Судебный акт
Возложение обязанности на орган исполнительной власти субъекта РФ по ремонту межмуниципальной автомобильной дороги
Документ от 12.03.2013, опубликован на сайте 29.03.2013 под номером 37605, 2-я гражданская, о возложении обязанности устранить выбоины, нанести дорожную разметку на автомобильной дороге, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Елистратов А.М.                                                           Дело № 33-720/2013

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                          12 марта 2013 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,

судей Васильевой Е.В. и Нефедова О.Н.,

при секретаре Годуновой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Правительства Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 26 ноября 2012 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Майнского района Ульяновской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Правительству Ульяновской области удовлетворить.

Признать бездействие Правительства Ульяновской области, выразившееся в непринятии надлежащих мер к обеспечению исправного состояния межмуниципальной автомобильной дороги на участке «Майна – Воецкое – совхоз им. Гимова» незаконным.

Обязать Правительство Ульяновской области обеспечить в соответствии с п.3.1 ГОСТ Р 50597-93 выполнение ремонта межмуниципальной автомобильной дороги на участке «Майна – Воецкое – совхоз им. Гимова» – устранить восемь выбоин (30 км + 200 м, 30 км + 400 м, 30 км + 600 м, 31 км, 31 км + 200 м, 31 км + 300 м, 31 км + 700 м, 31 км + 800 м).

Обязать Правительство Ульяновской области обеспечить нанесение на межмуниципальной автомобильной дороге на участке «Майна – Воецкое – совхоз им. Гимова» с 25 км по 32 км + 640 м осевой и краевой горизонтальной дорожной разметки.

Исковые требования прокурора Майнского района Ульяновской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству промышленности и транспорта Ульяновской области, обществу с ограниченной ответственностью «Симбирскавтодор» о возложении обязанности устранить выбоины, нанести дорожную разметку на автомобильной дороге оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Нефедова О.Н., объяснения Гусевой Е.Н., представляющей по доверенности интересы Правительства Ульяновской области и поддержавшей доводы апелляционной жалобы; прокурора отдела прокуратуры Ульяновской области Фомичева Д.Ю., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Майнского района Ульяновской области обратился в суд с уточненными в ходе рассмотрения дела требованиями в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Ульяновской области, ООО «Симбирскавтодор» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по устранению нарушений.

Иск мотивирован тем, что в ходе прокурорской проверки были выявлены нарушения требований действующего законодательства об автомобильных дорогах, дорожной деятельности и безопасности дорожного движения, выразившиеся в том, что участок с 25 км по 36 км автомобильной дороги общего пользования «Майна – Воецкое – совхоз им. Гимова» не соответствует ГОСТ Р 50597-93 «Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденному Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 г. № 221, – дорожное полотно разрушено, имеет многочисленные выбоины. В соответствии с Перечнем автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 30.12.2009 г. № 431-П, автодорога «Майна – Воецкое – совхоз им. Гимова» является межмуниципальной, следовательно, находится в собственности Ульяновской области. Согласно государственному контракту от 10.01.2012 г. № 6 ответственным юридическим лицом за выполнение работ по содержанию действующей сети автомобильных дорог Ульяновской области является ООО «Симбирскавтодор».

С учетом уточнения исковых требований просил признать незаконным бездействие Правительства Ульяновской области и ООО «Симбирскавтодор», выраженное в неисполнении возложенных на них обязательств по содержанию и ремонту межмуниципальной автомобильной дороги «Майна – Воецкое – совхоз им. Гимова»; обязать произвести ремонт указанной автомобильной дороги, а именно: устранить выбоины на асфальтовом покрытии на участках автодороги 30км + 200 м, 30 км + 400 м, 30 км + 600 м, 31 км, 31 км + 200 м, 31 км + 300 м, 31км + 700 м, 31 км + 800 м, а также нанести осевую и краевую горизонтальную дорожную разметку на участке с 25 км по 32 км + 640 м.

 

Суд привлек к участию в деле в качестве соответчика Министерство промышленности и транспорта Ульяновской области, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – областное государственное казенное учреждение «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» и, рассмотрев по существу требования истца, постановил приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Правительство Ульяновской области просит решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование указывает, что Правительство Ульяновской области в силу действующего законодательства не является надлежащим ответчиком по делу.

Уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ – Ульяновской области в сфере дорожного хозяйства и главным распорядителем средств бюджета Ульяновской области, предусмотренных на финансирование дорожной деятельности, является Министерство промышленности и транспорта Ульяновской области. Ответственность за ненадлежащее содержание автомобильной дороги «Майна – Воецкое – совхоз им. Гимова» должно нести ООО «Симбирскавтодор», которое в соответствии с контрактом, заключенным с ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» 10 января 2012 г., приняло на себя обязательства по выполнению работ по содержанию названной автодороги, обеспечению круглосуточного, бесперебойного и безопасного движения транспортных средств и своевременному устранению повреждений и разрушений автомобильной дороги в сроки, предусмотренные ГОСТ Р 50597-93. Согласно п. 6.7. контракта исполнитель несет полную материальную ответственность в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения условий контракта, необеспечения установленного уровня содержания автомобильных дорог и искусственных сооружений на них и безопасности дорожного движения.

 

ООО «Симбирскавтодор» в возражениях на апелляционную жалобу указывает, что надлежащее содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения напрямую зависят от выделения денежных средств из бюджета Ульяновской области по установленным нормативам; просит оставить решение без изменения.

 

В суде апелляционной инстанции представитель Правительства Ульяновской области Гусева Е.Н. поддержала доводы апелляционной жалобы. Прокурор отдела прокуратуры Ульяновской области Фомичев Д.Ю. возражал против удовлетворения жалобы.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей ответчиков – ООО «Симбирскавтодор», Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области и третьего лица – ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», извещенных о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 327.1. ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и в возражениях на жалобу.

Как следует из материалов дела, автомобильная дорога «Майна – Воецкое – совхоз им. Гимова» включена в утвержденный постановлением Правительства Ульяновской области от 30.12.2009 г. № 431-П Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Ульяновской области под идентификационным номером 73 220 ОП МЗ Н-003, является автомобильной дорогой общего пользования межмуниципального значения, находится в собственности Ульяновской области.

Указанная автомобильная дорога нуждается в ремонте, поскольку имеет затрудняющие движение транспортных средств выбоины на участках 30 км + 200м, 30 км + 400 м, 30 км + 600 м, 31 км, 31 км + 200 м, 31 км + 300 м, 31 км + 700 м, 31км + 800 м; на участке с 25 км по 32 км + 640 м отсутствует горизонтальная разметка, то есть ее состояние не соответствует требованиям п.п. 3.1. и 4.2. ГОСТ Р 50597-93 «Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (утвержден Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 г. № 221).

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Как следует из Устава Ульяновской области (утвержден Постановлением ЗС Ульяновской области от 19.05.2005 г. № 31/311), Правительство Ульяновской области является высшим исполнительным органом государственной власти Ульяновской области. Правительство Ульяновской области разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Ульяновской области, управляет и распоряжается государственной собственностью Ульяновской области в соответствии с законами Ульяновской области, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление Ульяновской области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

С учетом данных норм закона, установив, что выявленные нарушения в состоянии автомобильной дороги не только создают неудобства движению автотранспорта, но и не обеспечивают безопасность жизни и здоровья граждан, суд первой инстанции обоснованно возложил ответственность по их устранению на собственника дороги – Ульяновскую область в лице Правительства Ульяновской области.

Этот вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам, и оснований для признания его неправильным не имеется.

Приведенные Правительством Ульяновской области в апелляционной жалобе доводы о том, что оно является ненадлежащим ответчиком по делу, подлежат отклонению.

Согласно п.п. 1.9., 2.1. Положения о Министерстве промышленности и транспорта Ульяновской области (утверждено постановлением Правительства Ульяновской области от 19.10.2010 г. № 38/343-П), данное министерство наделяется имуществом из собственности Ульяновской области на праве оперативного управления; осуществляет управление строительством, реконструкцией, содержанием и ремонтом автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в пределах средств, выделенных из федерального бюджета и областного бюджета Ульяновской области. Формирование бюджета на управление дорожным хозяйством не относится к компетенции названного министерства.

В соответствии со ст.ст. 1, 8, 9 Закона Ульяновской области от 09.06.2005 г. № 043-ЗО «О Правительстве Ульяновской области» исполнительную власть в Ульяновской области осуществляет Правительство Ульяновской области, которое полномочно управлять и распоряжаться собственностью Ульяновской области, разрабатывать проекты областного бюджета и обеспечивать его исполнение.

Наличие договорных отношений между ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» и ООО «Симбирскавтодор» не может свидетельствовать об освобождении собственника от обязанности по содержанию принадлежащего ему имущества и от контроля за выполнением ООО «Симбирскавтодор» возложенных на него обязательств.

Содержание и ремонт автомобильных дорог охватывается понятием организации дорожной деятельности, которая в отношении межмуниципальных дорог относится к компетенции органа государственной власти субъекта РФ.

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не усматривается.

В этой связи решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 26 ноября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Правительства Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи