Судебный акт
Приговор по п. "б" ч.2 ст.171 УК РФ законный и обоснованный
Документ от 24.02.2021, опубликован на сайте 11.03.2021 под номером 92594, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 171 ч.2 п. б, судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Связанные судебные акты:

Приговор отменен, дело направлено на новое судебное разбирательство

Документ от 28.07.2021, опубликован на сайте 04.08.2021 под номером 94824, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 171 ч.2 п. б , ОБВИНИТЕЛЬНЫЙ приговор ОТМЕНЕН: с направлением дела НА НОВОЕ СУДЕБНОЕ разбирательство

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Гуляев С.А.                                                                                  Дело №22-304/2021

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                 24 февраля 2021 года

 

Ульяновский областной суд в составе:

председательствующего Давыдова Ж.А.,

с участием прокурора Шушина О.С.,

осужденного Повзуна И.А.

защитника в лице адвоката Зюзина А.Ю.,

при секретаре Ереминой Т.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании уголовное дело по апелляционной жалобе осуждённого Повзуна И.А. на приговор Мелекесского районного суда Ульяновской области от 28 декабря 2020 года, которым

 

ПОВЗУН Игорь Александрович,

*** несудимый,

 

осужден по п. «б» ч. 2 ст. 171 УК РФ к наказанию в виде штрафа в размере 150 000 рублей.

 

Мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении  до вступления приговора в законную силу оставлена без изменения.

 

В приговоре решены вопросы о вещественных доказательствах.

 

Апелляционное представление государственным обвинителем Афандеевым Д.Р. отозвано в порядке предусмотренном ч. 3 ст. 389.8 УПК РФ.

 

Доложив содержание приговора, существо апелляционной жалобы,  заслушав выступления участников процесса, суд апелляционной инстанции

 

УСТАНОВИЛ:

 

Повзун И.А. признан виновным в осуществлении предпринимательской деятельности без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере.

 

Преступление совершено в период времени с 1 сентября 2016 года по 28 февраля 2018 года в *** Ульяновской области при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре суда. 

 

В апелляционной жалобе осуждённый Повзун И.А. просит приговор отменить и вынести новый оправдательный приговор.

В обоснование указывает, что при постановлении приговора были нарушены требования ч.ч. 1 и 2 ст. 297, ч. 4 ст. 302, ст. 307, ч. 4 ст. 7 УПК РФ, не выполнены требования ст. 73 УПК РФ, проигнорированы требования ст. 14 УПК РФ и ст. 49 Конституции РФ. 

Обращает внимание, что вмененная приговором ему сумма дохода  не подтверждается материалами уголовного дела, справки, которые были взяты за основу, содержат не корректные сведения (без указания конкретных платежных документов, в материалах дела отсутствуют копии платежных документов). В удовлетворении ходатайства защиты об истребовании самих первичных бухгалтерских документов и их осмотре судом было отказано.

Указывает, что специфика сферы коммунальных услуг заключается в том, что услуги потребителям, фактически оказываются авансом, а оплачиваются, зачастую, спустя значительное время, в том числе путем принудительного взыскания. Данное обстоятельство имеет существенное значение, поскольку требования о лицензировании отдельных видов деятельности, на которые ссылается следователь, вступили в силу 1 сентября 2016 года. Поступившие денежные средства на счета МУП «О***» следует проверять на предмет периода, за который произведена оплата, поскольку оказанная до 1 сентября 2016 года МУП «О***» услуга не образовывала состав преступления.

Также обращает внимание, что в период с 29 августа 2016 года по 25 сентября 2016 года находился в отпуске, а, следовательно, оплата за этот период также подлежит исключению из обвинения.

Обращает внимание, что согласно заключению эксперта № Э4/10*** от 15 августа 2020 года на все счета предприятия, за вмененный период  поступило 16 588 413, 87 рублей. При этом в данную сумму вошли платежи за период оказания МУП «О***» услуг до 1 сентября 2016 года, которые должны быть исключены из обвинения.

Указывает, что суд в приговоре продублировал обвинение в части указания корыстного у него мотива. При этом из материалов дела следует, что он получал только заработную плату, установленную работодателем – учредителем МУП «О***».

Ссылаясь на ч. 1 ст. 2 ГК РФ, обращает внимание, что предприятие хотя и формально являлось коммерческим, однако деятельность вело не самостоятельно, подчинялось в вопросах ценообразования, а, следовательно, и получения прибыли, руководящим указаниям в виде приказов об установлении тарифов Министерства экономики Ульяновской области.

Обращает внимание, что именно установление заниженных цен на поставку потребителям горячей воды и тепла, привело к банкротству предприятия. Предприятие не могло приобрести лицензию, поскольку необходимые денежные средства отсутствовали, а на действующие счета предприятия был наложен арест, вследствие чего предприятие не имело возможности распоряжаться денежными средствами самостоятельно.

Указывает, что в материалах дела имеются сведения о том, что МУП «О***» ФАС РФ внесено в соответствующий реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе. При этом в силу п. 1 ст. 8 ФЗ от 18 августа 1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» МУП «О***» лишено было возможности приостанавливать деятельность, отказываться от выполнения своих обязательств перед потребителями.

Обращает внимание, что в хозяйственном ведении МУП «О***» находилась сеть газопотребления А 52-05629-001, которая в 2014 году на основании письма заместителя Руководителя Федеральной  службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 апреля 2014 года была исключена из государственного реестра ОПО. Данный документ прямо указывает, что именно является опасным производственным объектом – сеть газопотребления. Требования о лицензировании относится к сети газопотребления, а не ко всей  в целом деятельности МУП «О***». МУП «О***» не сдавало в аренду и не получало какого-либо дохода именно  от эксплуатации сети газопотребления.

Указывает, что в 2016-2018 годах эксплуатируемая МУП «О***» котельная регулярно получала паспорт готовности к отопительному сезону, что подтверждало безопасность эксплуатируемого оборудования.

Ссылаясь на пример из раздела 4 Обзора практики применения судами положений главы 8 УК РФ об обстоятельствах исключающих преступность деяния (утверждён Президиумом Верховного Суда РФ от 22 мая 2019 г.), указывает, что не мог принять решение о приостановлении деятельности, поскольку это привело бы к остановке опасных объектов, объектов жизнеобеспечения и целого ряда социально значимых объектов, что повлекло бы существенное нарушение конечных потребителей. Обращает внимание, что он реально не имел законной возможности выделить денежные средства на проведение всех необходимых экспертиз для получения лицензии, поскольку уже на 2016 год задолжность МУП «О***» перед ресурсоснабжающими организациями была более 50 млн. рублей. Любые средства поступающие на счета МУП списывались в счет погашения долгов. Считает, что действовал в условиях крайней необходимости, что в соответствии со ст. 39 УК РФ, не является преступлением.

По мнению автора жалобы суд не исследовал в полном объеме данные о его личности.

 

В судебном заседании апелляционной инстанции:

-        осужденный Повзун И.А. и его адвокат Зюзин А.Ю. поддержали доводы апелляционной жалобы;

-        прокурор Шушин О.С. обосновал своё мнение о несостоятельности доводов, изложенных в апелляционной жалобе. Просил приговор в отношении Повзуна И.А. оставить без изменения.

 

Проверив материалы уголовного дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав выступления участников процесса, суд апелляционной инстанции находит приговор, постановленный в отношении Повзуна И.А., законным, обоснованным и справедливым.

 

Выводы суда о виновности осужденного Повзуна И.А. основаны на фактических обстоятельствах и подтверждаются совокупностью доказательств, собранных по делу, полно, всесторонне и объективно рассмотренных в судебном заседании и приведенных в приговоре, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии с требованиями статьи 88 УПК РФ с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а всем собранным доказательствам в совокупности – достаточности для разрешения уголовного дела.

 

Виновность Повзуна И.А. в совершении преступления, несмотря на оспаривания им своей вины, подтверждается: показаниями свидетелей Б*** В.И., Г*** Н.Ю., Ж*** Е.В., Н*** Л.В., С*** Г.А., Б*** Л.Л., С*** Ю.А., З*** Д.А., С*** Е.Ю., Х*** А.Н., К*** В.В., С*** М.Р., Х*** Р.Н., Г*** Г.В., П*** О.Н., Ч*** А.В., заключением экспертизы и другими доказательствами, содержание которых подробно изложено в приговоре.

 

Так из показаний свидетеля Б*** В.И., данных в судебном заседании следует, что он состоит в должности старшего государственного инспектора Ульяновского регионального отдела по надзору за промышленной и энергетической безопасностью Средне-Поволжского Управления Ростехнадзора с 2009 года. На учете Средне-Поволжского Управления Ростехнадзора состояло МУП «О***», которое   осуществляло деятельность по поставке населению и предприятиям социальной сферы тепловой энергии и горячей воды. Согласно Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», деятельность по эксплуатации пожаровзрывоопасных производственных объектов при использовании природного газа среднего давления - свыше 0,005 мегапаскаля до 1,2 мегапаскаля подлежит лицензированию. В связи с использованием в своей деятельности природного газа среднего давления у МУП «О***» возникла обязанность  получить лицензию на осуществление данной деятельности. Ранее у МУП «О***» имелась лицензия на деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, и предприятие также состояло на учете в Средне-Поволжском Управлении Ростехнадзора, но в связи с изменением законодательства в 2014 году данная лицензия была прекращена по заявлению Повзуна И.А. В связи с вступлением в силу Федерального закона № 170-ФЗ от 02 июня 2016 года «О внесении изменений в Федеральный закон о промышленной безопасности опасных производственных объектов» вид деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности вновь стал лицензируемым видом деятельности. МУП «О***» должно было получить лицензию на осуществляемый организацией вид деятельности с 01 сентября 2016 года, так как опасный производственный объект, эксплуатируемый МУП «О***», относился к III классу опасности в связи с транспортировкой и использованием природного газа среднего давления, что подтверждается строительным паспортом газопровода. Меры для получения лицензии директором МУП «О***» предприняты не были, несмотря на то, что МУП «О***» выдавались соответствующие предписания, которые получал сам Повзун И.А.  Котельная МУП «О***» характеризуется как опасный производственный объект III класса опасности, поскольку внутрь котельной «входит» газопровод среднего давления и согласно законодательству о промышленной безопасности эксплуатация такого объекта подлежит лицензированию.

 

Из ответа из Средне-Поволжского Управления Ростехнадзора от 20 марта 2020 г. следует, что у МУП «О***»  (ИНН 7329001547) отсутствует действующая лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, I и III классов опасности. Действие имевшейся у МУП «О***» лицензии от 13 мая 2011 №ВП-52-0011*** на деятельность «Эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов» прекращено 9 сентября 2014 г. на основании заявления лицензиата.

Из копии проектной документации к техническому перевооружении сети газопотребления котельной МУП «О***», следует, что  источником газоснабжения котельной является существующий внутриплощадочный газопровод среднего давления  Р = 0,24 МПа.

Из акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя №11-09-17-1*** от 19 сентября 2017 г., составленного государственным инспектором Ульяновского отдела по надзору за промышленной безопасностью  Б*** В.И. по результатам внеплановой выездной проверки проведенной в отношении МУП «О***» с 06 по 19  сентября 2017 г. следует, что в ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований, в том числе отсутствие лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности на основании ч.1 ст.6 Федерального закона от 21 июля 1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». С актом проверки ознакомлен директор МУП «О***» Повзун И.А.

Из предписания №11-09-17-*** от 19 сентября 2017 г., составленного государственным инспектором Ульяновского отдела по надзору за промышленной безопасностью Б*** В.И. на основании акта проверки от 19 сентября 2017 г., следует, что МУП «О***» и его законному представителю предписано принять меры по устранению нарушений требований нормативно правовых актов РФ, нормативно технических документов в области технического регулирования, указанных в Акте проверки от 19 сентября 2017 №11-09-17-***, в п.6 выявленных нарушений указано - «отсутствует лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности на основании ч.1 ст.6 Федерального закона от 21 июля 1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». С предписанием ознакомлен  директор МУП «О***» Повзун И.А.

Из акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя №11-01-18-659-*** от 31 января 2018 года, составленного государственным инспектором Ульяновского отдела по надзору за промышленной безопасностью Болвановым В.И. по результатам внеплановой выездной проверки в отношении МУП «О***» следует, что в ходе проверки установлено, что предписание от 19 сентября 2017 №11-09-17-***, в части пункта 6 не выполнено. С актом проверки ознакомлен директор МУП «О***» Повзун И.А.

Из постановления о назначении административного наказания №1325/659-*** от 28 апреля 2018 г., следует, что юридическое лицо - МУП «О***» за не выполнении пункта 6 предписания от 19 сентября 2017 г. года №11-09-17-***, а именно: «отсутствие лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных  и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности», привлечено к административной ответственности по  ч.11 ст.19.5 КоАП РФ, с назначением административное наказание в виде административного штрафа в размере 400000 рублей.

Из протокола осмотра места происшествия от 27 апреля 2020 г. следует, что осмотрено здание котельной, расположенной по ул. Автодорожная, 5 в пос. Н*** Мелекесского района Ульяновской области, которое ранее являлось котельной МУП «О***». В ходе осмотра установлено, что на втором этаже здания котельной имеется газорегуляторное устройство, регулятор типа РДСК, предназначенное для понижения давления газа на оборудовании среднего давления до 600 КПа, на первом этаже здания обнаружены: котел ДКВР 10/13 регистрационный номер 2145 год выпуска 1973 год, котел ДКВР 10/13 заводской номер 3960 год выпуска 1971 год, котел для производства горячего водоснабжения №КВА 20 ГМ (ИКЗ 2000), 2013 года выпуска. Также установлено, что к зданию со стороны ул.Автодорожной направлен газопровод  желтого цвета, который присоединен к осматриваемому зданию через второй этаж.

 

Из показаний свидетеля Х*** А.Н., оглашенных в порядке ст. 281 УПК РФ и подтверждённых в судебном заседании, следует, что в период с 08 июня 2007 года по 27 августа 2018 года она работала в должности старшего государственного инспектора Ульяновского отдела по надзору за энергетической безопасностью и ГТС Средне-Поволжского управления Ростехнадзора, и в ее обязанности входило проверка соблюдения требований по энергетической безопасности объектов теплоснабжения расположенных на территории, в том числе Мелекесского района Ульяновской области. У МУП «О***» с 2010 года на праве хозяйственного ведения было закреплено здание газовой котельной по адресу ул. Автодорожная, 5 пос. Н*** Мелекесского района Ульяновской области, три водогрейных котла ДКВР 10/13 и три паровых котла ДКВР 10/13, которые находились в здании самой котельной. Котельная предназначена для выработки тепловой энергии и горячего водоснабжения. Водогрейные котлы ДКВР 10/13 установленные в МУП «О***» и система теплоснабжения, проходящая от котельной МУП «О***» по поселку Н*** до объектов теплопотребления были объектами ее надзора по подготовке к отопительному сезону 2017-2018 годов. На основании распоряжения заместителя руководителя Средне-Поволжского Управления Ростехнадзора Трохинова И.П. от 17 августа 2017 года №259***-р была проведена внеплановая выездная проверка хода подготовки к отопительному сезону  МУП «О***». Проверка проводилась совместно с государственным инспектором Ульяновского отдела по надзору за промышленной безопасностью Средне-Поволжского Управления Ростехнадзора Б*** В.И., в компетенцию которого входила проверка эксплуатации опасного производственного объекта, в том числе наличие лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности. В проверке участвовал лично директор МУП «О***» Повзун И.А.  Сеть газопотребления МУП «О***», согласно распоряжения на проведение проверки, проверял Б*** В.И., она проверяла только сеть теплоснабжения, которая не подлежит лицензированию. По результатам проверки совместно с Б*** В.И. был составлен акт проверки МУП «О***» №11-09-17-*** от 19 сентября 2017 года, в котором были отражены нарушения, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта, среди прочих нарушений Б*** В.И. в п. 6 было указано на отсутствие лицензии у МУП «О***» на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности. При проверке деятельности МУП «О***» по подготовке к отопительному сезону со стороны энергетической безопасности нарушений выявлено не было. Повзун И.А. на месте проверки под роспись был ознакомлен с актом проверки и ему была выдана копия данного акта.

 

Из показаний свидетеля С*** Е.Ю., оглашенных в порядке ст. 281 УПК РФ и подтверждённых им в судебном заседании, следует, что он с 15 декабря 2015 года работает в должности главы администрации муниципального образования «Н*** сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области. До 2015 года на администрацию МО «Н*** сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области были возложены полномочия по предоставлению коммунальных услуг, в том числе горячего водоснабжения и тепловой энергии населению, проживающему на территории образования. В 2010 году администрацией поселения МО «Н*** сельское поселение»  в п.Н*** было образовано МУП «О***» с целью предоставления данных коммунальных услуг населению и другим объектам социальной сферы и бизнесу, которое располагалось по ул.Автодорожная, 5, пос. Н***. На основании договора хозяйственного ведения №4*** от 06 октября 2010 года (заключенного между администрацией МО «Н*** сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области и МУП «О***») МУП «О***»  пользовался зданиями, теплосетями  и оборудованием котельной. У МУП «О***» с 2010 года на праве хозяйственного ведения было закреплено в том числе следующее имущество: здание газовой котельной по адресу ул.Автодорожная, 5 п.Н***, два водогрейных котла ДКВР 10/13 и четыре паровых котла ДКВР 10/13, которые находились в здании самой котельной по вышеуказанному адресу. Сама котельная предназначена для выработки тепловой энергии и горячего водоснабжения. К котельной подходит газопровод среднего давления, который «заходит» внутрь котельной на техническую площадку второго уровня котельной, где установлены газораспредительные устройства, понижающие среднее давление до низкого. По определению Федерального Закона Российской Федерации № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» газопровод, к которому относится среднее давление свыше 0,005 МПа – является опасным производственным объектом. Поскольку в указанную котельную, «заходит» газопровод среднего давления, в ней установлена газорегуляторная установка, которая снижает уровень входящего давления газа до необходимого, для нормальной работы оборудования. С 2011 года директором МУП «О***» был назначен Повзун И.А.  В 2015 году в связи с изменениями в федеральном законодательстве, в частности в ФЗ от 26 августа 2006 года № 136-ФЗ и ФЗ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, а также на основании Постановления правительства Ульяновской области, муниципальное имущество сельских поселений, связанное с предоставлением коммунальных услуг,  с 01 января 2015 года передано на баланс администрации Мелекесского района Ульяновской области. Согласно данным изменениям в законодательстве, обязанность предоставления населению коммунальных услуг была передана от администрации сельских поселений к администрации Мелекесского района. Администрация МО «Н*** сельское поселение» в его лице заключало с МУП «О***» в лице директора Повзуна И.А. в период с декабря 2015 года по декабрь 2018 года договора на услуги производства и транспортировки тепловой энергии и поставку горячего водоснабжения. На основании заключенных договоров МУП «О***» осуществляло в здания принадлежащие администрации поставку тепловой энергии и горячего водоснабжения. Договоры заключались ежегодно. В период времени с 01 сентября 2016 года по 28 февраля 2018 года за услуги производства и транспортировки тепловой энергии и горячего водоснабжения было перечислено с административного расчетного счета администрации МО «Новоселкинское сельское поселение» в МУП «О***» денежные средства в сумме 797183,40 рублей, задолженность на 28 февраля 2018 года перед МУП «О***» составляла 379655,13 рублей. Кроме того МКУК «Ц*** к*** и д***» МО  «Н*** сельское поселение» в  лице директоров заключало с МУП «О***» в лице директора Повзуна И.А. в период с декабря 2015 года по декабрь 2018 года договора на услуги производства и транспортировки тепловой энергии. Перечисление денежных средств за услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению в МУП «О***» осуществлялось только безналичным расчетом. В период времени с 01 сентября 2016 года по 28 февраля 2018 года за услуги производства и транспортировки тепловой энергии и горячего водоснабжения было перечислено с расчетного счета МКУК «Ц*** к*** и д***» в МУП «О***» денежные средства в сумме 396489,00 рублей, задолженность на 28 февраля 2018 года перед МУП «О***» составляла 140097,45 рублей. Повзун И.А. для получения лицензии на эксплуатацию опасного производственного объекта в условиях арестованных расчетных счетов МУП «О***» должен был уведомить об отсутствии лицензии учредителя МУП «О***» - администрацию Мелекесского района Ульяновской области и поставить вопрос о выделении денежных средств необходимых для получения лицензии. За период времени с 01 сентября 2016 года по 28 февраля 2018 года от МО «Н*** сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области и МКУК «Ц*** к*** и д***а» МО «Н*** сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области на расчетные счета в МУП «О***» денежные средства за услуги «теплоснабжение» и «горячее водоснабжение» оказанные МУП «О***» до 01 сентября 2016 года не поступали.

 

Из показаний свидетеля К*** В.В., данных в судебном заседании, следует, что  он работает в должности председателя комитета по управлению имуществом МО «М*** район». В период с декабря 2015 года по 10 октября 2017 года работал в должности первого заместителя главы администрации МО «М*** район» и курировал сферу ЖКХ и теплоснабжения на территории района. МУП «О***» осуществляло теплоснабжение населения пос. Н***, социальных объектов и горячее водоснабжение. Была ли лицензия у предприятия ему не известно. Вопрос по лицензии не проверялся, главное было, чтобы тепло поступало без перебоев.  Обращался ли директор МУП «О***» Повзун И.А. в администрацию по вопросу оказания помощи в получении лицензии он не помнит. МУП «О***» самостоятельная коммерческая структура, существовала за счет собственных резервов, в финансовую деятельность администрация не вмешивалась.

Из показаний свидетеля  С*** М.Р., данных в судебном заседании, следует, что  он лишь с апреля 2018 года начал работать в должности первого заместителя главы администрации МО «М*** район» и с этого момента познакомился с Повзуном И.А. Ему известно, что у МУП «О***» отсутствовала лицензия, поскольку на это ранее указывалось, как на нарушения при выдаче паспортов готовности. Какой именно вид деятельности должен лицензироваться он не знает.

Из показаний свидетеля Ч*** А.В., оглашенных в порядке ст. 281 УПК РФ и подтверждённых в судебном заседании, следует, что до февраля 2019 года он работал в должности заместителя директора МКУ «УЖКХ М*** района» Ульяновской области. МКУ осуществляет деятельность по регулированию жилищно-коммунального и топливно-энергетического комплекса на территории Мелекесского района Ульяновской области. Учредителем МКУ «УЖКХ М*** района» Ульяновской области является Администрация МО «М*** район» Ульяновской области. На территории Мелекесского района, в п. Н*** до 01 июля 2019 года услуги по горячему водоснабжению и теплоснабжению населения и юридических лиц осуществляло МУП «О***». С 16 декабря 2011 года до 01 марта 2018 года директором  МУП «О***» являлся Повзун И.А.  Согласно утвержденному уставу МУП «О***» является самостоятельным юридическим лицом, самостоятельно планирует и осуществляет хозяйственную деятельность, исходя из реального спроса и в пределах направлений деятельности, предусмотренной уставом. Право предприятия осуществлять деятельность, для которой необходима лицензия, возникает с момента получения такой лицензии. По вопросам, связанным с получением лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности руководство МУП «О***», в том числе директор Повзун И.А. в администрацию МО «М*** район» Ульяновской области не обращались.

Из копии выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, следует, что   сведения в ЕГРЮЛ о создании МУП «О***»  внесены 04 октября 2010 г., адрес (место нахождения) Ульяновская область, Мелекесский район, поселок Н***, улица Автодорожная, 5. Основной вид деятельности - производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными. До 12 марта 2018 г. руководителем указан Повзун Игорь Александрович.

Из копии Устава МУП «О***» «Н*** сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области, утвержденного постановлением Главы администрации муниципального образования «Н*** сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области от 24 сентября 2010 №9***, следует, что  МУП «О***» является коммерческой организацией, основная цель деятельности которой – извлечение прибыли в пределах, установленных Уставом видов деятельности. МУП «О***» осуществляет деятельность, определенную Уставом, для выполнения работ, производства продукции, оказания услуг для осуществления социально-экономических заказов, удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли, одним из основных видов деятельности которого, является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными. Согласно п. 3.4 ч. 3 Устава, право МУП «О***» осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, в случае, если МУП «О***» не воспользовалось правом на ее продление, в иных случаях, установленных действующим законодательством или иными правовыми актами.

Из копии изменений внесенных в Устав МУП «О***» «Н*** сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области утвержденного постановлением администрации муниципального образования «Н*** сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области от 24 декабря 2014 года №4***, следует, что  учредителем МУП «О***» и органом, осуществляющим полномочия собственника его имущества,  является администрация муниципального образования «М*** район» Ульяновской области.

Из копии трудового договора №3*** от 30 декабря 2014 г., заключенного между МО «М*** район» в лице Главы администрации Т*** С.В. и Повзуном Игорем Александровичем,  следует, что Повзун И.А. принят на работу на должность директора МУП «О***». Дата начала работы  01 января 2015 года, срок договора не определен, установлен должностной оклад в размере 25185 рублей в месяц, с доплатой за вредные условия труда в размере 7% от должностного оклада и ежемесячной премии 10% от должностного оклада.

Из копии приказа № 7*** от 1 марта 2018 г. следует, что прекращен трудовой договор с работником - директором МУП «О***» Повзуном Игорем Александровичем по инициативе работника, с выплатой компенсации за неиспользованный ежегодный отпуск в количестве 4,66 календарных дней, за период с 30 декабря 2017 г. по 01 марта 2018 г. Повзун И.А. ознакомлен с приказом 1 марта 2018 г.

 

Из показаний свидетелей З*** Д.А. (экономиста МУП «О***»), П*** О.Н. (главного бухгалтера МУП «О***») данных в судебном заседании, следует, что  в период с 01 сентября 2016 года по 28 февраля 2018 года директором МУП «О***» был Повзун И.А. Деятельность предприятия подлежала лицензированию, однако получить лицензию не удалось из-за заморозки счетов. Деятельность МУП «О***» была убыточной и перед поставщиками имелась задолженность более 30 млн. рублей. Заработную плату работники получали через решение комиссии по трудовым спорам. Через заработную плату также возвращались расходы на канцелярские товары.

Из показаний свидетеля Г*** Г.В., данных в судебном заседании, следует, что он работает в должности ведущего специалиста группы корпоративной защиты ООО «Г*** Ульяновск». С МУП «О***» в 2016-2018 годах был заключен договор на поставку газа на отопительную котельную в пос. Н***. Данный договор заключался с Повзуном И.А. и пролонгировался ежегодно. У МУП «О***» имелась задолженность на тот период около 74 млн. рублей. Задолженность оплачивали незначительно и с каждый годом она росла. Поскольку МУП «О***» обслуживал социальные объекты, поставку газа прекратить не могли.

 

Из показаний свидетеля Х*** Р.Н., данных в судебном заседании, следует, что он работает в должности заместителя директора ООО РКЦ-Д***». Между ООО «РИЦ-Д***» и МУП «О***», директором которого являлся Повзуном И.А. был заключен договор о перечислении денежных средств, на основании которого осуществлялось начисление и сбор денежных средств за услуги ЖКХ физическим лицам на территории п. Н***. Денежные средства за услуги перечислялись безналичным расчетом в МУП «О***», Ульяновск-Э*** и Г***.  По соглашению ООО «РИЦ-Д***» получало вознаграждение за услуги, а остальные денежные средства перечислялись на счета организаций.  У населении имелась задолженность перед МУП «О***», и была с нарастающим и если оплата проводилась  за текущий период, то она так и проходила, либо по просьбе клиента за предыдущий период, при этом в платежном документе указывается сумма к оплате с учетом задолженности.

Из заключения эксперта № Э4/10*** от 15 августа 2020 года, следует, что  на счета МУП «О***» № 4070281031***, № 408218108100***, открытые в ПАО Банк «ФК О***» г. Ульяновск, и счета № 407028104690***, № 40702810469110***, № 407028108690***, № 40821810369000***, открытые в ПАО «С***», по основаниям, содержащим слова и словосочетания (в том числе в сокращенной форме) «горячее водоснабжение», «ГВС», «теплоснабжение», «транспортировка тепловой энергии» за период с 01.09.2016 по 28.02.2018 поступили денежные средства в общей сумме 6 383 631,87 руб.

 

Виновность осуждённого Повзуна И.А. также подтверждается:

-        копиями договоров на услуги производства и транспортировки тепловой энергии, а также на горячее водоснабжение, заключенными между МУП «О***», в лице директора Повзуна И.А., и различными юридическими лицами, в лице их законных представителей;        

-        копией договора №17-1*** об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц и начислению платы за коммунальные услуги от 1 апреля 2012, заключенного между МУП «О***» в лице директора Повзуна И.А. (Поставщика) и ООО «Региональный информационный центр-Д***», в лице директора Х*** Р.Н.(Оператора). Согласно договору Оператор от имени Поставщика и за счет Поставщика либо от своего имени и за счет Поставщика: осуществляет прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств абонентов перед Поставщиком по внесению оплаты за коммунальные услуги (горячее водоснабжение и теплоснабжение), оказанные Поставщиком абонентам на территории п.Н***, Мелекесского района Ульяновской области, а также производит последующие расчеты с Российской Федерации; осуществляет прием на свой расчетный счет безналичных переводов денежных средств физическими лицами, совершенных в целях исполнения денежных обязательств плательщиков перед Поставщиком, с последующим распределением указанных денежных средств в порядке, установленным настоящим договором. Поставщик уплачивает Оператору вознаграждение за услуги по приему платежей от Поставщиков, начислению платы за коммунальные услуги, в соответствии с условиями настоящего договора;

-        копией соглашения о возложении исполнения обязательства №5***Г/2013 от 1 октября 2013 г. заключенного между МУП «О***» в лице директора Повзуна И.А., ООО «РИЦ-Д***» в лице директора Н*** И.Е. и ОАО энергетики и электрофикации Ульяновской области «У***» в лице генерального директора К*** М.Г., согласно которого ООО «РИЦ-Д***» в лице директора Н*** И.Е. по поручению  МУП «О***», в рамках договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц и начислению платы за коммунальные услуги №17-*** от 1 апреля 2012, действующего в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц» и главой 52 «Агентирование» ГК РФ, производит перечисление денежных средств, поступивших от физических лиц, проживающих на территории п.Н*** Мелекесского района, в наличной и (или) в безналичной форме за услугу «Теплоснабжение», оказанную МУП «О***», в размере 19,86% ОАО энергетики и электрофикации Ульяновской области «У***»;

-        копией соглашения о возложении исполнения обязательства б/н от 18 ноября 2013 года, заключенного между МУП «О***» в лице директора Повзуна И.А., ООО «РИЦ-Д***» в лице директора Н*** И.Е. и ООО «Г*** Ульяновск» в лице заместителя генерального директора К*** О.В., согласно которого ООО «РИЦ-Д***» в лице директора Н*** И.Е.  по поручению  МУП «О***», в рамках  агентского договора, действующего в соответствии с Федеральным законом от 03 июня 2009 №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц» и главой 52 «Агентирование» ГК РФ, производит перечисление денежных средств, поступивших от физических лиц, проживающих на территории п. Н*** Мелекесского района, в наличной и (или) в безналичной форме за услугу «Теплоснабжение», оказанную МУП «О***», в размере 50% ООО «Г*** Ульяновск», за услугу «горячее водоснабжение», оказанную МУП «О***» в размере 50% ООО «Г*** Ульяновск»;

-        оборотной сальдовой ведомостью по счету 76.09 за сентябрь 2016 года –февраль 2018 года, поступившей из ООО « РКЦ-Д***», из которой следует, что оборот (дебет) за данный период составил 32 590 468, 96 руб. (исследована в суде апелляционной инстанции по ходатайству прокурора);

-        ответом из ООО «РКЦ-Д***», из содержания которого следует, что в период с 1 сентября 2016 г. по 28 февраля 2018 г. по договору № 17-*** от 1 апреля 2012 г. от абонентов в пользу МУП «О***» поступило 2 430 943, 82 руб. по оплате задолжности за потребленные коммунальные услуги, сложившейся на 1 сентября 2016 года (л.д. 18, т. 6).

 

Дав оценку совокупности исследованных доказательств, суд правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им верную юридическую оценку, -квалифицировал действия Повзуна И.А. по п. «б» ч. 2 ст. 171 УК РФ – осуществление предпринимательской деятельности без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере.

 

Судебное разбирательство проведено  с соблюдением требований уголовно-процессуального закона.

Все представленные доказательства судом исследованы и получили надлежащую оценку в приговоре, заявленные ходатайства разрешены судом в установленном законом порядке и по ним приняты правильные и мотивированные решения. Оценка доказательств не в пользу стороны защиты сама по себе не свидетельствует о необоснованности выводов суда.

 

Вопреки доводам жалобы, в материалах дела имеются доказательства, подтверждающие сумму дохода предприятия, за вмененный обвинением период.

Указанные доказательства исследованы судом и приведены в приговоре.

Тот факт, что Повзун И.А. находился в отпуске в период  с 29 августа 2016 года по 25 сентября 2016 года не влияет на вывод о наличии в действиях осуждённого квалифицирующего признака «сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере».

 

Доводы апелляционной жалобы о том, что МУП «О***» не осуществлял предпринимательскую деятельность, а директор не имел корыстного мотива, так как в течение длительного времени предприятие являлось убыточным, являются несостоятельными.

Вопреки данным утверждениям, из материалов уголовного дела следует, что МУП «О***», возглавляемый Повзуном И.А. является коммерческой организацией, которая самостоятельно, без вмешательства в её деятельность собственника имущества, осуществляет различные виды деятельности, не запрещенные законодательством, в том числе прямо предусмотренные Уставом предприятия, и эта деятельность отвечает признакам предпринимательской, указанной в ч. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ.

Тот факт, что предприятие несло убытки, не свидетельствует об отсутствие у  юридического лица дохода, и не изменяет его правовой статус, так как МУП «О***» создан в соответствии с нормами ГК, является коммерческим, целью деятельности которого, наряду с другими, является получение прибыли.

Само по себе отсутствие у МУП «О***» прибыли, не влияет на установление фактических обстоятельств дела, так как, извлечение прибыли, является целью предпринимательской деятельности, а не её обязательным результатом.

 

Доводы апелляционной жалобы о том, что действия Повзуна И.А. были продиктованы крайней необходимостью, неубедительны, поскольку  ситуация, когда МУП «Очаг» приступив к поставке тепловой энергии, утратило возможность без остановки производства, оформить лицензию, разрешающую работу данного опасного производственного объекта, сложилась в результате действий самого Повзуна И.А. Возникновение данных последствий он предвидел, однако каких-либо мер по их недопущению им своевременно предпринято не было. 

Более того и в последующем с 1 сентября 2016 года по 28 февраля 2018 года Повзун И.А. не принял мер для получения лицензии.

 

Вопреки доводам апелляционной жалобы, приговор соответствует требованиям ст. 307 УПК РФ. Описательно-мотивировочная часть приговора  содержит описание преступного деяния, которое суд счёл доказанным, приведены доказательства виновности осуждённого и мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства и признал достоверными другие доказательства.

Содержание доказательств, приведенное в приговоре, соответствует материалам дела.

 

При назначении наказания Повзуну И.А. суд учел характер и степень общественной опасности совершенного им преступления, данные о личности осужденного, обстоятельства, смягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и назначил справедливое наказание.

С учетом требований положений ст. 60 УК РФ, суд правильно пришел к выводу о необходимости назначения Повзуну И.А. наказания в виде штрафа.

При этом суд обсудил возможность назначения наказания Повзуну И.А. с применением положений, предусмотренных ч. 6 ст. 15,  64 УК РФ и правильно пришел к выводу об отсутствии оснований к этому.

 

Назначенное осужденному наказание соразмерно содеянному, является справедливым и отвечает установленным статьями 6 и 43 УК РФ целям и задачам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его смягчения.

 

Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд, решая вопрос о назначении вида и размера наказания, в полной мере учёл сведения о личности осуждённого.

 

Существенных нарушений уголовно-процессуального закона или неправильного применения уголовного закона, влекущих изменение или отмену приговора, судом не допущено.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 389.13, 389.20, 389.28, 389.33 УПК РФ, суд апелляционной инстанции

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

приговор Мелекесского районного суда Ульяновской области от 28 декабря 2020 года в отношении Повзуна Игоря Александровича оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. 

 

Председательствующий