Судебный акт
О проведении ремонта в ИУ
Документ от 02.12.2025, опубликован на сайте 09.12.2025 под номером 122741, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействие по обеспечению благоприятной среды обитания осужденным, решение (осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0013-01-2025-000267-32

Судья Андреева Н.А.                                                                        Дело № 33а-4772/2025

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                           02 декабря 2025 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Лифановой З.А., Бахаревой Н.Н.,

при секретаре  Лазареве М.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу               Федерального казенного учреждения «Тюрьма Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» на решение                          Димитровградского городского суда Ульяновской области от 12 марта 2025 года, с учетом дополнительно решения того же суда от 29 мая 2025 года по делу                                     № 2а-510/2025, которым постановлено:

административный иск Ульяновского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области в защиту неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Федерального казенного учреждения «Тюрьма Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» в части неприятия мер по обеспечению соблюдения требований                санитарно-эпидемиологического законодательства в Федеральном казенном учреждении «Тюрьма Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области».

Обязать Федеральное казенное учреждение «Тюрьма Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области»  в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу за счет средств бюджета Федеральной службы исполнения наказаний устранить выявленные в ходе проверки нарушения:

- произвести ремонт в камерах №№***, коридорах внутреннего поста №№ *** режимного корпуса № *** в соответствии с требованиями  п. 2.7 Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2020 № 44,

- произвести ремонт в помещении мясного цеха столовой исправительного учреждения в соответствии с требованиями  п. 2.16 Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.10.2020 № 32.

В удовлетворении административного иска Ульяновского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области отказать в полном объеме.

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., судебная коллегия

 

установила:

 

Ульяновский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области обратился в суд с административным иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Тюрьма Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» (далее – ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области), Управлению Федеральной службы исполнения наказания по Ульяновской области (далее – УФСИН России по Ульяновской области) о признании бездействия незаконным, устранении нарушений требований законодательства о                   материально-бытовом и медико-санитарном обеспечении осужденных.  

Требования мотивировал тем, что по результатам проведенной прокуратурой проверки соблюдения законодательства о материально-бытовом и медико-санитарном обеспечении осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области, было установлено, что в данном учреждении имеются нарушения требований ст.ст. 99 и 101 УИК РФ, а также нарушения санитарных правил. В частности, установлено, что имеются множественные дефекты повреждений покрытия пола, потолка и стен, следов подтеков в помещении столовой, ненадлежащий уровень освещенности, которые требуют устранения. Однако администрация  исправительного учреждения должных мер к устранению нарушений не принимает, чем нарушает права лиц, содержащихся в тюрьме.

Уточнив  в ходе судебного разбирательства административные исковые требования, прокурор просил:

- признать незаконным бездействие ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области и УФСИН России по Ульяновской области по обеспечению благоприятной среды обитания осужденным, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области;

- обязать ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области устранить выявленные в ходе проверки нарушения, а именно: произвести ремонт в камерах              №№ ***, коридорах внутреннего поста №№ *** режимного корпуса № *** в соответствии с требованиями  п. 2.7 Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2020 № 44, устранить дефекты и повреждения покрытия пола и стен помещений, следы протекания и признаки поражения грибком, обеспечив устойчивость покрытия к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств;

- произвести ремонт в помещении мясного цеха столовой исправительного учреждения в соответствии с требованиями  п. 2.16 Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от                        25.10.2020 № 32, устранить повреждения внутренней отделки производственных и санитарно-бытовых помещений, выполнив ее материалами, позволяющими проводить ежедневную влажную уборку и обработку моющими и дезинфицирующими средствами;

- при недостаточности, либо отсутствия у ФКУ Т УФСИН России  по Ульяновской области денежных средств для проведения вышеуказанных работ, обязать УФСИН России по Ульяновской области обеспечить выполнение указанных работ, путем доведения бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) на указанные цели.

К участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Федеральная служба исполнения наказаний (далее – ФСИН), в качестве заинтересованных лиц - Федеральное казенное учреждение здравоохранения                «Медико-санитарная часть № 73 Федеральной службы исполнения наказаний» (далее – ФКУЗ МСЧ № 73 ФСИН).

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Вывод суда о бездействии ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области в части непринятии мер по обеспечению соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства считает незаконным. Считает, что ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области предпринимаются все необходимые меры по обеспечению благоприятных условий содержания, в учреждении проводятся ремонтные работы. На момент рассмотрения дела недостатки, указанные в административном иске были частично устранены, в связи с чем административный иск был уточнен. По ряду недостатков в настоящее время проводится работа по их устранению. Также не согласно с выводом суда о необходимости проведения ремонта в помещении мясного цеха столовой, так как ремонт там уже проводился, что подтверждается актом проверки ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН от 26.02.2025.

Считает, что решение суда является незаконным, необоснованным, подлежащим отмене.   

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания и с учетом положений статей 150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия, определила, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ст.33 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1993           №5473-1 «Об учреждениях органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» обязанность обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы лежит на данных учреждениях.

Как следует из ч.1 ст.10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

В соответствии с ч. 3 ст.101 УПК РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

Согласно ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О                        санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В силу ст.1, 8 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области является юридическим лицом и функционирует в соответствии с Уставом, утвержденным приказом ФСИН России от 31.03.2011 №***.

В 2024 г. Ульяновской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка в ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области.

Данной проверкой прокурором было выявлено нарушение ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области требований о материально-бытовом и медико-санитарном обеспечении осужденных.

В частности, установлено, что помещения камер №№ *** коридоры внутреннего поста          №№ *** режимного корпуса № *** требуют ремонта ввиду наличия дефектов и повреждений покрытия пола и стен помещений, наличия следов протекания и признаки поражения грибком; помещение мясного цеха столовой имеет повреждения внутренней отделки производственных и санитарно-бытовых помещений.

25.10.2024 УФСИН России по Ульяновской области рассмотрено представление на совещание, о принятых мерах сообщено Первому заместителю прокурора Ульяновской области.

На дату рассмотрения дела судом выявленные нарушения, связанные с наличием недостатков - ненадлежащим состоянием стен, полов и потолков в камерах №№*** коридорах внутреннего поста №№*** режимного корпуса №***, помещения мясного цеха, не были устранены.

Установив вышеуказанные обстоятельства, дав оценку всем представленным по делу доказательствам в их совокупности, правильно применив нормы материального права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований прокурора.

С данными выводами судебная коллегия соглашается.

Как верно указано судом, сам по себе факт недостаточного финансирования не может служить основанием для освобождения административного ответчика от исполнения возложенной на него законом обязанности.

Доводы апелляционной жалобы о том, что недостатки были частично устранены, не может служить основанием для отмены решения. В ходе судебного разбирательства прокурор уточнил исковые требования, исключив требования об устранении недостатков, которые были исправлены в ходе рассмотрения дела.

Установленный для исполнения судебного решения срок – 1 год – представляется разумным и достаточным.

Вопреки доводам заявителя, вывод суда о необходимости проведения ремонта в помещении мясного цеха столовой, является правильным, поскольку после проведения ремонта заявленный недостаток проявился вновь, что указывает на ненадлежащее выполнение работ. Доказательств того, что все поименованные в иске прокурора недостатки устранены, в материалах дела не имеется.

При таких обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно.

Между тем, судебная коллегия обращает внимание на следующее.

Как разъяснено в п.11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении», резолютивная часть решения должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств. В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд по заявленному иску, кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении.

Однако резолютивная часть обжалуемого решения не содержит вывода о том, какие конкретно действия надлежит произвести ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области в целях устранения ненадлежащего санитарно-гигиенического состояния помещений камер и мясного цеха.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия на основании п.2                          ст.309 КАС РФ считает необходимым изменить решение суда, указав конкретные виды ремонтных работ, которые надлежит выполнить  ФКУ Т УФСИН России по Ульяновской области в процессе исполнения судебного акта.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от                          12 марта 2025 года, с учетом дополнительно решения того же суда от 29 мая 2025 года, изменить, изложить абзаца третий и четвертый резолютивной части решения в следующей редакции:

«Обязать Федеральное казенное учреждение «Тюрьма Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области»  в течение            1 года со дня вступления решения суда в законную силу за счет средств бюджета Федеральной службы исполнения наказаний устранить выявленные в ходе проверки нарушения:

- произвести ремонт в камерах *** коридорах внутреннего поста №№ *** режимного корпуса № *** в соответствии с требованиями  п. 2.7 Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2020 № 44, а именно: устранить дефекты и повреждения покрытия пола и стен помещений, следы протекания и признаки поражения грибком, обеспечив устойчивость покрытия к уборке влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств;

- произвести ремонт в помещении мясного цеха столовой исправительного учреждения в соответствии с требованиями  п. 2.16 Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.10.2020 № 32, а именно: устранить повреждения внутренней отделки производственных и санитарно-бытовых помещений, выполнив ее материалами, позволяющими проводить ежедневную влажную уборку и обработку моющими и дезинфицирующими средствами.».

В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу  Федерального казенного учреждения «Тюрьма Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области» – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                  

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 04.12.2025