УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0024-01 -2025-000222-69
Судья
Трифонова А.И.
Дело № 33а-4604/2025
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город
Ульяновск 12 декабря
2025 года
Судебная
коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной
Н.А.,
судей
Лифановой З.А., Бахаревой Н.Н.,
при секретаре Лазареве М.М.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционное представление Ульяновского
межрайонного природоохранного прокурора Ульяновской области на решение
Ульяновского районного суда Ульяновской области от 26 июня 2025 года по делу №
2а-1-171/2025, которым постановлено:
в
удовлетворении административных исковых требований Ульяновского межрайонного
природоохранного прокурора в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц,
интересов Российской Федерации к Федеральному агентству лесного хозяйства Российской
Федерации о признании незаконным бездействия, выразившегося в не проведении
лесоустройства в отношении земельного участка, возложении обязанности направить
документы и сведения о границах земельного участка в орган регистрации прав для
внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о сформированном
земельном участке, в том числе о принятии образованного земельного участка в
федеральную собственность и присвоении ему категории земель, лесного фонда,
провести лесоустройство земельного участка; к Министерству природных ресурсов и
экологии Ульяновской области о возложении обязанности внести сведения в
государственный лесной реестр - отказать.
Заслушав
доклад судьи Лифановой З.А., пояснения прокурора
Атянина В.Н., поддержавшего доводы апелляционного представления, судебная коллегия
установила:
Ульяновский
межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным иском,
уточненным в ходе судебного разбирательства, в защиту прав и свобод
неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Федеральному
агентству лесного хозяйства Российской Федерации, Министерству природных
ресурсов и экологии Ульяновской области о признании бездействия незаконным,
возложении обязанности направить документы и сведения о земельном участке в
орган регистрации прав, провести лесоустройство земельного участка, внести
сведения в государственный лесной реестр.
В обоснование
административных исковых требований указал на то, что Ульяновской межрайонной
природоохранной прокуратурой проведена
проверка соблюдения требований лесного законодательства на территории региона. Надзорными мероприятиями выявлено, что на территории *** лесничества
расположен земельный участок (бывший совхоз «***»), примерной площадью 4,3 га,
не относящийся к землям лесного фонда, но покрытый лесной растительностью,
который не поставлен на кадастровый учет и относится к кадастровому кварталу ***. На указанном земельном участке произрастают культуры дуба, в связи с
чем в силу требований федерального законодательства земельный участок подлежит
охране в установленном законом порядке.
Вместе с тем,
до настоящего времени землеустроительные работы на земельном участке не
проведены, границы земельного участка не определены, собственник земельного
участка отсутствует, как следствие, отсутствует информация о земельном участке
в государственном лесном реестре.
Ссылаясь на ст. 9, 36, 42, 58 Конституции РФ, ст.7, 8 Земельного кодекса
РФ, положения Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей
среды», Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор, с учетом уточнений,
просил:
признать
незаконным бездействие Федерального агентства лесного хозяйства по непринятию
мер по проведению лесоустройства на земельном . участке, расположенном на
территории *** лесничества (бывший совхоз «***»), примерной площадью 4,3 га, кадастровый квартал *** (с *** стороны земельный участок граничит
с земельным участком лесного фонда с кадастровым номером ***, с *** стороны
земельный участок граничит с земельным участком с кадастровым номером ***);
обязать
Федеральное агентство лесного хозяйства в течение одного года со дня вступления
решения суда в законную силу направить документы и сведения о границах
земельного участка, расположенного на территории *** лесничества (бывший совхоз
«***»), примерной площадью 4,6 га, кадастровый квартал *** (с *** стороны
земельный участок граничит с земельным участком лесного фонда с кадастровым.
номером ***, с *** стороны земельный участок граничит с земельным участком с
кадастровым номером ***) в орган регистрации прав для внесения в Единый
государственный реестр недвижимости сведений о сформированном земельном
участке, в том числе о принятии образованного земельного участка в федеральную
собственность и присвоении ему категории земель лесного фонда, провести
лесоустройство земельного участка;
обязать
Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области в течение 6
месяцев со дня проведения лесоустройства на указанном земельном участке внести
соответствующие сведения о нем в государственный лесной реестр.
Судом к
участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент лесного
хозяйства по Приволжскому федеральному округу, ФГБУ «Рослесинфорг», МУ
«Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области, Администрация МО
«Ундоровское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области,
Филиал «ППК Роскадастр» по Ульяновской области, ГКУ «Ульяновское лесничество»
Ульяновской области, Министерство имущественных отношений и архитектуры
Ульяновской области, Отдел
архитектуры, благоустройства и экологии МУ «Администрация МО
«Ульяновский район» Ульяновской области
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В
апелляционном представлении Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор
Ульяновской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение
об удовлетворении заявленных исковых требований.
В обоснование представления указывает на то, что отказ в признании данного
земельного участка федеральной собственностью нарушает права государства и
неопределенного круга лиц, противоречит принципам природоохранного
законодательства. Ссылается на то, что
организация лесоустройства является обязательным условием для последующего
проведения мероприятий по сохранению лесов, лесного планирования и ведения
государственного лесного реестра.
Однако до
настоящего времени землеустроительные работы на спорном земельном участке не
проведены, спорный земельный участок не поставлен на кадастровый учет, не имеет
закрепленной территории, в связи с чем границы земельного участка не
определены, собственник земельного участка отсутствует. Таким образом, земельный участок в текущий момент лишен юридической защиты
от рубки лесных насаждений.
Кроме того,
предусмотренная проектом изменений в генеральный план и правила
землепользования и застройки МО «Ундоровское сельское поселение» категория
спорного земельного участка - сельскохозяйственного назначения фактически
влечет за собой необходимость вырубки лесных насаждений.
В судебное
заседание кроме прокурора другие лица,
участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим
образом о времени и месте судебного заседания.
Судебная
коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 КАС РФ определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся
лиц.
Проверив
материалы дела, обсудив доводы апелляционного
представления, судебная коллегия приходит к следующему.
По смыслу ст.6 и 6.1
Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) леса расположены на землях лесного фонда и
землях иных категорий.
В соответствии со ст.7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который
расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями
земельного законодательства и названного кодекса.
Согласно ч.1 ст.8 ЛК РФ лесные участки в составе
земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
На территории земель лесного
фонда проводится лесоустройство, которое включает в себя, в том числе,
закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых
лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные
леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов (ч.1 ст.67 и ч.1 ст.68 ЛК РФ).
Статьей 91
ЛК РФ предусмотрено,
что государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод
документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите,
воспроизводстве, о лесничествах. В государственном лесном реестре содержится
документированная информация в том числе о составе и границах земель лесного
фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса.
В силу ст.4.2 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ «О введении в действие Лесного
кодекса Российской Федерации» (далее - Закон о введении в действие Лесного кодекса) лесные участки в
составе земель лесного фонда и участки лесного фонда, сведения о которых
внесены в государственный лесной реестр до 01.01.2017, признаются ранее
учтенными объектами недвижимости.
Лесным участком является
земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. 67, 69
и 92
ЛК РФ.
При проектировании лесных
участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении,
границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках
лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются
соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям
лесотаксационных выделов, их границам и площади.
Согласно п.2 ч.5 ст.8
Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации
недвижимости» (далее – Федеральный закон
№218-ФЗ) в кадастр недвижимости вносятся сведения о лесах, водных
объектах и об иных природных объектах, расположенных в границах земельного
участка, если объектом недвижимости является земельный участок.
Исходя из положений п.5 ч.1 ст.83,
ч.9 ст.91
ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов
Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений -
ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в
границах территории субъекта Российской Федерации. Ведение государственного
лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории
Ульяновской области, осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии
Ульяновской области.
В соответствии с ч.6 ст.32
Федерального закона №218-ФЗ орган, осуществляющий ведение государственного
лесного реестра, орган, осуществляющий ведение государственного водного
реестра, в срок не более чем пять рабочих дней со дня внесения в такие реестры
сведений соответственно о лесах, водных объектах направляют в орган регистрации
прав документы (содержащиеся в них сведения), необходимые для внесения
соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Статьей 8 ЛК РФ предусмотрено, что лесные участки в составе земель
лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на
лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с
земельным законодательством.
Согласно п.11 ст.14
Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных
участков из одной категории в другую» в случае, если категория земель не
указана в Едином государственном реестре недвижимости, правоустанавливающих или
правоудостоверяющих документах на земельный участок, принимается решение органа
местного самоуправления муниципального округа, городского округа или
муниципального района об отнесении земельного участка к землям определенной
категории в зависимости от цели использования, для которой он предоставлялся с
учетом требований части 12 настоящей статьи. Указанное
правило применяется независимо от наличия в государственном лесном реестре,
лесном плане субъекта Российской Федерации и (или) лесоустроительной
документации сведений о нахождении земельного участка в границах земель лесного
фонда.
Земельные
участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к
землям населенных пунктов. Земельные участки, расположенные вне границ населенных
пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от
нахождения земельного участка в определенной территориальной зоне,
установленной правилами землепользования и застройки, а при отсутствии
утвержденных правил землепользования и застройки в зависимости от документально
подтвержденного фактического использования земельного участка (п.12).
Если в результате
проведения государственного кадастрового учета в связи с уточнением описания
местоположения границ земельного участка, не относящегося к категории земель
населенных пунктов, указанный земельный участок в соответствии со сведениями
Единого государственного реестра недвижимости расположен в границах населенного
пункта, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости,
такой земельный участок считается отнесенным к категории земель населенных
пунктов независимо от наличия иных сведений о категории земель в
правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельный участок, а
также в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской
Федерации. В этом случае орган регистрации прав одновременно с внесением в
Единый государственный реестр недвижимости сведений об уточненном описании
местоположения границ земельного участка вносит изменения в сведения Единого
государственного реестра недвижимости о таком земельном участке путем указания
на его принадлежность к категории земель населенных пунктов (п.13).
Как следует из материалов дела и установлено судом, в *** районе на
территории кадастрового квартала *** расположен участок земли, примерной
площадью 4,6 га, покрытый лесной растительностью (т. 1 л.д. 67-68).
Координаты земельного участка, примерной
площадью 4,6 га, кадастровый квартал *** (с *** стороны земельный участок
граничит с земельным участком лесного фонда с кадастровым. номером ***, с ***
стороны земельный участок граничит с земельным участком с кадастровым номером ***)
не установлены.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 03.04.2018 №*** утверждены
границы *** лесничества Ульяновской области. Спорная территория не входит в границы Ульяновского лесничества (т.
1 л.д. 42 оборот).
Ранее спорный участок относился к землям совхоза «***». Согласно
архивной справке №*** от 15.05.2025 в 1999 году совхоз «***» Ульяновского
района Ульяновской области был переименован в Государственное предприятие «***»
(том 1 л.д. 12, 49).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 04.06.2001 государственное предприятие «***» признано
несостоятельным (банкротом). Определением от 25.05.2009 конкурсное производство
в отношении указанного предприятия завершено. Из определения арбитражного суда
следует, что в процессе конкурсного производства конкурсным управляющим
инициировались судебные споры, связанные с определением принадлежности
земельного участка площадью 12 490 000 кв.м. с кадастровым номером ***
в ***. Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 21.04.2008 ГП совхозу
«***» было отказано в удовлетворении требований об оспаривании
зарегистрированного права собственности на данный земельный участок. Решением
Арбитражного суда Ульяновской области от 31.10.2008 были удовлетворены
требования ГП совхоза «***» о признании недействительным постановления о
прекращении права бессрочного пользования земельным участком. Таким образом,
право собственности на земельный участок не оспорено. По завершении процедуры
конкурсного производства в отношении ГП совхоза «***» имущества за данным
должником не числилось (том 1 л.д. 86-89).
Согласно справке ГКУ Ульяновской области «Ульяновское лесничество»
указанный в административном иске
земельный участок не относится к землям лесного фонда, граничит с
кварталом *** участкового лесничества. Средний состав лесных насаждений:
4Дн4Б1Ос1Кл – возраст культур 30 лет; состав старого леса: 5Лп3Ос2Дн – возраст
культур 90 лет.
Указанный участок земли не сформирован, не поставлен на государственный
кадастровый учет. С *** стороны он граничит с земельным участком с кадастровым
номером ***; с *** стороны – с земельным участком с кадастровым номером ***
(том 1 л.д. 12).
По сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером ***,
расположенный по адресу: *** поставлен на государственный кадастровый учет
30.09.2014, категория земель - земли лесного фонда, с уточненной площадью 10 209
099 кв.м (погрешность 55 915 кв.м). Принадлежит на праве собственности
Российской Федерации.
Земельный участок с кадастровым номером *** по адресу: *** принадлежит
на праве собственности ООО «***»; категория земель – земли
сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования – для
сельскохозяйственного производства (том 1 л.д. 53-54).
Согласно пояснениям специалиста -
консультанта Отдела архитектуры, благоустройства и экологии МУ
«Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области *** с целью
определения местоположения спорного участка им было выполнено наложение спорного
участка земли на карту функциональных зон поселения Генерального плана МО «***
сельское поселение» (том 1 л.д. 74).
Из фрагмента карты функциональных зон МО «*** сельское поселение»
видно, что спорный участок расположен на стыке трех зон: «лесного фонда» –
лесопарковой и зеленой зоны, питомника и
сельскохозяйственной зоны.
Как указал специалист, питомник на данной территории фактически
отсутствует, источников водоснабжения не имеется. Курорт Ундоры располагается в
другом месте. Представленная схема является приблизительной, так как координаты
характерных точек функциональных зон не установлены. Указал, что разработаны
проекты изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки МО
«*** сельское поселение», в соответствии с которыми спорная территория
полностью входит в зону сельскохозяйственных угодий (том 1 л.д. 98-99).
При сопоставлении фрагмента карты Градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки МО «***
сельское поселение» с местом расположения спорной территории видно, что имеется
наложение: данный земельный участок частично находится в зоне
сельскохозяйственного использования – сельскохозяйственные угодья (сх-1),
частично – в рекреационной зоне «территория, занятая лесами» (ρ-1) (том 1
л.д. 97).
Согласно характеристикам территориальных зон по видам и параметрам
разрешенного использования земельных участков (Часть II правил землепользования
и застройки) территории,
занятые лесами (Р1) – зоны, предназначенные для размещения в границе населенных
пунктов благоустроенных мест отдыха общего пользования, учреждений и объектов
для отдыха. Зоны сельскохозяйственного использования (СХ) предназначены для
ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, размещения и
развития объектов сельскохозяйственного назначения (том 1 л.д. 120-123).
Установив вышеуказанные обстоятельства, дав оценку всем представленным
по делу доказательствам в их совокупности, правильно применив нормы
материального права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, суд первой
инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорный земельный участок
располагается в границах МО «***», в сельскохозяйственной и рекреационной
территориальных зонах (с учетом планируемых изменений – полностью в зоне
сельскохозяйственной угодий), в связи с чем мероприятия по лесоустройству в
указанной зоне не входят в полномочия Федерального агентства лесного хозяйства,
следовательно, незаконного бездействия и оснований для возложения данных
обязанностей не имеется, в связи с чем в
удовлетворении административного иска прокурору отказал.
С
выводами районного суда судебная коллегия соглашается.
Доводы апелляционного представления судебной коллегией отклоняются, как
основанные на неверном толковании закона и установленных по делу обстоятельств.
Так, в
соответствии с п.1 ст. 7
Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по
целевому назначению подразделяются на категории. К данным категориям относятся,
в том числе земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов,
земли лесного фонда (пп. 1,
2,
5).
Согласно ч. 1 ст. 14
Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных
участков из одной категории в другую» (далее - Федеральный закон №172-ФЗ)
отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из
установленных Земельным кодексом
Российской Федерации категорий земель является обязательным.
В силу
ч.4 ст. 67 ЛК РФ планы проведения лесоустройства в отношении лесов, не
указанных в ч.3
настоящей статьи (не находящихся на землях лесного фонда), утверждаются
органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их
полномочий, определенных в соответствии со ст. 81
- 84
настоящего Кодекса.
Учитывая изложенное,
а также принимая во внимание приведенные выше положения п.11, 12, 13 ст.14 Федерального
закона №172-ФЗ, судебная коллегия констатирует, что природоохранным прокурором
выбран неверный способ защиты права, что
в случае удовлетворения заявленных требований приведет к невозможности
исполнения судебного акта, что недопустимо.
При таких
обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, оснований для его
отмены не имеется.
На основании
изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение
Ульяновского районного суда Ульяновской области от 26 июня 2025 года
оставить без изменения, апелляционное представление Ульяновского межрайонного
природоохранного прокурора Ульяновской области без удовлетворения.
Определение
суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и
может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой
инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение
изготовлено 18.12.2025