Судебный акт
Отмена решения с направлением дела на новое рассмотрение
Документ от 25.11.2025, опубликован на сайте 01.12.2025 под номером 122590, 2-я гражданская, о возложении обязанности принять меры по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, решение (осн. требов.) отменено полностью с направлением дела на новое рассмотрение
Связанные судебные акты:

О ликвидации несанкционированной свалки

Документ от 18.02.2025, опубликован на сайте 11.03.2025 под номером 117493, 2-я гражданская, о возложении обязанности принять меры по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0011-02-2024-000360-84

Судья Баюшев Н.В.                                                                           Дело № 33а-4923/2025

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                            25 ноября 2025 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Лифановой З.А., Кинчаровой О.Е.

при секретаре Лазареве М.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу               Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области на решение Майнского районного суда Ульяновской области от 31 октября 2024 года по делу              № 2а-2-266/2024, которым постановлено:

административный иск прокурора Вешкаймского района в защиту прав неопределённого круга лиц к муниципальному учреждению администрация муниципального образования «Вешкаймский район» Ульяновской области, обществу с ограниченной ответственностью «Горкомхоз», Правительству Ульяновской области, Министерству финансов Ульяновской области, Министерству природных ресурсов и экологии Ульяновской области, Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области, Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о возложении обязанности принять меры по ликвидации несанкционированной свалки удовлетворить частично.

Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области *** в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу организовать ликвидацию несанкционированной свалки твёрдых бытовых отходов, расположенной на расстоянии 1,1 км севернее посёлка Залесный Вешкаймского района Ульяновской области в направлении р.п.Вешкайма Вешкаймского района Ульяновской области (географические координаты *** 

В удовлетворении административных исковых требований прокурора Вешкаймского района в защиту прав неопределённого круга лиц к муниципальному учреждению администрация муниципального образования «Вешкаймский район» Ульяновской области, обществу с ограниченной ответственностью «Горкомхоз», Правительству Ульяновской области, Министерству финансов Ульяновской области, Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области, Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о возложении обязанности принять меры по ликвидации несанкционированной свалки  отказать.         

Заслушав доклад председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,  прокурора Пушистова В.В., полагавшего решение подлежащим отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, судебная коллегия

 

установила:

 

Прокурор Вешкаймского района Ульяновской области обратился в суд в защиту прав неопределённого круга лиц к муниципальному учреждению администрация муниципального образования «Вешкаймский район» Ульяновской области (далее – администрация Вешкаймского района), обществу с ограниченной ответственностью «Горкомхоз» с административным иском о возложении обязанности принять меры по ликвидации несанкционированной свалки.

В обоснование требований указал на то, что проведённой прокуратурой проверкой установлено наличие на территории Вешкаймского района Ульяновской области на расстоянии 1,1 км от п. Залесный в направлении в сторону р.п. Вешкайма  (географические координаты ***) несанкционированной свалки различного рода отходов.

Земельный участок, на котором расположена свалка, находится в кадастровом квартале с кадастровым номером ***, в который входит один земельный участок с кадастровым номером ***, находившийся в собственности     СПК «Дружный», прекратившего свою деятельность 17.08.2009. Земельный участок, на котором расположена свалка, относится к категории земель, государственная и муниципальная собственность на которые не разграничена. Ранее (12.04.2024) в адрес администрации Вешкаймского района прокурором района по факту наличия несанкционированной свалки вносилось представление об устранении нарушений закона, которое осталось без удовлетворения. Наличие несанкционированной свалки влечёт создание неблагоприятной окружающей среды, что нарушает права и законные интересы неопределённого круга лиц – жителей Вешкаймского района Ульяновской области.

Ссылаясь на положения Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Земельного и Гражданского кодексов Российской Федерации, Постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156 «Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 №641», просил обязать муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Вешкаймский район», общество с ограниченной ответственностью «Горкомхоз»               в течение одного года со дня вступления в силу решения суда принять меры по ликвидации вышеуказанной несанкционированной свалки.         

Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Правительство Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской области, Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области, Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, в качестве заинтересованных лиц – МО «Вешкаймское городское поселение» Вешкаймского района Ульяновской области, МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области, Соковой В.В., Чернавин А.Е.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование жалобы указывает на то, что в силу действующего законодательства Министерство не уполномочено ликвидировать несанкционированную свалку. Ссылается на то, что судом установлен собственник земельного участка с кадастровым номером *** - СПК «Дружный», на котором расположена несанкционированная свалка, что делает вывод суда о том, что земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, государственная собственность на который не разграничена, необоснованным и бездоказательным. Полагает, что организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых промышленных отходов, также как обязанность по ликвидации коммунальных отходов должны быть отнесены к собственникам земельного участка либо к органам местного самоуправления. Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области не является собственником либо пользователем спорного земельного участка, что является основанием для его освобождения по ликвидации несанкционированной свалки.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 18.02.2025 решение Майнского районного суда Ульяновской области от 31.10.2024 отменено, по делу принято новое решение, которым административный иск прокурора Вешкаймского района в защиту прав неопределённого круга лиц к муниципальному учреждению администрация муниципального образования «Вешкаймский район» Ульяновской области, обществу с ограниченной ответственностью «Горкомхоз», Правительству Ульяновской области, Министерству финансов Ульяновской области, Министерству природных ресурсов и экологии Ульяновской области, Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области, Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о возложении обязанности принять меры по ликвидации несанкционированной свалки удовлетворен частично.

На муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Вешкаймский район» Ульяновской области возложена обязанность в течение                    12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную на расстоянии 1,1 км севернее посёлка Залесный Вешкаймского района Ульяновской области в направлении р.п. Вешкайма Вешкаймского района Ульяновской области (географические координаты *** 

В удовлетворении административных исковых требований прокурора Вешкаймского района в защиту прав неопределённого круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Ульяновской области, обществу с ограниченной ответственностью «Горкомхоз», Правительству Ульяновской области, Министерству финансов Ульяновской области, Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области, Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о возложении обязанности принять меры по ликвидации несанкционированной свалки  отказано.         

Кассационным определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 23.09.2025 апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 18.02.2025 отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в Ульяновский областной суд.

В судебное заседание другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания и с учетом положений статей 150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия, определила, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Основания для отмены решения суда в апелляционном порядке предусмотрены статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Такие основания установлены судебной коллегией при апелляционном рассмотрении дела.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяет Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее также - Федеральный закон «Об охране окружающей среды»), закрепляющий право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью (преамбула, пункт 1 статьи 11).

Названный закон предусматривает, что управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с данным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (статья 10), а также закрепляет требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления (статья 51).

Основным законодательным актом, регулирующим отношения в области организации местного самоуправления, является Федеральный закон от 06.10.2003     № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который к вопросам местного значения муниципального района относит участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО (пункт 14 части 1 статьи 15).

В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее также - Федеральный закон «Об отходах производства и потребления») определено, что твердые коммунальные отходы - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд, а также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Несанкционированными свалками отходов признаются территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов (пункт 4.13 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст).

В примечании к пункту 7.8 названного акта указано, что собственниками отходов являются органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся, если не установлено лицо, производящее отходы.

В Земельном кодексе Российской Федерации, регулирующем вопросы прав и обязанностей собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов, указано, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (статья 42).

Так, разрешая административный спор и принимая решение о частичном удовлетворении административного искового заявления прокурора в приведенной в судебном акте формулировке, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, размещенной на земельном участке, в отношении которого государственная собственность не разграничена, подлежит возложению на Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области.

Между тем, судом не учтено следующее.

Конституционный Суд Российской Федерации в пунктах 3.2, 5 и 8 Постановления № 27-П от 30.05.2023 указал, что система обращения с отходами в Российской Федерации построена на взаимодействии и участии в ней всех трех уровней публичной власти. Имеющееся правовое регулирование четко не определяет принадлежность и объем полномочий органов публичной власти по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, обнаруженных, в частности, на земельных участках, которые расположены в границах муниципальных образований, но при этом не находятся в их собственности. На органы местного самоуправления муниципальных образований прямо не возложена обязанность по ликвидации такого рода мест, обнаруженных на расположенных в границах этих муниципальных образований земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.

В названном постановлении Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что органы местного самоуправления не могут и не должны нести всю полноту ответственности за ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, собственник которых (разместившее их лицо) не установлен, если такие места обнаружены на расположенных в границах соответствующих муниципальных образований земельных участках, находящихся в государственной собственности, и при этом не установлено, что возникновение или продолжение функционирования конкретного места размещения отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования. Наделение органов местного самоуправления полномочиями в отношении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и тем самым возложение на них обязанности действовать от имени «государственного» собственника не могут рассматриваться как достаточное основание для возложения на эти органы всей полноты ответственности за ликвидацию обнаруженных на таких землях и земельных участках мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В силу правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированных в постановлениях от 13.10.2015 № 26-П и от 26.04.2016 № 13-П, возложение такой ответственности на органы местного самоуправления возможно только при наличии прямого указания в федеральном законодательстве на полномочия этих органов по ликвидации мест размещения отходов на таких землях и земельных участках, сопровождаемого одновременным закреплением форм участия Российской Федерации или ее субъектов в финансовом обеспечении осуществления этих полномочий, либо при наличии закона субъекта Российской Федерации о наделении органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями с передачей им финансовых ресурсов.

Кроме того, в постановлении № 27-П Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что впредь до внесения соответствующих изменений в правовое регулирование допускается принятие судебных решений, возлагающих на органы местного самоуправления муниципальных образований обязанность по ликвидации за счет средств местного бюджета мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в случае, когда орган местного самоуправления не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно или не заключил соответствующий договор с региональным оператором, если такие места находятся в границах муниципального образования на землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. В таком судебном решении должно быть указано в том числе на минимально допустимый, исходя из обстоятельств конкретного дела, объем софинансирования из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, если необходимым является справедливое гарантированное софинансирование. При этом органы местного самоуправления, полностью исполнившие за счет бюджетов муниципальных образований после вынесения указанного постановления соответствующие судебные решения, имеют право на возмещение части расходов, фактически понесенных ими на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации (в равных долях), если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена. Такое возмещение возможно, если не установлено, что возникновение или продолжение функционирования места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования.

Таким образом, суду надлежит определить необходимое финансирование из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, к участию в деле необходимо привлечение органов, отвечающих за распределение необходимого финансирования из соответствующего бюджета.

В соответствии с пунктом 6 статьи 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) исполнение судебных актов (за исключением судебных актов, вынесенных в целях компенсации вреда, причиненного лицам), требующих выделения бюджетных ассигнований в текущем финансовом году, осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных законом (решением) о бюджете по статьям расходов, соответствующим целям, определенным судебным актом.

Под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается, в частности, орган государственной власти (государственный орган), указанный в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным кодексом (абзац сорок третий статьи 6 БК РФ).

Согласно ведомственной структуре расходов федерального бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, приведенной в приложении № 12 к Федеральному закону от 15.12.2022 № 466-ФЗ «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов», главным распорядителем бюджетных ассигнований, выделенных на ликвидацию несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде в рамках федерального проекта «Чистая страна» национального проекта «Экология», а также на финансовое обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды», является Минприроды России.

Паспортом федерального проекта «Чистая страна» установлен срок окончания его реализации – 31.12.2024. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.11.2010 № 1950-р «Об утверждении перечня государственных программ Российской Федерации» срок реализации государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» установлен с 2012 по 2030 год. Ответственным исполнителем указанной государственной программы Российской Федерации также является Минприроды России.

Учитывая, что спорная свалка выявлена прокурором в апреле 2024 года, а в августе названного года он обратился с иском в суд, у судов имелись правовые основания для применения вышеуказанных норм федерального законодательства в целях правильного разрешения вопроса финансового обеспечения осуществления мероприятий по ликвидации свалки, расположенной на землях, государственная собственность на которые не разграничена.

Вместе с тем, Минприроды России, как главный распорядитель бюджетных ассигнований, выделенных на финансовое обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды», к участию в деле судом не привлечено.

В соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ  суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле, является безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, на что прямо указано в пункте 4 части 1 статьи 310 КАС РФ.

На основании изложенного, в соответствии с пунктом 3 статьи 309 КАС РФ решение суда подлежит отмене, а административное дело - направлению на новое рассмотрение в тот же суд.

При новом рассмотрении суду первой инстанции следует учесть изложенное, правильно определить обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения данного административного дела, в случае необходимости истребовать дополнительные доказательства, правильно определить круг лиц, участвующих в деле, их процессуальный статус, надлежащим образом и заблаговременно известить лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела, принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права, с учетом установленных обстоятельств по делу.

Суду первой инстанции при новом рассмотрении дела необходимо проверить и установить наличие либо отсутствие умышленных неправомерных действий органа местного самоуправления муниципального образования, которые повлекли возникновение или продолжение функционирования места размещения отходов, что является юридически значимым обстоятельством по делу, а также выяснить характер и объемы отходов, установить собственника отходов.

Кроме того, следует разрешить вопрос о требуемом финансовом обеспечении (смете расходов) для осуществления мероприятий по ликвидации свалки.

Также необходимо дать оценку реализации Государственной программы Ульяновской области «Охрана окружающей среды и восстановление природных ресурсов в Ульяновской области», утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 30.11.2023 № 32/639-П, поскольку установление факта предоставления субсидий Вешкаймскому району Ульяновской области является юридически значимым обстоятельством для правильного разрешения вопроса финансового обеспечения мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок и влияет на исход рассматриваемого дела.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Майнского районного суда Ульяновской области от                                        31 октября 2024 года отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                  

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27.11.2025.