У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Судья Павлов
Н.Е.
Дело № 33-1046/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
6 апреля 2021 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Полуэктовой С.К.,
судей Лифановой
З.А., Смирновой Ю.В.,
при секретаре Каминской Ю.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального бюджетного
учреждения «Администрация волжского бассейна внутренних водных путей» на
решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 14 декабря 2020 года по
делу №2-3883/2020, по которому постановлено:
исковые требования
Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту
прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской
Федерации, удовлетворить частично.
Обязать Федеральное
бюджетное учреждение «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей»
в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять
меры по очистке Куйбышевского водохранилища путем организации подъема и
удаления из акватории водного объекта судна Баржа «3023», расположенного на
1490 км реки Волга, в границах судового хода (координаты 54.599117, 48.52235),
судна Баржа «126», расположенного на
1490 км реки Волга, в пределах основного судового хода (координаты 54.596483,
48.52615), судна Баржа «3231», расположенного на 1502,5-1503 км реки Волга, по
дополнительному судовому ходу № 4 в 400 метрах за левой кромкой (координаты
54.439778, 48.462972), железобетонного понтона, расположенного на 1554 км реки
Волга, левый берег (убежище Тургенево) (координаты 54.148047, 48.754197).
В удовлетворении
исковых требований Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора,
действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц,
интересов Российской Федерации к Федеральному государственному бюджетному
водохозяйственному учреждению «Центррегионводхоз», филиалу «Ульяновская дамба»
Федерального государственного бюджетного водохозяйственного учреждения
«Центррегионводхоз», открытому акционерному обществу «Ульяновский речной порт»,
обществу с ограниченной ответственностью «Ульяновская судоходная компания»
отказать.
Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения представителя ФБУ «Администрация Волжского бассейна
внутренних водных путей» - Сальмановой Д.Н., поддержавшей доводы апелляционной
жалобы, возражения представителя Ульяновской межрайонной природоохранной
прокуратуры - Гришиной Ю.А., представителей ФГБВУ «Центррегионводхоз» -
Баженова В.В. и Галиевой Э.И.,
представителя Федерального агентства водных ресурсов - Гунина В.В.,
представителя ООО «Тольяттинская лизинговая компания» - Лощинина А.Д.,
полагавших решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия
установила:
Ульяновский
межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту прав и законных
интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, обратился
в суд с иском к ФГБВУ «Центррегионводхоз», филиалу «Ульяновская дамба» ФГБВУ
«Центррегионводхоз» о возложении обязанности принять меры по очистке
Куйбышевского водохранилища.
Требования
мотивированы тем, что в ходе проведенной Ульяновской межрайонной
природоохранной прокуратурой проверки исполнения законодательства в сфере
природопользования и охраны водных объектов установлено, что в Куйбышевском
водохранилище в границах Ульяновской области размещены 3 затонувших бесхозяйных
судна (баржи) и 1 полузатонувшая бесхозяйная вещь (железобетонный понтон). При
этом установить владельцев указанных плавсредств не представляется возможным.
Факт загрязнения (механического засорения) водного объекта подтверждается
справкой, выданной Межрегиональным Управлением Росприроднадзора по Самарской и
Ульяновской областям от 11.09.2020.
Выведенные из
эксплуатации и затопленные судна являются источниками загрязнения водных
объектов химическими веществами, включая нефтепродукты и горюче-смазочные
материалы, и оказывают негативное воздействие на качество поверхностных вод
Куйбышевского водохранилища, являющегося источником питьевого и
хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов.
Непринятие мер по
организации подъема вышедших из эксплуатации плавательных средств создает
угрозу экологической безопасности населения и тем самым нарушает права
неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Прокурор просил обязать
ФГБВУ «Центррегионводхоз» в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в
законную силу принять меры по очистке Куйбышевского водохранилища путем организации подъема и удаления из
акватории водного объекта судна Баржа «3023», расположенного на 1490 км реки
Волга, в границах судового хода (координаты 54.599117, 48.52235), судна Баржа
«126», расположенного на 1490 км реки
Волга в пределах основного судового хода (координаты 54.596483, 48.52615),
судна Баржа «3231», расположенного на 1502,5-1503 км реки Волга, по
дополнительному судовому ходу № 4 в 400 м за левой кромкой (координаты
54.439778, 48.462972), железобетонного понтона, расположенного на 1554 км реки
Волга, левый берег (убежище Тургенево) (координаты 54.148047, 48.754197).
Судом к участию в
деле привлечены: в качестве соответчиков - ФБУ «Администрация Волжского бассейна
внутренних водных путей», ОАО «Ульяновский речной порт», ООО «Ульяновская
судоходная компания», в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных
требований относительно предмета спора, - Министерство природы и цикличной
экономики Ульяновской области, Федеральное агентство водных ресурсов, МУ
Администрация МО «Чердаклинский район» Ульяновской области.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное
выше решение.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней
ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» не соглашается с
решением суда, просит его отменить.
В обоснование доводов жалобы указывает на
неправильное применение судом статьи 49 Кодекса внутреннего водного транспорта
РФ (далее – КВВТ РФ). Утверждает, что администрация бассейнов внутренних вод
осуществляет подъем затонувшего судна или иного имущества лишь при наличии
определенных условий, которых по делу не имеется.
Истцом не представлено доказательств наличия
угрозы безопасности судоходства, причинения значительного ущерба окружающей
среде, препятствия осуществлению рыболовства, деятельности на внутреннем водном
транспорте и проводимым на внутренних водных путях путевым работам.
Собственники барж отказались от своих прав и обязанностей в отношении данных
объектов. Поскольку законодателем установлено, что работы по подъему, а также
при необходимости утилизации или удалению, осуществляются за счет средств
собственника или владельца, на ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних
водных путей» не может быть возложена обязанность по проведению указанных
работ.
Отмечает, что Правила по подъему, удалению
или уничтожению имущества применяются к имуществу, затонувшему во внутренних
водных путях. Не соглашается с выводами суда о том, что железобетонный понтон
находится на территории водного объекта. Утверждает, что береговая линия как
полоса земли расположена за пределами водного объекта, не является частью
внутренних водных путей, не пригодна для судоходства, что также подтверждается
Перечнем внутренних водных путей РФ, утвержденным распоряжением Правительства
РФ от 19.12.2002 №1800-р. Железобетонный понтон не относится к затонувшему
имуществу и иному затонувшему имуществу, так как его нахождение на берегу не
связано с фактом крушения (аварии).
Также суд неправомерно отклонил довод ФБУ
«Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» по отнесению барж и
железобетонного понтона к отходам производства и потребления. Затонувшие баржи
и остатки понтона не имеют собственников (владельцев), утратили свои
потребительские свойства, то есть эксплуатации по их функциональному назначению
не подлежат и являются отходами производства. Таким образом, КВВТ РФ не
регулирует порядок обращения с отходами производства.
В возражениях на апелляционную жалобу ФГБВБУ
«Центррегионводхоз», Ульяновская межрайонная природоохранная прокуратура, Федеральное агентство водных ресурсов
(Росводресурсы) просят решение суда оставить без изменения, апелляционную
жалобу – без удовлетворения.
Представители ООО
«Ульяновская судоходная компания», Межрегионального управления Федеральной
службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской
областям, Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области, МУ
Администрация МО «Чердаклинский район» Ульяновской области, извещенные
надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела в апелляционной
инстанции, в судебное заседание не явились.
Судебная коллегия в
соответствии со ст.327 ГПК РФ определила рассмотреть дело в отсутствие не
явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы
апелляционной жалобы, возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к
следующему.
Согласно ст. 327.1
ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов,
изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно
жалобы, представления.
В соответствии со
статьями 42 и 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на
благоприятную окружающую среду, обязан сохранять природу и окружающую среду,
бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии с
частью 1 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты
и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных
из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов),
запрещаются.
Как следует из
материалов дела и установлено судом, Ульяновской межрайонной природоохранной
прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного
законодательства, а именно причинения вреда окружающей водной среде в
результате размещения затонувших судов (их частей и механизмов), находящихся на
учёте в ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» в
качестве бесхозяйных и создающих угрозу причинения ущерба водным объектам
Ульяновской области.
В ходе проверки
осмотрены затонувшие судно Баржа «3023», расположенное на 1490 км реки Волга в
границах судового хода (координаты 54.599117, 48.52235), судно Баржа
«126», расположенное на 1490 км реки
Волга, в пределах основного судового хода (координаты 54.596483, 48.52615),
судно Баржа «3231», расположенное на 1502,5-1503 км реки Волга, по
дополнительному судовому ходу № 4 в 400 м за левой кромкой (координаты
54.439778, 48.462972), железобетонный понтон, расположенный на 1554 км реки
Волга, левый берег (убежище Тургенево) (координаты 54.148047, 48.754197).
08.09.2020
Межрегиональным Управлением Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской
областям совместно с Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой
проведено комплексное обследование затонувших (полузатопленных средств) на
водном объекте – Куйбышевском водохранилище. При этом был достоверно установлен
факт загрязнения (механического засорения) Куйбышевского водохранилища. Расчет
вреда при загрязнении и засорении водного объекта в результате сброса
выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств не производился, ввиду
отсутствия информация об их тоннаже.
Сведения о
собственниках барж «3023», «126», «3231» исключены из Государственного судового
реестра РФ 13.06.2018 и 08.09.2017, возможность исполнения решения
Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 11.04.2013,
которым на ООО «Национальная Гражданская Судовая Ассоциация» возложена
обязанность по подъему открытой трюмной баржи №3231, утрачена: ООО «Национальная Гражданская Судовая
Ассоциация» прекратило свою деятельность 08.02.2016, исключено из ЕГРЮЛ.
Разрешая заявленные требования, суд первой
инстанции пришел к выводу о том, что надлежащим ответчиком по делу является в
ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей», который в силу
возложенных на него ст.49
Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации полномочий обязан
принять меры по организации подъема затонувшего имущества.
С выводами районного суда судебная коллегия
соглашается.
В соответствии с п.1 и п.2 ст.1 Кодекса внутреннего
водного транспорта Российской Федерации (КВВТ РФ) Кодекс регулирует отношения,
возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской
Федерации, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими
физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на
внутренних водных путях Российской Федерации, и определяет их права,
обязанности и ответственность.
Положения КВВТ РФ
распространяются на: внутренние водные пути Российской Федерации и расположенные
на них судоходные гидротехнические сооружения, причалы; порты, расположенные на
внутренних водных путях Российской Федерации; суда и плавучие объекты,
предназначенные для использования в целях судоходства на внутренних водных
путях Российской Федерации. *»
Согласно распоряжению Правительства Российской
Федерации от 19.12.2002 №1800-р Куйбышевское водохранилище, в том числе река
Волга, входят в Перечень внутренних водных путей Российской Федерации.
К затонувшему имуществу п.2 ст.45 КВВТ РФ относит
потерпевшие крушение суда, их обломки, оборудование, грузы и другие предметы,
иное затонувшее имущество независимо от того, находятся они на плаву или под
водой, опустились на дно в пределах внутренних водных путей либо выброшены на
мелководье или берег.
Согласно ч.1 ст.56 ВК РФ сброс в водные объекты и
захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из
эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов)
запрещается.
В ст.4 Федерального закона от 10.01.2002
№7-ФЗ «Об охране
окружающей среды» указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения,
истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия
хозяйственной и иной деятельности являются земли, почвы, поверхностные и
подземные воды.
Согласно п.11 ст.10 КВВТ РФ запрещается оставление
на водных объектах и на береговой полосе в пределах внутренних водных путей
безнадзорных судов, сооружений, оказывающих негативное влияние на состояние
внутренних водных путей и береговой полосы и (или) затрудняющих их
использование.
Статьей 3 КВВТ РФ определено, что внутренние
водные пути Российской Федерации (далее - внутренние водные пути) - пути
сообщения внутреннего водного транспорта, определяемые Правительством
Российской Федерации. Судовой ход - часть внутреннего водного пути,
предназначенная для движения судов и обозначенная навигационными знаками или
иным способом. Администрация бассейна внутренних водных путей - организация,
созданная в форме государственного бюджетного учреждения и осуществляющая в бассейне
внутренних водных путей содержание внутренних водных путей, государственный
портовый контроль и иные функции, определенные в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно п.1 ст.7 КВВТ РФ внутренние водные пути и
расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения находятся в
федеральной собственности и используются в целях судоходства любыми
юридическими и физическими лицами. Перечень внутренних водных путей
утверждается Правительством РФ.
Исходя из взаимосвязанных положений ст.10 и главы II ККВТ РФ следует, что к внутренним водным путям относится, в том
числе и береговая полоса.
В соответствии со ст. 8 КВВТ РФ
проведение путевых работ, в том числе работ по устройству и содержанию рейдов в
портах общего пользования и подходов к причалам общего пользования, за
исключением случаев, указанных в пункте 2 настоящей статьи, а также содержание
судоходных гидротехнических сооружений и организация технологической связи
организаций внутреннего водного транспорта осуществляются администрациями
бассейнов внутренних водных путей за счет средств федерального бюджета, доходов
от собственной деятельности, а также других не запрещенных законом источников
(пункт 1). -»
Содержание внутренних водных путей и судоходных
гидротехнических сооружений администрациями бассейнов внутренних водных путей
осуществляется в соответствии с правилами содержания внутренних водных путей и
правилами содержания судоходных гидротехнических сооружений, утвержденными
федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (пункт 2).
Работы по содержанию внутренних водных путей,
путевые работы (в том числе, работы по устройству и содержанию рейдов), работы по навигационногидрографическому
обеспечению условий плавания судов, работы по содержанию судоходных
гидротехнических сооружений осуществляются без специальных разрешений и
согласования (пункт 3).
В силу ст.34 КВВТ РФ Администрация бассейна внутренних
водных путей для обеспечения безопасности судоходства осуществляет в бассейне
внутренних водных путей кроме прочего навигационно-гидрографическое обеспечение
условий плавания судов и путевые работы на внутренних водных путях.
В ч.6 ст.47.1 КВВТ РФ указано, что в
случае, если владелец затонувшего судна или собственник иного затонувшего
имущества неизвестен, по представлению администрации бассейна внутренних водных
путей делается официальная публикация о необходимости подъема затонувшего судна
его владельцем или иного затонувшего имущества его собственником.
В соответствии с п.1 ст.49 КВВТ РФ администрация
бассейна внутренних водных путей поднимает затонувшее судно или иное затонувшее
имущество и при необходимости удаляет либо утилизирует их, если владелец
затонувшего судна или собственник иного затонувшего имущества не поднимет
затонувшее судно или иное затонувшее имущество в срок, установленный в
соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 47.1 Кодекса внутреннего водного
транспорта РФ, и такое имущество создает серьезную и непосредственную угрозу
безопасности судоходства или непосредственную угрозу причинения значительного
ущерба окружающей среде загрязнением либо значительно препятствует
осуществлению рыболовства, деятельности на внутреннем водном транспорте и
проводимым в пределах внутренних водных путей путевым работам.
Пунктами 2, 5 Правил учета бесхозяйных судов и о
внесении изменений в правила государственной регистрации судов, утвержденных
Приказом Министерства транспорта РФ от 02.10.2014 №278, установлено,
что судно, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен,
либо от права
собственности, на которое собственник отказался, выявленное в соответствующем
бассейне внутренних водных путей, подлежит учету в качестве бесхозяйного судна
администрацией бассейна внутренних водных путей в соответствии с настоящими
Правилами. При выявлении бесхозяйного судна Администрация осуществляет
мероприятия по подготовке материалов для идентификации бесхозяйного судна, для
чего составляется опись основных параметров и характеристик судна, которые
можно установить путем визуального осмотра выявленного бесхозяйного судна.
По смыслу приведенных выше положений
законодательства, обязанность по учету, подъему и утилизации затонувшего
бесхозяйного судна, в том числе частей корпуса судна, независимо от того,
расположено оно под водой, либо выброшено на мелководье или берег, осуществляется администрацией
бассейна внутренних водных путей, которая в свою очередь имеет право на полное
возмещение понесенных расходов в связи с указанными действиями, как за счет
собственника такого суда, так и путем реализации поднятого судна.
Таким образом, КВВТ РФ четко установлен орган,
в обязанности которого входит поднятие, удаление или утилизация затонувших
судов или иного затонувшего имущества.
Поскольку Куйбышевское водохранилище, в том числе
река Волга, являются водными объектами входящими в систему внутренних водных
путей Российской Федерации и используются для осуществления судоходства, нормы
КВВТ РФ об обязанности по поднятию, удалению или утилизации затонувших судов
или иного затонувшего имущества являются специальными нормами по отношению к
положениям ВК РФ и Правилам охраны поверхностных водных объектов.
В случае, если затонувшее имущество расположено в
границах водохранилища и данное водохранилище является водным объектом,
входящим в систему внутренних водных путей Российской Федерации и используется
для осуществления судоходства в соответствии с распоряжением Правительства
Российской Федерации от 19.12.2002 №1800-р, вопросы по поднятию, удалению или утилизации затонувших судов
или иного затонувшего имущества регулируются положениями КВВТ РФ и являются
специальными нормами по отношению к положениям ВК РФ и Правилам охраны
поверхностных водных объектов.
При таких обстоятельствах
районный суд обоснованно возложил обязанность
по поднятию, удалению или утилизации затонувших судов или иного затонувшего
имущества в Куйбышевском водохранилище на ФБУ «Администрация Волжского бассейна
внутренних водных путей».
Вопреки доводам
жалобы судебная коллегия не находит оснований для отнесения затонувших барж и
железобетонного понтона к отходам производства и потребления.
В силу ст.1 Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ
«Об отходах производства и потребления» определено понятие отходов производства
и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или
продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а
также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
К затонувшему
имуществу относятся потерпевшие крушение суда, их обломки, оборудование, грузы
и другие предметы, иное затонувшее имущество независимо от того, находятся они
на плаву или под водой, опустились на дно на внутренних водных путях либо
выброшены на мелководье или берег (ст.45 КВВТ РФ).
Следовательно, учитывая определение отходов производства
и потребления, а также понятие затонувшего имущества, установленное ст.45 КВВТ
РФ, к которому относится не только потерпевшие крушения суда, их обломки,
оборудование, грузы и другие предметы, но и иное затонувшее имуществ,
независимо от того находятся они на плаву или под водой, опустились на дно в
пределах внутренних водных путей либо выброшены на мелководье или берег,
законодатель проводит различие между отходами производства и потребления и
затонувшим имуществом как особыми объектами гражданских прав,
и положения Федерального закона № 89-ФЗ не применимы при рассмотрении
настоящего спора.
Что касается доводов относительно расположения спорного железобетонного понтона на берегу (полузатонувшее
состояние), то по смыслу норм КВВТ РФ, следует, что к внутренним водным путям относится,
в том числе и береговая полоса, следовательно, обязанность по удалению данного
понтона правомерно возложена на Администрацию бассейна внутренних водных путей.
Выводы суда основаны
на анализе действующего законодательства и материалов дела. Нормы материального
права применены судом верно.
В силу изложенного,
решение суда является правильным и отмене по доводам жалобы не подлежит.
Нарушений норм
процессуального законодательства, являющихся безусловным основанием для отмены
решения суда, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь
статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Заволжского
районного суда города Ульяновска от 14 декабря 2020 года оставить без
изменения, апелляционную жалобу Федерального бюджетного учреждения
«Администрация волжского бассейна внутренних водных путей» – без
удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может
быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 41
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через суд первой
инстанции.
Председательствующий
Судьи