Судебный акт
Пенсионный спор
Документ от 28.10.2025, опубликован на сайте 19.11.2025 под номером 122442, 2-я гражданская, о включении в страховой стаж и перерасчете размера пенсии, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0015-01-2025-000225-52

Судья         Дементьева Н.В.                                                                       Дело № 33-4348/2025

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    28 октября 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Санатулловой Ю.Р., Коненковой Л.Г.,

при секретаре Леонченко А.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Джияновой Марины Александровны, Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 27 июня 2025 года, по гражданскому делу № 2-1-116/2025, по которому постановлено:

 

иск Джияновой Марины Александровны удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области от 07.04.2025 № *** в части отказа Джияновой Марине Александровне во включении в страховой страж периода ее работы с 04.01.1999 по 14.07.2003  *** в качестве ***, и включить вышеуказанный период в ее страховой стаж для назначения пенсии по старости.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области произвести перерасчет Джияновой Марине Александровне *** года рождения, страховой пенсии по старости с 01.05.2025.

В удовлетворении иска о признании незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области от 18.02.2025 № *** и включении в страховой стаж периода с 02.09.2005 по 01.06.2011 *** отказать.

 

Заслушав доклад судьи Санатулловой Ю.Р., пояснения представителя Джияновой М.А. – Тимаевой Р.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы Джияновой М.А., судебная коллегия

 

установила:

 

Джиянова М.А. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о признании решений об отказе в перерасчете страховой пенсии по старости незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии с учетом включения в страховой стаж периодов ее работы с 04.01.1999 по 14.07.2003 в *** *** и с 02.09.2005 по 01.06.2011 ***.

В обоснование заявленных требований указала на то, что с 01.12.2017 она является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В 2025 году она дважды обращалась в ОСФР по Ульяновской области по вопросу перерасчета пенсии с учетом периодов ее работы на территории *** с 04.01.1999 по 14.07.2003 в ****** и с 02.09.2005 по 01.06.2011 ***.

Решениям ответчика от 19.02.2025 и 07.04.2025 ей было отказано в перерасчете пенсии и во включении в общий и страховой стаж указанных периодов по причине того, что Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 утратило силу.

Поскольку спорные периоды ее работы подтверждаются трудовой книжкой, а также справками, выданными организациями, в которых осуществлялась трудовая деятельность, а также учитывая, что она обращалась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии 29.12.2017, то есть до денонсации Соглашения от 13.03.1992, полагает, что вышеуказанные периоды работы должны быть включены в ее специальный стаж и должен быть произведен перерасчет размера назначенной ей пенсии.

С учетом изложенного просила суд признать незаконным решение ОСФР по Ульяновской области от 19.02.2025 *** об отказе во включении в ее страховой стаж периода работы с 02.09.2005 по 01.06.2011 *** и решение от 07.04.2025 *** в части отказа во включении ей в страховой страж периода работы с 04.01.1999 по 14.07.2003 в детском саду № 23 ***, включить вышеуказанные периоды в ее страховой стаж для перерасчета  размера пенсии по старости.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Джиянова М.А. не соглашается с решением суда, просит его отменить, удовлетворить ее исковые требования в полном объеме.

В обоснование доводов жалобы указывает на то, что судом первой инстанции были неправильно применены нормы материального права. Полагает необоснованным отказ во включении в ее страховой стаж периода работы в *** с 02.09.2005 по 01.06.2011, поскольку факт уплаты работодателем страховых взносов за данный период подтвержден, сотрудники ОСФР по Ульяновской области при наличии сомнений и при необходимости вправе были направить запросы, подтверждающие начисление и уплату страховых взносов в ***, однако этого сделано не было. Также в жалобе выражает несогласие с определенной судом датой перерасчета размера пенсии, полагает, что перерасчет должен быть произведен с момента подачи заявления о перерасчет пенсии  15.02.2025.

В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области не соглашается с решением суда в части удовлетворения исковых требований Джияновой М.А., просит его отменить в указанной части, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.

В обоснование доводов жалобы указано на то, что решение принято с нарушением норм материального права. Отмечено, что пенсионное обеспечение граждан государств – участников СНГ в соответствии с Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 осуществлялось до 01.01.2023, с указанного времени пенсионное обеспечение граждан, прибывших из *** на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, при соблюдении необходимых условий осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для определения права на пенсию и исчисления ее размера, в том числе перерасчета размера пенсии, учитывается страховой стаж, приобретенный на территории указанного государства за период до 01.01.1991. Период работы Джияновой М.А. *** с 04.01.1999 по 14.07.2003 не может быть включен в ее страховой стаж, сведения о приеме на работе занесены в трудовую книжку на иностранном языке, перевод отсутствовал. Кроме того, согласно заявлению Джияновой М.А. от 29.12.2017 она просила назначить пенсию по имеющимся документам и без перевода документов. Джиянова М.А. дважды обращалась с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии по старости с учетом периодов работы на *** – 15.02.2025 и 04.04.2025, то есть после денонсации Соглашения.

Судебная коллегия в соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие истца и представителя ответчика, извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Джиянова М.А., *** года рождения, прибыла на территорию Российской Федерации ***, где с 01.10.2016 по 30.11.2017 являлась получателем пенсии по старости (т. 1 л.д. 115).

30.10.2017 Джиянова М.А. обратилась в УПФР в Новоспасском районе Ульяновской области (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии, решением пенсионного органа от 17.01.2018 ей в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 01.12.2017 назначена страховая пенсии по старости (т. 1 л.д. 111 оборот-113, 122).

При назначении Джияновой М.А. страховой пенсии по старости согласно ее трудовой книжке от 23.07.1981 *** ответчиком были засчитаны периоды работы: с 01.11.1978 по 10.09.1999 ***; с 04.09.1990 по 01.01.1999 ***  (т. 1 л.д. 90-93).

При этом в страховой стаж Джияновой М.А. ответчиком не был засчитан период ее работы с 04.01.1999 по 14.07.2003 ***, ввиду отсутствия перевода с *** языка на русский сведений о приеме на работу, а также период работы с 02.09.2005 по 01.06.2011 ***, поскольку в указанный период не начислялись и не уплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации.

15.02.2025 Джиянова М.А. обратилась в ОРСФР по Ульяновской области с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ    (т. 1 л.д. 151-152).

Решением ответчика от 19.02.2025 *** истцу было отказано в перерасчете размера страховой пенсии по старости, поскольку пенсионное обеспечение граждан, прибывших из ***, до 01.01.2023 регулировалось Соглашением от 13.03.1992, которое прекратило свое действие с 01.01.2023. Иные соглашения в области пенсионного обеспечения между Российской Федерацией и *** в настоящее время отсутствуют. Также в решении указано на то, что период работы истца с 04.01.1999 по 14.07.2003 при назначении страховой пенсии по старости с 01.12.2017 не был засчитан ввиду отсутствия перевода с *** языка на русский сведений о приеме на работу, период работы с 02.09.2005 по 01.06.2011 *** не засчитан, поскольку в указанный период не начислялись и не уплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации. В связи с чем, период работы Джияновой М.А. с 04.01.1999 по 14.07.2003 в детском саду № 28 «Золотая рыбка» *** исключен из ее индивидуального лицевого счета, выплата пенсии продолжена в прежнем размере   (т. 1 л.д. 12-13, 153 оборот-155).

Получив указанное решение ответчика, осуществив перевод сведений трудовой книжки о работе в период 04.01.1999 по 14.07.2003, Джиянова М.А. вновь 04.04.2025 обратилась в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о перерасчете размера пенсии (т. 1 л.д. 155 оборот-156, 157, 168-169).

Решением ОСФР по Ульяновской области от 07.04.2025 *** истцу вновь было отказано в перерасчете размера страховой пенсии по старости, поскольку пенсионное обеспечение граждан, прибывших из ***, регулировалось Соглашением от 13.03.1992, которое прекратило свое действие с 01.01.2023. Иные соглашения в области пенсионного обеспечения между Российской Федерацией и *** в настоящее время отсутствуют. Для перерасчета размера пенсии с 01.01.2023 учитываются периоды работы и иные периоды, подлежащие включению в страховой стаж, приобретенные на территории бывших союзных республик за период до 01.01.1991, если иные периоды не будут урегулированы новыми международными договорами. До настоящего времени новый двусторонний международный договор о пенсионном обеспечении граждан с *** не подписан.  В связи с чем отмечено, что период работы Джияновой М.А. с 04.01.1999 по 14.07.2003 в детском саду № 28 «Золотая рыбка» *** не подлежит включению в ее страховой стаж (т. 1 л.д. 170-171).

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Джияновой М.А. в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований Джияновой М.А. и признании незаконным решения ОСФР по Ульяновской области от 07.04.2025 *** в части отказа во включении в ее страховой страж периода работы с 04.01.1999 по 14.07.2003 в детском саду № 23 «Золотая рыбка» ***, включении данного периода в ее страховой стаж для назначения пенсии по старости, возложении на ОСФР по Ульяновской области обязанности произвести перерасчет страховой пенсии по старости с 01.05.2025. Также суд отказал в удовлетворении требований истца о признании незаконным решения ОСФР по Ульяновской области от 19.02.2025 *** и включении в страховой стаж периода работы с 02.09.2005 по 01.06.2011 *** *** 

Соглашаясь с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для включения в страховой страж Джияновой М.А. периода ее работы с 04.01.1999 по 31.12.2001, судебная коллегия не может согласиться с выводом о включении в страховой стаж истца периода работы с 01.01.2002 по 14.07.2003.

Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируется Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ).

Частью 1 статьи 11 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (часть 2 статьи 11 Федерального закона  №400-ФЗ).

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом № 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона № 400-ФЗ).

При назначении пенсии периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Узбекистан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01.01.2002 стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, за пределами Российской Федерации после 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13.03.1992. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

Федеральным законом Российской Федерации от 11.06.2022 № 175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» указанное Соглашение от 13.03.1992 денонсировано.

Включение в страховой стаж периодов работы после 01.01.2002 на территории *** при отсутствии страховых взносов, уплаченных на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, в силу действующего в Российской Федерации пенсионного законодательства, имеющего страховую природу, а также международного Соглашения от 13.03.1992, не приведет к увеличению размера пенсии, поскольку в данном случае для определения размера пенсии значение имеет уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации после 01.01.2002. Суммы страховых взносов в пенсионные фонды иных государств учету не подлежат.

Таким образом, решение суда в части включения в страховой стаж истца периода работы с 01.01.2002 по 14.07.2003 *** подлежит отмене как принятое с нарушением норм материального права.

На основании вышеизложенного также подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы Джияновой М.А. о наличии оснований для включения в ее страховой стаж периода работы с 02.09.2005 по 01.06.2011 ***, в том числе с учетом представленной ее представителем в суд апелляционной инстанции справки, поскольку включение данного периода в ее страховой стаж не приведет к увеличению размера пенсии.

Вопреки доводам апелляционной жалобы ОСФР по Ульяновской области, судом первой инстанции при включении в страховой стаж периода работы истца с 04.01.1999 по 31.12.2001 обоснованно учтено, что Федеральный закон Российской Федерации от 11.06.2022 № 175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» вступил в законную силу с 30.06.2022, однако Джиянова М.А. обращалась с заявлением о назначении ей страховой пенсии по старости до указанной даты (в 2017 году), пенсионным органом 17.08.2018 было принято решение о назначении ей страховой пенсии с 01.12.2017.

Ссылка ответчика в апелляционной жалобе на то, что Джияновой М.А. 29.12.2017 было подано заявление о назначении ей пенсии по имеющимся документам, без перевода других документов (т. 1 л.д. 76 оборот) не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о включении периода работы с 04.01.1999 по 31.12.2001 ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 2122-1 (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений и утратившего силу с 01.01.2023 в связи с принятием Федерального закона от 14.07.2022 № 236‑ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации»), Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.

Реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых им через соответствующие органы.

Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.

Следовательно, при обращении в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения или в связи с иными жизненными событиями гражданин имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе о порядке определения размера пенсии и условиях перерасчета, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.

Таким образом, пенсионный орган при обращении гражданина с заявлением о назначении пенсии должен был разъяснить ему права, связанные с его пенсионным обеспечением, в том числе о предоставлении дополнительных документов, влияющих на подсчет стажа и на размер пенсии.

Из пояснений истца Джияновой М.А. в суде первой инстанции следует, что при обращении к ответчику с заявлением о назначении пенсии ей не разъяснялось, что в случае представления дополнительных документов с переводом на русский язык размер ее пенсии увеличится. 

В материалах дела отсутствуют сведения о том, что истцу разъяснялась необходимость подтверждения спорного периода работы дополнительными документами, влияющими в том числе на размер пенсии, и давалась возможность представить такие документы.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции относительно даты перерасчета размера страховой пенсии.

Поскольку в ходе рассмотрения дела установлен факт нарушения пенсионных прав Джияновой М.А. с момента назначения ей пенсии ввиду необоснованного отказа во включении в страховой стаж периода работы с 04.01.1999 по 31.12.2001, который подтвержден записями в трудовой книжке истца, представленным нотариально заверенным переводом, датой начала перерасчета размера страховой пенсии истца необходимо считать дату назначения пенсии – 01.12.2017.  

Вопреки доводам жалобы ОСФР по Ульяновской области, истец Джиянова М.А. не может нести ответственность за то, что ответчиком спорный период ее работы *** безосновательно не был учтен при вынесении решения о назначении пенсии, когда Соглашение от 13.03.1992 еще действовало.

Таким образом, решение суда подлежит отмене в части признания незаконным решения ОСФР по Ульяновской области от 07.04.2025 *** в части отказа Джияновой М.А. во включении в страховой страж периода работы с 01.01.2002 по 14.07.2003, включении данного периода в ее страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости, даты перерасчета размера пенсии с принятием в указанной части нового решения.

В остальной части решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционных жалоб истца и ответчика не подлежит. 

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от   27 июня 2025 года в части признания незаконным решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области от 7 апреля 2025 года *** в части отказа Джияновой Марине Александровне во включении в страховой страж периода работы с 1 января 2002 года по 14 июля 2003 года, включении данного периода в ее страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости, даты перерасчета размера пенсии отменить.

Принять в отмененной части новое решение.

В удовлетворении исковых требований Джияновой Марины Александровны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о признании незаконным решения от 7 апреля 2025 года *** в части отказа во включении в ее страховой страж периода работы с    1 января 2002 года по 14 июля 2003 года, включении данного периода в ее страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости отказать.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области произвести Джияновой Марине Александровне (СНИЛС ***) перерасчет размера страховой пенсии по старости с                                     1 декабря 2017 года.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы Джияновой Марины Александровны, Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без  удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ Новоспасский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12 ноября 2025 года.