Судебный акт
Ч.4 ст.12.21.1
Документ от 05.02.2026, опубликован на сайте 10.02.2026 под номером 123879, Админ. 2 пересмотр, ст.12.21.1 ч.4 КоАП РФ, Вынесено решение по существу

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Гуляев С.А.                                                                          Дело №7-64/2026

73RS0012-01-2025-001276-65

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                            05 февраля 2026 года

 

Судья Ульяновского областного суда Буделеев В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника общества с ограниченной ответственностью «ТРАНКО ГРУПП» Ермолаева Игоря Владимировича на постановление государственного инспектора МТУ Ространснадзора по ЦФО от 14 октября 2025 года и решение судьи Мелекесского районного суда Ульяновской области от 18 декабря 2025 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «ТРАНКО ГРУПП» (дело № 12-1-390/2025),

установил:

 

постановлением государственного инспектора МТУ Ространснадзора по ЦФО № *** от 14 октября 2025 года общество с ограниченной ответственностью «ТРАНКО ГРУПП» (далее - ООО «ТРАНКО ГРУПП») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Решением судьи Мелекесского районного суда Ульяновской области от 18 декабря 2025 года указанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, защитник ООО «ТРАНКО ГРУПП» Ермолаев И.В. не соглашается с вынесенными постановлением должностного лица административного органа и решением судьи районного суда, полагает их подлежащими отмене с прекращением производства по делу.

В обоснование жалобы указывает, что судом предыдущей инстанции не были проверены доводы относительно некорректной работы автоматизированного поста весогабаритного контроля.

Оставлен без внимания факт взвешивании специализированного транспортного средства с грузом (дизельное топливо) на нефтеперерабатывающем заводе и проверки на соблюдение допустимых нагрузок транспортного средства.

Кроме того, транспортное средство двигалось по маршруту от нефтеперерабатывающего завода до грузополучателя и по ходу движения проехало сначала автоматизированный пост весогабаритного контроля, расположенный по адресу 3 км 690 м автодороги Алексеевское – Высокий Колок, где не было выявлено превышения нагрузки на оси транспортного средства, а затем автоматизированный пост весогабаритного контроля, расположенный по адресу 31 км 740 м автодороги Димитровград - Узюково - Тольятти, Ульяновская область, на котором было выявлено превышения нагрузки на оси транспортного средства.

Обращает внимание суда, что транспортное средство перевозило жидкий груз.

Ссылается на презумпцию невиновности и суровость назначенного наказания.

Также просит изменить назначенное наказание, применив положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, снизить размер административного штрафа до 150 000 рублей.

Подробно позиция защитника ООО «ТРАНКО ГРУПП» Ермолаева И.В. изложена в жалобе.

В судебное заседание участники производства по делу не явились, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в полном объеме прихожу к выводу о том, что деяние ООО «ТРАНКО ГРУПП» верно квалифицировано по части 4 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации, устанавливающей административную ответственность, в том числе за движение тяжеловесного транспортного средства с превышением допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 10, но не более 20 процентов без специального разрешения.

Согласно пункту 23.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года №1090 (далее – Правила дорожного движения), масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для данного транспортного средства.

В силу пункта 23.5 данных Правил движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Положения статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определяют тяжеловесное транспортное средство как транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном данным законом.

Допустимые масса, нагрузка на ось, нагрузка на группу осей и габариты транспортного средства установлены Постановлением Правительства РФ от 01.12.2023 №2060 «Об утверждении Правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства».

Из материалов дела следует, что 01 сентября 2025 года в 15:19:43 по адресу 31 км 740 м автодороги Димитровград - Узюково - Тольятти, Ульяновская область, водитель, управляя тяжеловесным транспортным средством марки FAW J7,, государственный регистрационный номер ***, в составе 5-осного автопоезда, в нарушение пункта 23.5 Правил дорожного движения, части 1 статьи 29 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2023 года №2060 «Об утверждении Правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства», осуществлял движение тяжеловесного транспортного средства без специального разрешения, поскольку согласно акту №*** измерения параметров транспортного средства превысил предельно допустимый показатель по осевой нагрузке автопоезда на 14,367% (1,077 т) на ось №3 (погрешность измерения 10,00%), двигаясь с нагрузкой 8,577 т на ось №3 при допустимой нагрузке 7,500 т на ось, по осевой нагрузке автопоезда на 11,48% (0,861 т) на ось № 4 (погрешность измерения 10,00%), двигаясь с нагрузкой 8,361 т на ось №4 при допустимой нагрузке 7,500 т на ось.

Собственником данного транспортного средства в соответствии со свидетельством о регистрации транспортного средства на момент фиксации нарушения являлось ООО «ТРАНКО ГРУПП».

Указанное нарушение зафиксировано специальным техническим средством, имеющим функцию фотосъемки, видеозаписи, работающим в автоматическом режиме - «СВК-2-Р(М)ВС», заводской номер 73543, свидетельство о поверке № С-ВЬ/034-07-2025/446039638, поверка действительна до 02 июля 2026 года включительно.

Вопреки доводам жалобы, при вынесении постановления по делу об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе лицо, совершившее противоправное деяние, и его виновность.

Порядок и срок давности привлечения ООО «ТРАНКО ГРУПП» к административной ответственности соблюдены.

Доводы жалобы о том, что автоматизированная система весового контроля работала некорректно, признаю несостоятельными.

Так, факт допущенного нарушения зафиксирован работающим в автоматическом режиме специальным техническим средством», имеющим функцию фотосъемки, видеозаписи, работающим в автоматическом режиме – СВК-2Р(М)ВС, заводской номер 73543, поверка которого действительна до 02 июля 2026 года включительно.

Эксплуатация АПВГК соответствует требованиям Приказа Минтранса России от 31 августа 2020 года №348 «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств», комплекс весового и габаритного контроля включен в государственный реестр средств измерений.

Оснований усомнится в том, что место установки оборудования АПВГК не соответствует требованиям Приказа Минтранса России от 31 августа 2020 года №348 «Об осуществлении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств» не имеется и при настоящем рассмотрении дела по жалобе таких доказательств не представлено.

Соответствие места установки оборудования АПВГК требованиям Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств к уклону, кривизне, ровности проезжей части дороги подтверждено представленными в материалы дела сведениями инструментального контроля и актами от 04 июля 2024 года, 28 ноября 2024 года, 26 февраля 2025 года и 04 июня 2025 года.

Таким образом, факт превышения установленной нагрузки на оси №3 и №4 подтвержден допустимыми и достоверными доказательствами.

Вопреки доводам жалобы, доказательств осуществления на нефтеперерабатывающем заводе взвешивания специализированного транспортного средства с грузом (дизельное топливо) и проверки на соблюдение допустимых массы и нагрузок на оси транспортного средства, не представлено. Согласно представленным копиям товарной накладной и транспортной накладной, в них содержатся только сведения о массе и объеме груза (дизельного топлива). При этом само по себе взвешивание транспортного средства в одном пункте, а также следование транспортного средства через иные пункты АПВГК без превышения нагрузок на оси, не свидетельствует о том, что такое превышение не может произойти в результате смещения груза в пути следования, в связи с чем доводы о том, что автоматизированный пост весогабаритного контроля, расположенный по адресу 3 км 690 м автодороги Алексеевское – Высокий Колок, не выявил превышения нагрузки на оси транспортного средства, не свидетельствуют об отсутствии вменяемого нарушения на момент пересечения транспортного средства автоматического поста весогабаритного контроля, расположенного по адресу 31 км 740 м автодороги Димитровград - Узюково - Тольятти, Ульяновская область.

Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.

Иные доводы жалобы не опровергают установленных по данному делу обстоятельств и не влекут отмену состоявшегося по делу судебного решения.

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Вместе с тем полагаю, что обжалуемые акты подлежат изменению, поскольку по делу, в том числе исходя из фактических обстоятельств дела, последствий совершенного правонарушения, организационно-правового статуса и материального положения юридического лица усматриваются основания для назначения административного штрафа с применением положений части 3.2 и части 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части    4 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, со снижением его до 150 000 рублей.

Кроме того, полагаю необходимым исключить из мотивировочной части оспариваемого решения вывод о том, что фактические обстоятельства события правонарушения подтверждаются постановлением уполномоченного должностного лица от 14 октября 2025 года, поскольку обжалуемое в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление не может являться доказательством по делу.

В остальной части состоявшиеся акты оставить без изменения.

Руководствуясь статьями 30.3 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

 

решил:

 

постановление государственного инспектора МТУ Ространснадзора по ЦФО от 14 октября 2025 года и решение судьи Мелекесского районного суда Ульяновской области от 18 декабря 2025 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «ТРАНКО ГРУПП» изменить, снизить размер административного штрафа до 150 000 рублей.

Исключить из мотивировочной части решения судьи Мелекесского районного суда Ульяновской области от 18 декабря 2025 года вывод о том, что фактические обстоятельства события правонарушения подтверждаются постановлением уполномоченного должностного лица от 14 октября 2025 года.

В остальной части указанные акты оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «ТРАНКО ГРУПП» Ермолаева Игоря Владимировича - без удовлетворения.

Решение суда вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).

 

Судья                                                                                                    В.Г. Буделеев