Судебный акт
Пенсионный спор
Документ от 02.12.2025, опубликован на сайте 23.12.2025 под номером 123046, 2-я гражданская, о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2025-002864-55               Судья Сизов И.А.                                                                           Дело № 33-4865/2025

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               02 декабря 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Санатулловой Ю.Р., Федоровой Л.Г.,

при секретаре Леонченко А.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 02 июля 2025 года по гражданскому делу № 2-2397/2025, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Барышского района Ульяновской области, действующего в интересах Меркуловой Елены Борисовны, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о признании незаконными отказа, признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости удовлетворить частично.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области назначить Меркуловой Елене Борисовне досрочную страховую пенсию по старости по пункту 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с  12 ноября 2024 г.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

 

Заслушав доклад судьи Санатулловой Ю.Р., судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Барышского района Ульяновской области, действуя в интересах Меркуловой Е.Б., обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о признании незаконными отказа, признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

В обоснование заявленных требований указано на то, что Меркулова Е.Б. 30.10.2024 и 28.11.2024 обращалась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Ульяновской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона  № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», так как является матерью троих детей, воспитавших их до *** лет, достигла возраста *** лет, имеет страховой стаж не менее 15 лет.

Но 17.12.2024 и 17.02.2025 ответчик отказал Меркуловой Е.Б. в назначении досрочной страховой пенсии по старости по указанному основанию, в связи с отсутствием факта воспитания до *** возраста на территории Российской Федерации ее сына *** *** года рождения.

В связи с незаконным отказом в назначении страховой пенсии и с целью устранения выявленных нарушений действующего законодательства руководителю Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области 05.03.2025 внесено представление прокурора, вместе с тем законные требования прокурора не выполнены.

Отмечено, что отсутствие наличия воспитания до *** лет одного из детей Меркуловой Е.Б. на территории Российской Федерации, не может влиять на право назначения ей досрочной страховой пенсии по старости.

Просил суд признать за Меркуловой Е.Б. право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1.2 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ с 31.10.2024; обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обеспечить реализацию права Меркуловой Е.Б. на досрочную страховую пенсию по пункту 1.2 части 1 статьи 32 Ф3 № 400 с 31.10.2024; признать незаконными отказы ответчика от 17.12.2024 и 17.02.2025 в предоставлении права на льготную страховую пенсию Меркуловой Е.Б.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы указано на то, что решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. С учетом норм действующего законодательства Российской Федерации, Договора между Российской Федерацией и *** о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 24.01.2006 при определении права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» могут учитываться только те дети, которые были воспитаны до *** возраста на территории Российской Федерации. Поскольку один ребенок из троих детей Меркуловой Е.Б. воспитывался до достижения возраста *** лет в ***, оснований учитывать его при определении права на досрочную пенсию в соответствии с пунктом 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013  № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не имеется. Отмечено, что законодательством *** досрочное назначение пенсии женщинам, родившим троих детей и воспитавшим их до *** возраста, никогда не предусматривалось, а в Российской Федерации норма о праве на досрочную страховую пенсию по старости по указанному основанию введена только с 01.01.2019.

В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Меркулова Е.Б. является матерью троих детей: *** года рождения, *** года рождения, *** года рождения.

31.10.2024 Меркулова Е.Б., *** года рождения, обратилась в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии с пунктом 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 28-32).

Решением ОСФР по Ульяновской области от 17.12.2024 Меркуловой Е.Б. было отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием факта воспитания ребенка, *** года рождения, до достижения им возраста *** лет на территории Российской Федерации.

Продолжительность страхового стажа Меркуловой Е.Б. составила *** лет 8 месяцев 16 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента – 49,948.

Полагая отказ в назначении страховой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста незаконным, прокурор Барышского района Ульяновской области, действуя в интересах Меркуловой Е.Б., обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу о частичном удовлетворении иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

24.01.2006 между Российской Федерацией и *** был подписан Договор о сотрудничестве в области социального обеспечения (далее - Договор), ратифицированный Российской Федерацией Федеральным законом от 07.12.2006 № 227-ФЗ.

Раздел V «Трудовые пенсии по возрасту (старости), инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии» указанного Договора регулирует вопросы учета стажа, выработанного на территории той или иной договаривающейся стороны, для целей определения права на назначение пенсии и для целей определения размера пенсии.

Каждая договаривающаяся сторона назначает и исчисляет пенсию (за исключением социальной пенсии) на основании страхового (трудового) стажа, приобретенного на ее территории, с применением положений настоящего Договора и своего законодательства (статья 10 Договора).

В соответствии со статьей 23 Договора назначение и выплата трудовой пенсии по возрасту (по старости), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в ***) после вступления в силу настоящего Договора осуществляются в следующем порядке:

1) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13.03.1992 на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией, в соответствии с настоящим Договором;

2) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные после 13.03.1992  на территориях Договаривающихся Сторон, каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013                    № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Как следует из части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013                            № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста *** лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Пунктом 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400‑ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, женщинам, родившим трех детей и воспитавшим их до достижения ими возраста *** лет, достигшим возраста *** лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет.

Таким образом, условиями назначения данной пенсии является факт рождения у женщины троих детей и воспитание их до достижения возраста *** лет, в совокупности с условиями достижения возраста *** лет, страхового стажа 15 лет.

Перечень необходимых для назначения пенсии документов утвержден приказом Минтруда Российской Федерации от 04.08.2021 № 538н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению». Согласно подпунктам «в», «г» пункта 12 настоящего перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 – 32 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 данного перечня, необходимы документы (сведения) о рождении ребенка (детей) (пункты 1, 1.1, 1.2 и 2 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях»), о воспитании ребенка (детей) до достижения им (ими) возраста 8 лет (пункты 1, 1.1, 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Необходимые документы Меркуловой Е.Б. были представлены в ОСФР по Ульяновской области.

Вопреки додам ответчика, пункт 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не содержит нормы, предусматривающие обязательное рождение женщиной и воспитание ею ребенка до *** лет именно на территории Российской Федерации.

Доводы жалобы ответчика о том, что дети, рожденные в *** при определении права на пенсию в соответствии с пунктом 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не учитываются, исходя из применяемого в международном праве принципа пропорциональности и положений Договора о сотрудничестве в области социального обеспечения, подписанного между Российской Федерацией и ***, противоречат содержанию названного Договора, поскольку требования об обязательном рождении женщиной и воспитании ею детей до 8 лет именно на территории Российской Федерации, в нем также отсутствуют.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Принимая во внимание, что Меркулова Е.Б. достигла установленного возраста, в соответствии с пунктом 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» является лицом, родившим и воспитавшим троих детей до достижения ими *** лет, имеет страховой стаж более  15 лет и размер индивидуального пенсионного коэффициента более 30, оснований для отказа в удовлетворении исковых требований о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1.2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с момента возникновения права – 12.11.2024 у суда первой инстанции не имелось.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию действующего законодательства, иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и обоснованность решения суда не влияют.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы ответчика не подлежит.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 02 июля 2025 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд г. Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16 декабря 2025 года.