Судебный акт
Изменение срока отселения из аварийного дома
Документ от 09.12.2025, опубликован на сайте 16.12.2025 под номером 122913, 2-я гражданская, обязать установить срок сноса аварийного дома по ул. Мостостроителей 2, и отселения из него жителей, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0004-01-2025-004065-76

Судья Высоцкая А.В.                                                                         Дело № 33а-4845/2025

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                           09 декабря 2025 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Лифановой З.А., Бахаревой Н.Н.,

при секретаре Лазареве М.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу               администрации города Ульяновска на решение Заволжского районного суда                         города Ульяновска от 25 июля 2025 года по делу №2а-2367/2025, которым постановлено:

административный иск прокурора Заволжского района города Ульяновска в интересах Аронова Александра Михайловича к администрации города Ульяновска о признании незаконным постановления в части установления срока отселения физических и юридических лиц из аварийного, подлежащего сносу многоквартирного дома, возложении обязанности установить разумный срок сноса и отселения физических и юридических лиц из аварийного многоквартирного дома, удовлетворить частично.

Признать незаконным пункт 2 постановления администрации города Ульяновска от 20.07.2023 *** «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» в части установления срока отселения физических и юридических лиц, проживающих в многоквартирном жилом доме ***

Возложить на администрацию города Ульяновска обязанность установить срок для отселения физических лиц из многоквартирного дома *** до 31.12.2027.

В удовлетворении требований административного иска прокурора Заволжского района города Ульяновска в интересах Аронова Александра Михайловича к администрации города Ульяновска о возложении обязанности установить разумный срок сноса аварийного многоквартирного дома отказать.

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А.,  пояснения Березина П.М.,                   Березиной О.А., прокурора Стерлядевой Е.В., полагавших решение суда не подлежащим отмене,  судебная коллегия

 

установила:

 

Прокурор Заволжского района города Ульяновска, действуя в защиту прав и законных интересов Аронова А.М., обратился в суд с административным иском к администрации города Ульяновска о признании постановления в части незаконным, обязании установить новый срок сноса аварийного дома.

Требования мотивировал тем, что проведенной прокуратурой Заволжского района города Ульяновска проверки законности установления сроков отселения жителей аварийных домов и сноса таких домов было установлено, что в соответствии с постановлением администрации города Ульяновска от 20.07.2023 *** многоквартирный дом *** признан аварийным и подлежащим сносу. Установлен срок отселения граждан до                          4 квартала 2023 года.

Дальнейшая эксплуатация жилого дома и проживание в нем граждан создает реальную угрозу для их жизни  и здоровья, а также для жизни и здоровья иных лиц, в связи с чем решение администрации города Ульяновска об установлении срока сноса и отселения жителей указанного дома до 4 квартала 2030 года нарушает права граждан на благоприятную среду проживания.

Прокурор просил суд: признать незаконным п.2 постановления администрации города Ульяновска от 20.07.2023 *** «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» в части установления срока отселения физических и юридических лиц, проживающих в многоквартирном доме, расположенном по адресу: *** обязать администрацию г. Ульяновска установить срок сноса аварийного дома *** и отселения из него жителей до 31.12.2027.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Управление ЖКХ администрации города Ульяновска, Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска, Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, Министерство ЖКХ и строительства Ульяновской области, Агентство государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области, ООО «Группа компаний Экспертизы и Оценки»,              ООО «Ремстройсервис».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование жалобы указывает на то, что судом первой инстанции были нарушены нормы материального и процессуального права.

Обращает внимание на то, что законом не установлены конкретные сроки, в которые должно производиться отселение жителей из аварийного дома. Жилищным кодексом Российской Федерации не установлены требования о незамедлительном отселении лиц в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Вывод суда об установлении конкретного срока по сносу и расселению аварийного многоквартирного дома до 31.12.2027 является неправомерным, поскольку определение срока отселения физических и юридических лиц является исключительно компетенцией органа местного самоуправления.

Кроме того, заявленное требование по установлению конкретного срока по сносу и расселению аварийного дома до 31.12.2027 является неисполнимым, поскольку после переноса сроков расселения аварийного дома имеется необходимость в проведении мероприятий, на что потребуется выделение бюджетных ассигнований из бюджета муниципального образования «город Ульяновск».

Считает, что по данному делу пропущен срок для обращения в суд с указанным административным иском.

В судебное заседание другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания и с учетом положений статей 150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия, определила, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (ч.1 ст.39 КАС РФ).

По делу установлено, что заключением межведомственной комиссии от 18.05.2023 *** признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.41-43).

Основанием для принятия межведомственной комиссией вышеуказанного решения послужило исследование ООО «Группа Компаний Экспертизы и Оценки» от 17.02.2023, согласно выводам которого в результате осмотра многоквартирного дома №2 по ул.Мостостроителей в г.Ульяновске выявлены повреждения во всех помещениях дома. Дом находится в аварийном состоянии, износ составляет более 81%. Дальнейшая эксплуатация дома невозможна, поскольку сырая проводка может повлечь за собой возгорание, что приведёт к пожару. Фундамент находится в аварийном состоянии, что влечёт за собой полное разрушение несущих конструктивных элементов дома. Требуется срочная замена кровельного покрытия, ремонт стропильной системы кровли (капитальный ремонт кровли), что не целесообразно.

Проводимая по определенной программе согласно ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» для обеспечения безопасного функционирования уникальных зданий или сооружений за счет своевременного обнаружения на ранней стадии негативного изменения напряженно-деформированного состояния конструкций и грунтов оснований, повлекли за собой переход объекта в аварийное состояние.

Характерными признаками повреждений конструктивных элементов являются:

пятна (подтёки, разводы) жёлтого цвета на поверхностях стен; отслаивание и отклеивание обоев целыми листами, отшелушивание окрасочного слоя; выпучивание, растрескивание и полное отхождение штукатурки; частичное разрушение покрытия на кровли, гниение конькового бруса; коробление, разбухание, перекос покрытий; разрушение обрешётки в конструкции кровли; разрушение фронтона; разрушение фундамента; разрушение кирпичной кладки (стен).

Разрушение перекрытий пола: технологические трещины до 52 мм, техническое состояние фундаментов оценено как не работоспособное. Техническое состояние несущих стен оценено как работоспособное. Техническое состояние конструкций крыши и покрытия кровли оценено как аварийное. Техническое состояние полов, перегородок оценено как ограниченно работоспособное. Техническое состояние перекрытий оценено как ограниченно работоспособное. Техническое состояние неудовлетворительное.

Проживание в доме *** представляет угрозу жизни и здоровью, поскольку существует угроза разрушения дома (л.д.15-40).

Постановлением администрации города Ульяновска от 20.07.2023 *** указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу (п.1), установлен срок отселения физических и юридических лиц из аварийного и подлежащего сносу указанного многоквартирного дома - до 31.12.2030 (п.2 постановления, согласно приложению к постановлению).

Согласно акту обследования многоквартирного дома *** подготовленному сотрудником Агентства государственного и строительного надзора Ульяновской области, которым зафиксировано, что в доме на стенах имеются трещины, старые следы протечки кровельного покрытия. В настоящее время имеется визуальное ухудшение аварийного состояния (л.д.92).

В соответствии с ч.10 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации                (ЖК РФ) признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания (ч.4 ст.15 ЖК РФ).

В соответствии с п.1, 8, 9 ч.1 ст.14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции регламентируется Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.

Согласно п.49 указанного Положения, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издания распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Исходя из смысла названных норм, решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений, направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище.

Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния, то восстановление жилищных прав не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома.

Выявленные дефекты и повреждения, указывающие на аварийное состояние конструкций дома, свидетельствуют о невозможности дальнейшей безопасной (безаварийной) эксплуатации жилого многоквартирного дома.

Разрешая спор и удовлетворяя административный иск прокурора в части признания неразумным срока отселения из многоквартирного дома жителей, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорный жилой дом является аварийным и подлежащим сносу, его техническое состояние представляет угрозу для проживающих в нем лиц, в связи с чем установленные административным ответчиком сроки отселения не отвечают признакам разумности, следовательно, оспариваемое постановление в данной части является незаконным.

Учитывая техническое состояние жилого дома и его отдельных конструкций, у суда первой инстанции имелись основания для удовлетворения требований прокурора и установления срока отселения до 31.12.2027, поскольку установленный срок отселения граждан, проживающих в указанном многоквартирном доме -  до 31.12.2030 не отвечает требованиям разумности и является чрезмерно длительным, с учетом физического износа здания и наличия угрозы обрушения дома.

С выводами районного суда судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на исследованных доказательствах по делу, которым дана надлежащая правовая оценка.

Довод апелляционной жалобы о том, что определение срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления, не опровергает установленные судом обстоятельства, свидетельствующие о ненадлежащем техническом состоянии конструкций жилого дома, и вывод суда о необходимости установления администрацией города Ульяновска реальных, более коротких, сроков отселения жильцов из аварийного дома в целях соблюдения их прав и охраняемых законом интересов.

Административным ответчиком доводы административного истца не опровергнуты, доказательств отсутствия угрозы обрушения жилого дома не представлено.

Доводы апелляционной жалобы о недостаточности финансирования на правильность выводов суда первой инстанции не влияют и не могут  служить основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Вопреки доводам жалобы, срок для обращения в суд следует исчислять с даты проведения прокурорской проверки. Аронов А.М., являющийся ***, обратился с заявлением к прокурору 26.05.2025, настоящий административный иск подан в суд 25.06.2025, то есть в 3-месячный срок.

При таких обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 25 июля 2025 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Ульяновска   без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                  

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10.12.2025