УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2025-002755-91
Судья Казначеева М.А.
Дело № 33-4347/2025
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 28
октября 2025 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Богомолова С.В.,
судей Санатулловой
Ю.Р., Коненковой Л.Г.,
при секретаре
Леонченко А.П.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение
Ленинского районного суда г. Ульяновска от 17 июня 2025 года по гражданскому
делу № 2-2189/2025, по которому постановлено:
исковые требования
прокурора Железнодорожного района города Ульяновска, действующего в интересах
Пашкова Сергея Валентиновича, удовлетворить.
Взыскать с Отделения
Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской
области в пользу Пашкова Сергея Валентиновича, *** года рождения компенсацию
морального вреда в размере 20 000 руб.
Заслушав доклад судьи Санатулловой Ю.Р., судебная коллегия
установила:
прокурор
Железнодорожного района г. Ульяновска, действующий в интересах Пашкова С.В.,
обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования
Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской
области) о компенсации морального вреда.
В обоснование
заявленных требований указано на то, что Пашков С.В. является инвалидом ***.
В соответствии с
индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида от 19.02.2024 № ***
Пашков С.В. подлежит обеспечению следующими техническими средствами
реабилитации: ***.
Согласно
представленной ОСФР по Ульяновской области информации по заявлению от
10.04.2024 Пашков С.В. был обеспечен следующими техническими средствами
реабилитации:
- *** не менее 50 мл
в количестве 3 штук на период с 21.11.2024 по 20.02.2025 по акту
приема-передачи от 21.11.2024 № ***;
- *** не менее 60 г
на период с 18.04.2024 по 17.07.2024 по акту приема-передачи от 18.04.2024 № ***
в количестве 3 штук, с 02.08.2024 по 01.11.2024 по акту приема‑передачи
от 02.08.2024 № *** в количестве 3 штук;
- *** – на период с
07.05.2024 по 04.08.2024 по акту приема-передачи от 07.05.2024 № *** в
количестве 90 штук, с 05.11.2024 по 04.03.2025 по акту приема‑передачи от
05.11.2024 *** в количестве 120 штук;
- *** не менее 30
штук на период с 17.06.2024 по 14.09.2024 по акту приема-передачи от 17.06.2024
№ *** в количестве 90 штук (на 3 месяца), с 15.09.2024 по 13.12.2024 по акту
приема-передачи от 07.08.2024 *** в количестве 90 штук;
- ***, не менее 180
мл на период с 18.04.2024 по 17.07.2024 по акту приема-передачи от 18.04.2024 №
*** в количестве 3 штук, с 18.07.2024 по 17.10.2024 по акту приема-передачи от
17.06.2024 № *** в количестве 3 штук, с 18.10.2024 по 17.01.2025 по акту
приема-передачи от 07.08.2024№ *** в количестве 3 штук.
Таким образом,
Пашков С.В. по заявлению от 10.04.2024 не обеспечивался:
- *** на период с
18.04.2024 по 20.11.2024, с 20.02.2025 по настоящее время, не выдано 9 штук;
- *** не менее 60 г
– с 18.07.2024 по 01.08.2024;
- *** – с 18.04.2024
по 06.05.2024, с 05.08.2024 по 04.11.2024, с 04.03.2025 по настоящее время в
количестве более 140 штук;
- *** не менее 30
штук – с 18.04.2024 по 16.06.2024, с 14.12.2024 по настоящее время, в
количестве более 180 штук;
- ****** не менее
180 мл – с 17.01.2025 по настоящее время в количестве 3 штук.
Согласно
представленной ответчиком информации причиной необеспечения Пашкова С.В.
указанными техническими средствами реабилитации явилось отсутствие действующих
контрактов.
Невыполнение
ответчиком возложенных на него обязанностей по обеспечению Пашкова С.В.
вышеуказанными техническими средствами реабилитации свидетельствует о
существенном нарушении прав инвалида и является незаконным.
В связи с чем
прокурор просил взыскать с ОСФР по Ульяновской области в пользу Пашкова С.В.
компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб.
Судом к участию в
деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно
предмета спора, привлечено федеральное казенное учреждение «Главное бюро
медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Министерства труда и
социальной защиты Российской Федерации.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по Ульяновской области просит решение суда отменить, принять по делу
новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование
доводов жалобы указано на то, что обеспечение инвалидов техническими средствами
реабилитации осуществляется территориальными органами Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по месту жительства заявителя на
основании государственных контрактов, заключенных с организациями, отобранными
на конкурсной основе в соответствии с законодательством о контрактной системе.
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по
Ульяновской области с момента поступления заявления Пашкова С.В. не
бездействовало, предпринимало все возможные меры по его обеспечению
необходимыми видами технических средств реабилитации, в связи с чем оснований
для взыскания с ОСФР по Ульяновской области компенсации морального вреда не
имелось. Дополнительно отмечено, что право на обеспечение техническими
средствами реабилитации относится к имущественным правам, а компенсация
морального вреда в отношении имущественных прав действующим законодательством
не предусмотрена.
В соответствии со
статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц,
участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте
рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Согласно части 1
статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в
апелляционной жалобе.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит
оснований для отмены решения.
Как установлено
судом первой инстанции и следует из материалов дела, Пашков С.В., *** года
рождения, является инвалидом ***, инвалидность установлена бессрочно, в
соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида 19.02.2024 № ***
он нуждается в обеспечении техническими средствами реабилитации, в том числе: ***л.д.
17-18, 25-28).
10.04.2024 Пашков
С.В. обратился к ответчику с заявлением об обеспечении техническими средствами
реабилитации в рамках вышеуказанной индивидуальной программы реабилитации
инвалида.
Обеспечение Пашкова
С.В. техническими средствами реабилитации по заявлению от 10.04.2024
произведено ОСФР по Ульяновской области следующим образом:
- *** обеспечен по
направлению от 17.04.2024 № *** на период с 07.05.2024 по 04.08.2024 по акту
приема-передачи от 07.05.2024 № *** в количестве 90 штук. (л.д. 70, 71), по
направлению от 30.10.2024 № *** на период с 05.11.2024 по 04.03.2025 по акту
приема-передачи от 05.11.2024 № *** в количестве 120 штук (л.д. 67). В период с
18.04.2024 по 06.05.2024, с 05.08.2024 по 04.11.2024, с 05.03.2025 обеспечение
не производилось;
- *** не менее 50 мл
– обеспечен по направлению от 07.11.2024 № *** на период с 21.11.2024 по
20.02.2025 по акту приема-передачи от 21.11.2024 № *** в количестве 3 штук
(л.д. 68). В период с 18.04.2024 по 20.11.2024, с 21.02.2025 обеспечение не
производилось;
- *** не менее 60 г
– обеспечен по направлению от 11.04.2024 № *** на период с 18.04.2024 по
17.07.2024 по акту приема-передачи от 18.04.2024 № *** в количестве 3 шт. (л.д.
69), по направлению от 03.07.2024 № *** на период с 02.08.2024 по 01.11.2024 по
акту приема-передачи от 02.08.2024 № *** в количестве 3 штук (л.д. 71 оборот, 72). В период с
18.07.2024 по 01.08.2024 обеспечение не производилось;
- *** не менее 180
мл – обеспечен по направлению от 17.04.2024 № *** на период с 18.04.2024 по
17.07.2024 по акту приема-передачи от 18.04.2024 № *** в количестве 3 штук (
л.д. 76 оборот, 77), по направлению от 27.05.2024 № *** на период с 18.07.2024
по 17.10.2024 по акту приема-передачи от 17.06.2024 № *** в количестве 3 штук
(л.д. 74 оборот, 75), по направлению от 31.07.2024 № *** на период с 18.10.2024
по 17.01.2025 по акту приема-передачи от 07.08.2024 № *** в количестве 3 шт.
(л.д. 72 оборот, 73). В период с 18.01.2025 обеспечение не производилось;
- *** не менее 30
штук – обеспечен по направлению от 16.05.2024 № *** на период с 17.06.2024 по
14.09.2024 по акту приема-передачи от 17.06.2024 № *** в количестве 90 штук
(л.д. 73 оборот, 74), по направлению от 20.07.2024 № *** на период с 15.09.2024
по 13.12.2024 по акту приема-передачи от 07.08.2024 № *** в количестве 90 штук
(л.д. 75 оборот, 76). В период с 18.04.2024 по 16.06.2024, с 14.12.2024
обеспечение не производилось.
Таким образом, Пашков
С.В. в установленные сроки не был обеспечен необходимыми ему техническими
средствами реабилитации в требуемом объеме.
Разрешая заявленные
прокурором требования и принимая решение об их удовлетворении, суд исходил из
того, что в связи с нарушением прав инвалида на своевременное обеспечение
положенными техническими средствами реабилитации, имеются предусмотренные
законом основания для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда.
Судебная коллегия в
полной мере соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они
основаны на верном установлении юридически значимых обстоятельств дела и
правильном применении норм материального и процессуального права.
В соответствии с
частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется
социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери
кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственную политику в области социальной
защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение
инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских,
экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в
соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и
международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от
24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации».
Одной из мер социальной поддержки инвалидов
является реабилитация инвалидов – система и процесс полного или частичного
восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной
и иной деятельности (часть 1
статьи 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О
социальной защите инвалидов Российской Федерации»).
Медицинская реабилитация, как следует из
содержания частей 2
и 3 статьи 9
названного Федерального закона, – одно из направлений реабилитации инвалидов,
предусматривающее в том числе использование инвалидами технических средств
реабилитации.
Согласно статье 10
Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство
гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение
технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем
реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг,
предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный
перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и
услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской
Федерации.
В соответствии со
статьей 11 указанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации
инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа,
осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной
экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий,
включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации
медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на
восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма,
восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных
видов деятельности.
Индивидуальная
программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения
соответствующими органами государственной власти, органами местного
самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых
форм и форм собственности.
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила
обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных
категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов),
протезно-ортопедическими изделиями (далее – Правила), согласно пункту 4 которых
заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом
(ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в
территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания)
инвалида (ветерана) или в исполнительный орган субъекта Российской Федерации по
месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление
переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты
Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской
Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер
социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов
(далее – уполномоченный орган).
В силу пункта 5
Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4
настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления
инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом,
представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и в
письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по
обеспечению техническим средством (изделием).
При отсутствии
действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана)
техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в
пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду
(ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты
заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении
закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено
уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее
30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в
пункте 4 настоящих Правил.
Срок обеспечения
инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в
рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую
выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида,
нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со
дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических
средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением
инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования,
- 60 календарных дней.
Предпринятые меры по
частичному обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации не могут
умалять права истца на своевременное обеспечение техническими средствами
реабилитации, необходимыми ввиду состояния здоровья.
Предусмотренные
законом варианты обеспечения инвалида техническими средствами реабилитации
являются правом инвалида, тогда как на соответствующий государственный орган
законом возложена обязанность по обеспечению инвалида необходимыми техническими
средствами реабилитации.
Ссылка ОСФР по
Ульяновской области в апелляционной жалобе на то, что непредставление технических
средств реабилитации в необходимом объеме произошло по объективным, независящим
от ответчика причинам, подлежат отклонению. Право истца на получение
технических средств реабилитации не может ставиться в зависимость от
обстоятельств, на которые указано в апелляционной жалобе. Иное означало бы
отказ в защите нарушенных прав гражданина, что противоречит положениям
Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству в области
социальной защиты.
Пунктом 2 статьи 2
Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что неотчуждаемые права
и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским
законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.
Пунктом 1 статьи 150
Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что жизнь и здоровье,
достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая
репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная
и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и
жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие
гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным
способом.
Согласно части 1
статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен
моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими
его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину
нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд
может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного
вреда.
По смыслу
приведенных правовых норм, по общему правилу обязательными условиями
наступления ответственности за причинение вреда (как материального, так и
морального вреда) являются противоправность поведения причинителя вреда, вина и
причинно-следственная связь между названными действиями и причиненным вредом.
В соответствии с
пунктом 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер
компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера
причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени
вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения
вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования
разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий
оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен
моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Исходя из предназначения
социального государства, механизм социальной защиты, предусмотренный
законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан
получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и
обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством
достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение
государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами
права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде обеспечения
инвалидов техническими средствами реабилитации, может порождать право таких
граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное
обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными
неимущественными правами.
С учетом указанных
требований закона, суд пришел к верному выводу о том, что бездействие ОСФР по
Ульяновской области, выразившееся в несвоевременном обеспечении инвалида
Пашкова С.В. полагающимися ему техническими средствами реабилитации, существенно
нарушает личные неимущественные права истца, поскольку с учетом его
индивидуальных особенностей, состояния здоровья, причиняет нравственные и
физические страдания относительно непредоставления средств реабилитации,
свидетельствует о социальной незащищенности инвалида и является основанием для
компенсации морального вреда.
Меры социальной
поддержки, предоставляемые в силу закона отдельным категориям граждан,
направлены на создание им достойных условий жизни, поддержание их
жизнедеятельности, сохранение их здоровья и в связи с этим на обеспечение
достоинства их личности.
При таких
обстоятельствах доводы жалобы о том, что требования истца о компенсации
морального вреда вытекают из имущественных отношений, несостоятельны и подлежат
отклонению.
Учитывая приведенные обстоятельства, характер имеющегося у Пашкова С.В.
заболевания, его возраст, нуждаемость в технических средствах реабилитации и
его несвоевременное обеспечение необходимыми техническими средствами
реабилитации, период нарушенного права, степень вины ответчика, не исполнившего
возложенную законом обязанность, что повлекло нарушение прав истца как
инвалида, гарантированных Конституцией Российской Федерации, а также принцип
разумности и справедливости, необходимость соблюдения баланса интересов сторон,
суд пришел к правильному выводу о компенсации истцу морального вреда в размере
20 000 руб.
Определенный судом
первой инстанции размер морального вреда соответствует принципам разумности и
справедливости и снижению не подлежит.
Ссылка в
апелляционной жалобе на отсутствие причинно‑следственной связи между
непредставлением технических средств реабилитации и моральными страданиями
истца, не опровергает выводов суда о том, что в результате виновного
бездействия ответчика истцу причинен моральный вред.
Доводы жалобы об
обратном не могут быть приняты во внимание, так как они не основаны на законе и
фактических обстоятельствах дела.
Ссылка ответчика на иную судебную практику в
обоснование своих доводов является несостоятельной, поскольку обстоятельства по
каждому конкретному делу устанавливаются непосредственно при его рассмотрении,
и решение принимается судом в соответствии с представленными доказательствами с
учетом норм права, регулирующих спорные правоотношения.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы
применены судом правильно.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь
статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
судебная коллегия
определила:
решение Ленинского
районного суда г. Ульяновска от 17 июня 2025 года оставить без изменения,
апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования
Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное
определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный
суд общей юрисдикции (г. Самара) в течение трех месяцев со дня изготовления
мотивированного апелляционного определения по правилам, установленным главой 41
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский
районный суд г. Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение
изготовлено 12 ноября 2025 года.