У Л
Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
73RS0004-01-2025-004053-15 Судья Постаногова А.Ф.
Дело №33а-5015/2025
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
18 ноября 2025 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.,
судей Кинчаровой
О.Е., Трифоновой Т.П.
при секретаре
Лазареве М.М.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города
Ульяновска на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 30 июля
2025 года по делу № 2а-2384/2025,
которым постановлено:
административный иск
прокурора Заволжского района города Ульяновска в интересах Петровой Натальи
Александровны к администрации города Ульяновска о признании незаконным
постановления в части установления срока отселения физических и юридических лиц
из аварийного, подлежащего сносу многоквартирного дома, возложении обязанности
установить разумный срок сноса и отселения физических и юридических лиц из аварийного
многоквартирного дома, удовлетворить частично.
Признать незаконным
пункт 2 постановления администрации города Ульяновска от 14.11.2023 *** «О
признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» в части
установления срока отселения физических и юридических лиц, проживающих в
многоквартирном жилом доме ***
Возложить на
администрацию города Ульяновска обязанность установить срок для отселения
физических лиц из многоквартирного дома *** до 31.12.2027.
В удовлетворении
требований административного иска прокурора Заволжского района города
Ульяновска в интересах Петровой Натальи Александровны к администрации города
Ульяновска о возложении обязанности установить разумный срок сноса аварийного
многоквартирного дома отказать.
Заслушав доклад
председательствующего судьи Пулькиной Н.А., пояснения прокурора Стерлядевой
Е.В., заинтересованных лиц Куницыной Н.А., Барановой Н.В., Ишкинина Ю.М.,
полагавших решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене, судебная
коллегия
установила:
Прокурор Заволжского
района города Ульяновска в интересах Петровой Н.А. обратился в суд с
административным исковым заявлением к администрации города Ульяновска о
признании незаконным постановления в части установления срока отселения
физических и юридических лиц из аварийного, подлежащего сносу многоквартирного
дома, возложении обязанности установить разумный срок сноса и отселения
физических и юридических лиц из аварийного многоквартирного дома.
В обоснование
требований указал на то, что прокуратурой Заволжского района города Ульяновска
проведена проверка законности установления сроков отселения жителей аварийных
домов, подлежащих сносу, по результатам проведения которой установлено
следующее.
05.10.2023
межведомственной комиссией администрации города Ульяновска принято заключение ***
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома *** аварийным и
подлежащим сносу.
Основанием для
принятия межведомственной комиссией вышеуказанного решения послужило заключение
ООО «Группа Компаний Экспертизы и Оценки» от 04.09.2023, согласно выводам
которого, в процессе обследования дома выявлены дефекты и повреждения,
оказывающие значительное влияние на техническое состояние отдельных конструкций
и здания в целом.
Наличие указанных в
заключении дефектов конструкций, находящихся в аварийном состоянии,
свидетельствует о невозможности дальнейшей безопасной (безаварийной)
эксплуатации здания. В соответствии с постановлением администрации города
Ульяновска от 14.11.2023 *** указанный многоквартирный дом признан аварийным и
подлежащим сносу. Правовым актом органа местного самоуправления установлен срок
отселения граждан до 31.12.2033. Указанный срок сноса и отселения жильцов дома
является неразумным и чрезвычайно длительным.
До настоящего
времени в жилом доме, являющимся аварийным, проживают граждане. Дальнейшая эксплуатация
жилого дома *** и проживание в нем граждан создает реальную угрозу для их жизни
и здоровья.
Просил признать
незаконным пункт 2 постановления администрации города Ульяновска от 14.11.2023
№ 1436 «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» в
части установления срока отселения физических и юридических лиц, проживающих в
многоквартирном доме, расположенном по
адресу: ***, обязать администрацию города Ульяновска установить срок сноса
аварийного дома *** и отселения из него жителей до 31.12.2027.
Судом к участию в
деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление
жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города
Ульяновска, Управление архитектуры и градостроительства администрации города
Ульяновска, Управление муниципальной собственностью администрации города
Ульяновска, Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской
области, Министерство ЖКХ и строительства Ульяновской области, Агентство
государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области, ООО
«РОСТЕХИНВЕНТАРИЗАЦИЯ» - Федеральное БТИ.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе администрация города Ульяновска просит решение суда отменить, принять по
делу новое решение.
В обоснование жалобы
указывает на то, что определение срока отселения физических и юридических лиц
относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления.
Конкретные сроки, в
которые производится отселение жителей из аварийного дома, законом не
установлены. Сроки об отселении жильцов из аварийного дома должны отвечать
требованиям разумности. Считает, что в рамках данного дела административным
истцом не представлены доказательства необходимости отселения жителей дома в
более ранние сроки.
Ссылается на то, что
жители спорного многоквартирного дома не лишены права обратиться в Управление
муниципальной собственностью администрации города Ульяновска в случае
необходимости предоставления им для временного проживания жилых помещений
маневренного фонда.
Полагает, что
возложение судом на администрацию обязанности установить конкретный срок
отселения граждан аварийного дома противоречит правовой позиции Верховного суда
Российской Федерации, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики
за II квартал 2009 года
(вопрос №3), пунктам 1, 8, 9 ч.1 ст.14 Жилищного кодекса РФ, Положению,
утвержденному Постановлением Правительства от 28.01.2006 №47.
Считает, что по
данному делу был пропущен срок обращения в суд с административным иском, что
является основанием для отказа в его удовлетворении.
Указывает на то, что после переноса сроков расселения имеется
необходимость произвести мероприятия по переселению проживающих граждан и сносу
зданий, что потребует выделения бюджетных ассигнований из бюджета
муниципального образования «город Ульяновск», поэтому требование по установлению конкретного срока
по сносу и расселению аварийного многоквартирного жилого дома, а именно до
31.12.2027 является неисполнимым.
В судебное заседание
другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте
судебного заседания.
Судебная коллегия с учетом положений статей
150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
В силу части 4 статьи
218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях,
предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может
обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании
незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц,
наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав,
свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения,
действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают
права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают
препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или
на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Прокурор вправе
обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и
законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в
других случаях, предусмотренных федеральными законами (часть 1 статьи 39 КАС
РФ).
По делу установлено,
что заключением межведомственной комиссии от 05.10.2023 *** многоквартирный
жилой дом по *** признан аварийным и подлежим сносу на основании выводов,
изложенных в техническом заключении ООО «Группа Компаний Экспертизы и Оценки».
Постановлением
администрации города Ульяновска от 14.11.2023 *** указанный многоквартирный дом
признан аварийным и подлежащим сносу (п.1), установлен срок отселения
физических и юридических лиц из аварийного и подлежащего сносу указанного
многоквартирного дома - до 31.12.2033 (п.2 постановления, согласно приложению к
постановлению).
Из заключения ООО
«Группа Компаний Экспертизы и Оценки» от 04.09.2023 следует, что в результате
осмотра многоквартирного дома *** выявлены повреждения во всех помещениях дома. Дом находится в аварийном состоянии,
износ составляет более 75%. Дальнейшая
эксплуатация дома невозможна, поскольку сырая проводка может повлечь за собой
возгорание, что приведёт к пожару. Фундамент находится в аварийном состоянии,
что влечёт за собой полное разрушение несущих конструктивных элементов дома.
Требуется срочная замена кровельного покрытия, ремонт стропильной системы
кровли (капитальный ремонт кровли), что не целесообразно.
Согласно акту
обследования дома *** от 23.07.2025, составленному сотрудником Агентства
государственного и строительного надзора Ульяновской области, в доме имеется
частичное выкашивание кирпичной кладки, следы протечки кровельного покрытия,
отслоение штукатурно-окрасочного слоя стен, в квартирах образование плесени и
наличие повышенного уровня влажности. В подъездах имеются многочисленные
трещины, зыбкость пола. Имеется
визуальное ухудшение аварийного состояния.
В соответствии с частью
10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном
Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и
подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом,
принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или
реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его
сносе или реконструкции в разумный срок.
В многоквартирном
доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые
помещения являются непригодными для проживания (часть 4 статьи 15 ЖК РФ).
В соответствии с пунктами
1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции
органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда,
контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и
техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного
фонда непригодными для проживания.
Порядок признания
многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции
регламентируется Положением
о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для
проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или
реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом,
утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №
47.
Согласно пункту 49
указанного Положения, к компетенции органа местного самоуправления отнесено
также принятие решения и издания распоряжения с указанием о дальнейшем
использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае
признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Исходя из смысла
названных норм, решение органа местного самоуправления об установлении срока
сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на
объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью
последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем
сносу доме, других благоустроенных жилых помещений, направлено на обеспечение
условий для осуществления права на жилище.
Вместе с тем, если
при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает
гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его
аварийного состояния, то восстановление жилищных прав не может быть поставлено
в зависимость от наличия плана и срока сноса дома.
Выявленные дефекты и
повреждения, указывающие на аварийное состояние конструкций дома,
свидетельствуют о невозможности дальнейшей безопасной (безаварийной)
эксплуатации жилого многоквартирного дома.
Разрешая спор и
удовлетворяя административный иск прокурора в части признания неразумным срока
отселения из многоквартирного дома жителей, суд первой инстанции пришел к
обоснованному выводу о том, что спорный жилой дом является аварийным и
подлежащим сносу, его техническое состояние представляет угрозу для проживающих
в нем лиц, в связи с чем установленные административным ответчиком сроки
отселения не отвечают признакам разумности, следовательно, оспариваемое
постановление в данной части является незаконным.
Учитывая техническое
состояние жилого дома и его отдельных конструкций, у суда первой инстанции
имелись основания для удовлетворения требований прокурора и установления срока
отселения до 31.12.2027, поскольку установленный срок отселения граждан,
проживающих в указанном многоквартирном доме - до 31.12.2033 не отвечает требованиям
разумности и является чрезмерно длительным, с учетом физического износа здания и
наличия угрозы обрушения дома.
С выводами районного
суда судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на исследованных
доказательствах по делу, которым дана надлежащая правовая оценка.
Довод апелляционной
жалобы о том, что определение срока отселения физических и юридических лиц
является компетенцией органа местного самоуправления, не опровергает
установленные судом обстоятельства, свидетельствующие о ненадлежащем
техническом состоянии конструкций жилого дома, и вывод суда о необходимости
установления администрацией города Ульяновска реальных, более коротких, сроков
отселения жильцов из аварийного дома в целях соблюдения их прав и охраняемых
законом интересов.
Административным
ответчиком доводы административного истца не опровергнуты, доказательств
отсутствия угрозы обрушения жилого дома не представлено.
Доводы апелляционной
жалобы о недостаточности финансирования на правильность выводов суда первой
инстанции не влияют и не могут служить
основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Вопреки доводам
жалобы, срок для обращения в суд, исчисляемый от получения результатов
проверки, не пропущен.
Принятое по делу
решение суда является правильным, судом верно установлены обстоятельства,
имеющие значение для дела, полно и объективно исследованы представленные в дело
доказательства, надлежаще применен материальный закон, регулирующий спорные
правоотношения, процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения
суда, не допущено.
Оснований для
удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь
статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
судебная коллегия
определила:
решение Заволжского
районного суда города Ульяновска от 30 июля 2025 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города
Ульяновска – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 18.11.2025.