У Л
Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
73RS0024-02-2025-000524-83
Судья Шапарева И.А.
Дело № 33а-4769/2025
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
02 декабря 2025 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.,
судей Лифановой
З.А., Бахаревой Н.А.,
при секретаре
Лазареве М.М.
рассмотрела
в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя Волковой Натальи Николаевны – Королева Юриса Вагизовича на
решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 22 августа 2025 года
по делу № 2а-2-364/2025, которым постановлено:
в удовлетворении требований Волковой Натальи Николаевны к Главе
муниципального учреждения «Администрация Муниципального образования «Город Новоульяновск»
Ульяновской области Ильюшкину Сергею Алексеевичу и муниципальному учреждению «Администрация
Муниципального образования «Город
Новоульяновск» Ульяновской области о признании действий (бездействия) незаконными, отказать.
Заслушав доклад
судьи Лифановой З.А., судебная коллегия
установила:
Волкова Н.Н.
обратилась в суд с административным иском к Главе МУ администрация МО
«город Новоульяновск» Ульяновской области Ильюшкину С.А., МУ администрация МО «город
Новоульяновск» о признании незаконным бездействия.
В обоснование заявленных требований указала
на то, что должностное лицо единой системы публичной власти отказало в
поддержке инициативы Главы государства о проведении в 2025 году в РФ Года
защитника Отечества.
Оспариваемое решение, действие (бездействие)
административных ответчиков нарушает право административного истца
беспрепятственно осуществлять добровольческую деятельность индивидуально. Волкова
Н.Н. испытывает нравственные страдания, относящиеся к душевному неблагополучию,
нарушению душевного равновесия.
Просила признать незаконным бездействие
административных ответчиков.
К участию в деле в
качестве заинтересованного лица привлечено Благотворительное региональное
молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической
грамотности».
Рассмотрев заявленные требования по существу,
суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе представитель Волковой Н.Н.- адвокат Королёв Ю.В. просит решение суда
отменить, принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы
указывает на то, что Волкова Н.Н., не обладающая государственными и иными
публичными полномочиями, возражения должностных лиц органов местной власти не
получала и была лишена возможности отстаивать свои права надлежащим образом.
Отмечает, что
обращение административного истца было составлено в строгом соответствии с п.2
Общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной
власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений,
иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и
добровольческими (волонтерскими) организациями. Считает, что решение суда
принято с нарушением норм процессуального права. Судом бы применен закон, не
подлежащий применению. Доказательства законности бездействия административных
ответчиков в решении суда отсутствуют.
В судебное заседание
лица, участвующие в деле, не явились, извещены
надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и с учетом положений статей 150,
306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная
коллегия, определила, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218
КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями
об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, если
полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы,
созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных
интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений
ст.227 КАС РФ условием удовлетворения требований об оспаривании действия
должностного лица является установление их несоответствия соответствующим
нормативным правовым актам, нарушение в результате их совершения прав, свобод и
законных интересов административного истца, что также является правовым
основанием для возложения на ответственных лиц соответствующей обязанности по
устранению нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя.
Таким образом, для
удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие
действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями
(бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Разрешая заявленные
требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона
от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской
Федерации», Федерального закона
от 11.08.1995 №135-ФЗ «О
благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», Правил подачи
обращений и сообщений в Портал обратной связи, оценив представленные сторонами
по делу доказательства в их совокупности по правилам ст.84
КАС РФ, пришел к выводу о том, что на обращение административного истца в
установленный законом срок был дан ответ, ее прав, свобод и законных интересов
не нарушено, в связи с чем в удовлетворении административного иска отказал.
С выводами районного
суда судебная коллегия соглашается.
Из материалов дела
следует, что Волкова Н.Н. является организатором добровольческой деятельности
Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки
финансовой и юридической грамотности».
02.07.2025 в адрес
администрации МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области поступило обращение Волковой Н.Н. №*** через Платформу
федеральной информационной системы обратной связи
(ПОС) (л.д. 122).
10.07.2025 через систему ПОС администрация МО образования
«Город Новоульяновск» отправлен ответ
на данное обращение за
№***
Ответ подписан
электронной цифровой подписью Главы администрации - административного ответчика Ильюшкина С.А. в системе
ПОС (л.д. 121).
Из данного ответа
следует, что заявителю отказано в принятии предложения о взаимодействии в связи
с тем, что на территории МО «Город
Новоульяновск» Ульяновской области отсутствуют зарегистрированные волонтерские общественные объединения. Все волонтеры
проходят регистрацию и
обучение на сайте *** При
необходимости
администраторами
мероприятий на данном
сайте формируется заявка
на необходимое количество волонтеров. Взаимодействие с
волонтерами и их
организациями происходит на
данном сайте.
Суд первой инстанции, установив, что
административный ответчик рассмотрел предложение организатора добровольческой
деятельности Благотворительного регионального молодежного общественного
движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» Волковой Н.Н. и не нашел
оснований для такового сотрудничества (взаимодействия), дал в установленный
законом срок мотивированный ответ на обращение, пришел к правильному выводу об
отказе в удовлетворении заявленных требований.
Как верно указано
судом, несогласие административного истца с ответом административных ответчиков,
данными в пределах предоставленных полномочий, в соответствии с требованиями
действующего законодательства, не свидетельствует о его незаконности.
Вопреки доводам
апелляционной жалобы, выводы суда не противоречат установленным по делу
обстоятельствам, предусмотренная ст.227 КАС РФ необходимая для удовлетворения
иска совокупность условий отсутствует.
Основы правового
регулирования благотворительной деятельности, возможные формы ее поддержки
органами государственной власти и органами местного самоуправления определены
Федеральным законом
от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве
(волонтерстве)», согласно п.1 ст.3
которого законодательство о благотворительной деятельности состоит из
соответствующих положений Конституции
Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего
Федерального закона,
иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.
В силу пп.1,
2 ч.1 ст.17.2
Федерального закона от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и
добровольчестве (волонтерстве)» организаторы добровольческой (волонтерской)
деятельности, добровольческие (волонтерские) организации имеют право получать
поддержку органов государственной власти и органов местного самоуправления в
соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществлять
взаимодействие с органами государственной власти и органами местного
самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями и иными
организациями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.9
Федерального закона №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской
Федерации» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного
самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит
обязательному рассмотрению.
Согласно п. 4 ч.1 ст.
10 Федерального закона №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений
граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного
самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и
своевременное рассмотрение обращения, дает письменный ответ по существу
поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст.11
настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.3
Общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных
учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской)
деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями, утвержденных
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2018 №1425, орган
государственной власти, орган местного самоуправления, учреждение и (или)
организация по результатам рассмотрения предложения добровольческой организации
о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности
в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня его поступления, принимают одно
из следующих решений: о принятии предложения либо об отказе в принятии
предложения с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого
решения.
Таким образом,
положения вышеприведенных правовых норм предусматривают право органов местного
самоуправления принимать предложения от организаторов добровольческой деятельности,
добровольческой организации о взаимодействии в организации добровольческой
деятельности или отказывать в принятии данного предложения с указанием причин,
послуживших основанием для принятия такого решения.
Поскольку при
рассмотрении дела установлено, что административный ответчик, изучив
предложение организатора добровольческой деятельности Волковой Н.Н. о взаимодействии, принял
решение об отказе в принятии данного предложения, ей дан ответ, информирующий
заявителя об отклонении ее обращения с приведением мотивов такого решения, то выводы
суда об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения незаконным
следует признать правомерными.
Довод апелляционной
жалобы о том, что поданное административным истцом посредством портала Госуслуг
предложение должно было быть рассмотрено в соответствии с Постановлением
Правительства Российской Федерации от 28.11.2018 №1425, правильности выводов
суда не опровергает.
Оспариваемый отказ
принят в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня его поступления, а
императивную обязанность принять исключительно положительное решение в
отношении обращения административного истца действующее законодательство не
содержит.
В силу п.62
Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 №36 «О
некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности
оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти,
органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных
отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц,
государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в
пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной
законом или иным нормативным правовым актом.
Доводы заявителя об
обратном основаны на неверном толковании норм права.
Изложенное в апелляционной жалобе несогласие
представителя административного истца с выводами суда в связи с иной оценкой обстоятельств
дела и иным толкованием норм права, примененных судом, правильность выводов
суда не опровергает, о нарушении норм материального права не свидетельствуют, и
не может служить основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
На основании
изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ульяновского
районного суда Ульяновской области от 22 августа 2025 года оставить без изменения,
апелляционную жалобу представителя Волковой Натальи Николаевны –
Королева Юриса Вагизовича – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 02.12.2025