У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
73RS0003-01-2025-004424-22
Судья Михайлова
О.Н.
Дело № 33а-5003/2025
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ульяновск 02
декабря 2025 года
Судья Ульяновского
областного суда Лифанова З.А., рассмотрев частную жалобу Рустамова Фархада
Фархаджановича на определение судьи Железнодорожного районного суда города Ульяновска
от 11 сентября 2025 года об оставлении административного иска без движения по
материалу № М-1657/2025,
установила:
Рустамов Ф.Ф. обратился в суд с
административным иском к Генеральной прокуратуре Российской Федерации,
начальнику Главного управления по надзору за исполнением Федерального
законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации Данилову Д.Ю.,
первому заместителю Генерального прокурора Российской Федерации Разинкину А.В.
о признании незаконными действий и бездействий и понуждении к определенным
действиям.
Определением судьи Железнодорожного
районного суда города Ульяновска от 11.09.2025 административный иск оставлен
без движения.
Административному истцу предложено в срок до
26.09.2025 исправить указанные судом недостатки, а именно: указать дату и место
его рождения, а также оплатить государственную пошлину в размере 3000 руб.
В частной жалобе Рустамов Ф.Ф. не соглашается с определением судьи, просит
его отменить, вынести в адрес судьи частное определение, возместить ему расходы
по госпошлине при подаче частной жалобы.
В обосновании своих доводов указывает на то,
что основания для оставления административного иска без движения являются
формальными и надуманными. Оставляя административный иск без движения, судья
районного суда сослалась на отсутствие в административном иске даты рождения
Рустамова Ф.Ф., однако названное обстоятельство не свидетельствует о наличии
препятствий для возбуждения административного дела. Кроме того, квитанция об
уплате государственной пошлины была приложена к административному иску, а вывод
судьи о том, что истцом заявлены два требования и необходимо доплатить еще 3000
руб., является необоснованным и незаконным.
В соответствии с ч.2, 2.1 ст.315 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) частная
жалоба рассматривается судьей суда апелляционной инстанции единолично без
проведения судебного заседания и без извещения заявителя.
Изучив материал и
доводы частной жалобы, полагаю, что имеются основания для отмены определения суда
первой инстанции.
Так, ч.1 ст.130 КАС РФ
предусмотрено, что, если иное не предусмотрено поименованным кодексом,
судья, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением
требований ст.125
и 126
этого кодекса, предъявляемых к форме и содержанию административного искового
заявления и (или) приложенных к нему документов, выносит определение об
оставлении административного искового заявления без движения, в котором
указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения
лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших
основанием для оставления административного искового заявления без движения.
Копия определения об оставлении административного искового заявления без
движения направляется лицу, подавшему административное исковое заявление, не
позднее следующего рабочего дня после дня вынесения такого определения.
Оставляя без
движения административное исковое заявление Рустамова Ф.Ф., судья суда первой
инстанции исходил из того, что им фактически заявлено два самостоятельных
требования, за каждое из которых должна быть уплачена государственная пошлина:
признание незаконными действий
(бездействий) должностных лиц, связанных с рассмотрением его обращения (жалобы)
от 07.05.2025 и признание незаконными
действий (бездействий) должностных лиц, связанных с рассмотрением
обращения (жалобы) от 26.06.2025. Кроме того, в иске не указаны дата и место
рождения административного истца.
С такими выводами
судьи районного суда не могу согласиться по следующим основаниям.
Конституция
Российской Федерации, исходя из того, что права и свободы человека и гражданина
определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной
и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18),
- гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод, в том числе
посредством обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов
государственной власти, органов местного самоуправления, общественных
объединений и должностных лиц (ст.46).
Размер и порядок
уплаты государственной пошлины по административным делам, а также случаи и
порядок предоставления льгот по уплате государственной пошлины устанавливаются
законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (ч.2 ст.103,
ч.1 ст.104
КАС РФ).
Размеры
государственной пошлины, уплачиваемой по делам, рассматриваемым Верховным Судом
Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным
законодательством Российской Федерации и законодательством об административном
судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, установлены в ст. 333.19
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Как следует из пп.7 п.1 ст.333.19
НК РФ при подаче административного искового заявления о признании
ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий
(бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных
органов, должностных лиц незаконными для организаций государственная пошлина
уплачивается в размере 3000 руб.
В силу пп. 6 ч. 1
ст.333.20 НК РФ в случае выделения судьей одного искового требования
(административного искового требования) или нескольких из соединенных исковых
требований (административных исковых требований) в отдельное производство
государственная пошлина, уплаченная при предъявлении иска (административного
иска), не пересчитывается и не возвращается. По делам, выделенным в отдельное
производство, государственная пошлина повторно не уплачивается.
Вместе с тем, из административного иска
Рустамова Ф.Ф. усматривается, что он обратился в суд за защитой, по его мнению,
нарушенного Генеральной прокуратурой Российской Федерации и ее должностными
лицами, предъявив взаимосвязанные между собой требования об оспаривании решений
(ответов), которые касаются одного предмета спора – обращений Рустамова Ф.Ф. в
Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
Таким образом, несмотря на предъявление
нескольких требований, они имеют неимущественный характер и один предмет,
следовательно, при подаче административного иска подлежит уплате
государственная пошлина в размере 3000 руб., а вывод судьи о том, что
размер государственной пошлины при подаче настоящего административного иска
составляет 6000 руб. - ошибочен.
Настоящая правовая позиция изложена в
Кассационных определениях Верховного Суда Российской Федерации от 01.08.2022
№48-ИКАД22-3-А2 и от 30.09.2021 N 49-КАД21-5-К6.
При этом ссылка судьи
на Письмо Минфина России от 04.05.2016 №03-05-06-03/25825
является некорректной, поскольку данный документ источником права не является.
Остальные
приведенные в обжалуемом определении недостатки, а именно: неуказание даты и места
рождения административного
истца, носят формальный характер и не препятствуют его принятию к производству.
Верховный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что оставлению без движения подлежат лишь те
административные исковые заявления, которые содержат недостатки, объективно
препятствующие принятию его к производству суда и последующему рассмотрению.
Поскольку
поименованные в обжалуемом определении недостатки административного искового
заявления объективно не препятствовали принятию его к производству суда и
последующему рассмотрению, то оснований для оставления заявления без движения
не имелось.
Учитывая, что при
рассмотрении вопроса об оставлении административного искового заявления без
движения судьей суда первой инстанции допущены ошибки в применении и толковании
норм процессуального права, обжалуемый судебный акт подлежит отмене, а
административный исковой материал - направлению в суд первой инстанции для
рассмотрения вопроса о принятии административного искового заявления Рустамова
Ф.Ф. к производству суда.
Вопрос о возмещении Рустамову
Ф.Ф расходов по оплате госпошлины, уплаченной им за подачу настоящей частной
жалобы, подлежит разрешению при вынесении решения по итогам рассмотрения
административного дела по существу.
Руководствуясь
статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
судья
определила:
определение судьи
Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 11 сентября 2025 года отменить.
Материал №М-1657/2025
по административному иску Рустамова Ф.Ф. к Генеральной прокуратуре Российской
Федерации, начальнику Главного управления по надзору за исполнением
Федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Данилову Д.Ю., первому заместителю Генерального прокурора Российской Федерации
Разинкину А.В. о признании незаконными действий и бездействий и понуждении к
определенным действиям направить в суд первой инстанции для решения вопроса о
принятии к производству.
Определение судьи апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Судья