Судебный акт
Оспаривание решения МСЭ
Документ от 18.11.2025, опубликован на сайте 08.12.2025 под номером 122493, 2-я гражданская, о при знании незаконными актом медико-социальной экспертизы, установлении инвалидности, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0003-01-2025-002896-47

Судья Бокач Е.Б.                                                                                   Дело № 33-4639/2025

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     18 ноября 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Карабанова А.С., Шлейкина М.И.,

при секретаре Герасимове А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Сергеева Михаила Анатольевича на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 4 августа 2025 года по гражданскому делу № 2-1306/2025, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Сергеева Михаила Анатольевича к федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании решения недействительным, возложении обязанности установить группу инвалидности отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения представителя Сергеева М.А. – адвоката Курганова В.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы,  представителя федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Шараповой З.Ф.,  полагавшей  решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия 

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Сергеев М.А. обратился в суд с иском к федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее – ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России) о признании решения недействительным, возложении обязанности установить группу инвалидности. В обоснование иска указал, что в период с 19.07.1999 по 26.08.2024 он работал *** на производственных площадях землеприготовительного участка чугунолитейного производства. В результате длительного воздействия на организм вредных производственных факторов у него возникли профессиональные заболевания. На основании медицинских заключений государственного учреждения здравоохранения «Ульяновский областной клинический медицинский центр оказания помощи лицам, пострадавшим от радиационного воздействия, и профессиональной патологии имени Героя Российской Федерации Максимчука В.М.» от 03.12.2024 №*** установлено, что имеющиеся у него заболевания: «***» являются профессиональными. 12.02.2025 составлены акты о случае профессионального заболевания по названным диагнозам. Он обратился к ответчику с целью установления инвалидности, однако по результатам проведенной экспертизы в установлении инвалидности ему было отказано. На основании акта медико-социальной экспертизы ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России №*** от 30.04.2025 в период с 10.04.2025 по 01.05.2026 установлена степень утраты профессиональной трудоспособности в размере 10% и 20%. Просил суд признать решение ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России об отказе в установлении инвалидности незаконным и установить инвалидность.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство здравоохранения Ульяновской области, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерство социального развития Ульяновской области, федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и, рассмотрев спор по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Сергеев М.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы указывает, что решение суда является незаконным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. Полагает, что имеются все основания для признания его инвалидом в силу состояния здоровья. Выражает несогласие с проведенной по делу судебной медико-социальной экспертизой. Обращает внимание, что федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России находятся в подчинении одной вышестоящей организации, что может свидетельствовать о прямой (косвенной) заинтересованности экспертного учреждения в исходе дела. Считает, что судебная экспертиза должна проводиться в организации, которая не находится в подчинении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

В возражениях на апелляционную жалобу ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях относительно апелляционной жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании протокола врачебной комиссии ГУЗ «ЦКМСЧ им. В.А. Егорова» № *** от 04.04.2025 Сергеев М.А. направлен на медико-социальную экспертизу (том 1, л.д. 24-48).

Экспертами бюро № 1 – филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России 29.04.2025 проведена медико-социальная экспертиза с личным осмотром Сергеева М.А.

Согласно акту медико-социальной экспертизы от 30.04.2025 № *** основным заболеванием Сергеева М.А. является  - ***.

У Сергеева М.А. имеется нарушение здоровья ***, что является основанием для не установления группы инвалидности (том 2, л.д. 111-127).

Решением экспертного состава № *** ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России от 20.05.2025, оформленным актом медико-социальной экспертизы от 20.05.2025 № ***, экспертное решение первичного бюро № *** филиала от 29.04.2025 в части не установления группы инвалидности признано обоснованным и подтверждено (том 2, л.д. 144-147, том 1, л.д. 16).

Сергеев М.А., полагая отказ в установлении ему инвалидности незаконным, обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности.

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статьей 8 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления, потребности инвалида в различных видах социальной защиты осуществляется исключительно федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.

Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 4 статьи 8 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке (статья 32 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.2022 № 588 утверждены Правила признания лица инвалидом, в соответствии с которыми признание лица инвалидом осуществляется при оказании ему услуги по проведению медико-социальной экспертизы федеральными учреждениями  медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.

Медико-социальная экспертиза проводится исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 2 Правил признания лица инвалидом).

Согласно пункту 5 указанных Правил условиями признания гражданина инвалидом, вызывающими необходимость его социальной защиты, являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мероприятиях по реабилитации и абилитации.

В соответствии с пунктом 6 Правил для признания лица инвалидом наличие одного из указанных в пункте 5 данных Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

В зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет – категория «ребенок-инвалид» (пункт 7). Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп – на 1 год (пункт 8). Группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования устанавливается на основании перечня согласно приложению, а также по основаниям, указанным в пункте 13 данных Правил (пункт 9).

В силу пункта 17 Правил признания лица инвалидом гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы в соответствии с решением врачебной комиссии медицинской организации при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, после проведения всех необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий с письменного согласия гражданина (его законного или уполномоченного представителя) на направление и проведение медико-социальной экспертизы.

Бюро проводит медико-социальную экспертизу гражданина по направлению на медико-социальную экспертизу, поступившему из медицинской организации, а также по заявлению о проведении медико-социальной экспертизы, поданному гражданином (его законным или уполномоченным представителем) в случаях, предусмотренных пунктом 21 Правил (пункт 23 Правил признания лица инвалидом).

На основании пункта 22 Правил признания лица инвалидом медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с заявленными в направлении на медико-социальной экспертизу или в заявлении гражданина целями проведения медико-социальной экспертизы, в том числе для установления группы инвалидности (подпункт «а»).

Согласно пункту 28 Правил признания лица инвалидом медико-социальная экспертиза проводится в бюро без личного присутствия гражданина, с личным присутствием гражданина, в том числе с выездом к гражданину по месту его нахождения или дистанционно с применением информационно-коммуникационных технологий.

Пунктом 44 Правил признания лица инвалидом установлено, что решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы и заносится в акт медико-социальной экспертизы.

Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утверждены приказом Минтруда России от 27.08.2019 № 585н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» (зарегистрировано в Минюсте России 18.11.2019 № 56528).

Вопреки доводам апелляционной жалобы, разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание заключение судебной медико-социальной экспертизы, проведенной на основании определения суда ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области» (том 2, л.д. 103-107).

Согласно заключению судебной медико-социальной экспертизы основания для установления Сергееву М.А. на момент проведения медико-социальных экспертиз в ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» 30.04.2025 какой-либо группы инвалидности с учетом имеющихся у него заболеваний не имелось. Не имеется оснований для установления истцу инвалидности и на момент проведения судебной медико-социальной экспертизы.

Оснований не доверять заключению проведенной по делу судебной экспертизы не имеется.

Экспертиза проведена экспертами, имеющими соответствующее образование, квалификацию и стаж работы, они были предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Доводы жалобы о несогласии с заключением судебной экспертизы со ссылкой лишь на то обстоятельство, что при возникновении спора экспертизу следовало провести в организации, которая не находится в той же ведомственной подчиненности, что и бюро судебно-медицинской экспертизы в субъектах Российской Федерации, судебной коллегией отклоняются.

В соответствии с положениями статей 1, 7, 8 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы. Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации.

Иных доводов и обстоятельств, в силу которых истец не согласен с заключением судебной медико-социальной экспертизы, апелляционная жалоба не содержит.

Выводы экспертов согласуются с материалами дела и медицинской документацией истца.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска                                       от 4 августа 2025 года оставить без изменения, апелляционную жалобу                             Сергеева Михаила Анатольевича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев    со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Железнодорожный районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21.11.2025.