Судебный акт
Пенсионный спор
Документ от 11.11.2025, опубликован на сайте 04.12.2025 под номером 122686, 2-я гражданская, об установлении юридического факта наличия специального стажа работы необходимого для назначения досрочной пенсии по старости, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0015-02-2025-000190-10               Судья Дементьева Н.В.                                                                      Дело № 33-4547/2025

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     11 ноября 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Санатулловой Ю.Р.,

судей Федоровой Л.Г., Кабанова В.А.,

при секретаре Синчуговой А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Гуренкова Владимира Игоревича на решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 21 июля 2025 года по гражданскому делу № 2-2-118/2025, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Гуренкова Владимира Игоревича к отделению Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области и Главному управлению МЧС России по Ульяновской области о признании наличия специального стажа, необходимого для назначения досрочной пенсии по старости с 01.01.2005 по 31.12.2007 в должности *** с 01.01.2002 по 21.12.2002 в должности ***, с 01.09.2018 по 02.09.2018 в должности ***, в качестве *** с 13.04.2000 по 23.04.2025, отказать.

 

Заслушав доклад судьи Санатулловой Ю.Р., пояснения Гуренкова В.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Главного управления МЧС России по Ульяновской области Хаяровой Т.Х., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

установила:

 

Гуренков В.И. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области), Главному управлению МЧС России по Ульяновской области о включении периодов работы в специальный стаж.

В обоснование заявленных требований указал на то, что решением ОСФР по Ульяновской области от 04.04.2025 № *** ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. При этом в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по вышеуказанному основанию ему не включены периоды работы с 01.01.2002 по 31.12.2002 в качестве ***, поскольку страхователем не представлены сведения о стаже; с 01.09.2018 по 02.09.2018 в качестве ***, в связи с отсутствием сведений о начислении заработной платы и уплате страховых взносов; с 01.01.2005 по 31.12.2007 в качестве ***, поскольку указанная организация относится к органам государственной власти субъекта Российской Федерации, а право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено только работникам Государственной противопожарной службы, входящей в организационную структуру МЧС России (до 01.01.2002 МВД России), другие работники противопожарных служб, не входящие в структуру МЧС России (в том числе относящихся к субъекту Российской Федерации), правом на досрочную пенсию не пользуются.

Вместе с тем, считает, что ***, *** входили в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ГУ МЧС России по Ульяновской области осуществляло оперативное управление силами и средствами всех вышеуказанных служб при организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера. Статус спасателя и профессиональные требования к муниципальным и региональным спасателям и спасателям МЧС одни и те же.

Полагает, что имеет необходимые условия для назначения ему досрочной пенсии на основании пункта 16 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», поскольку проработал не менее 15 лет в качестве *** в  аварийно-спасательных службах и непосредственно участвовал в ликвидации чрезвычайных ситуаций.

С учетом уточненных исковых требований просил суд признать наличие специального стажа, необходимого для назначении пенсии по старости за периоды работы с 01.01.2005 по 31.12.2007 в качестве *** ***, с 01.01.2002 по 31.12.2002 в качестве ***, с 01.09.2018 по 02.09.2018 в качестве ***, признать наличие специального стажа в качестве *** для назначения досрочной пенсии по старости в аварийно-спасательных службах с 13.04.2000 по день подачи заявления в суд 23.04.2025.           

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОГКУ «Служба гражданской защиты и пожарной безопасности Ульяновской области».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Гуренков В.И. не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новое решение об удовлетворении его исковых требований.

В обоснование доводов жалобы указывает на то, что ***, где он проходил службу, была передана с 01.01.2005 в Службу по обеспечению задач гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности *** без движимого и недвижимого имущества и с численностью личного состава в 31 человек, в период с 01.01.2005 по 31.12.2007 она находилась в ведении *** и не входила в структуру МЧС России. Из этого следует, что финансирование указанной Службы в период с 01.01.2005 по 31.12.2007 производилось за счет средств федерального бюджета. За период его работы неоднократно изменялась ведомственная подчиненность пожарных частей и наименование органов управления этими подразделениями, но до настоящего времени условия и характер его профессиональной деятельности, а также направление деятельности пожарной части не изменились.

Полагает, что наличие удостоверения *** подтверждает его работу в аварийно-спасательных службах и непосредственное участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций. Допрошенные в судебном заседании свидетели подтвердили, что он занимался тушением пожаров, спасением людей, проведением аварийно-спасательных операций в зонах ЧС, эвакуацией пострадавших, оказанием первой помощи в экстремальных условиях, устранением последствий ЧС, работой с аварийно-спасательной техникой и ее обслуживанием. Считает, что имеет право на назначение досрочной страховой пенсии на основании пункта 16 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» и на включение периодов его работы в льготный стаж.

Выражает несогласие с выводом суда о том, что отсутствуют основания для включения периодов работы с 01.01.2005 по 31.12.2007 в должности *** и с 01.01.2002 по 21.12.2002 из-за отсутствия сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а также с 01.09.2018 по 02.09.2018 из-за неоплаты, поскольку после вынесения решения ответчик предоставил ему частично сведения о начислениях заработной платы в спорные периоды, но в пенсионный фонд эти сведения так и не предоставил.

В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, заблаговременно извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Выслушав явившихся участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 21.03.2025 Гуренков В.И., 25.03.1974 года рождения, обратился в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В системе обязательного пенсионного страхования зарегистрирован 22.10.1999.

Решением ОСФР по Ульяновской области от 05.04.2025 *** истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.

По сведениям пенсионного органа на дату обращения 21.03.2025 у истца имеется требуемая величина индивидуального пенсионного коэффициента, продолжительность стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», составила 20 лет 08 месяцев 22 дня, при требуемой продолжительности не менее 25 лет (т. 1 л.д. 76 оборот-78).

При этом в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», ответчиком не засчитаны периоды работы истца: с 01.01.2005 по 31.12.2007 – в качестве ***, поскольку страхователем сведения о стаже работы представлены общими условиями без указания кода особых условий труда, то есть работодатель не подтверждает льготный характер работы, а также организация относится к органам государственной власти субъекта Российской Федерации, а право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по заявленному основанию установлено только работникам Государственной противопожарной службы, входящей в организационную структуру МЧС России (до 01.01.2002 МВД России), другие работники противопожарных служб, не входящих в структуру МЧС России (в том числе относящихся к субъекту РФ), право на досрочную пенсию не имеют; с 01.01.2002 по 31.12.2002 – в качестве ***, поскольку страхователем сведения индивидуального (персонифицированного) учета после регистрации истца в качестве застрахованного лица не представлены; с 01.09.2018 по 02.09.2018 – в качестве ***, поскольку, в указанный период истцу не начислялась заработная плата, не уплачивались страховые взносы.

Не согласившись с данным отказом, Гуренков В.И. обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил характер спорных правоотношений, закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Оснований не соглашаться с данным выводом судебная коллегия не усматривает.

Согласно пункту 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве *** в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики,  нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.

В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В силу частей 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В соответствии с подпунктом «и» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, применяются - перечень должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда в соответствии с пунктом «л» статьи 12 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», и перечень должностей и специальностей работников, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с работой спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях в соответствии со статьей 78.2 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 № 702 «Об утверждении перечней должностей и специальностей работников профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет».

Подпунктом «л» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 определено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб), применяется Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 № 437.

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» были внесены изменения, вступившие в законную силу с 01.01.2005, в соответствии с которыми Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868 Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

МЧС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему территориальные органы, федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы, спасательные воинские формирования МЧС России, Государственную инспекцию по маломерным судам МЧС России, аварийно-спасательные формирования, военизированные горноспасательные части, образовательные, научные, судебно-экспертные, медицинские, санаторно-курортные и иные организации, находящиеся в ведении МЧС России, а также через представителей МЧС России в составе дипломатических представительств Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях (пункт 3 вышеназванного Положения).

Из пункта 1 положения о Федеральной противопожарной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2005 № 385, федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Согласно статье 5 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в Государственную противопожарную службу входят федеральная противопожарная служба, структурно входящая в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, и противопожарная служба субъектов Российской Федерации, соответственно, не входящая в структуру МЧС Росси, и создаваемая органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

*** от 15.10.2004  № *** в целях распределения и осуществления полномочий между МЧС России и исполнительными органами государственной власти *** по вопросам организации тушения пожаров, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям *** в пределах действующей штатной численности реорганизовано в Службу по обеспечению выполнения задач гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Ульяновской области (т. 2 л.д. 35).

Служба создана при *** и не является структурным подразделением МЧС России.

19.11.2004 ОГКУ «Службы гражданской защиты и пожарной безопасности Ульяновской области» зарегистрировано в качестве юридического лица (т. 2 л.д. 40-54).

Согласно передаточному акту от января 2005 года (вх. № *** от 25.01.2005) полномочия Главного управления МЧС России по Ульяновской области в решении вопросов организации тушения пожаров, предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий и ликвидации их последствий и реализации задач гражданской обороны на территории *** с 01.01.2005 переданы Службе по обеспечению выполнения задач гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Ульяновской области. В связи с передачей полномочий и в целях обеспечения вышеуказанной деятельности Главное управление МЧС России по Ульяновской области передало, а Служба по обеспечению выполнения задач гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Ульяновской области приняла личный состав в количестве 1423 человека, в том числе Государственная противопожарная служба – 1206 человек (т. 2 л.д. 33).

В результате указанных структурных изменений ***, где проходил службу истец, с движимым и недвижимым имуществом и с численностью личного состава в 31 человек ГУ МЧС Ульяновской области было передано с 01.01.2005 Службе по обеспечению задач гражданской обороны, предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Ульяновской области и в период с 01.01.2005 по 31.12.2007 находилась в ведении *** и в структуру МЧС России не входила (т. 2 л.д. 33 оборот-34).

Таким образом, в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» правом на досрочную страховую пенсию по старости обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти – МЧС России, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, то есть только сотрудники федеральной противопожарной службы.

Как следует из приведенных норм права, досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что досрочная страховая пенсия по старости работникам Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации не может быть назначена в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», сотрудники противопожарной службы субъектов Российской Федерации правом на назначение досрочной страховой пенсии по старости по указанному основанию не обладают.

Кроме того, в соответствии со ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях», Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015, Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 31.03.2011 № 258н, периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»  учитываются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица следует, что спорный период работы истца с 01.01.2005 по 31.12.2007 был представлен работодателем с обычными условиями труда, сведения индивидуального (персонифицированного) учета за период с 01.01.2002 по 31.12.2002 в выписке отсутствуют, а с 01.09.2018 по 02.09.2018 стоит отметка неоплата, то есть за указанные дни заработная плата истцу не выплачивалась, следовательно не уплачивались страховые взносы (т. 1 л.д. 104 оборот-112). 

Достоверные и допустимые доказательства, опровергающие вышеуказанные сведения персонифицированного учета в материалах дела отсутствуют.

Представленные истцом в суд апелляционной инстанции незаверенные копии карточки-справки за 2002 г., расчетных листков за период с января 2002 г. по август 2002 г. выводов суда первой инстанции не опровергают и основанием для отмены решения суда не являются.  

Судом установлено, что Гуренков В.И. обращался в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении страховой пенсии на основании пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», как работник, проработавший не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб), а не как ***, проработавший не менее 15 лет в качестве *** в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти. В связи с чем, решение ОСФР об отказе было основано на вышеуказанных нормах.

Доводы Гуренкова В.И. о том, что он имеет на право на назначение ему досрочной страховой пенсии на основании пункта 16 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» и включении его периодов работы в льготный стаж как лицу, проработавшему не менее 15 лет в качестве спасателя в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, обоснованно были отклонены судом первой инстанции.

Судебной коллегией отмечается, что основными критериями предоставления права на досрочную пенсию на основании пункта 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» является постоянная работа не менее 15 лет в соответствующих формированиях МЧС России в должностях, предусмотренных Перечнем и участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций. Лицами, имеющими право на досрочное пенсионное обеспечение, являются спасатели и начальники профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований, которые входят в организационную структуру МЧС России и предназначенные для проведения аварийно-спасательных работ в условиях чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации.

Наличие удостоверения *** не свидетельствует о том, что истец работал в должности спасателя, дающего право на назначение пенсии по пункту 16 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Согласно трудовой книжке в 2000 году он был принят на работу в качестве *** и всю свою трудовую деятельность осуществлял в противопожарной службе, а не в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, что также подтверждено показаниями допрошенных в суде первой инстанции свидетелей  ***, работавших вместе с истцом в спорные периоды.

Из пункта 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» следует, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

Суд, являясь правоприменительным органом, не уполномочен устанавливать тождественность (идентичность) различных наименований работ, профессий и должностей. Вопрос же о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, мог быть решен судом только в случае неправильного наименования работодателем должности истца.

При таких обстоятельствах, поскольку нарушение пенсионных прав Гуренкова В.И. не установлено, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции не имелось.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были предметом исследования суда или опровергали бы выводы обжалуемого решения, а по существу сводятся к иному толкованию действующего законодательства, иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и обоснованность решения не влияют.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, верно применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.

Выраженное несогласие с выводами суда в части оценки доказательств и установленных обстоятельств не влечет отмены правильного по существу решения.

Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены либо изменения решения суда не установлено.           

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 21 июля 2025 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гуренкова Владимира Игоревича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Новоспасский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25 ноября 2025 года.