Судебный акт
О перерасчете пенсии
Документ от 09.12.2025, опубликован на сайте 16.12.2025 под номером 122791, 2-я гражданская, о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии по старости, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Связанные судебные акты:

Об оставлении частной жалобы без движения

Документ от 02.09.2025, опубликован на сайте 05.09.2025 под номером 120971, 2-я гражданская, о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии по старости(об оставлении частной жалобы без движения), определение отменено полностью с разрешением вопроса по существу

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Казначеева М.А.                                                  73RS0001-01-2025-000039-91

Дело № 33-4962/2025

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                         09 декабря 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Карабанова А.С., Самылиной О.П.,

при секретаре Синчуговой А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Кувалдина Анатолия Эдуардовича на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 11 февраля 2025 года, с учетом определение об исправлении описки от 06 июня 2025 года, по гражданскому делу № 2-655/2025, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Кувалдина Анатолия Эдуардовича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии отказать.

 

Заслушав доклад судьи Карабанова А.С., судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Кувалдин А.Э. обратился в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии.

В обоснование исковых требований указано, что на основании статьи 30.1 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях и конвертации ранее приобретенных прав в Российской Федерации» Кувалдин А.Э. предложил ОСФР по Ульяновской области сделать перерасчет его трудовой пенсии по старости с учетом работы в СССР. Данный стаж работ не был учтен ПФР и ОСФР до 1991 года и согласно статье 30.1 «Валоризация величины расчетного периода пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного при оценке его пенсионных прав», где пунктом 1 предусмотрено «величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, подлежит валоризации (повышению). Сумма валоризации составляет 10% величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со ст. 30 настоящего Федерального закона, и сверх того, 1% величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 01.01.1991, определенного в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи». На основании пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ размер трудовых пенсий, установленных до вступления в силу настоящего Федерального закона по нормам Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», пересчитывается в соответствии с настоящим Федеральным законом. Пунктом 2 настоящего Федерального закона установлено, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 01.01.1991, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу настоящего Федерального закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации. Как видно из ответа ОСФР по Ульяновской области, в расчете его пенсии отсутствует период его стажа работы до 01.01.1991. Пенсия начислена без учета советского стажа и была рассчитана исходя из расчета за период работы с 01.01.2002 по 31.12.2014. Величина индивидуального пенсионного капитала на момент расчета пенсии за период с 01.01.2002 по 31.12.2014 составила 166 100 руб. 55 коп. Исходя из данной суммы ИПК производим перерасчет пенсии на основании вышеуказанного Федерального закона о валоризации ранее приобретенных прав пенсионного страхования согласно статье 30.1 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ. Расчет недоплаченной пенсии на 27.12.2024 составляет: ИПК 166 100 руб. 55 коп., 10% от ИПК составляет 166 100:10=16 610 руб. 055 коп., 1% ИПК=1661 руб. 05 коп. Его трудовой стаж с учетом полного отработанного года до 1991 года составляет: 1991-1982=9 полных лет, с учетом работы только в РКС. Сумма недоплаты составляет 1661,05х9=14 949 руб. 045 коп. Общая сумма неначисленной пенсии составила: 10% от ИПК=16 610 руб. 055 коп.+1% за каждый полный отработанный год до 01.01.1991=14 949 руб. 045 коп. Общая сумма составила 16 610,055+14949,045=31 559 руб. 01 коп. Исходя из Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, где статья 30.1 «валоризация величины расчетного периода пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного при оценке его пенсионных прав», сумма его пенсии должна увеличиться на 31 559 руб. 01 коп.

С учетом изложенного, Кувалдин А.Э. просил суд обязать ОСФР по Ульяновской области произвести перерасчет его пенсии по старости с учетом вышеуказанных статей Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Кувалдин А.Э. не соглашается с решением суда, просит его отменить.

В обоснование доводов жалобы указывает, что учет северного стажа в общем трудовом стаже работников в кратном исчислении стал применяться с 1956 года. В тот период северный стаж учитывался в трудовом стаже с коэффициентом год за два, позже коэффициент понизился до полутора лет и в таком значении продержался до 01.01.2002. С 01.01.2002 у работников стал формироваться не общий трудовой стаж, а страховой стаж. Для тех работников, которые начали свою трудовую деятельность до 2002 и продолжали далее работать, в их страховой стаж стали включать абсолютно все периоды предыдущей работы, которые могли включаться в их общий трудовой стаж на основании пенсионного законодательства, действующего до 01.01.2002. В настоящее время правило учета северного стажа как год за полтора можно применять только при определении общего трудового стажа за период работы до 2002 года. При валоризации пенсионный капитал работника, рассчитанный по статье 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ увеличивается на 10%, а за каждый год работы до 1991 года увеличивается на 1%. Коэффициент 1,5 увеличивает не северный стаж, а общий трудовой стаж и может применяться только для периода работы в районах Крайнего Севера до января 2002 года. Полагает, что ОСФР по Ульяновской области неверно подсчитан стажевый коэффициент, а также неправильно рассчитана валоризация пенсии за советский стаж работы. Общий стаж работы учтен без северного коэффициента 1,5.

В возражениях на апелляционную жалобу ОСФР по Ульяновской области, полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Кувалдин А.Э. с 21.05.2005 является получателем досрочной трудовой (страховой) пенсии по старости, назначенной ему в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 173-ФЗ), в связи с работой с вредными условиями труда и статьи 29 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» в связи  работой в районах Крайнего Севера.

С 01.01.2025 размер его страховой пенсии по старости составляет 40 217 руб. 46 коп.

Обращаясь в суд с иском о возложении на ОСФР по Ульяновской области произвести перерасчета размера его страховой пенсии, Кувалдин А.Э. указал, что ответчиком неправильно рассчитан стажевый коэффициент и валоризация пенсии за «советский» стаж работы без учета северного коэффициента.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии до 1 января 2015 года были установлены Федеральным законом № 173-ФЗ, пунктом 1 части 1 статьи 27 которого было предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

Кроме того, статьей 29 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (в редакции, действовавшей на дату возникновения у Кувалдина А.Э. права на пенсию) было предусмотрено, что лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда трудовой стаж, возраст, установленный для назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

Порядок расчета размера страховой пенсии приведен в пункте 1 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ.

При этом в пункте 6 названной статьи предусмотрено, что фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, увеличивается на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях). При выезде граждан за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется в соответствии с пунктами 2 - 5 настоящей статьи (то есть исходя из фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости).

Формула определения суммы расчетного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), приведена в пункте 1 статьи 29.1 Федерального закона
№ 173-ФЗ.

Статьей 30 Федерального закона № 173-ФЗ определено, что при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал (пункт 1).

Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 данной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 данной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи (пункт 2).

В абзаце 11 пункта 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ указано, что для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах: не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5; не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8; не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30.1 Федерального закона № 173-ФЗ величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица подлежит валоризации (повышению). Сумма валоризации составляет 10% величины расчетного пенсионного капитала и, сверх того, 1% величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 01.01.1991.

Основания для перерасчета размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), в том числе исчисленный с учетом суммы валоризации, приведены в пункте 1 статьи 30.3 Федерального закона № 173-ФЗ

Как разъяснено в подпункте «в» пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», судам необходимо иметь в виду, что, поскольку оценка пенсионных прав граждан на основании статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ производится по состоянию на 1 января 2002 года, исходя из пункта 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ отношение заработков в повышенном размере (не свыше 1,4; 1,7; 1,9) может учитываться:

лицам, проживавшим по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом в указанном случае возможность учета заработков в повышенном размере Закон не ставит в зависимость от того, приобрели они на эту дату право на трудовую пенсию или нет, а также выехали они из указанных районов после 1 января 2002 года или остались там проживать;

мужчинам и женщинам, если они по состоянию на 1 января 2002 года проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (независимо от даты достижения необходимого возраста выхода на пенсию - 55 и 50 лет соответственно для мужчин и для женщин). При этом отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

При определении отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации следует иметь в виду, что среднемесячный заработок застрахованного лица исчисляется с учетом фактически начисленной заработной платы, т.е. в том числе и с учетом районного коэффициента, установленного на основании нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, а повышенное отношение заработков (ЗР/ЗП не свыше 1,4; 1,7; 1,9) - с учетом районного коэффициента к заработной плате, установленного в централизованном порядке (органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти), поскольку в силу пункта 3 статьи 9 Федерального закона N 167-ФЗ финансовое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию, включая трудовые пенсии, осуществляется за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, средства которого в силу пункта 1 статьи 16 этого же Федерального закона являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации федеральная государственная собственность и управление ею находятся в исключительном ведении Российской Федерации.

В пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» также разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с проведением органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, валоризации расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, судам необходимо руководствоваться правилами, изложенными в статьях 30.1 - 30.3 Федерального закона N 173-ФЗ, имея при этом в виду следующее:

а) под валоризацией исходя из пункта 1 статьи 30.1 Федерального закона
№ 173-ФЗ понимается повышение величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 названного Федерального закона;

б) валоризация расчетного пенсионного капитала производится с 1 января 2010 года органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, по материалам пенсионного дела, а также на основании заявления пенсионера с представлением им дополнительных документов;

в) сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала и сверх того 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года (абзац второй пункта 1 статьи 30.1 Федерального закона № 173-ФЗ). Учитывая, что оценка пенсионных прав застрахованных лиц производится по состоянию на 1 января 2002 года, валоризация расчетного пенсионного капитала на 10 процентов осуществляется по состоянию на указанную дату, а для дополнительного повышения расчетного пенсионного капитала на 1 процент стаж учитывается по состоянию на 1 января 1991 года.

В целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала в общий трудовой стаж засчитываются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, включенные в указанный стаж при осуществлении оценки пенсионных прав в соответствии со статьей 30 Федерального закона № 173-ФЗ в том же порядке, который применялся при определении расчетного размера трудовой пенсии (пункт 2 статьи 30.1 Федерального закона № 173-ФЗ). Судам следует учитывать, что с увеличением пенсии в связи с валоризацией учету подлежит весь общий трудовой стаж по состоянию на 1 января 1991 года без каких-либо ограничений, в то время как при определении стажевого коэффициента в процессе оценки ранее возникших пенсионных прав (их конвертации) трудовой стаж, превышающий требуемый для назначения пенсии, учитывается в пределах не свыше 20 лет.

д) в случаях представления дополнительных документов размер трудовой пенсии, исчисленный с учетом сумм валоризации, подлежит перерасчету.

Перерасчет размера трудовой пенсии, исчисленного с учетом сумм валоризации, производится при представлении застрахованными лицами в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, дополнительных документов (подпункты 1 - 3 и 5 пункта 1 статьи 30.3 Федерального закона № 173-ФЗ).

К дополнительным следует относить документы, содержащие новые сведения, ранее не представлявшиеся в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, о среднемесячном заработке, общем трудовом стаже и (или) стаже на соответствующих видах работ, не учтенные при осуществлении оценки пенсионных прав.

Как следует из представленных материалов дела, Кувалдину А.Э. оценка пенсионных прав была произведена по наиболее выгодному для него варианту – по пункту 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ с учетом специального стажа.

При исчислении условного размера пенсии Кувалдина А.Э. по состоянию на 31.12.2014 учтено следующее:

- стаж работы по Списку № 1 по состоянию на 01.01.2002 продолжительностью 17 лет 9 месяцев 9 дней;

- среднемесячный заработок за период работы с января 2000 г. по декабрь 2001 г. в размере 12 937 руб. 83 коп.;

- фактическое отношение указанного заработка к среднемесячной заработной плате по стране за аналогичный период в размере 1494 руб. 50 коп. составляет 8,657;

- 7 полных лет работы до 01.01.1991 в целях повышения (валоризации) пенсии, (коэффициент валоризации составляет 17% - базовые 10 %, и сверх того по 1% за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 01.01.1991;

- страховые взносы, начисленные работодателями истца на его заработную плату и отраженные на индивидуальном лицевом счете за периоды работы с 01.01.2002 по 31.12.2014 в сумме 166 100 руб. 55 коп.

Поскольку к заработной плате Кувалдина А.Э. за периоды работы в районах Крайнего Севера был применен районный коэффициент в размере 1,6, ему при исчислении пенсии применено повышенное отношение заработков -1,7.

С учетом индивидуальных показателей, сумма ИПК за периоды, имевшие место до 01.01.2015, составила 179,321.

Исходя из суммы страховых взносов, начисленных работодателями истца за периоды работы, имевшие место после 01.01.2015, учтена величина ИПК в размере 5,015.

Итого, величина ИПК составила 184,336 ( 179,321 + 5,015).

Согласно части 1 статьи 1.6 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» к страховой пенсии в твердом размере устанавливается и ежемесячно выплачивается фиксированная выплата - гарантированная выплата каждому получателю страховой пенсии.

В соответствий с Федеральным законом от 01.12.2007 № 312-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», лица, проработавшие не менее 15 календарных лет в РКС, и имеющие страховой стаж не менее 25 лет у мужчин, имеют право на повышение (дополнительное увеличение повышения) фиксированной выплаты на 50% за работу в РКС.

Поскольку стаж работы истца в РКС составляет более 15 лет, к его пенсии установлена и выплачивается фиксированная выплата в повышенном размере в сумме 13 093 руб. 10 коп.

Проверив правильность расчета пенсии Кувалдина А.Э., произведенного ответчиком, суд обоснованно согласился с размером пенсии, установленным ответчиком, поскольку данный расчет произведен в соответствии с требованиями действующего пенсионного законодательства.

Все приведенные в апелляционной жалобе доводы являлись предметом проверки суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка с учетом вышеприведенных норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, так как не основаны на нормах закона.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса  Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 11 февраля
2025 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кувалдина Анатолия Эдуардовича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12.12.2025