Судебный акт
Зем.спор
Документ от 02.12.2025, опубликован на сайте 23.12.2025 под номером 123059, 2-я гражданская, о признании недействительным результата межевания и снятии земельного участка с государственного кадастрового учета, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Сафиуллова М.В.                                                        73RS0025-01-2024-001054-26

Дело №33-4787/2025

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  02 декабря 2025 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда
в составе:

председательствующего Колобковой О.Б.,

судей Старостиной И.М., Власовой Е.А.,

при секретаре Болмашновой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора Чердаклинского района Ульяновской области на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 06 июня 2025 года по гражданскому делу №2-7/2025, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований прокурора Чердаклинского района Ульяновской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации, в интересах Межрегионального территориального управления Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области, к Морозову Николаю Андреевичу о признании недействительным результатов межевания земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 842 кв.м, расположенного по адресу: *** район, ***, в части наложения на береговую полосу водного объекта Куйбышевского водохранилища в координатах: т. н1 *** площадью 541 кв.м, снятия с государственного кадастрового учета земельного участка в части наложения на береговую полосу водного объекта Куйбышевского водохранилища в указанных координатах площадью 541 кв.м, возложении обязанности провести межевые работы по исключению земель, занимаемых береговой полосой водного объекта из границ земельного участка - отказать.

Заслушав доклад судьи Старостиной И.М., пояснения прокурора         Пушистова В.В., поддержавшего доводы апелляционного представления, представителей Морозова Н.А. - Шартдинова Р.Р., Серковой С.Б., полагавших необходимым решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а:

 

прокурор Чердаклинского района Ульяновской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Морозову Н.А. о признании недействительным результат межевания, снятии земельного участка с государственного кадастрового учета.

В обоснование требований указано, что в результате проведенной прокуратурой проверки установлено наложение принадлежащего Морозову Н.А. земельного участка *** с кадастровым номером ***, площадью 842 кв.м, расположенного по адресу: ***, и акватории реки Куйбышевского водохранилища.

Нормами земельного и водного законодательства установлен прямой запрет на передачу земельного участка в собственность, если он охватывает границы береговой полосы и акватории.

В нарушение действующего законодательства земельный участок сформирован в пределах береговой полосы и акватории находящегося в государственной собственности водного объекта.

Истец просил признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 842 кв.м, расположенного по адресу: ***, в части наложения земельного участка на береговую полосу водного объекта Куйбышевского водохранилища в координатах:     ***, площадью 541 кв.м; снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером *** площадью 842 кв.м, расположенного по адресу: ***, в части наложения земельного участка на береговую полосу водного объекта Куйбышевского водохранилища в координатах: ***, площадью 541 кв.м; обязать Морозова Н.А. провести межевые работы по исключению земель, занимаемых береговой полосой водного объекта, из границ земельного участка с кадастровым номером *** площадью 842 кв.м, расположенного по адресу: *** в координатах: ***, площадью 541 кв.м.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство природных ресурсов и экологии Ульяновской области, Министерство агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области, Нижне-Волжское бассейновое управление Федерального агентства водных ресурсов, СНТ «Юрманки», ИП Чернова О.В., администрация МО «Чердаклинский район» Ульяновской области, МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционном представлении прокурор Чердаклинского района Ульяновской области просит отменить решение суда, принять новое решение.

В обоснование доводов жалобы указывает, что факт расположения спорного земельного участка в границах береговой полосы ответчиком не оспаривался.

Полагает, что, несмотря на наличие федеральной собственности в силу прямого указания закона, обжалуемым решением суд фактически признает право частной собственности на часть береговой полосы водного объекта, чем лишает неопределенный круг лиц права общего пользования береговой полосой.

Также не соглашается с выводами проведенной по делу судебной экспертизы. 

В возражениях на апелляционное представление представитель Морозова Н.А. -  Шартдинов Р.Р. просит решение суда оставить без изменения, представление - без удовлетворения.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что СНТ «Юрманки» является садоводческим некоммерческим товариществом, поставлено на налоговый учет как юридическое лицо, с/т «Юрманки» организовано в 1979 году (том 1 л.д. 12).

Земельный участок с/т «Юрманки» образовано постановлением Главы администрации Чердаклинского района Ульяновской области от 19.01.1993 № 9 из земель, отведенных Ульяновскому авиационному промышленному комплексу для коллективного садоводства: 20 га решением Ульяновского облисполкома от 02.10.1978 № 673, которым из землепользования совхоза «Чердаклинский» Чердаклинского района изъято 20 га неиспользуемых в сельском хозяйстве земель,     10 га решением Чердаклинского районного совета народных депутатов от 26.11.1984       № 381 об отводе земель госземзапаса.

Уточненная площадь участка с/т «Юрманки» составила 35,21 га, утвержден проект организации с/т «Юрманки-1», площадь данного СНТ утверждены постановлением администрации Чердаклинского района от 18.11.1992 и подтверждена государственным актом ***

Из земель, отведенных Ульяновскому авиационному промышленному комплексу для коллективного садоводства, образовано с/т «Юрманки-2», площадь данного СНТ 46,36 га утверждены постановлением администрации Чердаклинского района от 26.05.1992 № 195 и подтверждена государственным актом ***.

По данным инвентаризации земель, площадь с/т «Юрманки» составила 91,32 га в связи с добавлением земель.

Морозову Н.А. (ответчику по делу) на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 842 кв.м, расположенный по адресу: ***  кадастровый номер ***, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для садоводства (том 1 л.д. 11).

Право собственности Морозова Н.А. на указанный земельный участок возникло на основании договора купли-продажи земельного участка от 02.11.2005 (том 1        л.д. 33-34), заключенному с ***.

В свою очередь, земельный участок принадлежал ***. на основании государственного акта на право собственности на землю, пожизненного, наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей                       № ***, выданного на основании решения главы администрации Чердаклинского района Ульяновской области от 18.11.1992 № 391 - 400 кв.м, постановления главы администрации Чердаклинского района Ульяновской области и договора купли-продажи (купчая) земельного участка от 02.09.2005 № 928 - 442 кв.м + 400 кв.м, на что 20.10.2005 выдано свидетельство о государственной регистрации права, о чем в ЕГРН была сделана соответствующая запись.

Часть земельных участков, расположенных в СНТ «Юрманки», находятся близи Куйбышевского водохранилища (р. Волга).

Обращаясь с настоящим иском в суд, прокурор указал на то, что по результатам прокурорской проверки спорный земельный участок сформирован в пределах береговой полосы и акватории Куйбышевского водохранилища, находящегося в государственной собственности. Полагает, что межевание принадлежащего ответчику указанного земельного участка было проведено с нарушением норм действующего законодательства.

Разрешая требования истца и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из следующего.

В соответствии со статьей 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено названным кодексом. Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров.

На основании части 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Указанные выше положения Водного кодекса Российской Федерации подлежат применению к правоотношениям, возникшим с 01.01.2007, в силу статьи 2 Федерального закона от 03.07.2006 № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации».

В соответствии со статьями 70, 80 Земельного кодекса РСФСР все земли в пределах городской, поселковой черты и черты населенных пунктов находятся в ведении городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов.

Согласно статье 12 Водного кодекса Российской Федерации (от 18.10.1995) собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, могут использовать водные объекты только для своих нужд в той мере, в какой это не нарушает права и законные интересы других лиц.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.1996 №1404 «Об утверждении положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полос» установлены ограничения использования земельных участков в пределах прибрежных защитных полос. При этом пунктом 8 данного положения установлено, что собственники земель, землевладельцы и землепользователи, на землях которых находятся водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, обязаны соблюдать установленный режим использования этих зон и полос.

Установление водоохранных зон не влечет за собой изъятия земельных участков у собственников земель, землевладельцев, землепользователей или запрета на совершение сделок с земельными участками, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

В силу пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ             «О приватизации государственного и муниципального имущества» не подлежат отчуждению земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты); в составе земель, не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» вступил в силу 26.04.2002.

В силу статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим кодексом (пункт 1 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации).

Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования (часть 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации).

Данный пункт введен Федеральным законом от 03.06.2006 № 73-ФЗ, в ред. Федерального закона от 19.06.2007 № 102-ФЗ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015            № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации недвижимости) единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе из реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости).

Согласно пункту 7 части 2 статьи 14 Закона о регистрации недвижимости, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.

В соответствии с пунктами 1, 8, 10 статьи 22 Закона о регистрации недвижимости межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием за природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В ходе рассмотрения настоящего спора по ходатайству стороны истца по делу была назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой было поручено ООО «Научно-исследовательский центр судебной экспертизы».

Согласно выводам эксперта от 29.05.2025 № 8, реестровые границы земельного участка, расположенного по адресу: ***, площадью 842 кв.м, не накладываются на акваторию Куйбышевского водохранилища, границы земельного участка расположены на расстоянии 2,83 - 17,26 кв.м от береговой линии.

Реестровые границы земельного участка накладываются на 20 метровую береговую полосу Куйбышевского водохранилища, при этом, площадь наложения составляет 541 кв.м, что соответствует площади 64% площади земельного участка ответчика. Экспертом определены координаты характерных точек границ участка наложения на площади 541 кв.м.

Указано, что вероятными причинами наложения границ участка с кадастровым номером *** на 20 метровую береговую полосу Куйбышевского водохранилища, являются:

- отсутствие на время передачи участка № *** по линии *** в с/т ***» в 1995 году в действующем на тот период Водном кодексе РСФСР понятия и размера «береговой полосы общего пользования»;

- возможность уменьшения размера полосы суши вдоль берегов водных объектов общего пользования (бечевник) менее 20 м согласно Водного кодекса РФ, действующего на время утверждения проекта организации с/т «Юрманки» в 2000 году. При этом, экспертом отмечено, что по проекту организации с/т «Юрманки» полоса суши вдоль берега ориентировочно составляла 4,15 кв.м;

- увеличение ширины береговой полосы до 20 м согласно ныне действующему с 2006 года Водному кодексу РФ;

- увеличения ширины участка в сторону Куйбышевского водохранилища до подпорной стенки.

Устранить наложение границ участка с кадастровым номером 73:21:030215:111 на 20 метровую береговую полосу Куйбышевского водохранилища не представляется возможным без изъятия земельного участка.

Эксперт установил, что вдоль тыльной границы участка расположено гидротехническое сооружение - подпорная стенка из железобетонных панелей, защищающая участок ответчика от размыва, при наличии перепада высот между участком ответчика и низом подпорной стенки 2,21 м.

Устранить частично наложение границ участка с кадастровым номером *** на 20 метровую береговую полосу Куйбышевского водохранилища возможно путем увеличения ширины береговой полосы вдоль тыльной границы участка при уменьшении ширины участка до 20 м. При этом, данный вариант эксперт считает нецелесообразным, так как при значительном перепаде высот и наличии подпорной стенки доступ в данную часть участка со стороны водного объекта будет недоступен.

Эксперт отметил, что имеется свободный доступ с прохода по линии 22 в СНТ «Юрманки» на существующую береговую полосу шириной 20 м вдоль левой границы участка ответчика.

Из-за колебания уровня Волжского (Куйбышевского) водохранилища между границами земельного участка ответчика и водным объектом имеется полоса суши шириной не менее 17 м, свободная для общего пользования.

Суд первой инстанции обоснованно принял во внимание как допустимое доказательство по делу заключение судебной экспертизы, проведенной в рамках рассмотрения настоящего спора, признав выводы экспертов обоснованными. Оснований не доверять заключению экспертов у судебной коллегии не имеется.

Действительно, с учетом заключения эксперта, имеется наложение границ участка с кадастровым номером *** на 20 метровую береговую полосу Куйбышевского водохранилища, устранить которое возможно путем увеличения ширины береговой полосы вдоль тыльной границы участка, однако лишь при уменьшении ширины участка до 20 м, фактически лишив ответчика права собственности на 541 кв.м.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 137-ФЗ право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации 2001 года, сохраняется.

В силу положений пункта 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001           137-ФЗ, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

На время передачи участка № 14 по линии 22 в с/т «Юрманки» в действующем на тот период Водном кодексе РСФСР понятия и размера «береговой полосы общего пользования» не существовало, а по согласованному с госорганами проекту организации с/т «Юрманки» полоса суши вдоль берега ориентировочно составляла 4,15 кв.м, и соответствовало действующему на время утверждения проекта СНТ «Юрманки» Водному кодексу.

При исключении из земельного участка Морозова Н.А. площади земельного участка 541 кв.м, оставшаяся площадь земельного участка составит 301 кв.м            (842 кв.м-541 кв.м), что менее площади первоначально выданного по государственному акту на право собственности на землю, пожизненного, наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей № *** - на 400 кв.м.

Исходя из того, что земельный участок по государственному акту выдан фактически в 1992 году, выкуплен первоначальным собственником у государства в 2005 году; на время постановки земельного участка ответчика на кадастровый учет (2005 год) береговая линия не была поставлена на кадастровый учет, а ширина береговой полосы ранее располагалась от края проектных границ земельного участка на расстоянии 4,15 м, что соответствовало действующему на время утверждения проекта СНТ «Юрманки» Водному кодексу; а также учитывая наличие от участка ответчика до р. Волга полосы суши шириной не менее 17 м, свободной для общего пользования, постанову границы береговой полосы водного объекта на кадастровый учет лишь 09.10.2024; отсутствие вины ответчика (либо прежнего собственника) в нарушении процедуры образования спорного земельного участка, суд первой инстанции отказал истцу в удовлетворении заявленных им требований.

С данным выводом судебная коллегия соглашается

Доводы апелляционного представления аналогичны процессуальной позиции стороны истца в суде первой инстанции. Эти доводы уже проверялись судом и им дана надлежащая оценка, основанная на собранных по делу доказательствах, исследованных в соответствии с принципами и правилами, предусмотренными нормами Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, способных повлиять на законность и обоснованность обжалуемого решения, судебная коллегия не усматривает.

В силу изложенного решение суда является законным и обоснованным, отмене по доводам апелляционного представления не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

 

решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 06 июня 2025 года оставить без изменения, а апелляционное представление прокурора Чердаклинского района Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Чердаклинский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий                                                    Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16.12.2025