкиной Ксении Дмитриевне к Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области о признании решения незаконным отказать.

Заслушав доклад судьи Берхеевой Г.И., пояснения административного истца Шашкиной К.Д. и ее представителя Тонкова К.В., поддержавших доводы жалобы, представителя  Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области - Золотова О.Н., полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

Шашкина К.Д. обратилась с административным иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области (далее -                               КУМИЗО МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области) о признании решения незаконным.

Требования мотивированы тем, что 02 мая 2025 года на официальном сайте *** было опубликовано извещение №*** о начале приема заявлений граждан о предоставлении земельного участка в собственность.

10 мая 2025 года она (Шашкина К.Д.) путем направления почтового отправления через официальный сайт АО «Почта России» выразила свое намерение участвовать в аукционе на право заключения договора купли - продажи земельных участков в собственность: лот №*** - кадастровый номер ***, площадью 1700 кв.м, по адресу: ***, и лот №*** - кадастровый номер ***, площадью 1203 кв.м, по адресу: ***

Однако ее заявление было отклонено, поскольку не соблюден способ подачи заявления путем личного обращения.

Шашкина К.Д. просила:

- признать незаконным отказ, содержащийся в ответе                                              КУМИ и ЗО МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области;

- обязать КУМИЗО МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области принять во внимание заявление Шашкиной К.Д. о намерении участвовать в аукционе по продаже земельных участков по лотам №*** и №*** извещения №***.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Шашкина К.Д. просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении ее заявленных требований.

В обоснование жалобы указывает на то, что судом первой инстанции был сделан ошибочный вывод о том, что способ подачи заявлений о намерении участвовать в аукционе определен уполномоченным органом в соответствии с действующим законодательством.

Считает, что административный ответчик, указав в извещении способ подачи заявления – лично, ограничил возможность потенциальных участников, желающих подать заявление о намерении участвовать в аукционе, которые территориально удалены от места подачи заявлений или не имеют возможности обеспечить личное участие в подаче заявления по иным причинам.

Обращает внимание, что положения статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации не содержат императивного условия о необходимости личного участия заявителей, а также необходимости соблюдения письменной формы в целях подачи заявки на участие в аукционе и не ограничивают предоставленное заявителем конституционное право на обращение в орган власти только путем непосредственно личного присутствия и путем использования письменной формы.

В судебное заседание кроме административного истца Шашкиной К.Д. и ее представителя Тонкова К.В., представителя административного ответчика                     КУМИЗО МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области - Золотова О.Н., другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия с учетом положений статей 150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено и следует из материалов дела, что                                              КУМИЗО МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области было опубликовано извещение на сайте ***  и газете «Волжские зори» о приеме заявлений о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами ***, *** в собственность за плату (л.д. 59-60,           64-65).

В данном извещении указано, что подача заявления о намерении участвовать в аукционе осуществляется лично в письменном виде ежедневно с 09 часов 00 минут до 17 часов 00 минут, перерыв с 12 часов 00 минут до 13 часов 00 минут по адресу: *** (л.д.9)

10 мая 2025 года Шашкина К.Д. подала заявление о намерении участвовать в аукционе по продаже указанных выше земельных участков (л.д. 8).

Данное заявление Шашкиной К.Д. было отправлено почтовым отправлением через АО «Почта России».

КУМИЗО МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области                                    19 мая 2025 года, руководствуясь положениями статьи 39.18 земельного кодекса Российской Федерации, раздела 2.3 административного регламента  о предоставлении муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена» утвержденного постановлением администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области от                                    03 сентября 2021 года № 471-п, отказало Шашкиной К.Д. в принятии ее заявления  к рассмотрению в связи с тем, что подача заявок о намерении участвовать в аукционе осуществляется лично в письменной форме, о чем было указано в извещении уполномоченного органа (л.д. 12).

Не согласившись с указанным решением КУМИЗО МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области, административный истец обратилась с данным административным иском в суд.

Разрешая заявленные Шашкиной К.Д. требования и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что несогласие административного истца с ответом административного ответчика, данным в пределах предоставленных полномочий, в соответствии с требованиями действующего законодательства, не свидетельствует о его незаконности и нарушении ее прав.

С такими выводами районного суда судебная коллегия не может согласиться, поскольку они не соответствуют обстоятельствам административного дела.

Доводы жалобы административного истца Шашкиной К.Д. о том, что административный ответчик, указав в извещении способ подачи заявления — лично, в определенные дни и часы ограничил возможность потенциальных участников, желающих подать заявление о намерении участвовать в аукционе, которые территориально удалены от места подачи заявлений или не имеют возможности обеспечить личное участие в подаче заявления по иным причинам, заслуживают внимания.

Оборот земельных участков в силу статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и указанным Кодексом.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (пункт 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации).

Статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности установлены статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Перечень требований к извещению установлен пунктом 2 названной статьи.

Согласно требованиям подпункта 3 пункта 2 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в извещении указываются адрес и способы подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта.

Граждане, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (пункт 4 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации).

Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора аренды земельного участка при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации).

В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка (подпункт 1 пункта 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации).

Анализ приведенных законоположений позволяет сделать вывод о том, что законом установлена обязательная специальная процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности для ведения личного подсобного хозяйства, которая направлена на соблюдение баланса прав и законных интересов собственника земельного участка и граждан, заинтересованных в приобретении соответствующих прав на земельный участок.

Таким образом, формирование документации об аукционе не может ограничивать возможность участия неопределенного круга лиц в проводимом аукционе, и, тем самым приводить к недопущению, ограничению и устранению конкуренции при проведении аукциона, поскольку порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности для названных целей, определенный статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, предполагает, что при наличии более одного претендента на земельный участок проведение аукциона по предоставлению земельного участка является обязательным.

Определение в пункте 2 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в качестве обязательного условия способа подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта, предполагает, что способы подачи заявлений должны быть разнообразны и позволять максимально обеспечить возможность потенциальных заявителей оперативно (в рамках сроков определенных для подачи заявок) заявить о своем волеизъявлении об участии в аукционе.

В то же время определение способа подачи заявления о желании участвовать в аукционе посредством только личного участия ограничивает возможность участия в аукционе заинтересованных лиц, проживающих за пределами соответствующего района, а также субъекта Российской Федерации. При этом аукцион проводится с целью привлечения максимального широкого круга участников и получения организатором аукциона наибольшей цены за реализуемое имущество, в связи с этим неустановленное законодательством ограничение в доступе к аукциону ущемляет, как право каждого желающего принять в нем участие, так и интерес организаторов торгов в привлечении максимального числа участников, а также публичных интересов.

Положения статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации не содержат императивного условия о необходимости личного участия заявителей в целях подачи заявки на участие в аукционе и не ограничивают предоставленное заявителям конституционное право на обращение в органы власти только путем непосредственного личного присутствия или присутствия представителя.

Указанная правовая позиция высказана в Определении Верховного Суда Российской Федерации от  29 ноября 2018 года № 302-КГ18-19272 по делу                     № А33-32178/2017.

Указав в извещении способ подачи заявления лично на бумажном носителе, организатор торгов ограничил возможность участия в аукционе лиц, которые территориально удалены от места подачи заявлений или не имеют возможности обеспечить личное участие в подаче заявления по иным причинам. При этом учреждение не было ограничено в выборе способа подачи заявления в иной форме, чем личное присутствие, то есть имело возможность определить иной приемлемый вариант подачи документов, в том числе в целях обеспечения такой возможности для лиц, территориально удаленных от региона деятельности организатора торгов или в силу иных причин, не имеющих возможности подать заявление лично, который бы предоставил возможность реализовать право обращения таких лиц с заявлениями о намерении участвовать в аукционе.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, федеральный законодатель, осуществляющий в рамках своих дискреционных полномочий регулирование и защиту того или иного права, не освобождается от обязанности соблюдать при определении круга лиц, которым соответствующее право предоставляется, конституционные принципы равенства и справедливости, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, которые, помимо прочего, требуют для субъектов права при равных условиях равного положения и допускают возможность различий, только если они объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. (постановления от                         24 мая 2001 года № 8-П, от 03 июня 2004 года № 11-П, от 05 апреля 2007 года № 5-П, от 10 ноября 2009 года № 17-П, от 03 февраля 2010 года № 3-П, от                                          20 декабря 2010 года  № 21-П и от 23 апреля 2012 года № 10-П).

Земельным законодательством Российской Федерации не предусмотрен запрет на подачу заявлений о намерении участвовать в аукционе иным путем, кроме личного обращения.

Пояснения представителя административного ответчика Золотова О.Н., данные в суде апелляционной инстанции о том, что в действиях административного истца усматривается злоупотребление правом, судебной коллегией не принимаются, поскольку опровергаются материалами дела, из которых следует, что Шашкина К.Д. принимала участие в аукционах в отношении других земельных участков, становилась победителем торгов.

При этом судебная коллегия учитывает, что положения статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации направлены на обеспечение граждан и крестьянских (фермерских) хозяйств земельными участками, необходимыми для индивидуального жилищного строительства, сельскохозяйственной деятельности и садоводства. Это способствует развитию сельской местности, повышению благосостояния граждан и созданию условий для осуществления их хозяйственной деятельности.

Также ссылка административного ответчика на административный регламент от 03 сентября 2021 года № 471-п, в том числе на раздел 2.3 9 (результат предоставления муниципальной услуги) является несостоятельной и судебной коллегией не принимается, поскольку данный регламент регулирует вопросы о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничен, тогда как административным истцом подано заявление о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора купли - продажи земельных участков.

Кроме того, в оспариваемом извещении от 19 мая 2025 года указан один способ подачи заявления о намерении участвовать в аукционе, а в подпункте 3 пункта 2 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации речь идет об указании в извещении нескольких способов.

При таких обстоятельствах выводы суда о законности извещения от                        19 мая 2025 года КУМИЗО МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области об отказе в принятии к рассмотрению заявления Шашкиной К.Д. о намерении участвовать в аукционе по продаже и аренде земельных участков не соответствуют обстоятельствам административного дела.

Доводы представителя административного ответчика Золотова О.Н. о том, что административный истец не лишен возможности принять участие в аукционе на предмет спорных земельных участков, судебной коллегией не принимаются, поскольку права Шашкиной К.Д. могут быть восстановлены путем принятия и рассмотрения её заявления о намерении участвовать в аукционе, поскольку он не может быть объявлен в отсутствие лиц, изъявивших намерение принять в нем участие. В связи с этим права административного истца могут быть восстановлены в судебном порядке, путем возложении обязанности на КУМИЗО МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области принять и рассмотреть заявление Шашкиной К.Д. о намерении принять участие в аукционе.

Судом не учтено, что КУМИЗО МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области в нарушение части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлено допустимых доказательств отсутствия нарушения требований действующего законодательства, отсутствия нарушения прав и законных интересов административного истца, а также отсутствия препятствий к их осуществлению.

С учетом приведенных выше правовых норм, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемое извещение от 19 мая 2025 года является незаконным и подлежат отмене, как противоречащее Земельному кодексу Российской Федерации, нарушающее права и законные интересы административного истца, а также препятствующие к их осуществлению.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного Российской Федерации обязать КУМИЗО МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление Шашкиной К.Д. о намерении участвовать в аукционе по продаже земельных участков от 10 мая 2025 года.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 310 Кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела.

В силу пункта 2 статьи 309 Кодекса административного Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

С учетом изложенного, решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с принятием нового решения, которым административные исковые требования Шашкиной К.Д. к КУМИЗО МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области о признании незаконными решений об отказе в принятии к рассмотрению заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже и аренде земельных участков от 19 мая 2025 года, обязании рассмотреть заявление о намерении участвовать в аукционе подлежат удовлетворить. Признать незаконными и отменить решение КУМИЗО МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области об отказе в принятии к рассмотрению заявлений                          Шашкиной К.Д. о намерении участвовать в аукционе по продаже и аренде земельных участков, содержащегося в ответе на заявление, от 19 мая 2025 года. Обязать КУМИЗО МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу принять и рассмотреть заявление Шашкиной К.Д. о намерении участвовать в аукционе по продаже земельных участков от 10 мая 2025 года.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от                               30 июля 2025 года отменить, принять по делу новое решение, которым административные исковые требования Шашкиной Ксении Дмитриевны к Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области о признании решения незаконным удовлетворить, признать незаконным отказ, в принятии заявления, содержащийся в ответе Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области от 19 мая 2025 года № ***; обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу принять и рассмотреть заявление Шашкиной Ксении Дмитриевны о намерении участвовать в аукционе по продаже земельных участков по лотам № *** и № *** извещения № ***

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                  

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14 ноября 2025 года.