Судебный акт
Пенсионный спор
Документ от 25.11.2025, опубликован на сайте 17.12.2025 под номером 122932, 2-я гражданская, о возложении обязанности по назначению пенсии по старости со снижением пенсионного возраста в связи с проживанием (работой) в зоне с льготным социально-экономическим статусом, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

73RS0009-01-2025-000410-09

Судья         Мельникова О.В.                                                                      Дело № 33-4723/2025

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     25 ноября 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда                         в составе:

председательствующего Богомолова С.В.

судей Федоровой Л.Г., Санатулловой Ю.Р.

при секретаре Леонченко А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ульяновской области на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 30 июля 2025 года, по гражданскому делу № 2-1-274/2025, по которому постановлено:

Исковое  заявление Сыромятникова Ивана Николаевича к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ульяновской области о возложении обязанности назначить пенсию по старости с уменьшением  пенсионного возраста, в связи с проживанием (работой) на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом удовлетворить.

Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ульяновской области назначить Сыромятникову Ивану Николаевичу (паспорт ***      № ***) пенсию по старости с уменьшением общеустановленного  пенсионного  возраста на 1 год, на основании ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с  04.05.2025 года.  

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., судебная коллегия

 

установила:

 

Сыромятников И.Н. обратился в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ульяновской области (ОСФР по Ульяновской области) о возложении обязанности назначить пенсию по старости с уменьшением  пенсионного возраста, в связи с проживанием (работой) на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.  

Требования мотивировал тем, что он обратился в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с положениями   Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в связи с  проживанием (работой)  на территории с льготным социально-экономическим статусом. Решением  пенсионного  органа    *** от 12.11.2024 в назначении пенсии по старости со  снижением   возраста на  2 года ему  было отказано ввиду отсутствия требуемой продолжительности проживания (работы) в зоне с льготно-экономическим статусом. Для  снижения пенсионного  возраста на  1 год для пенсионного  органа  недоказанными  остаются: факт  работы в льготной зоне в  периоды: с 10.10.1990  по  15.02.1995, с  27.03.1995 по  10.04.1995 поскольку он  работал  в  ***,  расположенном  в  ***,  указанный населенный  пункт не  входит в  Перечень населенных пунктов ***, относящихся к территории радиоактивного загрязнения, утвержденного  распоряжением Правительства РФ от 28.12.1991 №237-р в редакции Распоряжения Правительства РФ от 05.04.1993 № 557-р (далее Перечень); факт проживания в  *** в периоды с 13.11.1987  по 13.12.1987, с 11.12.1989 по 11.04.1996 не подтвержден. На территории  *** в  период с 26.04.1986 по 31.01.1998  существовал населенный  пункт -  ***. Наименование ***  в Перечне указано ошибочно, под этим названием значилось *** В указанном селе имелась ***. В период  с  13.11.1987  по  11.04.1996  он  постоянно  проживал  и  работал ***. Названия  населенных  пунктов «***  тождественны.

Истец просил обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ульяновской области назначить ему с 04.05.2025 пенсию по старости с уменьшением пенсионного  возраста на 1 год, на основании ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области не соглашается с решением суда, считает его вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Считает, что суд неправомерно установил, что истец проживал в *** в период с 13.11.1987 по 13.12.1987 и с 24.12.1990 по 11.04.1996, а также работал на территории в *** с 10.10.1990 по 15.05.1995, с 27.03.1995 по 10.04.1995.

В обоснование жалобы указывает, что поскольку Перечнем населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 28.12.1991 № 237-р, в редакции распоряжения Правительства РФ от 05.04.1993 № 557-р (действовало до 01.02.1998), *** не поименован, следовательно, периоды работы с 10.10.1990 по 15.02.1994, с 27.03.1995 по 10.04.1995 *** (месторасположение – ***), не могут быть зачислены в период работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Иных документов, подтверждающих проживание (работу) на территории с льготным социально-экономическим статусом, истец не представил.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции своевременно и надлежащим образом.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела  и установлено судом первой инстанции, Сыромятников И.Н., *** года рождения, 03.09.2024 обратился в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 2 года в соответствии со ст.34 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Решением ОСФР по Ульяновской области *** от 12.11.2024 Сыромятникову И.Н. было отказано в назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 2 года в соответствии со ст.34 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в связи с отсутствием требуемой продолжительности проживания (работ) в зоне с льготным социально-экономическим статусом и с тем, что *** не поименован в Перечне населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 28.12.1991 №237-р, в редакции распоряжения Правительства РФ от 05.04.1993 №557-р (л.д.7-8).

В решении пенсионным органом указано, что при установлении тождественности ***  в судебном порядке, продолжительность  работы истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом составит 2 месяца 13 дней с 29.05.1995 по 11.08.19954 период работы в *** с 15.01.1990 по 26.02.1990 (***). Общая продолжительность работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом составит 3 месяца 25 дней, что не дает Сыромятникову И.Н. право на снижение пенсионного возраста по статье 34 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1.

Сыромятников И.Н. не согласившись с данным решением пенсионного органа, обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил характер спорных правоотношений, закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об  удовлетворении требований Сыромятникова И.Н.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

В соответствие со ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют, в том числе, граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

В силу ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» гражданам,   постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и другими федеральными законами.

Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013  № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»  по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона (ст. 28.1 закона  № 1244-1). 

Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ  «О страховых пенсиях» (по состоянию на  31.12.2018) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно статье 7 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» действие данного Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Указанные территории подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.

Распоряжением Правительства РФ от 05.04.1993 № 557-р (действовавшим  до 01.02.1998) был определен Перечень населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения, в который включено ***

Согласно ***, утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 31.07.1995 ***, введенному в действие с 01.01.1997, в состав *** входит *** (код 73 214 880).

Приложением № 1 к Закону Ульяновской области от 03.10.2006 № *** «Об административно-территориальном устройстве Ульяновской области» центром *** указано ***, в состав округа входят, в том числе ***.

Проанализировав исследованные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу, что при написании  населенного пункта, в перечне населенных пунктов ***, относящихся к территории радиоактивного загрязнения, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 28.12.1991  №237-р в редакции Распоряжения Правительства РФ от 05.04.1993 № 557-р (действовавшего до 01.02.1998), была допущена ошибка, вместо *** было указано «***».

Территория  *** в период с 26.04.1986 года (со дня аварии на ЧАЭС) по 31.01.1998, относилась к территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, что  подтверждается  справкой ***

Также сведениями *** подтверждается  тот факт, что ***  располагался на  территории села *** не  существовало.

Согласно п. 8 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного Закона относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 указанного Закона, пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности (ст. 34 Закона).

Первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 указанного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения (примечание к ст. 35 того же Закона).

Сыромятников И.Н. зарегистрирован в *** с 27.10.2009, что следует из его паспорта (л.д.10).

Из справки  администрации *** *** от 22.07.2025 следует, что Сыромятников И.Н. был зарегистрирован и постоянно проживал в *** с 16.11.1987 по 11.01.1988 в *** (дата  выбытия в  штампе отсутствует), с 26.12.1990  по 11.04.1996 (в  заключении). *** тождественны, населенного пункта с названием *** в 1986-1996  никогда не  было.  Населенного пункта *** в  период  с  1987-1996 не было. В *** имеется  ***.  *** в 1987-1996 годах  располагался в ***  (л.д. 75). Как  следует  из справки  администрации *** от 16.08.2024 № *** ***  относилось к  местности  с  льготно-экономическим  статусом с  26.04.1986 по  31.01.1998 (л.д. 95).

Из похозяйственной книги ***  за 1986-1990 годы и  домовой  книги *** усматривается факт  проживания  Сыромятникова И.Н.  с 13.11.1987 (прибыл  из  ***) (л.д. 76-77, 82-83).

С  13.12.1987 по 07.12.1989 истец  проходил  службу  в  армии,  что  следует из  его  трудовой книжки (л.д.12).

Из домовой книги *** № *** за 1990 – 1994 годы усматривается факт  проживания Сыромятникова И.Н. с 24.12.1990 (л.д. 80-81).

Из  трудовой  книжки Сыромятникова И.Н. серии *** и  данных  о  стаже,  имеющихся в  материалах  пенсионного  дела следует,  что  истец  работал  в *** с 10.10.1990 по 15.02.1995 (4 года, 4 месяца, 6 дней), с  27.03.1995  по 10.04.1995 (14 дней) (л.д. 89-94, 64-66, 47, 50).

Допрошенные судом первой инстанции свидетели *** показали, что Сыромятников И.Н. с детства  проживает в селе ***, выезжал лишь в период службы в армии в 1988 году. После службы в армии вернулся в село, работал в ***, никуда не выезжал. Совхоз располагался *** не существовало.

Проанализировав представленные доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности, суд первой инстанции установил, что Сыромятников И.Н. проживал ***,   на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом в  период  с 13.11.1987 по 13.12.1987 и с 24.12.1990 по 11.04.1996, а также работал в ***,  располагавшимся в *** с 10.10.1990  по  15.02.1995 (4 года, 4 месяца, 6 дней), с 27.03.1995 по 10.04.1995 (14 дней),  т.е.  период его проживания и работы на территории зоны проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом составляет более 4-х лет, за  которые он имеет право на снижение пенсионного возраста на 1 год на основании ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».  

Таким образом, вопреки доводам жалобы ответчика, исходя из анализа указанных норм права, учитывая все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о проживании истца 13.11.1987 по 13.12.1987 и с 24.12.1990 по 11.04.1996, а также работы  с 10.10.1990  по  15.02.1995, с 27.03.1995 по 10.04.1995 в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Факт проживания и работы истца в указанные периоды в зоне с льготным социально-экономическим статусом подтверждается собранными по делу доказательствами.

Оснований не согласиться с указанными выводами у судебной коллегии не имеется, поскольку они основаны на правильном применении к спорным правоотношениям норм материального права, подтверждены представленными при разрешении спора доказательствами, которым судом дана соответствующая оценка, отвечающая требованиям статьи 67  Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Мотивы, по которым суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований, а также оценка доказательств, подтверждающих эти выводы, подробно приведены в мотивировочной части решения суда, и считать их неправильными у судебной коллегии не имеется оснований, в связи с чем доводы апелляционной жалобы ОСФР по Ульяновской области о несогласии с решением суда  являются несостоятельными.

03.09.2024, достигнув возраста *** лет, истец обратился в пенсионный  орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии в соответствие с  Законом  РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» со снижением пенсионного возраста, в связи с проживанием и работой на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Учитывая, что досрочная страховая пенсия назначается не ранее момента обращения за ее назначением, а на момент такого обращения Сыромятников И.Н. достиг возраста *** лет, он имеет право на снижение пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 в связи с проживанием (работой) в населенном пункте, относящемся к территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, на один год, суд правомерно возложил на ответчика обязанность назначить истцу пенсию по старости с уменьшением общеустановленного  пенсионного  возраста на 1 год, с  04.05.2025. 

Доводы апелляционной жалобы ОСФР по Ульяновской области не содержат правовых оснований для отмены обжалуемого судебного решения, повторяют их позицию  при рассмотрении дела,  сводятся к иной оценке доказательств, получивших надлежащую судебную оценку, нашедшую отражение в оспариваемом решении.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

 

решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 30 июля 2025 года, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ульяновской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­Карсунский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 09 декабря  2025 года.