Судебный акт
Кадастровая стоимость
Документ от 24.11.2025, опубликован на сайте 01.12.2025 под номером 122523, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО

       Дело № 3а-114/2025

73OS0000-01-2025-000162-91

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

24 ноября 2025 года                                                                                       г.Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе

судьи Трифоновой Т.П.,

при секретаре Мытаревой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «Агава»  к областному государственному бюджетному учреждению «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки» о признании незаконным решения об отказе в установлении кадастровой стоимости здания в размере его рыночной стоимости, установлении кадастровой стоимости здания в размере его рыночной стоимости,

 

установил :

 

ООО «Агава» обратилось в суд с административным иском о признании незаконным решения областного государственного бюджетного учреждения «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки» *** об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым ***, расположенного по адресу: ***, в размере его рыночной стоимости, установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости 57 122 000 руб., определенной отчетом об оценке №*** от 04 декабря 2024 года, составленным ООО «Независимая оценочная компания «Аудит Сервис» (оценщик Ибатуллина А.Г.).

Требования мотивировало тем, что является собственником указанного земельного участка.

Кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на            01 января 2022 года в размере 142 906 835 руб. 74 коп.  Вместе с  тем согласно отчету об оценке № *** от 04 декабря 2024 года, составленному ООО «Независимая оценочная компания «Аудит Сервис» (оценщик Ибатуллина А.Г.), рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 03 декабря 2024 года составила 57 122 000 руб. 

По вопросу установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости на основании вышеуказанного отчета об оценке общество обращалось  в ОГБУ «БТИГКО», однако решением учреждения *** в удовлетворении его заявления было отказано со ссылкой на несоответствие представленного отчета требованиям законодательства в области оценочной деятельности.

С данным решением общество не согласно.

После проведения по делу судебной экспертизы административный истец уточнил административные исковые требования в части размера рыночной стоимости земельного участка. Просил установить кадастровую стоимость земельного участка, равной его рыночной стоимости по состоянию на 03 декабря 2024 года, в размере 68 387 339 руб. 

В судебное заседание участники процесса не явились, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Суд определили рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Представитель ОГБУ «БТИГКО» в письменном отзыве на иск просил отказать в его удовлетворении. Указал на то, что основанием для отказа в удовлетворении заявления Общества об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости на основании отчета об оценке №*** от 04 декабря 2024 года явилось несоответствие указанного отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности.

При рассмотрении данного дела административный истец должен обосновать несоответствие принятого учреждением решения требованиям законодательства. Вместе с тем административное исковое заявление не содержит обоснования незаконности принятого учреждением решения.

Учреждение возражает против удовлетворения требования административного  истца об установлении рыночной стоимости земельного участка, поскольку в случае устранения замечаний, послуживших основанием для принятия решения об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, административный истец может воспользоваться своим правом на установление рыночной стоимости земельного участка в соответствии со ст. 22.1 Закона о государственной кадастровой оценки. Отказ в установлении кадастровой стоимости в размере рыночной не лишает истца возможности повлиять на величину налоговой базы путем нового обращения в Учреждение.

В дополнительных пояснениях представитель ОГБУ «БТИГКО» указал, что в отношении расчета рыночной стоимости земельного участка арифметических ошибок в заключении судебной экспертизы не выявлено, иных замечаний не имеется (л.д. 181).  

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному  лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия  к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами.

Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иная плата, предусмотренная данным Кодексом. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка  также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной  деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость  этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке.

Судом установлено, что ООО «Агава» является собственником земельного участка с кадастровым номером ***, площадью ***,  местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: ***, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – строительство малоэтажных домов, малоэтажные жилые дома.

Кадастровая стоимость земельного участка определена  актом ОГБУ «БТИГКО № *** по состоянию на           01 января 2022 года в размере 142 906 835 руб. 74 коп. Дата начала применения указанной кадастровой стоимости – 01 января 2023 года (л.д. 10, 77, 185 т.1).

Поскольку,  исходя из вышеуказанной кадастровой стоимости земельного участка,  подлежит расчету  земельный налог, соответственно, разрешение заявленных требований и установление кадастровой стоимости земельного  участка  в размере его рыночной  стоимости затрагивает права административного истца.

Порядок установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости регламентирован статьей 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее Закон о государственной кадастровой оценке, Закон № 237-ФЗ).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 21 декабря          2020 года  № 775-П   установлена    дата   перехода    к   применению   на территории Ульяновской области положений статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля  2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости – 01 января   2021 года.

Согласно части 1 статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц.

Заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета.

Заявление об установлении рыночной стоимости подается в бюджетное учреждение или многофункциональный центр заявителем лично, регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая портал государственных и муниципальных услуг (часть 3 статьи 22.1).

К заявлению об установлении рыночной стоимости должны быть приложены отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, составленный на электронном носителе в форме электронного документа, и доверенность, удостоверенная в соответствии с законодательством Российской Федерации, если заявление подается представителем заявителя.

Отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, должен содержать выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, рыночная стоимость которого устанавливается в указанном отчете (части 5 и 6 статьи 22.1).

Заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана с приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.

Согласно части 11 статьи 22.1 Закон о государственной кадастровой оценке бюджетное учреждение вправе принять следующие решения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости:

1) об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее - решение об установлении рыночной стоимости), указанной в отчете об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости;

2) об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости (далее - решение об отказе в установлении рыночной стоимости).

В случае принятия решения об отказе в установлении рыночной стоимости в таком решении должны быть приведены все выявленные в ходе рассмотрения заявления об установлении рыночной стоимости причины, предусмотренные пунктом 2 части 11 настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения (часть 12 статьи 22.1).

Как указано в части 15 статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке приведенного закона, решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

В целях определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества на территории Ульяновской области на основании Постановления Правительства Ульяновской области от 14 декабря 2018 года № 624-пр создано областное государственное бюджетное учреждение «Центр государственной кадастровой оценки» (ныне после переименования – ОГБУ «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки»).

Материалами дела подтверждено, что 21 апреля 2025 года ООО «Агава» обратилось в ОГБУ «БТИГКО» с заявлением об  установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** в размере его рыночной стоимости. К заявлению были приложены  предусмотренные Законом о государственной кадастровой оценке  документы,  в том  числе  отчет №*** от 04 декабря  2024 года об оценке рыночной стоимости земельного участка, выполненный ООО «Независимая оценочная компания «Аудит Сервис» (оценщик Ибатуллина А.Г.). 

Решением ОГБУ «БТИГКО» № *** по результатам рассмотрения указанного заявления  ООО «Агава» было отказано в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере   его  рыночной  стоимости по состоянию на 03 декабря 2024 года.

Основанием для принятия данного решения явилось несоответствие оформления и содержания отчета об оценке требованиям Федерального закона от      03 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», статьи 11 Федерального закона от 29 июня 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете  об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральным стандартам оценки,  а именно:

1. Отчет об оценке № *** дата составления 04 декабря 2024 года, приложен  к заявлению об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости рег. №*** от 21 апреля 2025 года. Отчет об оценке объекта оценки представляет собой документ, содержащий профессиональное суждение оценщика относительно итоговой стоимости объекта оценки, сформулированное на основе собранной информации, проведенного анализа и расчетов в соответствии с заданием на оценку, в котором должны быть указаны: дата составления и порядковый номер отчета. Ранее, к заявлению об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости  рег. № *** от 29 января 2025 года был приложен отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков с номером *** с датой составления   04 декабря 2024 года.

Нарушены требования ст. 11 Федерального закона от 29 июня 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п.1 ФСО VI.

2. На страницах 25-27 отчета об оценке оценщиком проведен анализ фактических данных о ценах сделок и (или) предложений с объектами недвижимости, при этом:

- Предложение №1/Аналог №1 -  *** - данное предложение не идентифицировано оценщиком, что не позволяет установить его качественные и количественные характеристики. К продаже представлен земельный участок с кадастровым номером ***. Согласно данным НСПД общая площадь данного земельного участка - 1540 кв.м, с расположенным на земельном участке объектом капитального строительства, что не описано и не рассмотрено оценщиком. Оценщиком для расчета принята площадь 850 кв.м.

- Предложение №2 - *** - данное предложение не идентифицировано оценщиком, что не позволяет установить его качественные и количественные характеристики.

- Предложение №3 - *** - данное предложение не идентифицировано оценщиком, что не позволяет установить его качественные и количественные характеристики.

- Предложение №4 - *** - данное предложение не идентифицировано оценщиком, что не позволяет установить его качественные и количественные характеристики. К продаже представлен земельный участок с кадастровым номером ***. Согласно данным НСПД общая площадь данного земельного участка - 800 кв.м, что не описано и не рассмотрено оценщиком. Оценщиком для расчета принята площадь 900 кв.м.

- Предложение №5/Аналог №2 - *** - данное предложение не идентифицировано оценщиком, что не позволяет установить его качественные и количественные характеристики.

- Предложение №6/Аналог №3 – адрес объекта: *** - данное Предложение не идентифицировано Оценщиком, что не позволяет установить его качественные и количественные характеристики. К продаже представлен земельный участок с кадастровым номером ***, согласно сведениям НСПД вид разрешенного использования - для строительства лечебно-восстановительного центра профилактория «***»,  что не описано и не рассмотрено оценщиком.

- Предложение №7/Аналог №4 - адрес объекта: *** - данное предложение не идентифицировано оценщиком, что не позволяет установить его качественные и количественные характеристики. К продаже представлен земельный участок с кадастровым номером ***. Согласно данным НСПД общая площадь данного земельного участка - 5262 кв.м, вид разрешенного использования - коммунальное обслуживание, что не описано и не рассмотрено оценщиком. Оценщиком для расчета принята площадь 5200 кв.м. Согласно тексту объявления предложения №7 на участке имеется здание 82 кв.м, при расчете стоимости объекта оценки оценщиком необоснованно не введена корректировка на наличие строений.

- Предложение №8 - *** -  данное предложение не идентифицировано оценщиком, что не позволяет установить его качественные и количественные характеристики. К продаже представлен земельный участок с кадастровым номером ***. Согласно данным НСПД общая площадь данного земельного участка - 1506 кв.м, что не описано и не рассмотрено оценщиком. Оценщиком для расчета принята площадь 1500 кв.м.

Объект оценки - адрес объекта: *** кадастровый номер ***, вид разрешенного использования - строительство малоэтажных жилых домов, малоэтажные жилые дома.

Выбранные предложения/аналоги несопоставимы и не единообразны с объектом оценки по функциональному назначению (виду разрешенного использования) без применения соответствующей корректировки на функциональное назначение (вид разрешенного использования).

Нарушены требования  ст. 11 Федерального закона от 29 июня 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п.2 ФСО VI.

3. Согласно п. 8 ФСО VI подтверждение полученной из внешних источников информации должно быть выполнено следующим образом: в виде ссылок на источники информации, позволяющих идентифицировать источник информации и определить дату ее появления (публикации) или подготовки. В частности, в отчет об оценке включаются прямые ссылки на страницы сайтов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых размещена информация, а также реквизиты используемых документов и материалов (например, источник, название издания, название статьи, сведения об авторе и дата или период опубликования); в виде материалов и копий документов, информационных источников, которые с высокой вероятностью недоступны или могут быть в будущем недоступны, в частности, по причине изменения этой информации или адреса страницы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», отсутствия информации в открытом доступе (например, информация, предоставленная заказчиком оценки) либо доступ к которым происходит на платной основе; такое раскрытие информации делается с учетом ограничений, связанных с конфиденциальностью информации. В отчете об оценке отсутствуют скриншоты объявлений о продаже предложений, не принятых оценщиком в качестве аналогов.

Нарушено требование п. 8 ФСО VI.

4. При проведении оценки должны быть описаны объем доступных оценщику рыночных данных об объектах - аналогах и правила их отбора для проведения расчетов. Использование в расчетах лишь части доступных оценщику объектов-аналогов должно быть обоснованно в отчете об оценке. В отчете отсутствует обоснование отказа от предложений №2,3,4,8,9.

Нарушены требования п.22 «в» ФСО №7.

5. Оценщиком при расчете корректировки на назначение земельного участка на стр. 46 отчета об оценке допущена арифметическая ошибка.

Нарушены требования  ст. 11 Федерального закона от 29 июня 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

6. При расчете стоимости объекта оценки на 47 странице оценщиком введена корректировка на площадь, при этом согласно приведенной таблице №68 корректировка для аналога №1 отсутствует. Выделенные в матрицах серым цветом значения корректировок следует использовать в крайних случаях и с особой осторожностью, следовательно, аналог №1 и №2 являются несопоставимыми по площади. Использование данных аналогов не обосновано в отчете об оценке.

Нарушены требования  ст. 11 Федерального закона от 29 июня 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

7. Оценщиком на стр. 43-44 приведено описание корректировки на функциональное назначение согласно данных справочника Статриелт по состоянию на 01 января 2024 года. Согласно заданию на оценку дата оценки -        03 декабря 2024 года. По состоянию на дату оценки в данном справочнике имеется более актуальная информация.

Нарушены требования п.12 ФСО III.        

Оценивая правомерность указанного решения, суд приходит к следующему.

Порядок, сроки принятия решения соответствуют положениям статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке, по этим основаниям административным истцом решение не оспариваются.

Поскольку оспариваемое административным истцом решение ОГБУ «БТИГКО» принято по результатам проверки отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка, содержание и форма отчета также подлежат проверке и при рассмотрении настоящего дела.

Исследуя отчет об оценке земельного участка, отклоненный ОГБУ «БТИГКО», суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности (статьи 12 и 13 Закона об оценочной деятельности).

Судом, в целях оценки правомерности выводов, изложенных в решении ОГБУ «БТИГКО»,  и проверки отчета об оценке на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности и определения рыночной стоимости земельного участка на дату оценки, была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено федеральному бюджетному учреждению Ульяновская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации.

Поскольку административным истцом были заявлены требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости на основании отчета № *** об оценке рыночной стоимости земельного участка от 04 декабря 2024 года, выполненного  оценщиком ООО «Независимая оценочная компания «Аудит Сервис» Ибатуллиной А.Г., судом перед судебным экспертом поставлен вопрос о соответствии отчета об оценке требованиям законодательства в области оценочной деятельности в целом, а не только отдельным нормам, приведенным в оспариваемом решении ОГБУ «БТИГКО».

Из заключения эксперта № ***, выполненного экспертом ФБУ УЛСЭ  ***, усматривается, что на основании проведенных исследования и анализа отчета № *** от 04 декабря      2024 года экспертом выявлены:

1) нарушения (несоответствия), исправление которых не повлияет на итоговую величину стоимости объекта оценки:

- в отчете нет указания на отсутствие методических рекомендаций, одобренных советом по оценочной деятельности Минэкономразвития России - нарушение требований пп.9 п. 7 ФСО VI;

- не рассмотрен рынок земельных участков под комплексное освоение в целях жилищного строительства или больших по площади земельных участков, предназначенных под многоквартирное жилищное строительство с учетом дальнейшего межевания -  нарушение требований п. 10 ФСО № 7.

2) Нарушения (несоответствия), допущенные оценщиком, исправление которых приведет к изменению итоговой величины стоимости объекта оценки:

-  описание объекта оценки произведено не полностью: не указан рельеф земельного участка, нет анализа расположения участка в хонах с особыми условиями использования территории – нарушение п. 10 ст. 7 ФСО VI;

- не ясна логика использования в расчетах лишь части доступных данных – нет описания критериев сопоставимости аналогов и объекта оценки – нарушение п.22 «в» ФСО № 7:

- аналоги не относятся к одному сегменту рынка с объектов оценки. Аналоги 1 и 2 – типичные земельные участки под индивидуальное жилищное строительство, принадлежат к рынку земельных участков под ИЖС (под строительство индивидуального жилого дома) и имеют иные ценообразующие фактору дополнительное к объекту оценки.

Аналог 1 имеет иную площадь, отличную от указанной в объявлении.

Аналог 2 располагается в зоне индивидуальной жилой застройки.

Аналог 3 имеет ВРИ «Для строительства лечебно-восстановительного центра профилактория «***».

Аналог 4 имеет на участке здание 82 кв.м согласно тексту объявления и предлагается для создания базы отдыха, производства или иного ведения бизнеса. Не находится в зоне жилой застройки.

Данные факты свидетельствуют о нарушении ст. 11 Федерального закона №135-ФЗ, п. 22 «б» ФСО № 7.

3) В части выявленных ОГЮУ «БТИГКО» причин, послуживших основанием дл принятия решения об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, эксперт считает: по п. 1 решения – не входит в компетенцию эксперта; по п. 2 решения – нарушение выявлено частично - только для предложений, являющихся аналогами. Требования к идентификации предложений для анализа рынка законодательство не содержит; по пунктам 3, 4,5 6 – нарушения выявлены.

Несоблюдение оценщиком вышеуказанных требований законодательства при составлении отчета об оценке № *** от 04 декабря 2024 года является существенным нарушением, способным повлиять на рыночную стоимость земельного участка.

Поскольку отчет оценщика не соответствует требованиям действующего законодательства в области оценочной деятельности, судебный эксперт в заключении экспертизы определил рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 03 декабря 2024 года в размере     68 387 339 руб.

Произведенный судебным экспертом расчет рыночной стоимости земельного участка ОГБУ «БТИГКО» не оспаривает (л.д. 181 т.1).  

В соответствии со статьей 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

В соответствии со статьей 59 КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Указанное доказательство подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона № 73-ФЗ от 31 мая         2001 года «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных. Только при соответствии заключения эксперта предъявляемым законом требованиям, оно может быть принято в качестве надлежащего доказательства и положено в основу решения суда.

Оценивая заключение судебной экспертизы по правилам статей 84 и 168 КАС РФ, суд приходит к выводу, что оно является допустимым доказательством, соответствует  действующему законодательству об экспертной и оценочной деятельности, выводы эксперта в заключении обоснованы со ссылками на методическую литературу и Федеральные стандарты оценки «Структура федеральных стандартов оценки и основные понятия, используемые в федеральных стандартах оценки (ФСО I)»,  «Виды стоимости (ФСО II)», «Процесс оценки (ФСО III)», «Задание на оценку (ФСО IV)», «Подходы и методы оценки (ФСО V)», «Отчет об оценке (ФСО VI)»,  утвержденные приказом  Минэкономразвития  России от     14 апреля 2022 года №200, Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года № 61.

Проверка отчетов об оценке выполнена экспертом, отвечающим требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

Заключение эксперта № *** выполнено экспертом ФБУ УЛСЭ  ***, обладающей правом на проведение подобного рода исследований, в пределах имеющейся у неё соответствующей специальности; эксперт       ***  предупреждена судом об уголовной ответственности, она обладает достаточной степенью квалификации, оснований для признания подготовленного ею  заключения недопустимым доказательством не имеется.

Доказательств, ставящих под сомнение правильность заключения судебной экспертизы, суду представлено не было.

Поскольку из заключения судебной экспертизы № *** следует, что отчет об оценке № *** от 04 декабря 2024 года, составленный ООО «Независимая оценочная компания «Аудит Сервис», не соответствует требованиям законодательства в области оценочной деятельности, оснований для удовлетворения требований  административного  истца  о  признании  незаконным   решения ОГБУ «БТИГКО» № *** об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***  в размере его рыночной стоимости на основании вышеуказанного отчета об оценке не имеется.

Разрешая требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, суд считает необходимым принять во внимание расчет эксперта ***,  приведенный в заключении эксперта №***, и с учетом этого установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на         03 декабря 2024 года, в размере в размере 68 387 339 руб.

Пунктом 6 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» предусмотрено, что для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, в зависимости от оснований их определения применяются следующим образом: с 01 января года, в котором в бюджетное учреждение подано заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, на основании которого принято решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, но не ранее даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет и не ранее даты начала применения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

Учитывая, что заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** в размере его рыночной стоимости, по котором ОГБУ «БТИГКО»  было принято оспариваемое в настоящем деле решение, было подано ООО «Агава» в Учреждение 21 апреля   2025 года,  установленная судом кадастровая стоимость земельного участка подлежит применению с 01 января 2025 года.

Доводы представителя ОГБУ «БТИГКО», суть которых сводится к утверждению  о том, что кадастровая стоимость не  может быть установлена в размере рыночной стоимости, определенной  судебной экспертизой, проведенной  в рамках административного дела об оспаривании решений ОГБУ «БТИГКО» об отказе в установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, являются несостоятельными, поскольку они не основаны на положениях части 15 статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке, предусматривающих право заявить в суд одновременно с требованием об оспаривании решения бюджетного учреждения требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, которое направлено на окончательное разрешение в судебном порядке возникшего между сторонами спора об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.                                                         

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

решил:

 

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Агава» к областному государственному бюджетному учреждению «Бюро технической инвентаризации и государственной кадастровой оценки» о признания незаконным решения  № ***  об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** в размере его рыночной стоимости на основании отчета об оценке № *** от 04 декабря 2024 года, составленного оценщиком ООО «Независимая оценочная компания «Аудит Сервис» Ибатуллиной Алесей Геннадьевной,  отказать.

Установить  кадастровую  стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 35 813 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: ***, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – строительство малоэтажных домов, малоэтажные жилые дома, равной его рыночной стоимости по состоянию на 03 декабря 2024 года,  в размере              68 387 339 руб.

Дата начала применения кадастровой стоимости – 01 января 2025 года.

Вступившее в законную силу решение является основанием для внесения  органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                            Трифонова Т.П.

 

Решение изготовлено 27 ноября 2025 года.