Судебный акт
Включение периодов прохождения службы в армии и периодов нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж
Документ от 17.01.2012, опубликован на сайте 31.01.2012 под номером 30366, 2-я гражданская, о назначении досрочной трудовой пенсии по старости., РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Мещанинова И.П.                                                                   Дело № 33-239/2012

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              17 января 2012 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Колобковой О.Б.,

судей Камаловой Е.Я. и  Костенко А.П.,

при секретаре  Устимовой Т.В.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Карсунском районе Ульяновской области на решение Карсунского районного суда Ульяновской области  от 16 декабря 2011 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Глазистова Н*** И*** к Управлению Пенсионного Фонда  Российской Федерации (государственному учреждению) в Карсунском районе Ульяновской области об отмене решения в части определения размера специального стажа, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды службы в Вооруженных силах СССР и нахождения на курсах повышения квалификации, определении размера специального стажа необходимого для назначения пенсии удовлетворить частично.

Решение Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Карсунском районе Ульяновской области №14423 от 31.10.2011 года об отказе в назначении досрочной пенсии по старости Глазистову Н*** И*** в части  определения размера специального стажа - отменить.

Обязать Управление Пенсионного Фонда  Российской Федерации (государственное учреждение) в Карсунском районе Ульяновской области включить в специальный стаж Глазистову Н*** И*** период прохождения службы в составе Вооруженных сил СССР с 04.06.1989 года по 18.05.1991 года (1 год 11 месяцев 14 дней); периоды нахождения на курсах повышения квалификации  с 13.05.2002 года по 24.06.2002 года (1 месяц 11  дней), с 14.05.2007 года по 22.06.2007 года (1 месяц 8 дней) в календарном исчислении.

Определить размер специального стажа Глазистова Н*** И***, необходимого для назначения пенсии на 23.10.2011 года включительно, продолжительностью 24 года 4 месяца 22 дня.

 

Заслушав доклад судьи Камаловой Е.Я., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Глазистов Н.И.  обратился в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе об отмене решения в части определения размера специального стажа, возложении обязанности по включению в специальный стаж периодов службы в Вооруженных силах СССР и периодов нахождения на курсах повышения квалификации, определению размера специального стажа, необходимого для назначения пенсии.

В обоснование своих требований указал, что решением комиссии УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе от 31.10.2011 года в назначении досрочной трудовой пенсии ему было  отказано в связи с отсутствием у него необходимого специального трудового стажа. При этом ответчиком в специальный стаж не были включены период прохождения срочной службы в Вооруженных силах СССР в должности рядового и сержантского составов с 04.06.1989 года по 18.05.1991 года (1 год 11 месяцев 15 дней) и периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с 13.05.2002 года по 24.06.2002 года (1 месяц 12 дней), с 14.05.2007 года по 22.06.2007 года (1 месяц 9 дней). Полагая данные действия ответчика незаконными, просил суд отменить решение УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе об отказе в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости от 31.10.2011 года в части неверного определения размера специального стажа; обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии по старости, спорные периоды  и определить размер его специального стажа, необходимого для назначения пенсии на 23.10.2011 года включительно продолжительностью 24 года 7 месяцев.

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда РФ в Карсунском районе Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить.

В обоснование доводов жалобы указывает, что при разрешении иска суд применил закон, не подлежащий применению, а именно постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959г. №1397. Полагает, что на момент обращения истца с заявлением о назначении досрочной пенсии, действовал Список должностей и учреждений, работа в  которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781. Включение в специальный стаж периода службы в Вооруженных силах СССР данными Списками не предусмотрено. Считает, что периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации также не подлежат включению в специальный стаж, поскольку это не предусмотрено действующим законодательством.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 09.12.2010 №353-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» кассационная жалоба рассматривается по правилам, действовавшим до дня вступления в законную силу данного закона.

Истец Глазистов Н.И., представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в Карсунском районе Ульяновской области, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явились. Судебная коллегия определила рассмотреть  дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В силу пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно пункту 2 этой же нормы Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Материалами дела установлено, что Глазистов Н.И.  обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в Карсунском районе Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Решением комиссии при УПФ РФ (ГУ) от 31.10.2011 года ему отказано в назначении вышеуказанной пенсии по причине отсутствия необходимого специального стажа. По подсчету ответчика специальный стаж истца на день его обращения в пенсионный орган составил 22 года 4 месяца 2  дня, вместо необходимых 25 лет. В специальный стаж не были засчитаны: период службы в Вооруженных Силах СССР в должности рядового и сержантского составов с  04.06.1989 года по 18.05.1991 года (1 год 11 месяцев 15 дней) и периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с 13.05.2002 года по 24.06.2002 года (1 месяц 12 дней), с 14.05.2007 года по 22.06.2007 года (1 месяц 09 дней).

Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела по существу, правильно применил материальный закон и пришел к обоснованному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для частичного удовлетворения иска Глазистова Н.И.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определении от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и «Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» предусмотрено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464.

В период, когда истец служил в армии с 04.06.1989 г. по 18.05.1991 г., действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования истца, правомерно исходил из того, что на момент службы Глазистова Н.И. в Советской Армии действовавшее в тот период правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, поэтому дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.

Таким образом, период службы истца в Вооруженных Силах СССР подлежит включению в календарном порядке в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

В этой связи  следует признать обоснованной ссылку районного суда на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 29 января 2004 года №2-П. 

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права истца на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Довод жалобы о том, что суд применил Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года, не подлежащее применению в настоящее время, не может являться основанием для отмены решения.

Вышеуказанное постановление признано утратившим силу постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 953. Однако изменения законодательства, ухудшающие положения гражданина, не должны применяться к конкретным правоотношениям, поскольку не отнесены частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации к целям, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. В противном случае имело бы  место  неоправданное ограничение права граждан на социальное обеспечение.

Обоснованно судом включен в стаж для досрочного назначения пенсии  по старости период нахождения истца на курсах повышения квалификации.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в трудовой стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на назначение такой пенсии.

В силу приведенных выше Правил (утв. Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002) в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

При таких обстоятельствах периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации обоснованно включены судом в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Поскольку, на момент обращения  истца к ответчику с вопросом о назначении досрочной пенсии по старости с учетом спорных периодов его специальный стаж составлял 24 года 4 месяца 22 дня, Управление Пенсионного фонда правомерно отказало истцу в назначении досрочной трудовой пенсии.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для его отмены.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Материальное и процессуальное законодательство применено судом правильно. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

 

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Карсунского районного суда Ульяновской области  от 16 декабря 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Карсунском районе Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий  

 

Судьи