Судебный акт
О взыскании расходов, понесенных в связи с повторными выборами
Документ от 30.06.2020, опубликован на сайте 16.07.2020 под номером 88749, 2-я гражданская, о возмещении избирательной комиссии муниципального образования произведенных ею расходов, связанных с проведением повторных выборов, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Связанные судебные акты:

Взыскание расходов за повторные выборы

Документ от 16.02.2021, опубликован на сайте 01.03.2021 под номером 92430, 2-я гражданская, о возмещении избирательной комиссии муниципального образования произведенных ею расходов, связанных с проведением повторных выборов, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Самылина О.П.                                                              Дело № 33-2204/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                  30 июня 2020 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Полуэктовой С.К.,

судей Лифановой З.А., Васильевой Е.В.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Гурьянова Дениса Владимировича на решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 5 марта 2020 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 28 апреля 2020 года, по делу № 2-1085/2020, по которому постановлено:

 

исковые требования территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Майнский район» к Гурьянову Денису Владимировичу о взыскании расходов, связанных с проведением повторных выборов депутатов, удовлетворить.

Взыскать с Гурьянова Дениса Владимировича в пользу территориальной избирательной комиссии муниципального образования «Майнский район» расходы, связанные с проведением повторных выборов депутатов, в размере 320 000 рублей, в доход местного бюджета расходы по уплате государственной пошлины в размере    6400 рублей.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения Гурьянова Д.В. и его представителя Давыденко О.В., поддержавших доводы апелляционной  жалобы, пояснения представителя ТИК МО «Майнский района» - Гусева И.В., полагавшего решения суда не подлежащим отмене, судебная коллегия,

 

установила:

 

Территориальная избирательная комиссия Муниципального образования «Майнский район» (далее ТИК МО «Майнский район»)  обратилась в суд с иском к Гурьянову Д.В. о возмещении расходов, связанных с проведением повторных выборов.

Требования мотивированы тем, что 20.07.2018 в территориальную избирательную комиссию муниципального образования «Майнский район» поступили письменные заявления ответчика о согласии баллотироваться по соответствующим избирательным округам с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата представительного органа муниципального образования. 26.07.2018 ответчик был зарегистрирован в качестве кандидата в Совет депутатов муниципального образования «Майнское городское поселение», Совет депутатов МО «Гимовское сельское поселение» и 14.09.2018 по результатам проведенных выборов он был избран депутатом по данным избирательным округам, о чем был извещен с разъяснением порядка выполнения возложенной на него законодательством обязанности.

В этот же день в ТИК поступило письменное заявление Гурьянова Д.В. об отказе от получения мандата депутата Совета депутатов муниципального образования «Гимовское сельское поселение» четвертого созыва, которое не содержало сведений о наличии предусмотренных законодательством вынуждающих обстоятельств, препятствующих сложению с него полномочий, несовместимых со статусом депутата представительного органа муниципального образования. Документы об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата представительного органа муниципального образования, также не предоставлялись.

В связи с отказом Гурьянова Д.В. окружная избирательная комиссия отменила решение о признании ответчика избранным депутатом Совета депутатов муниципального образования «Гимовское сельское поселение». 

08.09.2019 были проведены повторные выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования «Гимовское сельское поселение». Расходы, связанные с подготовкой и проведением данных выборов, составили 320 000 рублей.

Поскольку причиной проведения повторных выборов и возникновения бюджетных расходов явился отказ ответчика от получения депутатского мандата без вынуждающих обстоятельств, то в силу закона он обязан возместить ТИК вышеуказанные расходы. 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Гурьянов Д.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное.

В обоснование доводов жалобы указывает, что исковое заявление подлежало оставлению без рассмотрения в связи с отсутствием у избирательных комиссий права на предъявление иска от имени казны. Указывает, что федеральный закон не содержит запрета на участие в выборах депутатов сразу по нескольким избирательным округам. Будучи избранным в Советы депутатов сразу в два муниципальных образования, ему пришлось досрочно сложить с себя полномочия депутата по одному из МО, что является вынуждающим обстоятельством. Пятидневный срок  для отказа от мандата был им соблюден. Ссылаясь на ч.3 ст.40 Федерального закона № 131-ФЗ, полагает, что полномочия депутата возникают со дня его избрания и его отказ от мандата является сложением полномочий уже избранного депутата, следовательно, ему не требуется какого-либо обоснования об отказе.

Не соглашается с выводом суда о том, что причиной проведения повторных выборов и возникновения бюджетных расходов явилось его письменное заявления об отказе от получения депутатского мандата. Считает, что при таком обстоятельстве законом не предусмотрено проведение повторных выборов, а возможно проведение лишь дополнительных, а необходимость проведения дополнительных выборов определяет Совет депутатов МО. Считает, что ТИК МО «Майнский район» превысила свои полномочия, необоснованно назначив повторные выборы, поскольку состав депутатов оставался правомочным.

Не соглашается с выводом суда о том, что отсутствие запретов на одновременное выдвижение гражданина в выборные органы разных муниципальных образований, а также на его отказ от получения депутатского мандата, не является основанием для его освобождения от возмещения бюджетных расходов на проведение повторных выборов.

Не соглашается с выводом суда о том, что перечень вынужденных обстоятельств, предусмотренный ст.94 Закона Ульяновской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области», является исчерпывающим, при том, что его отказ от получения депутатского мандата к вынуждающим обстоятельствам не отнесен. Считает неправомерным вывод суда о том, что он не являлся депутатом до получения депутатского удостоверения, а являлся избранным кандидатом в депутаты. Считает, что полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва. У него, как у избранного депутата, имелось законное право на досрочное сложение полномочий депутата. Указывает, что суд не приводит конкретную норму, в соответствии с которой досрочно может сложить полномочия только зарегистрированный кандидат, а не избранный.

Считает, что суд не принял во внимание федеральное законодательство о выборах, а основывал свои выводы только на региональном законодательстве.

В возражениях на апелляционную жалобу ТИК МО «Майнский район» просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Представители администрации МО «Майнское городское поселение», администрации МО «Гимовское сельское поселение» в заседание суда апелляционной инстанции не   явились, извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия на основании статей 167, 327 ГПК РФ  полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12.06.2002                    № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ), иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации (п. 1 ст. 11 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ).

Подпунктом «в» п. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что законом субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, определенных федеральным законом, устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации.

Во исполнение указанных положений Законодательным Собранием Ульяновской области принят Закон Ульяновской области от 01.08.2007               №109-ЗО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области» (далее – Закон Ульяновской области от 01.08.2007 № 109-ЗО).

Пунктом 3 ст. 3 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ закреплено, что участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

Пассивное избирательное право - право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (пп. 27 ч. 1 ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», подразумевает наличие волеизъявления гражданина на избрание его в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Статьей 33 Федерального закона № 67-ФЗ установлены условия выдвижения кандидатов, в том числе определен перечень сведений, которые должны содержаться в заявлении кандидата о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, которое включает и обязательство в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.

Гражданин, пожелавший реализовать свое конституционное право быть избранным в органы местного самоуправления, добровольно принимает ограничения, с которыми связан приобретаемый им статус выборного лица, в том числе запрет на одновременное исполнение полномочий депутатов представительных органов разных муниципальных образований.

Согласно п. 6 ст. 70 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия после определения результатов выборов извещает об этом зарегистрированного кандидата, избранного депутатом, после чего он обязан в пятидневный срок представить в избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей.

В случае, если зарегистрированный кандидат, избранный депутатом по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, не выполнит приведенное требование закона, соответствующая избирательная комиссия отменяет свое решение о признании такого кандидата избранным, что может повлечь назначение повторных выборов (п. 6.1 ст. 70, п.5 ст. 71 Федерального закона № 67-ФЗ).

Согласно п. 7 ст. 70 Федерального закона № 67-ФЗ законом может быть предусмотрено, что, если кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, выборного должностного лица, в результате чего назначены повторные выборы, этот кандидат должен полностью или частично возместить соответствующей избирательной комиссии произведенные ею расходы, связанные с проведением повторных выборов. Соответствующий закон должен также содержать перечень обстоятельств, при которых указанное возмещение не производится.

Согласно ст.94 Закона Ульяновской области №109-ЗО избирательная комиссия муниципального образования после определения результатов выборов незамедлительно извещает об этом зарегистрированных кандидатов, избранных депутатами представительного органа муниципального образования, после чего они обязаны в 5-дневный срок представить в эту избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении их от обязанностей, несовместимых со статусом депутата представительного органа муниципального образования, либо копии документов, удостоверяющих подачу в указанный срок заявления об освобождении от таких обязанностей.

В случае если зарегистрированный кандидат, избранный депутатом представительного органа муниципального образования по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, не выполнит требование, предусмотренное п. 6 ст. 70 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ч. 1 настоящей статьи, окружная избирательная комиссия отменяет свое решение о признании такого кандидата избранным (ч.2).

Если кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств не сложил с себя полномочия, не совместимые со статусом депутата представительного органа муниципального образования, в результате чего назначены повторные выборы, этот кандидат должен полностью возместить избирательной комиссии муниципального образования произведенные ею расходы, связанные с проведением повторных выборов (ч.3).

То есть, обладание мандатом кандидата в депутаты на соответствующих выборах в органы местного самоуправления не может рассматриваться как личная привилегия гражданина, приобретшего соответствующий публично-правовой статус. Оно подразумевает необходимость ответственного отношения как к вступлению в соответствующую должность, так и к исполнению депутатских полномочий. Особый публично-правовой статус кандидата в депутаты определяется природой представительного органа. В связи с чем, соблюдение требований в отношении приобретения депутатского статуса и осуществления депутатских полномочий является необходимой предпосылкой и условием реализации возложенных на представительные органы местного самоуправления функций народного представительства.

Кандидат, признанный по итогам голосования избранным депутатом представительного органа местного самоуправления, реализовав свое пассивное избирательное право на замещение (получение) депутатского мандата, не может считаться свободным от принятых на себя добровольно обязательств, связанных со статусом кандидата.

Удовлетворяя исковые требования ТИК МО «Майнский район», суд первой инстанции исходил из того, что Гурьянов Д.В., будучи зарегистрированным в качестве кандидата в Совет депутатов МО «Майнское городское поселение» и Совет депутатов МО «Гимовское сельское поселение», а затем, будучи избранным депутатом по данным избирательным округам, без вынуждающих к тому обстоятельств не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, в результате чего были назначены и проведены повторные выборы.

С данными выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Вопреки доводам апелляционной жалобы право избирательной комиссии на предъявление в суд иска о возмещении расходов, связанных с проведением повторных выборов, прямо предусмотрено законом, а именно п. 7 ст. 70 Федерального закона № 67-ФЗ и ч.3 ст.94 Закона Ульяновской области                №109-ЗО.

Необоснованным является довод апелляционной жалобы о том, что суд при вынесении решения руководствовался региональным законодательством, не приняв во внимание положения федеральных законов,  поскольку выводы суда основаны как на нормах федерального, так и регионального законодательства, что следует из содержания решения суда.

Довод об установлении ч. 3 ст. 94 Закона Ульяновской области № 109-ЗО  закрытого перечня вынуждающих обстоятельств, что противоречит федеральному законодательству, не обоснован и отмены оспариваемого решения не влечет, поскольку указанная норма является прямой реализацией возможности, предоставленной региональному законодателю п.7 ст. 70 Федерального закона № 67-ФЗ.

Довод апелляционной жалобы о том, что отказ от получения мандата является фактически досрочным сложением полномочий депутата, и признается вынуждающим обстоятельством,  является несостоятельным, как основанный на неверном толковании закона и установленных по делу обстоятельств.

Как видно из материалов дела, после извещения Гурьянова Д.В. избирательной комиссией 11.09.2018 о том, что по результатам проведенных выборов он был избран депутатом в Совет депутатов муниципального образования «Майнское городское поселение» и в Совет депутатов МО «Гимовское сельское поселение» и что ему необходимо в пятидневный срок представить в ТИК копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата представительного органа муниципального образования, либо копии документов, удостоверяющих подачу в указанный срок заявления об освобождении от таких обязанностей.

14.09.2018 Гурьянов Д.В. представил председателю ТИК МО «Майнский район» заявление об отказе в получении мандата депутата Совета депутатов МО «Гимовское сельское поселение». 

Данное заявление не содержит каких-либо мотивов отказа.

Вопрос досрочного прекращения полномочий депутата по собственному желанию регламентирован ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которой не предусмотрена подача заявления в ТИК об отказе от мандата депутата. 

Действительно, согласно ч. 3 ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.

Вместе с тем, лицо, избранное депутатом представительного органа муниципального образования, не может приступить к осуществлению своих полномочий депутата незамедлительно, со дня избрания, в силу объективных обстоятельств, поскольку этому должны предшествовать такие юридические факты, как определение результатов выборов и признание депутата избранным, сложение избранным депутатом обязанностей, несовместимых со статусом депутата и вручение ему удостоверения депутата.

Поскольку постановлением ТИК было отменено принятое ранее решение о признании ответчика избранным депутатом Совета депутатов МО «Гимовское сельское поселение» четвертого созыва, регистрация Гурьянова Д.В. депутатом указанного представительного органа не производилась и соответствующее удостоверение ему не вручалось, то он являлся лишь избранным кандидатом в депутаты, следовательно, право на отставку по собственному желанию у него не возникло.

Заявлением от 14.09.2018 Гурьянов Д.В. уведомил  ТИК МО «Майнский район» о своем согласии в получении мандата депутата Совета депутатов МО «Майнское городское поселение» и о том, что обязанностей, несовместимых со статусом депутата, не имеет.

Согласно абз.4 ч.6 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ депутат представительного органа муниципального образования не может одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа иного муниципального образования.

Следовательно, заявление ответчика об отсутствии у него ограничений, несовместимых со статусом депутата представительного органа муниципального образования, не соответствует действительности.

Учитывая, что в силу ст.93 Закона Ульяновской области №109-ЗО дополнительные выборы проводятся в случае досрочного прекращения полномочий депутата, но такое право у Гурьянова Д.В. не возникло и соответствующая процедура, установленная законом, в отношении него не проводилась, то оснований для проведения дополнительных выборов не имелось.

В то же время, согласно ст.92 указанного Закона, если кандидат, избранный по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата представительного органа муниципального образования, избирательная комиссия муниципального образования назначает повторные выборы.

Как указывалось выше, п. 7 ст. 70 Федерального закона № 67-ФЗ предусматривает, что, если кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, выборного должностного лица, в результате чего назначены повторные выборы, то  кандидат должен полностью или частично возместить соответствующей избирательной комиссии произведенные ею расходы, связанные с проведением повторных выборов.

В силу ч.3 ст.94 Закона Ульяновской области №109-ЗО вынуждающими обстоятельствами являются:

1) признание судом лица недееспособным или ограниченно дееспособным;

2) признание судом лица безвестно отсутствующим или объявление умершим;

3) установление в законном порядке стойкой неспособности лица по состоянию здоровья осуществлять полномочия депутата представительного органа муниципального образования;

4) вступление в отношении лица в законную силу обвинительного приговора суда;

5) установление в законном порядке стойкого расстройства здоровья близких родственников, влекущее необходимость постоянного ухода за ними;

6) смена места жительства лица, влекущая постоянное проживание на территории другого муниципального образования;

7) выезд за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

8) прекращение у лица гражданства Российской Федерации, прекращение гражданства иностранного государства – участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, приобретение им гражданства иностранного государства либо получение им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования;

9) назначение лица на должность, исполнение обязанностей по которой в соответствии с законодательством несовместимо со статусом депутата представительного органа муниципального образования.

Из содержания заявления Гурьянова Д.В. от 14.09.2018 (т.1 л.д.28 оборотная сторона) не следует, что у него имеются вышеперечисленные вынуждающие причины отказа от мандата, в том числе указанные в п.9, поскольку должность депутата является выборной.

При таких условиях оснований полагать, что Гурьянов Д.В. отказался от указанного мандата в силу вынуждающих обстоятельств, не имелось.

В этой связи довод апелляционной жалобы об отсутствии оснований для проведения повторных выборов судебная коллегия считает необоснованным.

Иных доводов в апелляционной жалобе не заявлено.

Учитывая, что нарушений норм материального и процессуального права судом при рассмотрении настоящего дела не было допущено, оснований для отмены оспариваемого решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 5 марта 2020 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 28 апреля 2020 года, оставить без изменения,  апелляционную жалобу Гурьянова Дениса Владимировича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                         Судьи: