У Л
Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
73RS0001-01-2025-003232-18
Судья Казначеева М.А.
Дело № 33а-4838/2025
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
09 декабря 2025 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.
судей Бахаревой Н.Н., Лифановой З.А.,
при секретаре
Герасимове А.В.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционное представление прокуратуры Ленинского
района г. Ульяновска на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 15
июля 2025 года по делу № 2а-2458/2025,
которым постановлено:
в удовлетворении
административного иска заместителя прокурора Ульяновской области, действующего
в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Главному
управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по
Ульяновской области, Правительству Ульяновской области, областному
государственному казенному учреждению «Служба гражданской защиты и пожарной
безопасности Ульяновской области» о возложении обязанности снять с учета
защитные сооружения гражданской обороны с инвентарными номерами *** отказать.
Заслушав доклад
судьи Бахаревой Н.Н., судебная коллегия
установила:
Заместитель
прокурора Ульяновской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц,
обратился в суд с административным иском к Главному управлению Министерства
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области (далее – ГУ
МЧС России по Ульяновской области) о возложении обязанности снять с учета
защитные сооружения гражданской обороны.
Требования мотивировал тем, что по
результатам проведенной проверки объекты защитных сооружений гражданской
обороны, включенные в журнал учета защитных сооружений *** под инвентарными
номерами: *** расположенные в *** районе Ульяновской области, как защитные
сооружения не проектировались, в эксплуатацию не вводились и по регистрационным
адресам отсутствуют, что подтверждается актами обследования. ГУ МЧС России указало
на невозможность самостоятельного исключения из журнала учета защитных
сооружений гражданской обороны указанных объектов, необоснованно учтенных в
нем, ввиду необходимости соблюдения порядка снятия с учета, предусмотренного
Правилами от 15 декабря 2002 года № 583.
Включение
обозначенных объектов без надлежащих правовых оснований в журнал учета защитных
сооружений гражданской обороны налагает дополнительные обременения по их
включению в реестр федерального имущества и последующего их содержания и
эксплуатации, чем нарушаются права и законные интересы Российской Федерации в
лице МТУ Росимущества в Республике Татарстан и
Ульяновской области.
Учет данных объектов
в качестве защитных сооружений вводит в заблуждение граждан относительно
защитных свойств объектов в случае наступления необходимости укрытия в нем, что
в свою очередь создает угрозу их жизни и здоровью.
Просил суд обязать
ГУ МЧС России по Ульяновской области в срок, не превышающий одного месяца с
момента вступления решения в законную силу, снять с учета защитные сооружения гражданской обороны,
значащиеся в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны под
инвентарными номерами *** расположенные в *** районе Ульяновской области.
К участию в деле в
качестве административных ответчиков привлечены ОГКУ «Служба гражданской защиты и пожарной
безопасности», Правительство Ульяновской области, администрация муниципального
образования «Старокулаткинский район» Ульяновской
области, в качестве заинтересованных лиц привлечены МЧС России.
Рассмотрев заявленные
требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционном
представлении прокуратура Ленинского района г. Ульяновска не соглашается с
решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об
удовлетворении заявленных требований.
Считает, что судом
первой инстанции при принятии решения были допущены нарушения норм
материального и процессуального права. Выводы суда основаны на неверном
толковании норм права. При разрешении спора судом не были приняты во внимание
юридически значимые обстоятельства по делу.
Вывод суда первой
инстанции о том, что ГУ МЧС России по Ульяновской области не уполномочено
самостоятельно снимать с учета защитное сооружение гражданской обороны и о том,
что для снятия объектов с учета требуется согласие и содействие МЧС России, не
свидетельствует о незаконности заявленных заместителем прокурора Ульяновской
области требований, поскольку факт незаконности постановки на учет спорных
объектов защитного сооружения гражданской обороны был подтвержден в ходе
судебного заседания. Данные объекты продолжают числиться в журнале защитных
сооружений гражданской обороны длительное время. ГУ МЧС России по Ульяновской
области обязанность по снятию объектов с учета на момент вынесения
оспариваемого судебного акта не исполнена.
В судебное заседание
лица, участвующие в деле, не явились, извещены
надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и с учетом положений статей 150,
306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная
коллегия, определила, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся
лиц.
До начала
рассмотрения апелляционного представления в адрес суда апелляционной инстанции
от прокуратуры Ленинского района г. Ульяновска поступил отказ от апелляционного
представления.
В соответствии со статьей
303 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отказ от
апелляционных жалоб, представления допускается до вынесения судом
апелляционного определения.
Заявление об отказе
от апелляционных жалоб, представления подается в письменной форме в суд
апелляционной инстанции.
О принятии отказа от
апелляционных жалоб, представления суд апелляционной инстанции выносит
определение, которым прекращает производство по соответствующим апелляционным
жалобам, представлению.
Прекращение
производства по апелляционной жалобе, представлению в связи с отказом от них не
является препятствием для рассмотрения иных апелляционных жалоб, представлений,
если соответствующее решение суда первой инстанции обжалуется другими лицами.
Учитывая, что решение
Ленинского районного суда г. Ульяновска от 15 июля 2025 года другими
лицами не обжалуется, судебная коллегия полагает возможным принять отказ
прокурора от представления, производство по нему прекратить.
На основании изложенного, руководствуясь
статьей 303 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная
коллегия
определила:
апелляционное
производство по апелляционному представлению прокуратуры Ленинского района г. Ульяновска на решение Ленинского
районного суда
г. Ульяновска от 15 июля 2025 года по делу № 2а-2458/2025 прекратить.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи