Судебный акт
О взыскании страховых взносов
Документ от 15.09.2026, опубликован на сайте 01.10.2026 под номером 128438, 2-я гражданская, о взыскании обязательных платежей и санкций, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0025-01-2026-000283-43

Судья Сафиуллова М.В.                                                             Дело № 33а-4561/2026

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                    15 сентября 2026 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Бахаревой Н.Н., Лифановой З.А.,

при ведении протокола помощником судьи Лазаревым М.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу               представителя Араевой Алёны Александровны – Кузнецова Николая Сергеевича на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 28 мая 2026 года по делу № 2а-301/2026, которым постановлено:

административные исковые требования Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области к Араевой Алёне Александровне о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить.

Взыскать с Араевой Алёны Александровны, *** года рождения, зарегистрированной по адресу: *** ИНН ***, в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области задолженность по уплате страховых взносов за 2024 год в размере 49 500 руб., пени за период с 09 января 2025 года по 11 марта 2025 года в размере 2125 руб. 83 коп., а всего 51 625 руб. 83 коп.

Взыскать с Араевой Алёны Александровны в доход бюджета                       МО «Чердаклинский район» Ульяновской области государственную пошлину в размере 4000 руб. 

Заслушав доклад судьи Бахаревой Н.Н., судебная коллегия

 

установила:

 

Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области (далее – УФНС России по Ульяновской области) обратилось в суд с административным иском    к Араевой А.А. о взыскании обязательных платежей и санкций.

В обоснование требований указало на то, что Араева А.А. состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика, в период с 04 мая 2021 года по 27 января  2025 года являлась индивидуальным предпринимателем.

Страховые взносы, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах и уплачиваемые отдельными категориями плательщиков, в совокупном фиксированном размере 49 500 руб. за 2024 год административным ответчиком не уплачены. На указанную сумму задолженности за период с 09 января 2025 года по       11 марта 2025 года начислены пени в сумме 2125 руб. 83 коп.

Административный иск предъявлен после отмены судебного приказа определением мирового судьи от 04 марта 2026 года.

Просило взыскать с Араевой А.А. в пользу УФНС России по Ульяновской области задолженность в сумме 51 625 руб. 83 коп., из них 49 500 руб. - страховые взносы за 2024 год, 2125 руб. 83 коп. - пени.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен финансовый управляющий Араевой А.А. - Канаева С.Ю.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Араевой А.А. – Кузнецов Н.С. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.

В обоснование жалобы ссылается на то, что налоговым органом нарушена установленная законом очередность погашения требований. Финансовым управляющим Канаевой С.Ю. в адрес УФНС России по Ульяновской области были перечислены денежные средства, которые налоговый орган в одностороннем порядке зачислил в счет погашения реестровой задолженности. При этом задолженность, являющаяся предметом настоящего иска, налоговым органом не была погашена, что послужило основанием для обращения в суд.

Полученные от финансового управляющего денежные средства в первую очередь должны быть направлены на погашение текущих требований налогового органа и только при их отсутствии – на погашение реестровых требований.

Действия налогового органа привели к неосновательному обогащению и двойному взысканию. Налоговый орган не уведомил финансового управляющего о необходимости указания иного назначения платежа либо о корректном распределении поступившей суммы, самостоятельно направил все поступившие денежные средства на погашение реестровых требований, фактически выбрав более выгодный для себя вариант зачисления.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания заказной почтовой корреспонденцией с уведомлением (л.д. 108-111).

Судебная коллегия с учетом положений статей 150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы установлены статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1             статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В силу пункта 1.2 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, начиная с 2023 года уплачивают 1) в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование в совокупном фиксированном размере 49 500 рублей за расчетный период 2024 года. 
            Статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно.

Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации» внесены изменения в положения Налогового Кодекса Российской Федерации, которые вводят институт Единого налогового счета с 01 января 2023 года.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации единым налоговым счетом признается форма учета налоговыми органами: 1) денежного выражения совокупной обязанности; 2) денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа.

Единым налоговым платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с настоящим Кодексом (пункт 1 статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации принадлежность сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, определяется налоговыми органами на основании учтенной на едином налоговом счете налогоплательщика суммы его совокупной обязанности с соблюдением следующей последовательности: 1) недоимка по налогу на доходы физических лиц - начиная с наиболее раннего момента ее возникновения; 2) налог на доходы физических лиц - с момента возникновения обязанности по его перечислению налоговым агентом;    3) недоимка по иным налогам, сборам, страховым взносам - начиная с наиболее раннего момента ее возникновения; 4) иные налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы - с момента возникновения обязанности по их уплате (перечислению); 5) пени; 6) проценты; 7) штрафы.

Отрицательное сальдо ЕНС формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в период с 04 мая  2021 года по 27 января 2025  года Араева А.А. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 15-16).

Обязанность по уплате страховых взносов за 2024 год в сумме 49 500 руб.  в срок до 09 января 2025 года административным ответчиком не исполнена.

В адрес административного ответчика также ранее было направлено требование об уплате недоимки и пеней от 17 сентября 2024 года № *** со сроком уплаты 07 октября 2024 года в общей сумме 139 074 руб. 97 коп. (л.д. 9, 10).

В соответствии с требованиями статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, ссылаясь на наличие неоплаченной задолженности по страховым взносам за 2024 год, налоговый орган рассчитал сумму пеней, которая составила 2125 руб. 83 коп.  за период с 09 января 2025 года по 11 марта 2025 года (л.д. 17). 

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 29 января 2025 года ИП Араева А.А. признана несостоятельной (банкротом), введена процедура реализации имущества гражданина, финансовым управляющим утверждена Канаева С.Ю. (л.д. 53-56).

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 24 марта       2025 года удовлетворено требование налогового органа о включении ФНС России в реестр требований кредиторов в сумме 87 098 руб. 79 коп., в том числе во вторую очередь реестровых требований в сумме 21 700 руб. 46 коп., в третью очередь - 65 398 руб. 33 коп., из которых основной долг - 44 053 руб. 00 коп.,                   21 345 руб. 33 коп. – пени (л.д. 57).

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 25 апреля      2025 года требования налогового органа о взыскании суммы штрафа в размере 4359 руб. 80 коп. включены в третью очередь реестровых требований кредиторов ИП Араевой А.А. (л.д. 58).

Платежными поручениями от 30 декабря 2025 года № *** и            № *** погашены требования второй и третьей очереди кредитора в сумме 21 700 руб. 46 коп. и 20 664 руб. 78 коп. (л.д. 63, 65).

Платежным поручением № *** погашены текущие требования   налогового органа в сумме 62 038 руб. 44 коп. (л.д. 62).

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 19 февраля    2026 года процедура реализации имущества в отношении Араевой А.А. завершена.

Установив, что налоговым органом соблюден порядок и сроки предъявления требования об уплате задолженности по страховым взносам и пеням, расчет задолженности и пеней является правильным, суд первой инстанции  удовлетворил требования административного истца о взыскании с административного ответчика  страховых взносов за 2024 год  и пеней  за период с 09 января 2025 года по             11 марта 2025 года, указывая на то, что данные обязательства  являются  текущими платежами.   

С выводами районного суда о том, что задолженность по страховым взносам за 2024 год и начисленные на указанную сумму пени являются текущей задолженностью административного ответчика, в связи с чем спор о взыскании обязательных платежей и санкций подлежит рассмотрению в рамках настоящего спора в суде общей юрисдикции, судебная коллегия соглашается.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 5 Федерального закона от 26 октября 2002 года    № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ являются текущими.

Согласно пункту 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2004 года № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» указано, что согласно пунктам 1 и 2 статьи 5 Закона о банкротстве текущими платежами в деле о банкротстве и в процедурах банкротства являются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.

Как верно установлено судом первой инстанции, задолженность Араевой А.А. по уплате страховых взносов, учитывая момент окончания налогового (отчетного) периода (2024 год), момент возникновения обязанности по уплате налога (до 09 января 2025 года), а также дату возбуждения арбитражным судом дела о банкротстве (26 декабря 2024 года), является текущим платежом.

Данное обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспаривается.

Вместе с тем, заслуживают внимания доводы административного ответчика об исполнении им обязанности по оплате задолженности по страховым взносам и пени   30 декабря 2025 года.

Как следует из материалов дела, финансовым управляющим Араевой А.А. - Канаевой С.Ю. в налоговом органе 14 ноября 2025 года запрошена информация об отрицательном сальдо единого налогового счета административного ответчика

Согласно письму УФНС России по Ульяновской области от 18 ноября       2025 года отрицательное сальдо по единому налоговому счету Араевой  А.А. составила задолженность по текущим обязательным платежам перед ФНС в размере 62 038 руб. 44 коп. (л.д. 64).

Данная задолженность оплачена 30 декабря 2025 года по представленным налоговым органом реквизитам, что подтверждается представленным в материалы дела платежным поручением № *** (л.д. 62).

При этом платежный документ содержит указание на назначение платежа «погашение текущих требований кредитора». 

Согласно представленным в судебную коллегию письменным пояснениям административного истца от 15 сентября 2026 года в сумму отрицательного сальдо 62 038 руб. 44 коп. включена в том числе задолженность по страховым взносам за 2024 год 49 500 руб., а также начисленные на них пени в сумме 2125 руб. 83 коп. – пени, являющиеся предметом рассмотрения настоящего  спора (л.д. 114).

Согласно пункту 7 статьи 45 Налогового кодекса обязанность по уплате налога считается исполненной со дня перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа в бюджетную систему Российской Федерации или со дня признания денежных средств в качестве единого налогового платежа при наличии на соответствующую дату учтенной на едином налоговом счете совокупной обязанности в части, в отношении которой может быть определена принадлежность таких сумм денежных средств в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи (подпункт 1).

Поскольку административным истцом совокупная обязанность, формирующая отрицательное сальдо, определена в размере 62 038 руб. 44 коп., а административным ответчиком произведено внесение данной суммы на единый налоговый счет 30 декабря 2025 года, то основания для удовлетворения требований налогового органа о взыскании с Араевой А.А. страховых взносов за 2024 год и пени у суда первой инстанции отсутствовали в связи с  ее оплатой.

Ссылка  административного истца на положения пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2025 года №  287-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «Об исполнительном производстве», согласно которым с 01 ноября 2025 года при определении размера совокупной обязанности не учитываются суммы задолженности, в отношении которых налоговый орган обратился до 01 ноября 2025 года (включительно) в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности с физических лиц  и по такому заявлению отсутствует вступивший в законную силу судебный акт, в данном случае не должна ущемлять права и законные интересы  административного ответчика, оплатившего задолженность  до вынесения судом решения.

Как указано в Определении Верховного Суда РФ от 21 мая 2025 года            № 58-ПЭК25, регулирование отношений, связанных с взиманием публичных платежей и в основе своей имущественных отношений, требует соблюдения баланса частного и публичного интереса с учетом того, что государственная и частная собственность признаются и защищаются Конституцией Российской Федерации равным образом.

В силу пункта 3 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.

Разрешая вопрос о принятии к производству заявления УФНС России по Ульяновской области от 15 сентября 2026 года об уменьшении требований, судебная коллегия руководствуется разъяснениям, содержащимися в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня       2020 года № 5 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции», согласно которым в суде апелляционной инстанции не применяются нормы об изменении административных исковых требований.

При таких обстоятельствах принятое по делу решение суда  подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований УФНС России по Ульяновской области к Араевой А.А. о взыскании задолженности по страховым взносам за 2024 год в размере 49 500 руб., пеней в размере 2125 руб. 83 коп.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 28 мая                          2026 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области к Араевой Алёне Александровне о взыскании задолженности по страховым взносам за       2024 год в размере 49 500 руб., пеней за период с 09 января 2025 года по 11 марта 2025 года в размере 2125 руб. 83 коп. отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Чердаклинский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий 

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29 сентября 2026 года