Судебный акт
Об установлении границ охотничьих угодий
Документ от 02.12.2025, опубликован на сайте 16.12.2025 под номером 122880, 2-я гражданская, о возложении обязанности исключить особо охраняемые природные территории из границ охотничьих угодий на территории Майнского, Мелекесского и Радищенского районов Ульяновской области, решение (осн. требов.) отменено полностью с направлением дела на новое рассмотрение

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0012-01-2025-000491-92

Судья Гуляев С.А.                                                                        Дело № 33а-4706/2025

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                     02 декабря 2025 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи  Пулькиной Н.А.,

судей Бахаревой Н.Н., Лифановой З.А.,

при секретаре  Лазареве М.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу                       Министерства природных ресурсов и экологии Ульяновской области на решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 10 июля 2025 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 01 сентября 2025 года, по делу               № 2а-1-342/2025, которым постановлено:

уточненное административное исковое заявление Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры удовлетворить частично.

Возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области *** обязанность в срок до 31 декабря 2026 года установить границы общедоступных охотничьих угодий на территории Мелекесского района Ульяновской области, исключив из них особо охраняемую природную территорию регионального значения «Памятник природы «Лесополоса Генко».

В административных исковых требованиях прокурора к Правительству Ульяновской области отказать.

Заслушав доклад судьи Бахаревой Н.Н., объяснения помощника прокурора Патшиной  Е.В.,  полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Правительству Ульяновской области о возложении обязанности установить границы общедоступных охотничьих угодий, исключении из них особо охраняемой природной территории.

Требования мотивировал тем, что прокуратурой установлены факты нахождения в границах общедоступных охотничьих угодий, которые надлежащим образом не установлены, особо охраняемой природной территории «Лесополоса Генко», режимом которой запрещена охота и рыбалка.

Приказом Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 04 февраля 2013 года № 07 «Об утверждении положений об особо охраняемых природных территориях регионального значения Ульяновской области» утверждено положение о памятнике природы регионального значения «Лесополоса Генко», разделом 5 которого установлен режим особой охраны территории памятника природы.

Находящиеся на территории памятника природы объекты животного мира не могут быть отнесены к охотничьим ресурсам. Однако до настоящего времени особо охраняемая природная территория не исключена из границ общедоступных охотничьих угодий, границы общедоступных охотничьих угодий не определены.

Просил возложить на Правительство Ульяновской области и Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области обязанность установить границы общедоступных охотничьих угодий на территории Мелекесского района Ульяновской области, исключив из них особо охраняемую природную территорию «Лесополоса Генко».

К участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области, в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области, администрация муниципального образования «Новомалыклинский район» Ульяновской области.                               

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.

В обоснование жалобы указывает на то, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела.

Министерством природных ресурсов и экологии Ульяновской области были приняты все необходимые меры по обеспечению охраны памятников природы, как на законодательном, так и на практическом уровне. Доказательств того, что особо охраняемая природная территория  входит в состав общедоступных охотничьих угодий Мелекесского района Ульяновской области суду не предъявлено.

В решении суд ссылается на проект дорожной карты по выполнению мероприятий по уточнению границ закрепленных охотничьих угодий, в чьих границах находится особо охраняемая природная территория. Однако административный иск предъявлен в отношении общедоступных охотничьих угодий Ульяновской области.

Отмечает, что Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области не наделено полномочиями по формированию областного бюджета Ульяновской области. Финансовое обеспечение деятельности осуществляется за счет бюджетных ассигнований  указанного бюджета.

В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия с учетом положений статей 150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

При рассмотрении апелляционных жалобы, представления, частной жалобы, представления суду апелляционной инстанции во всяком случае следует проверять наличие предусмотренных частью 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований для отмены судебного акта суда первой инстанции (пункт 30 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 июня 2020 года № 5 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции»).

Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.

Решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле (пункт 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Такие нарушения допущены судом первой инстанции.

Как следует из материалов дела, приказом Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области от 04 февраля 2013 года № 07 утверждено, в том числе, Положение об особо охраняемой природной территории регионального (областного) значения «Памятник природы «Лесополоса Генко» на территории муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области  (л.д. 31-34, 35-39).

Указанное положение определяет правовой статус особо охраняемой природной территории регионального (областного) значения «Памятник природы «Лесополоса Генко», режим особой охраны территории заказника,  режим охранной зоны, а также содержит сведения о площади, описаниях местонахождения и границах особо охраняемой природной территории (л.д.  35-39).

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, расположенных в границах памятника природы обязаны соблюдать  установленный  на территории памятника природы режим особой охраны (пункт  5.8 Положения).

На территории пятника природы запрещены, в том числе, охота  и рыбная ловля, кроме регулирования численности объектов животного мира в установленных законодательством  случаях.

Частью 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что физические лица и юридические лица осуществляют право на добычу охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Ранее Указом Губернатора Ульяновской области от 06 февраля 2023 года № 11 «О внесении изменений в указ Губернатора Ульяновской области от 02 апреля        2020 года №  40»  (признан  недействующим решением Ульяновского областного суда от 30 марта 2023 года), охотничьи угодья, расположенные на территории   муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области, закреплены  за  Ульяновской  областной общественной организацией охотников и рыболовов.

Административный истец факт  использования  указанной организацией охотничьих угодий в настоящее время, как и факт  возможного пересечения  границ памятника природы «Лесополоса Генко»  с границами вышеуказанных охотничьих угодий,  не отрицал. В связи с чем суду первой инстанции надлежало решить вопрос о привлечении к участию в деле в качестве заинтересованного лица Ульяновской  областной общественной организации охотников и рыболовов. Между тем, вышеуказанная организация к участию в деле привлечена  не была.

Таким образом, суд первой инстанции рассмотрел административное дело, не установив круг лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются рассмотрением настоящего дела, и не привлек таких лиц к участию в деле.

Указанное обстоятельство  в силу  требований пункта 3 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду необходимо установить круг лиц, участвующих в деле, чьи права и интересы затрагиваются рассмотрением дела, определить их процессуальный статус; установить  юридически значимые для дела обстоятельства, в том числе,  факт пересечения границ территории памятника природы  с границами охотничьих угодий; принять иные меры для всестороннего, полного и своевременного рассмотрения административного дела  в соответствии с нормами материального и процессуального права, в том числе, отразить решении суда  оценку имеющихся доказательств и доводов лиц, участвующих в деле.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309  Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 10 июля        2025 года отменить.

Административное дело направить  на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  12 декабря 2025 года.