УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2025-002912-08 Судья Сизов И.А.
Дело № 33-4927/2025
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
25 ноября 2025 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного
суда в составе:
председательствующего Богомолова С.В.,
судей Федоровой Л.Г., Санатулловой Ю.Р.,
при секретаре Синчуговой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Максимовой Елены Александровны на решение Ленинского районного суда
города Ульяновска от 01 июля 2025 года по гражданскому делу №
2-2162/2025, по которому постановлено:
в удовлетворении исковых требований Шаровой Елены
Александровны к Министерству социального развития Ульяновской области,
Министерству жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской
области о признании незаконным
распоряжения об исключении из списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым
помещением, восстановлении в списке, возложении обязанности предоставить жилое
помещение специализированного
государственного жилищного фонда по договору
найма – отказать.
Заслушав доклад судьи Богомолова
С.В., объяснения Максимовой Е.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы,
объяснения представителя Министерства социального развития Ульяновской области
Фроловой Е.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная
коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шарова (в настоящее время – ***) Е.А.
обратилась в суд с иском к Министерству социального развития Ульяновской
области, Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области
о признании незаконным распоряжения об исключении из списка детей-сирот,
подлежащих обеспечению жилым помещением, восстановлении в списке, возложении
обязанности предоставить жилое помещение
специализированного государственного
жилищного фонда по договору найма.
В обоснование заявленных исковых требований
указала, что с 04.12.2013 по 13.07.2015 являлась *** для детей с ограниченными
возможностями здоровья «***», в который
поступила после того, как родителей: *** в октябре 2014 года лишили
родительских прав.
После выпуска из *** она была отнесена к
категории «лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей» (Справка *** от 17.11.2022).
13.07.2015 между *** был заключен договор о
приемной семье № *** о принятии на воспитание в приемную семью приемных детей -
ее и двух ее родных сестер (***).
На основании постановления *** от 13.07.2015 ***,
временно опекуном (попечителем) была назначена ***
Согласно справке *** умершая *** являлась
нанимателем жилого помещения по адресу: ***, где она зарегистрирована по месту
жительства с 14.12.2020.
Распоряжением *** от 30.05.2014 за ней сохранено право
пользования жилым помещением по адресу: ***.
В 2017 году ***, действуя в ее интересах,
обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального
благополучия Ульяновской области о признании решения комиссии незаконным,
возложении обязанности включить в Список
детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению
жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда
Ульяновской области.
Решением Ленинского районного суда
г.Ульяновска от 20.03.2018 исковые требования *** были удовлетворены.
03.05.2022 ее мать умерла, а 12.07.2023 распоряжением Министерства социального
развития Ульяновской области от 12.07.2023 *** она исключена из списков
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат
обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного
фонда ***, в связи с утратой оснований для обеспечения жильем.
С данным распоряжением не согласна, считает
его незаконным, так как право на обеспечение жильем сохраняется до фактического
обеспечения, даже после достижения *** лет.
С учетом уточненных исковых требований,
просила признать незаконным и отменить распоряжение Министерства социального
развития Ульяновской области от 12.07.2023 № 1023-р «Об исключении из Списка
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились
к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли
возраста *** лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями
специализированного государственного жилищного фонда ***»; обязать Министерство
социального развития Ульяновской области восстановить ее в списке детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста *** лет,
которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного
государственного жилищного фонда Ульяновской области; восстановить нарушенное
право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения и
обязать Министерство
жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области обеспечить
ее благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда в
городе Ульяновске по договору найма специализированного жилого помещения,
заключить с ней соответствующий договор.
Судом к участию в деле в качестве соответчика
привлечено Министерство жилищно‑коммунального хозяйства и строительства
Ульяновской области, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных
требований относительно предмета спора, привлечено ОГКУ «Центр управления
недвижимым имуществом Ульяновской области».
Определением от 01.07.2025 принят отказ от
иска к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области и
производство по делу в части исковых требований к данному ответчику прекращено.
Рассмотрев по существу заявленные требования,
суд принял вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе *** (до брака,
заключенного после принятия обжалуемого решения, – Шарова) Е.А. не соглашается
с решением суда, просит его отменить, принять новое решение об удовлетворении
исковых требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что
решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, суд
не в полной мере исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, и дал
ненадлежащую правовую оценку представленным доказательствам, выводы суда не
соответствуют фактическим обстоятельствам дела, не правильно применен закон,
подлежащий применению.
Отмечает, что в акте обследования жилого
помещения от 11.07.2013 была указана необходимость косметического ремонта
квартиры по адресу: ***. Однако в данном жилом помещении невозможно проживать,
так как нет окон, периодически находятся посторонние люди, в том числе, без
определенного места жительства, оконный проем заколочен досками, через которые
проникают ветер, дождь и снег, в квартире низкий температурный режим, нет
электричества, газа и горячей воды. Ссылается на нормы действующего
законодательства и указывает на то, что регистрация по месту жительства носит
уведомительный характер и не подтверждает наличие права на жилое помещение.
До настоящего времени она не обеспечена
благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого
помещения. Полагает, что у суда не было оснований для вывода о законности
исключения ее из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей.
Также полагает, что по данному делу является
обязательным участие прокурора, однако суд его для дачи заключения не привлек.
В возражениях на
апелляционную жалобу Министерство социального развития Ульяновской области
просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без
удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в суд
апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы
извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие
неявившихся лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьями 167, 327
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно
части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в
апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы
и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Шарова Е.А. относится к
категории детей‑сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, ее родители – *** решением Железнодорожного
районного суда г. Ульяновска от 20.10.2014 лишены родительских прав (л.д.
88-90).
Согласно уведомлению из Единого государственного реестра
недвижимости Шарова Е.А. в собственности жилых помещений не имеет (л.д. 71).
Распоряжением Управления
Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области по
городу Ульяновску от 30.05.2014 за истицей сохранено право пользования жилым
помещением по адресу: *** (л.д. 124).
Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от
20.03.2018 признано незаконным решение комиссии по установлению факта
невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении от 15.09.2017 об
отказе в установлении факта не возможности проживания в ранее занимаемом жилом
помещении, на уполномоченный на тот момент времени орган возложена обязанность
включить Шарову Е.А. в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями государственного
специализированного жилищного фонда Ульяновской области (л.д. 20-22).
Указанное решение было исполнено и 24.05.2028 Шарова Е.А.
была включена в указанный список, что подтверждается соответствующим
уведомлением (л.д. 43).
Согласно выписке из имеющихся учетов
*** *** (биологическая мать истицы, умершая 03.05.2022) являлась нанимателем
жилого помещения по адресу: *** (л.д. 26).
Истец Шарова Е.А. по указанному
адресу зарегистрирована по месту жительства с 14.12.2020 в качестве члена семьи
нанимателя, что также следует из вышеуказанной выписки.
Распоряжением Министерства социального развития Ульяновской
области от 12.07.2023 № *** Шарова Е.А. исключена из указанного выше списка в
связи с утратой ею оснований, предусмотренных статьей 8 Федерального закона от
21.12.1996 № 159-ФЗ, для предоставления благоустроенного жилого
помещения специализированного жилищного фонда по договору найма
специализированного жилого помещения (л.д. 29).
Не согласившись с данным распоряжением, Шарова Е.А.
обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая заявленные исковые требования и отказывая в их
удовлетворении, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 40
Конституции Российской Федерации, статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской
Федерации, статей 1, 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О
дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей», статьи 2 Закона Ульяновской области от 20.12.2022 № 142-ЗО
«Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а
также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
место жительства которых находится на территории Ульяновской области,
благоустроенными жилыми помещениями», Положением о признании помещения жилым
помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома
аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и
жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от
28.01.2006 № 47, Положением о порядке установления факта невозможности
проживания детей‑сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а
также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в
ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей
по договорам социального найма либо собственниками которых они являются,
утвержденным Постановлением Правительства Ульяновской области от 25.03.2013 №
96-П, Положением о порядке приобретения в государственную собственность ***
жилых помещений в целях их включения в специализированный государственный
жилищный фонд Ульяновской области и последующего предоставления детям-сиротам и
детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, и о порядке предоставления детям-сиротам и
детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, жилых помещений указанного фонда по
договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденным Постановлением
Правительства Ульяновской области от 03.07.2023 № 329-П, и пришел к выводу об
отсутствии оснований для признания незаконным Распоряжения Министерства
социального развития Ульяновской области от 12.07.2023 № 1026-р, восстановления
истицы в списке, как следствие, возложения на
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской
области обязанности обеспечить ее
благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого
помещения.
Оснований не согласиться с данными выводами судебная
коллегия не усматривает.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от
21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено,
что детям-сиротам и детям, оставшимся
без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по
договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по
договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также
детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются
нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи
нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками
жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых
помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта
Российской Федерации, на территории которого находится место жительства
указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта
Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые
помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных
жилых помещений.
Вместе
с тем, пунктом 3.1 указанной статьи
предусмотрены основания исключения детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, из списка, в том числе, в случае утраты ими оснований,
предусмотренных настоящей статьей, для предоставления благоустроенных жилых
помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма
специализированных жилых помещений (подпункт 2).
Как
следует из решения Ленинского районного суда г. Ульяновска от 20.03.2018 (л.д.
20-22), на основании которого Шарова Е.А. была включена в указанный список,
основанием для такого включения послужил установленный судом факт невозможности
проживания Шаровой Е.А. в ранее представленном жилом помещении по адресу: ***,
общей площадью 45,23 кв.м, где были зарегистрированы 4 человека, в том числе,
ее мать, лишенная родительских прав, и на каждого зарегистрированного
приходилось менее учетной нормы площади жилого помещения (12 кв.м),
установленной Решением Ульяновской Городской Думы от 13.07.2005 № ***.
Вместе с тем, согласно свидетельству о смерти биологическая
мать Шаровой Е.А. – *** умерла *** (л.д. 25).
Всего же, с мая 2022 года в данном жилом помещении было
зарегистрировано 3 человека (истица и ее сестры – Шарова Е.А. и ***), а с
11.01.2024 (после снятия *** с регистрационного учета) по настоящее время
зарегистрировано 2 человека.
Указанная квартира является муниципальной собственностью
(л.д. 81-85) и истица имеет право пользования ею на условиях договора
социального найма.
С учетом того, что в настоящее время в данном жилом
помещении мать истицы, лишенная родительских прав, не проживает в связи со
смертью, в квартире зарегистрировано лишь 2 человека (до 2024 года – 3
человека), то есть исходя из площади данного жилого помещения (45,23 кв.м) на
каждого члена семьи приходится более учетной нормы площади жилого помещения (12
кв.м), основания по которым Шарова Е.А. была включена в список отпали, что в
силу прямого указания закона являлось основанием для ее исключения.
Доводы апелляционной жалобы об обратном основаны на неверном
толковании подлежащих применению норм права.
При этом доводы о непригодности ранее предоставленного
жилого помещения судом первой инстанции отклонены правомерно.
Подпунктом 2
пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ предусмотрено, что проживание детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями
или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо
собственниками которых они являются, признается невозможным, если это
противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием следующего
обстоятельства: жилые помещения признаны непригодными для проживания по
основаниям и в порядке,
которые установлены жилищным законодательством.
В силу части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской
Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания,
многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или
реконструкции по основаниям
и в порядке,
которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47
утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения
непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу
или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее
– Положение).
Абзацем первым пункта 7 Положения предусмотрено, что оценка
и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого
помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также
многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или
реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих
целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных
помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Таким образом, принятие решения о признании жилого помещения
непригодным для проживания не входит в полномочия суда и отнесено к исключительной
компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в соответствии с
вышеуказанным Положением.
Вместе с тем, как следует из материалов дела,
межведомственной комиссией решений в отношении спорного жилого помещения не
принималось, сама истица по данному поводу в уполномоченный орган не
обращалась, что она также подтвердила суду апелляционной инстанции.
При
этом судебная коллегия отмечает, что само по себе несоответствие ранее
предоставленного истице жилого помещения санитарным и иным требованиям, в силу подпункта 2
пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ в
действующей редакции Федерального закона
от 29.07.2018 № 267-ФЗ, в отличие от предыдущей редакции, не является
основанием для включения ее в список.
Действующая
редакция данной нормы предусматривает в качестве основания для включения в
список именно признание ранее предоставленного жилого помещения непригодным для проживания в
установленном порядке.
Довод
о допущенном процессуальном нарушении, выразившемся в непривлечении прокурора
для дачи заключения по настоящему делу, судебной коллегией также отклоняется,
так как положения статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации не предусматривают обязательного участия прокурора по данной
категории дел.
Таким образом, при разрешении спора судом первой инстанции
правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно
применены нормы материального и процессуального права, выводы суда
соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Ульяновска
от 01 июля 2025 года оставить без изменения, а
апелляционную жалобу Максимовой Елены
Александровны – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в
кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в
течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного
определения по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, через Ленинский
районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено
09.12.2025.