Судебный акт
Приговор по ч.1 ст.105 УК РФ признан законным
Документ от 16.01.2013, опубликован на сайте 07.02.2013 под номером 36652, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 105 ч.1, судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья ***

                Дело № 22-185/2013 г.

                           

К А С С А Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                           16 января 2013 года

 

Судебная коллегия по уголовным делам Ульяновского областного суда в составе: 

председательствующего Малышева Д.В.

судей: Кислицы М.Н., Максимова М.Н.

при секретаре Иванове А.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании 16 января 2013 года кассационные жалобы защитника Шамова А.И. и осужденной Астафьевой И.Ю. на приговор Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 28 ноября 2012 года, которым

 

Астафьева И*** Ю***, ***

 

осуждена по ст. 105 ч. 1 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком на 9 (девять) лет 6 (шесть) месяцев с отбыванием в исправительной колонии общего режима.

Срок отбытия наказания Астафьевой И.Ю. исчислен с 27 августа 2012 года.

Мера пресечения  Астафьевой И.Ю. в виде содержания под стражей оставлена без изменения до вступления приговора в законную силу. 

Приговором частично удовлетворён гражданский иск потерпевшей, с осужденной взысканы процессуальные издержки, решена судьба вещественных доказательств.

Кассационное представление отозвано прокурором в соответствии с ч.3 ст. 359 УПК РФ.

Заслушав доклад судьи Кислицы М.Н., выступления осужденной Астафьевой И.Ю., защитника Солодовникова Д.В., потерпевшей Ч*** О.Г., а также прокурора Лобачевой А.В. судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Астафьева И.Ю. признана виновной в том, что она 25 августа 2012 года в с. Шиловка Сенгилеевского  района Ульяновской  области при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре, в ходе ссоры, возникшей на почве ревности, умышленно причинила смерть потерпевшему Ч*** А.Г.

 

В кассационной жалобе защитник Шамов А.И. указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам дела. Полагает, что действия Астафьевой И.Ю. после нанесения удара ножом Ч*** А.Г., а именно: оказание первой помощи потерпевшему, попытка вызвать скорую помощь свидетельствуют об отсутствии у нее намерения лишить жизни Ч*** А.Г. ПО мнению защитника, суд необоснованно не принял во внимание указанные обстоятельства, не учел, что простыни, которые Астафьева И.Ю., использовала для перевязки ран Ч*** А.Г., могли выкинуть или спрятать другие лица, и в результате неверно квалифицировал действия Астафьевой И.Ю. по ч. 1 ст. 105 УК РФ при наличии оснований для переквалификации ее действий на ч.4 ст. 111 УК РФ.  Кроме того, по мнению защитника, назначенное наказание является чрезмерно суровым и максимально возможным с учетом требований ст. 62 УК РФ. При этом суд не учел такое смягчающее наказание обстоятельство, как оказание Астафьевой И.Ю. медицинской и иной помощи потерпевшему непосредственно после совершения преступления. Просит приговор суда отменить, а дело направить на новое судебное рассмотрение.

В кассационной жалобе осужденная Астафьева И.Ю. выражает несогласие с вынесенным приговором, указывает, что убивать потерпевшего не хотела, всё произошло неожиданно из-за возникшего чувства ревности, находилась в шоке, в состоянии аффекта, хотела напугать потерпевшего, но рука дёрнулась и в результате получилось, что она ударила потерпевшего ножом в слепую один раз. После произошедшего она хотела вызвать скорую помощь, но потерпевший запретил ей это делать. Она сама оказывала ему первую помощь – перевязывала рану, однако куда делись окровавленные куски простыни, которыми перевязывала рану, она не знает. Эти куски она показывала экспертам, о чем пояснила в суде, но ее показания суд не учел. Просит переквалифицировать её действия на  ч. 4 ст. 111 УК РФ.

 

В судебном заседании:

- осужденная Астафьева И.Ю., защитник Солодовников Д.В. поддержали доводы жалоб в полном объеме;

- потерпевшая Ч*** О.Г., прокурор Лобачева А.В. обосновали несостоятельность жалоб, просили оставить приговор без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав выступления участников процесса, судебная коллегия находит приговор суда  законным и обоснованным.

Выводы суда о виновности Астафьевой И.Ю. в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 105 УК РФ  соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на полученных в установленном законом порядке доказательствах, которые всесторонне, полно и объективно были исследованы в судебном заседании и получили должную оценку в приговоре в соответствии с правилами статьи 88 УПК РФ.

Так, в судебном заседании Астафьева И.Ю. вину признала полностью и пояснила, что 25.08.2012 около 9 часов 30 минут находилась в доме *** с. Шиловка вместе с Ч*** А.Г. У нее возникло сильное чувство ревности, поскольку она вспомнила, что последний год назад целую неделю не приходил домой. Стала упрекать Ч*** А.Г. Тот оправдывался. Она сказала потерпевшему, что сейчас убьет его. В ответ он обозвал ее и сказал, что она не сможет его убить. Тогда она схватила со стола нож, подошла к Ч*** сзади и со словами: «Я тебя сейчас убью» нанесла ему удар ножом в область левой нижней части живота. После этого она помогла ему лечь на диван, перевязала рану, хотела вызвать скорую помощь, но Ч*** запретил это делать, пояснив, что приедет полиция и ее заберут. Весь день 25.08.2012 и 26.08.2012 Ч*** оставался дома. Проснувшись около 17 часов 26.08.2012, она обнаружила, что Ч*** умер. При этом каким-либо образом объяснить, почему в ходе осмотра места происшествия не были обнаружены фрагменты простыни, которыми она перевязывала рану потерпевшему, Астафьева И.Ю. не смогла, пояснив при этом, что ключ от дома был только у нее и никто не имел доступ в ее дом.

Изложенные в кассационной жалобе осужденной доводы о том, что убивать потерпевшего она не хотела, находилась в шоке, в состоянии аффекта, хотела напугать потерпевшего, но рука дёрнулась и в результате получилось, что она ударила потерпевшего ножом в слепую один раз, по мнению судебной коллегии, являются несостоятельными, поскольку противоречат ее собственным признательным показаниям, которые она давала в ходе судебного заседания и опровергаются совокупностью иных приведенных в приговоре доказательств.

Так, потерпевшая Ч*** О.Г. поясняла, что 26.08.2012 около 20 часов ей позвонила Астафьева И.Ю. и сообщила, что ее (Ч*** О.Г.) брата - Ч*** А.Г. убили неизвестные лица. Она не поверила Астафьевой И.Ю., поскольку последняя ранее неоднократно наносила ножом Ч*** А.Г. телесные повреждения.  Ее (Ч*** О.Г.)  муж и сын обратились в полицию, т.к. сама Астафьева И.Ю. не стала звонить ни в полицию, ни в скорую помощь.

Свидетели Ч*** А*** А*** и Ч*** А******р А*** давали аналогичные показания.

Из показаний свидетелей Л*** Д.А. и С*** Е.В. – сотрудников *** России «Сенгилеевский» следует, что 26.08.2012 по сообщению о преступлении они выезжали по адресу: с. Шиловка, ул. ***. В указанный дом они вошли вместе с Астафьевой И.Ю., ее мамой – Ч*** М.Н. и Ч*** А.С. Дверь открыла Астафьева И.Ю. В доме они обнаружили труп Ч*** А.Г., который лежал на кровати. Сбоку в области живота у него имелось ножевое ранение, из которого были видны внутренности. Они вызвали оперативно-следственную группу и дождались ее приезда. Фрагментов простыни, бинтов, ваты со следами крови в доме они не видели. В дом никто не заходил, ничего не выносил.

Из протоколов осмотра места происшествия от 26.08.2012 и 27.08.2012 следует, что в *** с. Шиловка Сенгилеевского района Ульяновской области был обнаружен труп Ч*** А.Г. с множественными ранами на теле. Какие-либо перевязочные материалы в доме либо на теле потерпевшего не обнаружены.

В соответствии с заключением судебно-медицинской экспертизы № 2065 от 21.09.2012 причиной смерти Ч*** А.Г. явилось колото-резаное проникающее слепое ранение живота и забрюшинной клетчатки, с повреждениями по ходу раневого канала брыжейки толстой кишки, стенки поперечно-ободочной, брыжейки тонкой  кишки  с повреждениями мелких ветвей верхней брыжеечной артерии, осложнившееся разлитым каловым перитонитом, которое расценивается как тяжкий вред здоровью, опасный для жизни. Данное повреждение образовалось от действия колюще-режущего предмета, типа односторонне острого клинка ножа.

На основании анализа и оценки изложенных, а также и других, подробно приведенных в приговоре доказательств, суд пришел к мотивированному выводу о виновности Астафьевой И.Ю. в инкриминируемом ей преступлении.

Выводы суда о квалификации действий Астафьевой И.Ю. в приговоре мотивированы и основаны на правильно установленных в судебном заседании обстоятельствах.

Суд обоснованно указал, что нанесение Астафьевой И.Ю. ножом, имеющим большую поражающую способность,  удара в расположение жизненно важных органов - живот потерпевшего, высказывание ею намерения лишить жизни Ч*** А.Г. непосредственно перед нанесением удара, ее последующее безразличное отношение к содеянному, свидетельствует о том, что умысел Астафьевой И.Ю. был направлен на лишение жизни потерпевшего.

Доводы Астафьевой И.Ю. об оказании ею медицинской помощи Ч*** А.Г. сразу после нанесения удара ножом потерпевшему, были судом проверены и обоснованно признаны несостоятельными. Выводы суда об этом убедительно мотивированы в приговоре, и оснований ставить их под сомнение судебная коллегия не усматривает.

При этом изложенные в кассационных жалобах осужденной и ее защитника доводы о том, что простыни, которые, со слов Астафьевой И.Ю., последняя использовала для перевязки ран Ч*** А.Г., могли выкинуть или спрятать другие лица, а также о том, что Астафьева И.Ю. показывала  куски простыней экспертам, являются голословными, не подтверждаются материалами дела, протоколом судебного заседания.

Таким образом, судебная коллегия находит доводы кассационных жалоб несостоятельными, а квалификацию действий Астафьевой И.Ю. по части 1 статьи 105 УК РФ - как убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку,  правильной.

Судебное разбирательство проведено всесторонне, полно и объективно. Из протокола судебного заседания следует, что в судебном заседании было обеспечено равенство прав сторон, которым суд  создал необходимые условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела. Все доказательства исследованы судом по инициативе сторон,  заявленные ходатайства разрешены в  установленном законом порядке.

Выводы суда о назначении Астафьевой И.Ю.  наказания мотивированы в соответствии с требованиями закона. Вопреки доводам кассационных жалоб, суд учел все обстоятельства, и оснований для признания наказания несправедливым не имеется.

Так, наказание Астафьевой И.Ю.  назначено в соответствии с требованиями статьи 60 и части 1 статьи 62 УК РФ, с учётом характера и степени общественной опасности содеянного, влияния наказания на исправление виновной и условия жизни ее семьи, отсутствия отягчающих и наличия смягчающих наказание обстоятельств, а именно: признания вины, раскаяния в содеянном, состояния здоровья Астафьевой И.Ю., явки с повинной, активного способствования раскрытию и расследованию преступления.

Оснований для признания в качестве смягчающих наказание иных обстоятельств судебная коллегия не находит.

Также суд учел, что по месту жительства Астафьева И.Ю. характеризуется посредственно, ***

Таким образом, у судебной коллегии не имеется оснований сомневаться в правильности вывода суда о необходимости назначения Астафьевой И.Ю.   наказания в виде реального лишения свободы и об отсутствии возможности для применения положений статей 64 и 73 УК РФ.

С учетом фактических обстоятельств совершенного Астафьевой И.Ю.   преступления и степени его общественной опасности оснований для изменения категории преступления на менее тяжкую судебная коллегия не усматривает.

Исковые требования потерпевшей Ч*** О.Г.  о взыскании с Астафьевой И.Ю.  компенсации морального  вреда и возмещении материального ущерба разрешены судом в соответствии с требованиями действующего законодательства. Свои выводы суд мотивировал, и оснований ставить их под сомнение судебная коллегия не находит.

С учетом положений статей 131, 132 УПК РФ суд обоснованно признал денежные средства в сумме 3150 рублей, связанные с оплатой труда адвоката в ходе предварительного следствия, процессуальными издержками и взыскал их с осужденной.

Вопрос о вещественных доказательствах по делу разрешен судом верно с учетом требований статей 81, 82 УПК РФ.

Нарушений уголовно – процессуального, уголовного законов, иных законодательных актов, влекущих отмену или изменение приговора суда, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Приговор Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 28 ноября 2012 года в отношении Астафьевой И*** Ю*** оставить без изменения, а кассационные жалобы – без удовлетворения.

 

Председательствующий   

 

Судьи