У Л
Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
73RS0001-01-2025-003232-18
Судья Жилкина
А.А.
Дело № 33а-4969/2025
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
02 декабря 2025 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.,
судей Лифановой
З.А., Бахаревой Н.Н.
при секретаре
Лазареве М.М.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционное представление прокуратуры Ленинского района города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от
23 июля 2025 года по делу № 2а-2518/2025, которым
постановлено:
административные исковые требования
заместителя прокурора Ульяновской области, действующего в интересах неопределенного
круга лиц, к Главному
управлению МЧС России по Ульяновской области, администрации муниципального
образования «Кузоватовский район», Правительству
Ульяновской области, Областному государственному
казенному учреждению «Служба гражданской защиты и пожарной
безопасности Ульяновской области» о возложении обязанности снять с учета защитное
сооружение гражданской обороны, значащиеся в журнале учета защитного сооружения
гражданской обороны, расположенные на территории Кузоватовского
района оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад
председательствующего судьи Пулькиной Н.А., судебная коллегия
установила:
Заместитель
прокурора Ульяновской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц,
обратился в суд с административным иском к Главному управлению Министерства
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области (далее – ГУ
МЧС России по Ульяновской области) о возложении обязанности снять с учета
защитные сооружения гражданской обороны.
Требования
мотивированы тем, что по результатам проведенной проверки объекты защитного
сооружения гражданской обороны, включённые в журнал учета защитных сооружений
под инвентарными номерами: *** расположенные в Карсунском
районе Ульяновской области, как защитные сооружения не проектировались, в
эксплуатацию не вводились и по регистрационным адресам отсутствуют, что
подтверждается актами обследования. ГУ МЧС России указывает на невозможность
самостоятельного исключения из журнала учета защитных сооружений гражданской
обороны указанных объектов, необоснованно учтенного в нем, ввиду необходимости
соблюдения порядка снятия с учета, предусмотренного Правилами № 583 от
15.12.2002.
Поскольку данные
объекты необоснованно включены в реестр защитных сооружений гражданской
обороны, установленная Правилами № 583 процедура снятия с учета защитных
сооружений к ним не применима. Включение обозначенных объектов без надлежащих
правовых оснований в журнал учета защитных сооружений гражданской обороны
налагает дополнительные обременения по их включению в реестр федерального
имущества и последующего их содержания и эксплуатации, чем нарушаются права и
законные интересы Российской Федерации в лице МТУ Росимущества
в Республике Татарстан и Ульяновской области. Кроме того, учет данных объектов
в качестве защитных сооружений нарушает права неопределённого круга лиц, так
как вводит в заблуждение граждан относительно защитных свойств объектов в
случае наступления необходимости укрытия в них, что в свою очередь создает
угрозу их жизни и здоровью.
Административный
истец просил: обязать ГУ МЧС России по Ульяновской области в срок, не
превышающий одного месяца с момента вступления решения в законную силу, снять с
учета защитные сооружения гражданской
обороны, значащиеся в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны под
инвентарными номерами: ***, расположенные в Кузоватовском
районе Ульяновской области.
К участию в деле в
качестве административных ответчиков привлечены: Правительство Ульяновской
области, ОГКУ «Служба гражданской защиты и пожарной безопасности Ульяновской
области», администрация муниципального образования «Кузоватовский
район» Ульяновской области, в качестве заинтересованных лиц: МЧС России, Управляющая
компания «Кузоватовская УК», Кочергин И.Ю., МОУ Средняя школа с. Безводовка Кузоватовского района
Ульяновской области, МБУК «Районный Дом Культуры», ГУЗ «Ульяновский областной
клинический госпиталь ветеранов войн», МОУ СОШ с. Стоговка
Кузоватовского района Ульяновской области, ОГБПОУ «Кузоватовский Технологический техникум», МОУ СОШ п.ст. Налейка Кузоватовского района
Ульяновской области,
МОУ СОШ с. Студенец Кузоватовского
района Ульяновской области, МУ администрация
МО «Коромысловское сельское поселение», МУК «Кузоватовская межпоселенческая
клубная система».
Рассмотрев заявленные
требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционном
представлении прокуратура Ленинского района города Ульяновска не соглашается с
решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об
удовлетворении заявленных требований.
Считает, что судом
первой инстанции при принятии решения были допущены нарушения норм
материального и процессуального права. Выводы суда основаны на неверном
толковании норм права. При разрешении спора судом не были приняты во внимание
юридически значимые обстоятельства по делу.
Обращает внимание на
то что, вывод суда первой инстанции о том, что ГУ МЧС России по Ульяновской
области не уполномочено самостоятельно снимать с учета защитное сооружение
гражданской обороны и что снятие объектов с учета требуется согласие и
содействие МЧС России, не свидетельствует о незаконности заявленных
заместителем прокурора Ульяновской области требований, поскольку факт
незаконности постановки на учет спорных объектов защитного сооружения гражданской
обороны, был подтвержден в ходе
судебного заседания. Данные объекты продолжают числиться в журнале
защитных сооружений гражданской обороны длительное время. ГУ МЧС России по
Ульяновской области обязанность по снятию объектов с учета на момент вынесения
оспариваемого судебного акта не исполнена.
В судебное заседание
лица, участвующие в деле, не явились, извещены
надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и с учетом положений статей 150,
306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная
коллегия, определила, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся
лиц.
В суд апелляционной
инстанции от прокуратуры Ленинского района города Ульяновска поступило
ходатайство об отказе от апелляционного представления.
В соответствии со статьей
303 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отказ от
апелляционных жалоб, представления допускается до вынесения судом
апелляционного определения.
Заявление об отказе
от апелляционных жалоб, представления подается в письменной форме в суд
апелляционной инстанции.
О принятии отказа от
апелляционных жалоб, представления суд апелляционной инстанции выносит
определение, которым прекращает производство по соответствующим апелляционным
жалобам, представлению.
Прекращение
производства по апелляционной жалобе, представлению в связи с отказом от них не
является препятствием для рассмотрения иных апелляционных жалоб, представлений,
если соответствующее решение суда первой инстанции обжалуется другими лицами.
Учитывая, что решение
Ленинского районного суда города Ульяновска от 23.07.2025 другими лицами не
обжалуется, судебная коллегия полагает возможным принять отказ прокурора от
представления, производство по нему прекратить.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное
производство по представлению прокуратуры
Ленинского района города Ульяновска на решение Ленинского районного суда
города Ульяновска от 23 июля 2025 года по делу № 2а-2518/2025 прекратить.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи