Судебный акт
Отказ в иске об определении границ земельных участков
Документ от 15.01.2013, опубликован на сайте 07.02.2013 под номером 36589, 2-я гражданская, об определении границ земельного участка, возложении обязанности произвести учет изменений земельного участка, выдать кадастровые документы для оформления земельного участка, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Кузнецов И.В.                                                                       Дело № 33-67/2013

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                         15  января 2013 года.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Колобковой О.Б., 

судей   Гурьяновой О.В. и   Костенко А.П.

при секретаре  Павлове Н.Е.                      

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной  жалобе  Главина Н*** Н***  на  решение Чердаклинского  районного суда Ульяновской области   от  31 октября 2012 года, по  которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Главина Н*** Н*** к Чердаклинскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области об обязании Чердаклинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области определить границы земельного участка, расположенного по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, *** от *** года) и свидетельством на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей, выданным ***.1993 года на основании решения Главы администрации Енганаевского сельского совета для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства. Земельным участком он пользуется с 1988 года, границы земельного участка не менялись. После  проведения  межевания   площадь  земельного  участка  фактически составила  3593 кв.м. ***.2008 года был составлен Акт согласования границ земельного участка, в котором указано, что границы земельного участка закреплены в натуре межевыми знаками установленного образца, со стороны смежных землепользователей (Н*** Н.А. и Ю*** Ф.А.) споров нет.  Несмотря  на  это,  Территориальный  межрайонный  отдел  № *** Управления   Роснедвижимости   по Ульяновской области  решением от ***.2009 г.   отказал ему  в  учете  изменений  данного объекта недвижимости, указав, что границы  его земельного  участка пересекают границы земельных  участков, расположенных  по  адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, *** было признано недействительным, на Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ульяновской области возложена  обязанность   по  принятию   мер  к выявлению и устранению кадастровой ошибки, допущенной при определении места положения границ земельного участка по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, ***, 26 (до переименования – ул. *** ***, 15) проводилось дважды – в 2000 и 2001 годах, о чем ему не сообщалось, границы земельного участка с ним не согласовывались. Пересечение границ было допущено при межевании земельного участка в 2001 году и 700 кв.м земли, включая надворные постройки, забор, древесно-кустарниковые деревья, были включены в границы земельного участка Ю*** Ф.А., который приобрел свой земельный участок по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, с. ***, 26 в 2001 году у З*** Н.Н. Согласно свидетельству о праве собственности Ю*** Ф.А. приобрел земельный участок площадью 3000 кв.м, хотя фактически ему перешло 2296 кв.м. При составлении межевого плана 28.05.2010 года было допущено нарушение, заключающееся в том, что были неправильно определены фактические границы земельных участков, поскольку при составлении межевого плана исходили о принадлежности Ю*** Ф.А. земельного участка площадью 3000 кв.м.

Просил обязать Чердаклинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области определить границы земельного участка, расположенного по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, с. ***, 24 по фактически занимаемой и используемой им земельной площади 3593 кв.м в пределах существующих границ между землепользователями по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, с. ***, 22-26; обязать произвести учет изменений объекта недвижимости – земельного участка, расположенного по адресу: Ульяновская область,  Чердаклинский район, с. ***, д.24  и  выдать необходимые кадастровые документы для оформления   указанного  земельного  участка в  его  собственность; взыскать  с  ответчика расходы  по составлению искового заявления в сумме 1000 руб., расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 руб.       

Судом  постановлено  вышеприведенное  решение.

В апелляционной  жалобе Главин Н.Н.  не  соглашается с  решением суда и  просит его отменить. В  обосновании   жалобы  указывает на  неправомерность  вывода  суда  о  том, что Управление  Федеральной   службы государственной   регистрации, кадастра и картографии   по  Ульяновской области не  является надлежащим ответчиком по данному делу. Согласно  Положению  об управлении Росреестра  по Ульяновской области управление осуществляет  ведение государственного кадастра недвижимости, государственный  кадастровый  учет недвижимого  имущества, контроль  за  проведением землеустройства. Считает необоснованной   ссылку  ответчика   на  приказ Федеральной  службы   государственной  регистрации, кадастра  и  картографии  от ***.2010 г. № ***, поскольку доказательств  того,  что   указанные  выше  полномочия   были  переданы  ФБУ «Земельная  кадастровая  палата»   ответчиком не  представлены. Суд  не  принял  во  внимание решение  Чердаклинского  районного  суда Ульяновской  области от 20.11.2009 г., согласно  которому именно  на  Управление   федерального  агентства   недвижимости по Ульяновской  области   была  возложена  обязанность   по  принятию мер   к выявлению  и  устранению кадастровой  ошибки, допущенной   при  определении места положения границ его земельного участка. Исполняя решение   суда, 21.05.2010 г. кадастровый  инженер  Чернова О.В.   составила  межевой  план. Из  заключения  кадастрового   инженера   следует,  что  граница  его  земельного  участка   с  кадастровым номером  ***6  приведена  в  соответствии   с  границами земельных  участков  ***1 и ***2, площадь  его  земельного  участка  составила  3268 кв.м. При  этом   кадастровый  инженер   исходила  из  того,  что  по  договору купли-продажи   в  собственность  Ю***   Ф.А.  перешел   земельный  участок    площадью   3000  кв.м.   Суд  не  принял  во  внимание, что при межевании  земельного участка, расположенного  по  адресу: с.***, д.26, проведенного   кадастровым  инженером В***  в  2001 году,  образовалось   два земельных  участка     площадью  соответственно  2296 кв.м  с  кадастровым номером  ***:1   и  площадью  400 кв.м  с  кадастровым номером  ***:2.  Согласно   свидетельства о государственной  регистрации   права  в  собственности  Ю*** Ф.А.   находится  земельный  участок   с  кадастровым номером  ***:1   площадью 3000 кв.м. Документов,  подтверждающих  право  собственности   Ю***  Ф.А. на  земельный  участок    с  кадастровым  номером   ***:2   площадью 400 кв.м  не  имеется, однако   в  межевом  плане, составленном   ***.2010 г.   указано, что  именно  он  является  собственником данного  земельного участка. Вместе с  тем, согласно  сведениям, содержащемся   в  кадастровой  выписке   от ***.2009 г.   правообладателем земельного участка  с  кадастровым номером  ***:2   является  З*** Н.Н.  Такие  же  сведения   указаны  и  в   межевом  плане   от ***.2010 г.  Однако  в  межевом  плане   от ***2010 г.   указаны  неверные  сведения  о   правообладателе  данного  земельного  участка  и неверно  указан адрес  этого  земельного участка.

Проверив  материалы  дела, обсудив  доводы апелляционной  жалобы, судебная  коллегия  не  находит  оснований  к  отмене  решения  суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Материалами  дела  установлено, что Главин Н.Н. является собственником земельного участка по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район,                  с.***.

Решением   зам. начальника   Чердаклинского  отдела   по  Чердаклинскому  району   Управления  Росреестра   по  Ульяновской  области   от ***.2010 г.  было  приостановлено осуществление кадастрового учета изменений объекта недвижимости,  расположенного  по  адресу: Ульяновская область, Чердаклинский  район,  с. *** 24,  с  кадастровым  номером ***:16,  поскольку  в  соответствии  с  кадастровыми  сведениями   границы  этого  земельного  участка   пересекают  границы  земельного  участка   с  кадастровым  номером  ***:2  и  границы  земельного  участка  с  кадастровым  номером ***:1.   Этим  же  решением   индивидуальному  предпринимателю,   проводившему межевание земельного    участка   с  кадастровым  номером ***:16  по  договору  подряда   от ***.2008 г. № ***,  рекомендовано   подготовить  межевой   план   на  уточнение  границ   вышеуказанного земельного  участка  в  соответствии  со  сведениями   государственного  кадастра   недвижимости   с  учетом  существующих  границ   земельных  участков  с  кадастровыми   номерами  ***:2  и  ***:1.

Решением зам. начальника   Чердаклинского  отдела по Чердаклинскому  району Управления  Росреестра  по  Ульяновской  области   от 24.08.2010 г.     Главину Н.Н.  отказано  в  учете  изменений  объекта  недвижимости (принадлежащего  ему  земельного  участка)  19.05.2010 г.   в  связи  с неустранением   обстоятельств,  послуживших  основанием   для  принятия  решения   о  приостановлении.

Отказывая  в  удовлетворении  исковых  требований  Главина Н.Н. об  определении  границ  принадлежащего  ему  земельного  участка   и  возложении   обязанности   произвести  учет  изменений   объекта  недвижимости,  суд  первой  инстанции  пришел  к  правильному  выводу  о  том,   Управление   Федеральной  службы государственной регистрации, кадастра и картографии   по  Ульяновской  области является  ненадлежащим   ответчиком  по  данному  делу.

Судебная  коллегия  находит  данный  вывод  суда  правильным.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007г.  № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным  законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.

Предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил, наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения, считаются органами кадастрового учета.

В соответствии с указанной нормой права и  приказом Росреестра от 11.03.2010 № П\93 «О наделении  государственных  учреждений «Земельная кадастровая  палата» по  субъектам  Российской Федерации   полномочиями  органа  кадастрового  учета», полномочия органа кадастрового учета осуществляет Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

ФГУ «Земельная кадастровая палата» в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 № 473 реорганизовано в филиалы федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по субъектам Российской Федерации.

На территории Ульяновской области   образован филиал  федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ульяновской области, который  начиная  с  15.09.2010 г. наделен   полномочиями по  осуществлению  кадастрового  учета.

Кроме  того,  суд  первой  инстанции, правильно  указал  на  то,  что  в  любом  случае  на  органы  кадастрового  учета   не  возложены  полномочия  по  выполнению  кадастровых  работ.

Определение  границ  земельных  участков   относится   к  кадастровым  работам,  который  выполняет  кадастровый  инженер   по  договору  подряда  в  соответствии   со  ст.ст. 35,36,37 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».

В силу п.3 «Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства», утв. Федеральной службой кадастра России от 17.02.2003 года межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат.

Согласно ст. 22 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»  в числе документов, представляемых с заявлением в орган кадастрового учета, подается Межевой план, соответствующий требованиям, установленным приказом Минэкономразвития РФ от 24.11.2008 года № 412, а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке, если в соответствии со ст. 38 Закона о кадастре местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ.

В соответствии со ст. 39 Закона о кадастре согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); пожизненного наследуемого владения; постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

В соответствии с ч. 3 ст. 20 Закона о кадастре с заявлением об учете изменений объекта недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости. 

Из  материалов  дела  усматривается,  что  причиной   отказа  государственного  кадастрового  учета  изменений  объекта  недвижимости   является   факт  пересечения  формируемого   и  соседних   земельных  участков   с  кадастровыми   номерами ***:2  и  ***:1.       

Согласно  свидетельству  о государственной  регистрации  права  от ***.2001 г.  Ю***  Ф.А.  является  собственником  земельного  участка  площадью  3000 кв.м,  расположенного  по  адресу: Ульяновская  область, Чердаклиснкий  район, с.***.15.

Из  кадастровой  выписки  от 29.05.2008 г.  следует,  что  указанный  земельный  участок   площадью   3000 кв.м  поставлен  на  кадастровый  учет  под  номером ***:1.

В  ходе  судебного  разбирательства   истец   указывал на то, что   именно  при   постановке  земельного  участка  Ю*** Ф.А. на  кадастровый  учет  и  была   допущена   кадастровая  ошибка.

Исходя  из  смысла   ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости",    в  данном  случае  с  заявлением   об  учете  изменений   объекта недвижимости   в  орган  кадастрового  учета   вправе  обратиться  лишь  собственник этого  земельного  участка,   который  в  соответствии   со  ст. 209  ГК  РФ,  обладает   всей  полнотой  власти  в  отношении  принадлежащего   ему  земельного  участка.

Из пояснений  Ю*** Ф.А.,  который  был  привлечен  к  участию  в  деле  в  качестве  третьего  лица,  следует,  что   он  не  намерен   обращаться  в  орган  государственного  кадастрового  учета   с  подобного  рода  заявлением,   связи  с  чем  орган  кадастрового  учета  не  вправе  обеспечивать   устранение   этой  ошибки.

Судебная  коллегия  усматривает,  что   фактически  между  указанными  лицами (собственниками  смежных  земельных  участков)   имеется  спор о местоположении   земельных  участков   и  их  границах и,  соответственно,   о  площади   земельных  участков,  так  как  корректировка  местоположения  границ  земельных   участков  повлечет  изменение  соответствующих  сведений о их площади.

Главин Н.Н.  не  лишен   возможности    разрешить  данный  земельный  спор   в установленном  земельном  законодательством  порядке.

При  названных  обстоятельствах,  судебная  коллегия находит  решение  суда  правильным,   а  доводы  апелляционной жалобы  -  несостоятельными.

Руководствуясь статьёй 328  ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение  Чердаклинского  районного суда Ульяновской области  от 31 октября 2012 года  оставить  без  изменения,   а  апелляционную  жалобу  Главина Н*** Н***  – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи